Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исследование распределения, переключения, и концентрации внимания

Частное образовательное учреждение

Высшего образования

«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

Для студентов направления 38.03.02 Менеджмент

гр. МЗ-119, МЗ-120с

на II семестр 2015/2016 учебного года

 

Челябинск


 

Оглавление

1. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.. 3

2. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 25

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МАКРОЭКОНОМИКА) 29

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 33

 

 


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Форма контроля: зачет

Преподаватель: Львов Леонид Васильевич, к.п.н.

Вопросы для подготовки к зачету

2. Психология как наука, ее структура, предмет и задачи.

3. Основные категории психологии.

4. Функции и основные формы проявления психики человека.

5. Структура личности. Потребностно-мотивационная сфера личности.

6. Личность и деятельность.

7. Факторы развития личности и их взаимосвязь.

8. Ощущения: классификация, свойства.

9. Сущность и основные свойства восприятия.

10. Внимание, его виды и основные свойства.

11. Память, ее основные процессы, виды, закономерности.

12. Мышление, его виды, логические формы и операции.

13. Воображение и его место в творческой деятельности человека.

14. Эмоции, чувства, эмоциональные состояния и свойства личности.

15. Волевая регуляция поведения человека.

16. Темперамент, его типы и физиологические основы.

17. Характер, его свойства, структура, типология.

18. Межличностные отношения.

19. Педагогическая наука. Её предмет и задачи и этапы развития.

20. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.



21. Целостный педагогический процесс.

22. Цель и содержание образования.

23. Методы обучения, их классификация и характеристика.

24. Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, конференция, зачет, экзамен.

25. Семья как субъект педагогического взаимодействия.

 

Задания для студентов заочной формы обучения

 

Задание 1

1. Раскройте структуру психики человека.

2. Раскройте содержание лекции как формы организации обучения в вузе.

3. Определите уровень рефлексии в мышлении.

По приведенным анаграммам найдите слова, из которых они образованы. (Анаграмма представляет собой слово, полученное путем перестановки входящих в него букв).

 

Л Б К О Р А Я И У П К С Г И А Р Т И Г О Е Р А В Ш Н Р К Д Е Т И А Ш Н Р И Р Л Ф Ж А К О Р Г П У А П О К А М Д Н Р И Л Г Н И З О М Е Р Б К А Д О Л Е Л Г Б У Н И А К Т О Р К Т Ы А К

 

За каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл. По одному балл прибавляется за те задачи, которые решаются по обнаруженной последовательности расположения букв. Коэффициент сформированности рефлексии рассчитывается путем деления набранных баллов на их максимально возможное количество.

 

Задание 2

1. Раскройте содержание психоанализа как основного направления психологии.

2. Раскройте содержание понятий: контроль, оценка, отметка.

3. Решите педагогические затруднительные ситуации.Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познако­мившись с содержанием каждой из них, выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет седьмой и последующие варианты ответов на ситуацию.

Ситуация 1

Учащийся говорит педагогу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захо­тел. В том числе мне ничего не стоит усвоить преподаваемый вами пред­мет».

Какой должна быть на это реплика педагога?

«Ты слишком хорошо думаешь о себе».

«С твоими-то способностями? — сомневаюсь».

«Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

«Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

«Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

«Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 2

В ответ на соответствующее замечание педагога обучающийся говорит, что для того чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно мно­го работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способно­сти».

7.__________________________________________ .

Ситуация 3

Учащийся говорит педагогу: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т. п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

1. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

7._________________________________________ .

Ситуация 4

Учащийся в разговоре с педагогом говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».

Как должен ответить педагог на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7._________________________________________ .

Задание 3

1. Раскройте содержание понятия характер.

2. Раскройте содержание понятий: знание, умение, навык.

3. Определите стиль руководства.

