Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современные проблемы профессиональной речевой культуры юристов

 

Под эффективностью речевой коммуникации в юридической практике следует понимать оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей, при этом не только результат будет соответствовать задуманному, но постановка цели, способы и средства ее достижения будут соответствовать правовым и этическим нормам. Эффективность речевой коммуникации в профессиональной юридической деятельности достигается при реализации трех главных целей — это принятие слушающим содержания высказывания, ответ слушающего и выполнение им действий сообразно с намерениями говорящего.

Условия, способствующие осуществлению коммуникативной цели:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения. Излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы, сбивает с толку из-за предположения наличия какого-то особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно быть правдивым, не следует говорить то, для чего нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, то есть соответствовать предмету разговора: не стоит отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным. Нужно избегать непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Правила эффективной речевой коммуникации в юридической практике:

1. Речевая коммуникация в юридической практике невозможна без единого языка. При этом важна не только общая знаковая форма, но и значения, термины, которыми оперируют участники диалога. Отступление от этого требования ведет к путанице, собеседники могут не понять друг друга, потому что исходные выражения имеют разный смысл, хотя, быть может, они тождественны с синтаксической точки зрения. Поэтому юрист, например, при консультировании клиента должен излагать свои позиции доступным языком, преимущественно используя несложные общеупотребительные термины, понятные для собеседника. Общеупотребительные термины — слова обычного литературного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.



2. Необходимым требованием эффективной речевой коммуникации в юридической практике является существование желания и потребности в общении между участниками.

3. Речевая коммуникация предполагает сотрудничество. Это значит, что юрист, помимо стремления к истине, должен уметь слушать и слышать другого человека. Сотрудничество в процессе речевой юридической коммуникации предполагает поведение его участников в соответствии с правилами вежливости. Выполнение данного требования надежно обеспечивает обратные связи между собеседниками.

4. Вместе с тем сотрудничество предполагает конформизм, необходимость критического отношения к высказываниям и взглядам партнера.

5. Свобода — важнейшее условие эффективной речевой коммуникации в юридической практике. Выразители различных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения.

Безупречное владение языком и развитые коммуникативные навыки необходимы юристу по разным причинам:

а) они обеспечивают объективность и достоверность расследования, а во многих случаях и судопроизводства. Если, например, следователь что-то недопонял, понял неправильно или не сумел правильно отразить факты в протоколе, это так и останется в деле и лишь с очень большим трудом может быть исправлено;

б) развитые коммуникативные навыки обеспечивают доступность речи юриста. Этот фактор не менее важен. Ведь даже если юрист правильно понимает слова собеседника, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного вопроса, чтобы весь процесс пошел по неправильному пути;

в) развитые речевые навыки и умения позволяют юристу установить живой психологический контакт, возбудить доверие;

г) речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности самого юриста. Они способствуют четкости и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние профессионального языка, нередко отражающееся в некоторой шаблонности криминалистической мысли.

На основе умения говорить юрист решает коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации. Так, скудость словарного запаса, стереотипные, краткие, неполные, а порой невразумительные фразы говорят о низком уровне владения устной речью, что недопустимо в юридической практике. Несколько слов следует сказать и о том, какие именно особенности речи юристу полезно развивать.

Во-первых, это богатство словаря, умение в нужный момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.

Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, умение выбрать нужную форму выражения, использовать богатство различных стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так эффективность беседы юриста с людьми разных социальных групп будет зависеть от того, насколько свободно он владеет лексикой, употребляемой представителями данных социальных групп.

В-третьих, это умение адекватно понять речь клиента, т.е. умение как бы поставить себя на его место и «услышать» в этой речи то, что хотел вложить в нее говорящий, а не то, что юрист сам имел бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше квалификация юриста, тем объективнее его понимание речи говорящего, тем меньше он «вкладывает» в это понимание своего личного речевого опыта, своих собственных, индивидуальных речевых особенностей.

Эффективная речевая юридическая коммуникация в первую очередь связывается с задачами речевого воздействия. Причем область, доступная для речевого воздействия, может быть расширена до различного использования языка: от неформальной беседы (разговора), юридической консультации до судебных прений. Для юриста важно не только правильно и умело общаться с людьми, но и уметь оказывать психологическое воздействие на них: склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации и т.п. Всегда необходимо помнить, что юрист часто вступает в общение не потому, что его просто интересует этот человек, а для того, чтобы изменить его позицию, его отношение. И именно психологическое воздействие в процессе общения с ним позволяет этого добиться. Эффект речевой коммуникации в юридической практике наблюдается в изменении поведения собеседника, которое происходит в результате принятия им сообщения. Результатами речевой юридической коммуникации могут быть изменения в знаниях, изменение установок, изменение поведения.

Умение задавать вопросы, иными словами интервьюирование, является важным коммуникативным навыком юриста. Еще Леонардо да Винчи говорил: «Хочешь услышать умный ответ — спрашивай умно». Для юриста, который должен в процессе общения с гражданами выяснить обстоятельства того или иного происшествия, одним из важнейших качеств является умение задавать вопросы. В данном случае его можно сравнить с журналистом, интервьюером. В юридической практике возможно использование различных вопросов в зависимости от конкретного контекста и целей, которые преследует при этом юрист.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.