Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки:«Иностранный язык», «История и обществознание», «Право», «Физика и информатика и ИКТ», «Физическая культура», «Технология», «Информатика и ИКТ»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Нормативный срок обучения 4 года

 

Пермь

ПГПУ

 


 

Рецензент:

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ПГПУ А.И. Санникова

Авторы-составители: Н.А. Гангнус, Е.К. Гитман, Т.П. Гаврилова, Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, Р.А. Рогожникова, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева. Под ред. к.п.н., доц. Н.А. Гангнус, зав.каф. педагогики Л.А. Косолаповой

Учебно-методический комплекс по дисциплине ПЕДАГОГИКА составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов.

 

 

Согласовано:

Декан _______________ факультета __________________(Ф.И.О.)

 

Для дисциплин

общеуниверситетских кафедр

Утверждено:«___» 20___ г. Начальник учебно-методического управления ________   Утверждено на заседании кафедры педагогики: Протокол № 1 « » сентября 2011 г. Зав. кафедрой Л.А. Косолапова

 



Содержание

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5.Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению приложения -микроисследования

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентовКодификатор

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

10. Глоссарий по курсу дисциплины Ключевые понятия по темам


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогика» является

с точки зрения деятельности преподавателя – создание условий для становления в процессе изучения педагогики гуманистически ориентированного субъекта педагогического процесса, умеющего самостоятельно формировать обобщенное индивидуализированное (личное) педагогическое знание и компетентно творчески применять его сообразно ситуации предметной деятельности и общения с воспитанником (учеником);

с точки зрения студента – овладение развивающимся личностным системным педагогическим знанием как средством осмысления и компетентного решения с позиций гуманизма бесконечно разнообразных практических педагогических проблем (задач).

 

2.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплина «Педагогика» опирается на результаты освоения таких дисциплин, как «Философия», «Информационные технологии», «Психология».

Дисциплина «Педагогика» является предшествующей для дисциплин, формирующих группу компетенций, относящихся к практической деятельности: «Методика обучения (по профилю подготовки)»


3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

«Вклад» кафедры педагогики в формирование ОК, ОПК, ПК

Общекультурные компетенции (ОК, реализуемые в рамках педагогической деятельности):
ОК-3* Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Знать: · основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы. Владеть: · технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний; · навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.
ОК – 7 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе. Знать: · этические нормы общения; · социально-психологические основы педагогического общения; · способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; · особенности социального партнерства в системе образования; · инновационные (виртуальные) технологии общения; · психологию конфликта и его разрешение. Уметь: · организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; · определять цели взаимодействия; · выбирать рациональный способ организации сотрудничества; · бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. Владеть: · технологиями общения; · рациональными приемами организации взаимодействия; · средствами реального и виртуального общения (сетевыми, сообщениями и т.п.).
ОК-13 Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать: · основные нормативно-правовые акты в области образования; · нормативно – правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций различных типов и видов; · основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; · основные права ребенка и формы их правовой защиты; · основные права и обязанности педагогических работников; · принципы финансирования образовательных учреждений, оплаты труда педагога; · основные правовые акты международного образовательного законодательства. Уметь: · анализировать нормативные правовые акты в области образования; · анализировать и участвовать в разработке локальных нормативных актов (Устав, Положение о правах и обязанностях учащихся, Правила внутреннего распорядка и др.); · понимать и объяснять смысл правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах; · пользоваться электронными справочно-правовыми системами для быстрого поиска документов (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс); · решать правовые задачи в рамках профессиональной деятельности. Владеть: · способами реализации правовых норм в процессе осуществления профессиональной деятельности · способами защиты прав участников образовательного процесса .
ОК-14*Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям Знать: · основные закономерности взаимодействия человека и общества; · основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; · основные механизмы социализации личности. Уметь: · анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы. Владеть: · технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний.
  Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК- 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности. Знать: · тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, · особенности современного этапа развития образования в мире, основные направления педагогической деятельности, · функции учителя, ценностные основы профессиональной деятельности, роль и место учителя в жизни общества, · правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования, · способы овладения педагогическим мастерством; · способы профессионального самопознания и саморазвития. Уметь: · адаптировать свою профессиональную деятельность к условиям конкретной образовательной среды; · прогнозировать трудности в профессиональной деятельности, видеть способы их преодоления. Владеть: · системой мотивов, побуждающих к саморазвитию, самореализации в профессионально-педагогической деятельности.
ОПК – 2 * Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Знать: · оñîáåííîñòè ðåàëèçàöèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîãî è ïîëèýòíè÷åñêîãî îáùåñòâà. Уметь: · применять знания гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; · системно анализировать и выбирать образовательные концепции. Владеть: · способами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных и экономических наук.
ОПК – 4 *Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Знать: · сущность профессиональной педагогической деятельности, процессов воспитания, обучения и развития; · способы рефлексии, диагностики и оценивания. Уметь: · использовать способы рефлексии, диагностики и оценивания учащихся в своей профессиональной деятельности; · корректировать собственную профессиональную деятельность, · прогнозировать результаты профессиональной деятельности как формирование личности школьника. Владеть: · профессиональной этикой, · способами осуществления мониторинга образовательной деятельности, · способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения.
  Профессиональные компетенции (ПК – в аспекте общепрофессиональных основ)
ПК – 2*Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. Знать: · характеристики современных методов и подходов к обучению школьников (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, дифференцированный) на разных этапах обучения; · основные положения организации современного урока; · различные средства и методы активизации учебной деятельности учащихся; · методы оценивания качества образовательного и воспитательного процессов. Уметь: · применять общепедагогические и методические знания в организации учебной и воспитательной деятельности учащихся; · использовать современные различные методы и технологии при разработке и конструировании соответствующих учебных материалов, в том числе с помощью информационных технологий; · раскрывать особенности организации учебной деятельности учащихся на уроках с точки зрения различных подходов к учебно-познавательному и воспитательному процессу; · применять современные методы и технологии обучения в решении учебных и профессиональных задач. Владеть: · методами организации активной учебно-познавательной и воспитательной деятельности школьников на разных этапах обучения; · способами оценки качества результатов образования (предметные знания, умения, навыки; общеучебные и специальные учебные умения; показатели личностного развития).
ПК – 3 Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. Знать · сущность понятий «социализации и профессиональное самоопределение обучающихся»; · современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников; · историю и современное состояние методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; · сущность и приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. Уметь: · моделировать и проектировать различные формы учебной и внеучебной деятельности обучающихся · выбирать и использовать методы педагогической диагностики для решения типовых профессиональных задач; · использовать приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; · использовать современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников. Владеть: · технологией контроля и оценки достижений обучающихся и воспитанников; · приемами педагогической поддержки и сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся и их подготовке к сознательному выбору профессии.
ПК - 4 * Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Знать: · структурные компоненты образовательной среды · особенности взаимодействия различных субъектов образовательной среды, для характеристики социального компонента. Уметь: · осуществлять анализ образовательной среды школы на выявление её возможностей для эффективной организации учебно-воспитательного процесса; · организовывать учебную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся с использованием возможностей образовательной среды. Владеть: · методами и приемами отбора и использования образовательных ресурсов для повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной среды школы.
ПК – 5 Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Знать: · социально-психологические основы педагогического общения; · способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса. · особенности социального партнерства в системе образования; · инновационные технологии общения; · психологию конфликта и его разрешение. Уметь: · организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; · определять цели взаимодействия; · выбирать рациональный способ организации сотрудничества; · бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; · êîîðäèíèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ; · ó÷àñòâîâàòü â îáùåñòâåííî-ïðîôåññèîíàëüíûõ äèñêóññèÿõ. Владеть: · способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; · ñïîñîáàìè ïðîåêòíîé è èííîâàöèîííîé äåÿòåëüíîñòè â îáðàçîâàíèè; · ñïîñîáàìè óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòîâ è ïîääåðæàíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñóáúåêòàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû.
ПК – 8 * Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Знать: · возможности информационно-коммуникационных технологий для реализации культурно-просветительских программ. Уметь: · разрабатывать культурно-просветительские программы. Владеть: · способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); · способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
ПК - 9* Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности. Знать: · социально-психологические основы педагогического общения; · особенности социального партнерства в системе образования. Уметь: · организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; · выбирать рациональный способ организации сотрудничества. Владеть: · способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
ПК – 10 * Способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности Знать: · особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; Уметь: · учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; Владеть: · способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
ПК-11 * Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной, образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности Знать: · основы просветительской деятельности, · способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса. Уметь: · использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов, · организовывать внеучебную деятельность обучающихся. Владеть: · способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; · способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

