Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема11. Кредитно-денежная политика

Основные понятия: кредитно-денежная политика, инструменты кредитно-денежной политики, политика дешевых денег, инвестиционная деятельность, операции на открытом рынке, депозит, ссуда , коммерческие банки, облигация, монетарная политика.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое кредитно-денежная политика, какие цели она преследует?

2. Какие инструменты кредитно-денежной политики вы знаете?

4. Что такое политика дешевых денег, когда она применяется?

5. Какие действия осуществляет Центральный банк в рамках политики дорогих денег?

6. В чем основные отличия между кейнсианским и монетаристским подходами к проведению кредитно-денежной политики?

 

Дискуссионные вопросы

1. Сравнительный анализ взглядов кейнсианцев и монетаристов на результативность кредитно-денежной политики.

2. Проблемы финансовой стабилизации российской экономики и подходы к их решению.

3. Взаимосвязь кредитно-денежной политики и инвестиционной деятельности.

4. Макроэкономические критерии оценки эффективности кредитно-денежной политики.

 

Темы для рефератов

 

1. Кредитный механизм и его роль в экономике.

2. Особенности современной кредитно-денежной политики в экономике России.

3. «Политика дорогих денег» и «политика дешевых денег»: цели, инструменты, сферы применения.

4. Принципы проведения кредитно-денежной политики.

5. Денежное правило М. Фридмена и практика его использования в экономике страны.

Тесты

 

1. Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Это приводит:

а) к увеличению денег у банков для кредитования;

б) к удорожанию кредита;

в) к увеличению денежной массы в обращении.



2. Экономическая теория рекомендует правительству страны, попавшей в полосу спада, относительно нормы банковского резерва:

а) увеличить, чтобы денежное предложение сократилось;

б) уменьшить, чтобы снизить инфляцию;

в) уменьшить, чтобы увеличить спрос и тем самым вызвать подъем деловой активности;

г) увеличить, чтобы денежное предложение возросло и сократилась безработица.

 

3. Термин «операции на открытом рынке» означает:

а) деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм, населения;

б) деятельность Центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам;

в) влияние на уровень процентных ставок;

г) деятельность Центрального банка по покупке и продаже государственных ценных бумаг.

 

4. Если Центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет к:

а) увеличению общей суммы личных накоплений;

б) уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

в) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков;

г) снижению уровня процентных ставок;

д) увеличению количества банкнот в обращении.

 

5. При снижении ставки процента правительство преследует следующую цель:

а) стимулирование сбережений;

б) сокращение денежной массы;

в) сдерживание спроса на ссудный капитал;

г) оживление конъюнктуры рынка.

 

6. Продажа государственных облигаций — это:

а) элемент фискальной политики;

б) элемент монетарной политики;

в) элемент внешнеэкономической политики;

г) попытка уменьшить государственный долг.

 

7. Увеличение учетной ставки Центральным банком приведет к:

а) росту цен на акции и облигации;

б) росту цен на акции и снижению цен на облигации;

в) снижению цен на акции и росту цен на облигации;

г) снижению цен на акции и облигации.

 

8. Если Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, то он при этом преследует цель:

а) сделать кредит более доступным;

б) увеличить общую массу денег в обращении;

в) затруднить покупку населением государственных ценных бумаг;

г) увеличить объем инвестиций в экономику страны;

д) снизить учетную ставку;

е) не рассмотренную в выше приведенных ответах.

 

9. Определите, на величину какого из следующих элементов ВВП оказывают наибольшее влияние изменения в уровне банковской ставки процента:

а) потребительские расходы;

б) инвестиционные расходы;

в) государственные расходы;

г) экспорт;

д) импорт.

 

10. Если Центральный банк стремится увеличить объем ВВП, он не должен предпринимать:

а) увеличения нормы обязательных резервов;

б) продажи ценных бумаг на открытом рынке;

в) повышения процентных ставок;

г) все предыдущие ответы верны.

 

Задачи

 

1. Проводя политику «дешевых» денег, Центральный банк выкупает облигации на сумму 10 млрд ден. ед., в том числе у коммерческих банков на 5 млрд и у населения на 5 млрд ден. ед. Пятую часть полученных денег население превращает в наличность и хранит вне банковской системы. Норма обязательных резервов составляет 20%. Определите, как изменится предложение денег, если возможности банковской системы по созданию денег используются полностью (млрд. ден. ед.):

а) 9;

б) 10;

в) 25;

г) 45;

д) 47.

2. Имеется следующая информация о состоянии гипотетической экономики в первый год: денежное предложение равно 600 млрд руб., ежегодный рост реального ЧИП равен 5%, скорость обращения денег постоянна и равна 6, резервная норма(обязательная норма резерва для коммерческих банков) равна 10%. Определите:

а) каков уровень номинального ЧНП этой экономики в первый год.

б) допустим , что Центральный банк стремится выполнить правила монетаристов с помощью операций на открытом рынке. Какое количество облигаций он должен продать или купить у коммерческих банков между первым и вторым годами для того, чтобы выполнить монетарное правило?

 

3. Предположим, что вы положили на годовой срочный вклад 100 рублей. Темпы инфляции за этот год составил 14%,а номинальная ставка процента оставалась постоянной и была равна 20% годовых. Какова будет реальная стоимость вашего вклада через год?

 

4. Банковские депозиты в стране возросли на 400 млрд. ден. ед. Норма резервирования на этот момент составила 20 %.