А Б В
1. Руководство требует, чтобы обо всех дела докладывали именно ему Старается все решать вместе с обучающимися (подчиненными), единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, но никогда не просит Приказывает так, что хочется выполнить Приказывать не умеет
3. Старается, чтобы его обучающиеся (заместители) были квалифицированными специалистами Ему безразлично, какие у него обучающиеся (кто работает у него заместителем, помощником) Добивается безотказного исполнения и подчинения обучающихся (заместителей)
4. Его интересует только выполнение обязанностей, а не отношения друг к другу В результатах обучения (работы) заинтересован, но подходит к делу формально Решив учебные (служебные) задачи, старается создать хорошие отношения в коллективе
5. Наверное, он консервативен, так как боится нового Инициативы со стороны обучающихся (подчиненных) не принимает Способствует тому, чтобы обучающиеся (подчиненные) работали самостоятельно
6. На критику руководства обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрывать Критику выслушивает, но ничего не предпринимает
7. Складывается впечатление, что он желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и обучающимися подчиненными Единолично принимает решения или отменяет их
8. Регулярно советуется с обучающиеся (подчиненными), особенно с активными (опытными работниками) Обучающиеся (подчиненные) не только советуют, но и могут давать ему свои указания Не допускает, чтобы обучающиеся (подчиненные) ему советовали, а тем более возражали
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми обучающимися (подчиненными) Регулярно общается с обучающимися (подчиненными), говорит о положении дел, трудностях, которые надо преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих обучающихся (подчиненных)
10. Всегда обращается к обучающимся (подчиненным) вежливо, доброжелательно В обращении с обучающимися (подчиненными) проявляет равнодушие По отношению к обучающимися (подчиненным) бывает нетактичным и даже грубым
11. В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют стиля его руководства
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может действовать сам, а ждет указаний сверху, подталкиваний
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и придирчивым
14. Контролирует результаты, замечает положительное и хвалит обучающихся (подчиненных) Всегда очень строго контролирует работу обучающихся (подчиненных) и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
15. Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает обучающимся (подчиненным) замечания, наказывает их Не может влиять на состояние дисциплины
16. В его присутствии обучающиеся (подчиненные) все время находятся в напряжении С ним работать интересно Обучающиеся (подчиненные) предоставлены сами себе

Обработка и интерпретация результатов.Выраженность стиля руководства определяется по количеству выделенных утверждений, относящихся к тому или иному стилю руководства:

А (авторитарный)— 1а, 2а, Зв, 4а, 56, 66, 7в, 8в, 9а, 10в, 116, 12а,

13в, 146, 156, 16а;

Д (демократический) — 16, 26, За, 4в, 5в, 6а, 76, 8а, 96, 10а, Ив, 126,

136, 14а, 15а, 166;

Л (либеральный)1в, 2в, 36,46, 5а, 6в, 7а, 86, 9в, 106, 11а, 12в, 13а, 14в, 15в, 16в.

Количество букв в каждом столбце означает частоту применения данного стиля поведения (N а: N дем, N либ). Общее количество ответов равно Nа (16). Для определения относительной доли применения каждого стиля руководства необходимо разделить N на Nа и умножить на 100% (N/Nа´100%).

Присущий обследуемому, стиль определяется по преобладаю­щей оценке. Определите долю каждого стиля руководства в процентах.

Задание 4

1. Раскройте содержание бихевиоризма как основного направления психологии.

2. Раскройте цели обучения в высшей школе.

3. Тест «Иерархия потребностей личности» (по А. Маслоу).

Предлагаемые в тесте утверждения имеют семь вариантов ответов.

При рассмотрении вопросов необходимо выбрать один из наиболее подходящих вариантов ответов, ха­рактеризующий Ваше поведение или Ваше отношение к событию, и записать его на листке бумаги в соответст­вии с номером вопроса.

Таблица

Варианты ответов на поставленные вопросы

Полностью согласен Согласен Больше согласен, чем нет Не знаю Почти не согласен Не согласен Совершенно не согласен
+ 3 + 2 + 1 - 1 - 2 - 3

 

 

Вопросы:

1. Заработная плата обычно повышается тому, кто хо­рошо выполняет работу.

