Специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
1. Тема: Общие категории педагогики, их характеристика (1 час 20 минут).
2. Место: учебный кабинет.
3. Базовый уровень знаний и умений:
№
| Дисциплина
| Знать
| Уметь
|
| Нормальная
физиология
| Физиология ВНД
|
|
| Анатомия
| Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма
|
|
План проведения практического занятия
№
| Элементы практического занятия
| Время (мин.)
|
| Проверка присутствующих
|
|
| Вводный контроль и его анализ
|
|
| Опрос студентов и разбор программных вопросов
|
|
| Дополнительные вопросы, ответы на них
|
|
| Анализ результатов исследования
|
|
| Исходящий контроль знаний и его оценка
|
|
| Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.
|
|
5. Перечень теоретических вопросов:
1. Понятие о педагогике как науке. Предмет и объект педагогики.
2. Основные этапы развития педагогической мысли.
3. Афинская и спартанская системы воспитания.
4. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.
5. Характерные черты воспитания и обучения в период средневековья.
6. Особенности воспитания и обучения в эпоху Возрождения.
7. Я. А. Коменский как основатель теории образования.
8. Педагогика эпохи Просвещения.
9. Педагогика в XIX - нач. ХХ ст. (Г.С. Сковорода, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский).
10. Образовательные проблемы национального возрождения в Украине.
11. Основные задачи педагогической науки. Тенденции развития современной педагогики.
12. Структура современной педагогики. Медицинская педагогика. Значение педагогики в профессиональной деятельности врача.
13. Связь педагогики с другими науками. Педагогика и медицинские науки.
14. Общая характеристика основных категорий педагогики.
15. Методы научно-педагогических исследований.
16. Возникновение науки о воспитании. Развитие отечественной педагогики: просветительско-педагогическая деятельность врачей в Украине.
17. Понятие о развитии и формировании личности.
18. Возрастные этапы развития личности.
19. Движущие силы развития, факторы формирования личности, их характеристика.
20. Закономерности развития личности. Показатели физической и социальной зрелости.
21. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности.
22. Роль воспитания и обучения в формировании личности.
23. Формирование личности специалиста-врача.
24. Понятие о дидактике, ее предмет и функции.
25. Проблемы современной дидактики. Главные задачи дидактики.
26. Категории дидактики, их признаки.
27. Характеристика принципов дидактики.
28. Обучение как целостный и двусторонний процесс, его предмет, задачи и функции.
29. Основные методы обучения, их выбор и классификация.
30. Виды, формы и средства обучения, их классификация.
31. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности.
32. Общая характеристика содержания образования. Понятие об образовании и самообразовании.
33. Структура современного образования.
34. Общая характеристика принципов образования.
35. Педагогика высшей школы, ее предмет и основные задачи. Сущность и закономерности обучения в высшей школе.
36. Основные методы и формы организации обучения в высшей школе.
37. Принципы организации контроля и оценки знаний студентов.
38. Воспитание врачей в условиях вузовской подготовки.
39. Понятие о воспитании, его специфика. Цель воспитания.
40. Связь воспитания и самовоспитания.
41. Структурные элементы воспитательного процесса. Управление процессом воспитания.
42. Основные закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
43. Классификация методов воспитания.
44. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
45. Формы организации воспитательного процесса.
46. Характеристика основных направлений содержания воспитания.
47. Роль медицинской педагогики в воспитании врача. Основные задачи и особенности медико-педагогической деятельности.
48. Речь врача как показатель личностной культуры и средство воздействия на пациента.
49. Формирование психолого-педагогической культуры будущего специалиста-врача.
Потребность передачи опыта подрастающему поколению возникла вместе с человеком. Впервые зародыши образования появились в странах Древнего Востока (Египте, Китае, Индии). Все знания о человеке, природе, обществе аккумулировались тогда в философии, где и были сделаны первые педагогические обобщения.
Термин «педагогика» происходит от греческих слов «paidos» - дети, «ago» - вести. Сегодня самым распространенным является определение педагогики как науке о воспитании, обучении и образовании.
Объектом изучения и исследования в педагогике являются:
ü реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества;
ü воспитание, обучение и развитие социально активной личности на разных этапах его жизни;
ü подготовка к профессиональной деятельности и реалиям жизни;
ü организация и управление этим процессом в общественных образовательно-воспитательных учреждениях и т.д.
Предметом ее изучения в широком понимании является целостный процесс гуманистического воспитания и самовоспитания, непрерывного обучения и самообразования, развития социально активной личности.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщении, называют педагогическими категориями. К основным категориям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование, развитиеличности.
Основными задачами педагогики являются: разработка и внедрение теоретических основ процесса обучения и воспитания; определение их содержания; разработка эффективных форм и методов учебно-воспитательного процесса и подготовки квалифицированных специалистов.
