Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Бланк социометрического теста

«Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию, класс. Успеха!

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Запиши, пожалуйста, 4-5 фамилий…………………………………………………………………………………………

2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Запиши 4-5 фамилий……………………………………………………………………………….

3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Запиши 4-5 фамилий…………………………...………

4. Укажи, пожалуйста, тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши 4-5 фамилий……………………………

5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Первым – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего и т.д………………………………………………………………………».

Первичный анализ данных.

Внимательно просмотреть собранный тестовый материал. Авторство неподписанных бланков следует попытаться установить косвенными путями, а также целесообразно поразмышлять о том, была ли это невнимательность автора. Особый интерес проявить к тем ребятам, которые ушли от ответа на поставленные вопросы («всех», «никого», «не знаю» и проч.). Чаще всего отказ отвечать на вопросы социометрии имеет защитную природу. Однако для получения достоверных результатов необходимо вновь обратиться к этим школьникам и попросить в индивидуальном порядке заполнить бланк, установив доверительные отношения. В случае отказа необходимо признать за учащимся право не отвечать.



Заполнение социометрических матриц.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. табл.). В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав данной группы, желательно в алфавитном порядке. Матрица 1 содержит данные о том, кто кого выбрал, а кто кого отверг в 1 и 2 вопросах социометрического теста (выбор условно обозначаются знаком «+», отвержение – знаком «-», эти данные вносятся по вертикали). В матрицу 2 заносятся результаты ответов на 3 и 4 вопросы теста (коэффициенты 3 и 4), в матрицу 3 – выборы по 5 вопросу (коэффициентов нет, только референтометрический статус).

 

Список класса К 1 К 2 Социо метрич. статус
1. Алексин П. хх                  
2. Бритова А.   хх                
3. Васин С.     хх              
4. …       хх            
5…         хх          
6.           хх        
                Среднее К 1 Среднее К 2  

 

В матрице 1 необходимо также установить взаимные выборы и обозначить красным кружком, а также взаимные отвержения, обвести черным квадратом.

Обработка результатов по матрице 1.

1. Устанавливаем социометрический коэффициент 1 (К 1) - отношение школьника к коллективу (разница между числом выборов, сделанных учеником и количеством сделанных отклонений, разница плюсов и минусов по вертикали) у каждого ученика, затем находим сумму (знак учитывается), делим на количество участников и находим среднее.

2. Устанавливаем социометрический коэффициент 2 (К 2) - отношение коллектива к ученику (разница между числом полученных выборов и количеством отклонений, разница плюсов и минусов по горизонтали). Алгоритм тот же. Коэффициенты К 1 и К 2 могут быть как положительными, так и отрицательными.

3. Устанавливаем социометрический коэффициент 5 - индекс прочности взаимосвязей. Для этого общее количество взаимных выборов (отмечены красным кружком) необходимо разделить на количество участников в исследования.

4. Устанавливаем социометрический коэффициент 6 - индекс взаимного неприятия. Для этого общее количество взаимных отклонений (отмечены черным квадратом) необходимо разделить на количество учащихся, принявших участие в исследовании.

5. Выделяем статусные группы. Для этого подсчитываем количество выборов («плюсов» по горизонтали) у каждого члена группы и соотносим со следующими статусными группами

· 6 и более выборов I группа - «звезды»

· 3 – 5 выборов II группа - «предпочитаемые»

· 1 - 2 выбора III группа – «избираемые»

· нет выборов IV группа – «отвергаемые»

Подсчитываем количество учащихся, отнесенных к этим группам.

6. Высчитываем коэффициент благополучия отношений (КБО) по формуле:

I гр. + II гр.

КБО= ---------------------------

III гр. + IV rp. (если КБО < 1, то КБО – низкий).

7. Высчитываем коэффициент изолированности (Ки). Для этого от общего количества участников исследования устанавливаем процентную долю учащихся, попавших в IV группу.

8. Определяем индекс групповой сплоченности или коэффициент взаимности (Кв):

Кв = , где R1 - взаимные выборы, R - все выборы.

9. Составляем социограмму, которая позволит наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей: наличие микрогрупп, взаимоотношений между ними и т.д. Социограмма представляет собой концентрические окружности, на которых условными знаками отмечаются односторонние ( пунктиром) и взаимные выборы (сплошной линией) в соответствии с принятой шкалой статусов: первая статусная группа внутри центрального круга, вторая статусная группа в пределах второго по диаметру круга и т.д. Для обозначения пола используются: кружок – девочка, квадрат – мальчик. Для обозначения статуса кружки (квадраты) лучше рисовать разными цветами.

Обработка результатов по матрице 2.

1. Устанавливаем социометрический коэффициент 3 (К 3) - индекс уверенности школьника в положительном отношении к нему коллектива (разница между ожидаемыми выборами и количеством ожидаемых отклонений, разница плюсов и минусов по вертикали) у каждого ученика, затем находим сумму (знак учитывается), делим на количество участников и находим среднее.

2. Устанавливаем социометрический коэффициент 4 (К 4) - индекс уверенности коллектива в положительном отношении к нему школьника (разница между количеством ожидаемых от данного школьника выборов и количеством ожидаемых от него же отклонений, разница плюсов и минусов по горизонтали). Алгоритм тот же. Как и К 1 и К 2, К 3 и К 4 могут быть как положительными, так и отрицательными.

3. Высчитываем коэффициент удовлетворенности общением (Ку) у каждого участника (для учащихся 10-11 классов) по формуле:

Ку = ,

где n1 - взаимные выборы учащихся, n - все выборы, которые они сделали (процентная доля взаимных выборов из всех выборов по вертикали). Находим сумму процентов и делим на количество учащихся, выясняя среднее Ку.

4. Высчитываем коэффициент осознанности (Ко) (для учащихся 10-11 классов) по формуле:

Ко = ,

где Rо - оправдавшиеся ожидания, Rх - число ожидаемых выборов. Находим процентную долю выборов по горизонтали по отношению к выборам по вертикали.

Обработка результатов по матрице 3.

Информация по вопросу 5 может быть внесена в матрицу 3 двумя способами. В первом, более упрощенном варианте, за каждый выбор присваивается 1 балл, подсчитывается сумма баллов по горизонтали, устанавливается референтометрический. статус. Второй вариант обработки информации учитывает, в каком порядке и кого назвал ребенок при ответе на вопрос. Это предполагает введение ранжированной системы (ранг 1, если назван первым, ранг 2, если выбран вторым) или начисление баллов за порядок выбора (за первый выбор 5 баллов, за второй 4 балла и т.д.). Размышления исследователя касаются того, какие ценные для группы качества и умения имеют школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием.

Завершая работу с социометрическим тестом, целесообразно интерпретировать полученные результаты и вынести практические рекомендации для преодоления возможного неблагополучия в эмоциональной структуре отношений школьников.

 

Варианты социометрии для дошкольников и младших школьников

В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших школьников определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Капитан корабля

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).

 

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

 

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО Юра К. Боря Ж. Инна Г. Света Ч. Коля И. Сумма + выборов
Юра К. ХХХХХХ        
Боря Ж. + ХХХХХХ + + +4
Инна Г.   ХХХХХХ   - +1
Света Ч. +   + ХХХХХХ   +2
Коля И. -   - - ХХХХХХ 0 (-3)

 

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

· Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.

· Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.

· Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

· Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник (для детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II – отношения в семье, в III – отношения с воспитателями, учителями, в IY – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в Y – исследуется референтная группа ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

I.

1. С кем ты обычно играешь?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома?

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IY

1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)?

5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

Y

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом?

8. С кем бы ты поделился конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.