2. Более детальное описание выполняемой работы является полезным, так как работник точно знает, что от него ожидают.

3. Работникам необходимо периодически напоминать, что от их работы зависит конкурентоспособность организации.

4. Руководитель должен уделять большое внимание сохранению физического состояния работников.

5. Руководитель должен затрачивать много усилий для создания благоприятной, дружеской производст­венной атмосферы среди подчиненных.

6. Индивидуальная способность к более качественно­му выполнению работы имеет большое значение для работника.

7. Обезличенная ответственность часто приводит к притуплению ее восприятия работником.

8. Работники хотят верить, что их профессионализм и знания пригодятся в работе.

9. Для закрепления работников на предприятии важным фактором являются выплаты выходного посо­бия при увольнении и страховые программы.

10. Почти каждую работу можно сделать более стиму­лирующей и интересной.

11. Многие работники не готовы признать превосходство другого в том, что они делают.

12. Руководитель может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки вне­ рабочих мероприятий после работы.

13. Гордость за работу - существенное вознаграждение для исполнителя.

14. Работники хотят считать себя лучшими в том, что касается выполняемой работы.

15. Взаимоотношения в неформальных группах - необходимое условие хорошей работоспособности кол­лектива.

16. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой работы.

17. Возможность общаться с высшим руководством - значима для работника.

18. Работники заинтересованы в минимальном контроле при составлении программы работы и ее реали­зации.

19. Безопасность работы важна для работника.

20. По мнению работников, наличие хорошего обору­дования - необходимое условие успешной работы.

Ключ к тесту

1. Определите алгебраическую сумму набранных Ва­ми баллов по видам по­требностей в соответствии с табл. 1

Потребность «самовыражение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 10, 11, 13, 18.

Потребность «уважение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 6, 8, 14, 17.

Социальные потребности (любовь) оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 5, 7, 12, 15.

Потребность в «безопасности» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 2, 3, 9, 19.

Физиологические потребности оцениваются сум­мой баллов ответов на вопросы: 1,4, 16, 20.

2. В табл. 3.3 нанесите точки в соответствии с полу­ченными результатами подсчетов.

3. Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.

Например, после суммирования ответов Вы полу­чили:

• самовыражение = 7;

• уважение = 6;

• социальные потребности (любовь) = 1;

• потребности в безопасности = 3;

• физиологические потребности = 7.

В соответствии с этими результатами по полученным баллам можно построить график.

Полученный график показывает, что для отве­чающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми - социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллек­тиве.

 

Задание 5

1. Раскройте сущность и виды способностей личности.

2. Раскройте этапы волевого действия.

3. Определите распределение, переключение и концентрацию внимания.

а) Покажите по табл. 1 арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; зафиксируйте время по секундомеру.

б) Покажите римские цифры от ХХIV до I в убывающем порядке; зафиксируйте время.

в) Найдите и запишите попеременно на время арабские цифры в возрастающем, а римские – в убывающем порядке.

 

Исследование распределения, переключения, и концентрации внимания

IV VI XII
XIII XVI XIX
II XV XXIII
IX XVII V XXIV
XIV XX I VII
XXI III VIII XVIII
XI XXII X

Задание 6

1. Раскройте содержание принципов обучения.

2. Раскройте сущность мышления как психического познавательного процесса.

3. Решите педагогические затруднительные ситуации.Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познако­мившись с содержанием каждой из них, выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет седьмой и последующие варианты ответов на ситуацию.

Ситуация 1

Учащийся, выразив педагогу свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причи­на этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить педагог?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой пробле­мы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

7._________________________________________ .

Ситуация 2

Ученик говорит педагогу: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ педагога?

1 «Это плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 3

Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к ко­му-то из товарищей по группе, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как па это должен отреагировать педагог?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

Ситуация 4

Ученик, увидев педагога, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие за­мечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»

7. _______________

Ситуация 5

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, — говорит ученик педагогу и добавляет: — Я вообще думаю бросить занятия».