Сейчас в педагогике существует немало самостоятельных ее разделов, которые стали отдельными научными предметами:
I. По возрастным характеристикам:
ü педагогика дошкольного возраста
ü педагогика младшего школьного возраста
ü педагогика подросткового периода
ü педагогика юношеского возраста
ü педагогика взрослых
ü педагогика старшего возраста
ü общая педагогика (весь период жизни человека).
II. По характеру образовательно-воспитательных учреждений:
ü дошкольная педагогика
ü общеобразовательная педагогика
ü профессионально-техническое образование
ü педагогика высшей школы
ü специальные педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика).
ü педагогика трудового коллектива.
III. По общим целям воспитания и образования:
ü педагогика одностороннего формирования личности
ü педагогика комплексного формирования личности
ü функциональная педагогика (по специальностям).
IV. По научно-теоретическу аспекту:
ü общая педагогика
ü теория воспитания
ü дидактика
ü школоведение и вузоведение
ü история педагогики
ü народная педагогика
ü этническая педагогика.
V. По характеру общественного строя и соответствующих отношений между людьми:
ü императивная
ü авторитарная
ü педагогика сотрудничества.
Педагогика связана с такими науками как история, социология, психология, философия, физиология, генетика, экология и др.
Структура любого процесса познания, в том числе и познания педагогических явлений и фактов, включает в себя два уровня исследования: эмпирический и теоретический.
В зависимости от этого решаются вопросы о выборе методов исследования.
Эмпирический уровень познания
(накопление, отбор, сопоставление, анализ, синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе исследования фактов)
| Теоретический уровень познания
(овладение общим знанием законов и сущности педагогических явлений)
| Методы
наблюдение, опрос, анкетирование, интервью
| Методы
эксперимент
(естественный и лабораторный)
|
Педагогический эксперимент - это опытная установка или проверка того или иного метода или приема обучения и воспитания в специально созданных и четко установленных условиях.
Развитие человека включает количественные и качественные изменения в анатомо-физиологическом строении тела, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательных способностей, в обогащении мировоззрения, общественно-политических убеждений, морали.
К внешним факторам развития относятся: среда, общественное воспитание; к внутренним - биологические задатки, самовоспитание и т.д.
Основными закономерностями процесса развития являются: последовательность, необратимость, скачкообразный характер.
Формирование личности - это те качества и свойства, возникающие в процессе развития. Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека. Особым фактором формирования личности является воспитание.
Воспитание - процесс целенаправленной передачи и усвоение новым поколением социально-исторического опыта человечества с целью их подготовки к социально активной жизни и гармоничному развитию личности.
Цель воспитания определяется идейными и ценностными установками, существующими в том или ином обществе.
Основными направлениями воспитательного процесса являются:
ü умственное воспитание;
ü нравственное воспитание;
ü трудовое воспитание;
ü эстетическое воспитание;
ü физическое воспитание.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
-Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации;
- Разработать более современные процессы обучения;
- Организация учебного процесса;
- Новые обучающие системы;
- Новые технологии обучения.
Функции дидактики:
научно - теоретическая или описательно - объясняющая (процесс обучения, его закономерности, сущность и т. д.),
конструктивно - техническая или практическая (конструирование проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог в соответствии с поставленной целью).
К основным задачам дидактики относятся:
1) анализ и описание этих факторов обучения;
2) выявление закономерностей, характерных для процесса обучения;
3) определение норм поведения, основанных на них.
Проблемы современной дидактики: оптимизация учебного процесса, интенсификация обучения, повышение познавательной самостоятельности, творческой активности, усиление межпредметных связей, совершенствование форм и методов обучения и т.д.
Основныекатегории дидактики:
обучение - приобретение субъектом определенных знаний, умений, навыков, превращают уже сложившиеся формы поведения или формирует новое учение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого последний приобретает знания, формируются умения и навыки ;
образование - целенаправленный, систематический, длительный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
самообразование - стремление самой личности к углублению собственных знаний путем индивидуального изучения материала. Результатом самообразования является получение образования, которое может иметь как общий, так и специальный, профессиональный характер.
Формирование социально значимых качеств личности предполагает реализацию в процессе обучения трех основных функций: образовательной, воспитывающей, развивающей.
• Содержание образовательной функции составляют: знания, умения, навыки, которыми овладевает ученик в процессе обучения.
• Содержание воспитывающей функции заключается в формировании в процессе обучения убеждений, взглядов, мировоззрения личности.
• Содержание развивающей функции представляет собой развитие, формирование познавательных психических процессов и свойств личности.
Классификация средств обучения:
• визуальные (зрительные), к которым относятся природные предметы, препараты, схемы, символы (буквы, цифры ) и т.п.
• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные пленки, радиоаппаратуру и т.п.
• аудиовизуальные (зрительные и слуховые) - телевизионные аппараты, кинопроекторы и т.д.
• частично-автоматизированный процесс обучения - программируемые учебники, компьютерная техника и т.п.
Формы способы организации обучения:
• урок;
• семинар;
• лекция;
• консультация;
• зачет;
• экзамен;
• индивидуальное занятие т.п.
|