Определите, каково возможное увеличение предложения денег(млрд. ден. ед.):

а) 200;

б) 400;

в) 80;

г) 2000;

д) предложение денег остается неизменным.

 

5. Максимальное количество денег, которое может «создать» банковская система при денежном мультипликаторе, равном 4, составляет 800 млрд. ден. ед.

Тогда объем обязательных резервов составит (млрд. ден. ед.)

а) 200;

б) 150;

в) 100;

г) 50;

д) сумму, которая по исходным данным рассчитана быть не может.

 

 

Тема 12. Социальная политика государства

Основные понятия: Кривая Лоренца, социальная политика, социальные расходы, личные доходы населения, ставки процента, индекс Джини, реальный доход населения, номинальный доход населения.

Вопросы для обсуждения

 

1. Сущность и основные направления социальной политики.

2. Доходы и их источники.

3. Социальное неравенство. Кривая Лоренца.

4. Распределение и перераспределение доходов.

5. Особенности социальной политики в России на современном этапе.

6. Сравнительный анализ социальной политики в России и за рубежом.

 

Дискуссионные вопросы

1. Политика социальных расходов в современной России.

2. Экономическая безопасность как составляющая качества жизни.

3. Банкротство предприятий и социальная защита работников.

4. Дифференциация доходов населения — стимул трудовой активности.

5. Проблемы реформирования социальной сферы России.

 

Темы для рефератов

1. Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества.

2. Программы борьбы с бедностью в разных странах.

3. Распределение доходов между семьями. Черта бедности и обеспеченности.

4. Абсолютная и относительная бедность, физическая нищета.

5. Генезис и эволюция системы социальной защиты населения.

6. Домохозяйство как объект экономической и социальной политики.

7. Кривая Лоренца как измеритель степени неравномерности распределения дохода.

8. Экономическая эффективность и равенство.

9. Концепция социально ориентированного рынка. Разработка и последствия применения в разных странах.

 

Тесты

 

1. Кривая Лоренца характеризует:

а) взаимосвязь между количеством единиц ограниченных ресурсов и максимально возможным объемом продукции, получаемым от их применения;

б) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в госбюджет;

в) степень неравенства при распределении национального дохода между различными категориями населения страны;

г) связь между уровнем безработицы и инфляции в экономической системе;

д) связь между ставкой процента и спросом на деньги.

 

2. Рост производительности труда:

а) повышает благосостояние людей;

б) увеличивает имущественный достаток граждан;

в) увеличивает время досуга для творческого саморазвития человека;

г) верны все предыдущие ответы.

 

3. Кривая, показывающая степень концентрации и равномерности распределения доходов, — это кривая:

а) Филлипса;

б) Лоренца;

в) демонстрирующая оптимальное распределение обществен­ного блага.

 

4. В социально однородном обществе кривая Лоренца стремится принять форму прямой:

а) да;

б) нет.

 

5. Снижение прогрессивных налогов на доходы ведет к росту коэффициента Джини:

а) да;

б) нет.

 

6. Если все доходы общества будут облагаться фиксированным налогом, не зависящим от размера дохода, то индекс Джини:

а) возрастет;

б) уменьшится;

в) не изменится;

г) результат может быть любым.

 

7. Повышение индекса Джини означает сокращение неравенства распределения доходов:

а) да;

б) нет.

 

8. Если цена потребительской корзины ежемесячно увеличивается на 3%, а доходы населения ежеквартально возрастают на 8%, то происходит:

а) рост уровня жизни;

б) его снижение;

в) уровень жизни не меняется.

 

9. Номинальный доход семьи составляет 2 млн руб. в месяц, а цены ежемесячно растут на 2%. Реальный доход данной семьи к концу года:

а) возрастет на 480 тыс.;

б) уменьшится на 480 тыс.;

в) останется без изменения.

 

10. Неверно следующее высказывание о бедности:

а) понятие о бедности в известной степени относительно;

б) основанием для отнесения человека к категории бедных служит среднедушевой доход семьи;

в) большая часть бедных в России приходится на национальное меньшинство;

г) количественные значения порога бедности изменяются с течением времени.

 

Задачи

1. Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50% в месяц номинальные доходы выросли за два месяца в два раза.

2. Население России разделено на квинтильные группы, а доля каждой из этих групп в общих доходах составляет соответственно: 5%, 13%, 15%, 17% и 50%. Постройте кривую концентрации (Лоренца) на основе приведенных данных и прокомментируйте рисунок.

3. На основе данных, представленных в табл. 12.1и 12.2 определите:

а) основные тенденции в динамике бедности в России;

б) основные направления мероприятий по сокращению бедности, которые вы могли бы порекомендовать властным структурам.

Таблица 12.1

Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума

 

Год % от общей численности населения

 

Таблица 12.2

Категории населения с доходами ниже прожиточного минимума

 

 

Категория населения Доля лиц, находящихся за чертой бедности, в каждой категории населения Доля лиц данной категории в общей численности, находящихся за чертой бедности
Пенсионеры
Дети до 16 лет
Безработные
Всего

 

4. Используя данные табл. 12.3, нарисуйте кривую Лоренца.

Таблица 12.3

Распределение общего объема денежных доходов населения, %

 

 

Денежные доходы, в том числе по 20%-ным группам населения
Первая (с наименьшими доходами) 4,5
Вторая 9,1
Третья 14,1
Четвертая 22,3
Пятая 50,0
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,428

 

 

5. Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества, поэтому чем выше коэффициент Джини, тем сильнее побудительные мотивы к труду. Так ли это?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.