Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Измерение объема внимания тахистоскопическим методом

Оборудование и материалы: стимульный материал: 10 разных карточек, на каждой из которых имеется набор из 10 букв, не образующих слов или знакомых буквосочетаний и не содержащий повторяющихся букв.

Объемом внимания называют предельно большое количество объектов, доступных одновременному охвату вниманием.

Тахистоскопический метод основан на кратковременной дозированной экспозиции испытуемому оптических стимулов различной конфигурации посредством тахистоскопа – устройства, позволяющего задавать время экспозиции от долей секунды до нескольких секунд. При измерении объема внимания используются экспозиции в 1-2 секунды, которые можно осуществить вручную.

Испытуемым дается инструкция: «По сигналу «внимание» внимательно смотрите на буквы и запомните их. Время показа – 1 сек. Когда карточка будет убрана, запишите в протоколе в любом порядке как можно больше букв из тех, что вы видели на карточке».

Проводится 10 предъявлений разных карточек. После этого осуществляется проверка всех 10 записанных буквенных последовательностей по стимульным карточкам.

Обработка результатов:

- подсчитывается количество правильно воспроизведенных букв по каждой серии отдельно;

- вычисляется среднее значение показателя объема внимания испытуемого (по 10 экспозициям).

 

Измерение времени переключения внимания методом сложения с переключением

Оборудование и материалы: карандаш, бумага, секундомер.

Идея метода состоит в том, что испытуемый в течение равных интервалов времени выполняет эквивалентные по сложности вычислительные операции. В первых двух сериях он делает это без переключения, а в третьей – с многократным переключением внимания.



Сопоставление продуктивности работы дает возможность вычислить время, затраченное на одно переключение. Это время используется в качестве количественного показателя переключения внимания.

1 серия. Испытуемому дают карандаш и бумагу. Инструкция: «Напишите любое двузначное число. По команде «начали» сложите цифры этого числа, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру суммы напишите рядом справа, затем сложите две последние цифры полученного ряда, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру напишите рядом и так далее до команды «стоп». Время работы – 1 минута. Постарайтесь выполнить как можно больше операций, не допуская ошибок».

2 серия. Инструкция: «Повторим опыт, только теперь надо вместо прибавления единицы к суммам цифр отнимать от них единицу, время работы – 1 минута».

3 серия. Инструкция: «Повторим опыт, немного усложнив работу: если полученная сумма – четное число, прибавьте к нему единицу, а если нечетная – отнимите единицу. Время работы – 1 минута».

Обработка результатов:

1) Вычислить время выполнения одного цикла вычислений в 1 и 2 сериях (в цикл входят две операции: сложение двух чисел и добавление/вычитание единицы):

t 1,2 = 120 сек / общее число циклов в 1 и 2 сериях = …сек/цикл

t 3= 60 сек / число циклов в 3 серии = … сек/цикл.

2) Вычислить время переключения внимания путем сравнения значений t 1,2 и t 3:

р = t 3 - t 1,2 = … сек/цикл.

 

Примечание: обычно значение р является положительным, т.к. продуктивность работы в 3 серии (количество циклов вычисления) меньше, чем в 1 или во 2 серии; если значение р оказывается равным 0 или отрицательным, можно говорить о хорошей переключаемости внимания испытуемого, а различия продуктивности работы в разных сериях объясняются процессом включения испытуемого в ситуацию эксперимента и освоения нового способа деятельности (т.е. «врабатываемостью»);

чем меньше значение р (т.е. чем меньше времени потребовалось на переход от одного способа деятельности к другому), тем лучше переключаемость внимания испытуемого

 

Исследование концентрации внимания методом корректурной пробы

Оборудование и материалы: бланки корректурных таблиц, карандаш, секундомер.

Стимульный материал представляет собой корректурную таблицу, которая содержит буквенные последовательности, не составляющие слов или слогов. В каждой строке корректурной таблицы расположено по 40 знаков.

Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш. Сообщается инструкция: «Внимательно просматривайте строки таблицы, не пропуская ни одну. Вычеркивайте все буквы ДКХ, встречающиеся на строках в любых комбинациях. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Начинайте работать по сигналу «начали». Прекратите работу по сигналу «стоп», поставьте вертикальную черту после последнего просмотренного знака. В процессе работы внимательно слушайте экспериментатора и после каждой команды «черта» ставьте вертикальную черту после последнего просмотренного на этот момент знака. Время работы 2 минуты».

Обработка результатов:

1. Найти числовые данные (по корректурной таблице):

· N1 – общее количество просмотренных знаков (в каждой строке по 40 знаков + количество знаков в неполной строке до последней вертикальной черты);

· n – количество букв, которое требовалось вычеркнуть на просмотренных строках;

· n1- число ошибок (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв);

· t = 120 сек (общее время работы).

2. Вычислить показатель точности работы: А1= (n – n1) / n (при работе без ошибок А=1, следовательно, чем ближе значение А к единице, тем точнее работа).

3. Вычислить показатель темпа работы: Т1= N1 / n (знаков в секунду): чем больше значение Т, тем быстрее осуществлялась работа.

4. Вычислить коэффициент продуктивности работы: К1= А1 х Т1. Таким образом, значение К зависит от точности и темпа работы: чем быстрее и точнее работа, тем выше К.

Этот коэффициент используется в качестве количественного показателя концентрации внимания: чем больше значение К, тем выше степень концентрации внимания.

 

Исследование распределения внимания методом корректурной пробы

Оборудование и материалы: бланки корректурных таблиц, карандаш, секундомер.

Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш. Сообщается инструкция: «Внимательно просматривайте строки таблицы, не пропуская ни одну. Вычеркивайте все буквы ДК, а Х – подчеркивайте. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Начинайте работать по сигналу «начали». Прекратите работу по сигналу «стоп», поставьте вертикальную черту после последнего просмотренного знака. Время работы 2 минуты».

Обработка результатов:

1. Найти числовые данные (по корректурной таблице):

· N2 – общее количество просмотренных знаков (в каждой строке по 40 знаков + количество знаков в неполной строке до вертикальной черты);

· n – количество букв, которое требовалось вычеркнуть на просмотренных строках;

· n1- число ошибок (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв);

· t = 120 сек (общее время работы).

2. Вычислить показатель точности работы: А2= (n – n1) / n (при работе без ошибок точность работы равна единице).

3. Вычислить показатель темпа работы: Т2= N2 / n (знаков в секунду): чем больше значение Т, тем быстрее осуществлялась работа.

4. Вычислить коэффициент продуктивности работы: К2= А2 х Т2. Таким образом, значение К зависит от точности и темпа работы: чем быстрее и точнее работа, тем выше К.

5. В качестве показателя распределения внимания используется отношение К2/К1: чем ближе значения К2 и К1, тем лучше распределение внимания.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.