Как на это должен отреагировать педагог?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

7. ______________________________

 

Задание 7

1. Раскройте сущность и виды памяти как психического познавательного процесса.

2. Раскройте содержание обучения в высшей школе.

3. Определение психологических особенностей и иерархической структуры направленности личности (тест МЭДНАЛ).

Предлагаемая методика позволяет диагностировать виды направленности личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие и направленность на задачу, решаемую в холе выполняемой деятельности - образующие иерархическую структуру профессиональной направленности личности для большинства современных профессий.

Инструкция: На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначенных буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот, который более всего выражает ваше мнение, наиболее ценен для вас, больше всего соответствует действительности, и занести в бланк ответов, обведя кружком соответствующую букву у номера вопроса, на который вы даете ответ. Не пропускайте ни одного вопроса. Над вопросами долго не думайте. Помните, что ответ, возникший первым, обычно бывает самым точным.

Опросник МЭДНАЛ (по Л.М. Митиной)

1. Больше всего удовлетворения в жизни мне дает:
А - оценка работы;

Б - сознание того, что работа выполнена хорошо;

В - сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б - известным игроком;

В - выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А - имеют индивидуальный подход;

Б - увлечены своим предметом и стремятся вызвать у учащихся интерес к нему;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Учащиеся считают самыми плохими таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

А - помогают другим, когда для этого представляется случай;

Б - всегда верны и надежны;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А - с которыми хорошо складываются отношения;

Б - которые могут больше, чем я;

В - на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы стать известным, как те:
А - кто добился жизненного успеха;
Б - кто может сильно любить;

В - кто отличается дружелюбием и добропорядочностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А - научным работником;

Б - начальником отдела;

В - опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:
А - играть с друзьями;

Б - успехи в делах;

В - когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна заключаться в:

А - подготовке учеников к работе по специальности;

Б - развитии индивидуальных способностей и самостоятель­ности;

В - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А - недемократическая система;

Б - человек теряет индивидуальность;

В - невозможно проявить собственную инициативу.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы
использовал его:

А - для общения с друзьями;

Б - для любимых дел и самообразования;

В - для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен достичь максимальных успехов, когда:

А - работаю с симпатичными людьми;

Б - выполняю работу, которая меня удовлетворяет;

В - мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

Б - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

В - приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А - отметили дело, которое я выполнил;

Б - похвалили меня за мою работу;

В - сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - стимулировал меня на более интенсивный труд;

В - вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

 

Виды и иерархическая структура направленности личности

№ п/п Ответ
А В Б
Б В А
А В Б
А Б В
Б А В
В А Б
Б В А
В Б А
В А Б
В Б А
Б В А
Б А В
В А Б
В А Б
А В Б
Б В А
А В Б
  НС = НВД= Н3 =

Обработка результатов

Подсчитайте количество обведенных кружками буквенных обо­значений по всем вопросам. Запишите суммарный бал в нижнюю ячейку соответствующего столбика.

Заключение на основе полученных результатов делается исходя из того, что ответы первого столбика соответствуют направленности личности на себя (НС); второго - направленности на взаимо­действие (НВД); третьего - направленности на задачу (НЗ). Чем более высоким является набранный балл по тому или иному виду направленности личности, тем более высоким являет­ся уровень ее развития.

Количество букв в каждом столбце означает абсолютную величину данного вида направленности (НС, НВД, НЗ). Общее количество ответов равно Н (17). Для определения относительной доли применения вида и иерархической структуры направленности личности, необходимо разделить Н на НС (НВД, НЗ) и умножить на 100% (Н/НС´100%).

Задание 8

1. Раскройте содержание понятия темперамент.

2. Дайте сравнительную характеристику экстрарерсии и интраверсии.

3. Проведите исследование логической и механической памяти. Экспериментатор читает 15 пар слов первого ряда. Интервал между парой 5 с. В этом ряду между словами существуют смысловые связи. После 10-минутного перерыва читаются левые слова с интервалом 10 сек, а испытуемые записывают запомнившиеся слова правой половины ряда (табл. 6).

Аналогичную работу проделайте со словами второго ряда. Левый ряд выражает логическую память, правый – механическую. Проанализируйте полученные результаты.

Таблица

4. Ряды слов для исследования логической и механической памяти

Первый ряд Второй ряд
Кукла – играть  
Курица – яйцо  
Ножницы – резать  
Лошадь – сани  
Книга – учитель  
Бабочка – муха  
Щетка – зубы  
Барабан – пионер  
Снег – вода  
Петух – кричать  
Чернила – тетрадь  
Корова – молоко  
Паровоз – ехать  
Груша – компот  
Лампа – вечер  
       

Задание 9

1. Раскройте содержание принципов обучения.

2. Раскройте сущность мышления как психического познавательного процесса.

3. Определите свою подверженность стрессу.

тест «Подверженность стрессу»).

В каждой из приведенных ниже шести групп ответов надо выбрать те, которые соответствуют вашему характеру.

1. а) в работе, в отношениях с представителями противопо­ложного пола, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность;

б) если в игре вы теряете несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и «выходите из игры»;

в) вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2. а) вы честолюбивы и хотите многого достичь;

б) вы сидите и ждете «у моря погоды»;

в) вы ищете предлог увильнуть от работы.

3. а) вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить дело;

б) вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстегивать»;

в) когда вы вечером приходите домой, то думаете о том,
что сегодня было на работе.

4. а) вы разговариваете слишком быстро и слишком громко.

В беседе вы высказываетесь чересчур категорично и пе­ребиваете других;

б) когда вам отвечают «нет», вы реагируете спокойно;

в) вам с трудом удается выражать ваши чувства и тревоги.

5. а) вам часто становится скучно;

б) вам нравится ничего не делать;

в) вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не своими собственными.

6. а) вы быстро ходите, едите и пьете;

б) если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит;

в) вы сдерживаете свои чувства.

Оценка результатов

За ответы на вопросы начисляются баллы:

а) - 6 баллов; б) - 4 балла; в) - 2 балла.

24 - 36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрес­сом, таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть, очень трудно ужить­ся. Самое главное для вас сейчас - научиться успокаиваться, это нужно и вам, и вашей жене (мужу), и детям.

18 - 24 балла. Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если вы набрали ненамного больше 18 баллов, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позво­лит вам добиться большего.

12 - 18 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать при­чиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

 

Задание 10

1. Раскройте сущность и виды эмоций личности.

2. Охарактеризуйте цель и содержание высшего образования.

3. Решите педагогические затруднительные ситуации.Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познако­мившись с содержанием каждой из них, выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет седьмой и последующие варианты ответов на ситуацию.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению занятия, все обучающиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча­щегося, который засмеялся, он, глядя вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вес­ти занятия».

Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

7.____________________________________________ .

Ситуация 2

В самом начале занятия или после того как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как пе­дагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить педагога.

2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого педагога?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. ________________________________________ .

Ситуация 3

Педагог дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать». Какой должна быть реакция педагога?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на пове­дение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».

7.___________________________________________ .

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как сле­дует понять и усвоить материал, и говорит педагогу: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в группе?» Что должен па это ему ответить педагог?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие наде­жды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.__________________________________________ .

Ситуация 5

Ученик говорит педагогу: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спор­тивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только».

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4 «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка, с друзь­ями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями, действительно, интереснее, чему учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя»._________________________________

Задание 11

1. Раскройте содержание интерактивного обучения в высшей школе.

2. Дайте сравнительную характеристику дедукции и индукции.

3. Определение качества личности (свой «Социотип»).

Из каждой пары описаний (1-2; 3-4; 5-6; 7-8) выберите одно и запишите его порядковый номер.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.

2. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.