Наименоваиие компетенций Введение в педагогическую деятельность История образования и педагогической мысли Общие основы педагогики Теории и технологии воспитания Социальная педагогика Теории и технологии обучения Основы педагогического менеджмента
ОК – 3 * * *   * * *  
ОК - 7 *     * * * *
ОК - 13             *
ОК – 14 *   *   * * *  
ОПК- 1 * * * * * * *
ОПК- 2 *   *   * * * *
ОПК- 4 * *   * *   * *
ПК – 2*       *   *  
ПК - 3   * *   * *  
ПК – 4 *       * * *  
ПК - 5       * *   *
ПК – 8 *       * *    
ПК -9 *       * *    
ПК - 10 *   *   * *    
ПК – 11 *     * *   * *

4. Объем дисциплины

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

В соответствии с примерными учебными планами трудоёмкость курсов педагогики в базовой частисоставляет 324 часа (9 зачётных единиц), из которых 40% составляют аудиторную нагрузку, то есть 130 часов (3,5 зачётных единицы). Прохождение учебных курсов рассчитано на 3 семестра (преимущественно во 2,3,4 семестрах). С учётом требований о том, что «зачётная единица» составляет 36 часов и предполагает промежуточную форму контроля - «зачёт», а экзамен может быть определён при трёх зачётных единицах (108 часов), кафедра педагогики предлагает следующий график прохождения педагогических дисциплин ‑ распределение часов по темам и видам учебной работы (4.2.) – по модулям (4.2.1.) и дидактическим единицам (4.2.2.).

Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.2.1.Распределение часов по модулям

 

Модуль Зачётные единицы Аудиторные занятия (час) Семестры* Форма аттеста-ции Лекцион. (40%) и практ.курсы (60%) от аудит. Часов
Педагогика: Введение в педагогическую деятельность. История педагогики Зачёт Лекции – 16 ч., практ. – 26 ч.
Педагогика: Теории и технологии воспитания Зачёт Лекции – 18 ч., практ. – 28 ч.
Педагогика: Теории и технологии обучения Экзамен Лекции – 16 ч., практ. – 26 ч.
           
Всего:     Лекции – 50 ч., практ. – 80 ч.

 

 


4.2.2.Распределение часов по дидактическим единицам

Семестр, модуль Дидактические единицы Количество часов Всего  
Аудиторные занятия Самостоятельная работа  
Лекции Практические  
Базовая Дополнительная  
Час ЗЕ Час ЗЕ Час ЗЕ Час ЗЕ Час ЗЕ  
Педагогика: Введ. в пед. деятельность. Ист. Педаг. 1 Введение в педагогическую деятельность 0,17 0,33 0,44 0,39 1,33  
2. История образования и педагогической мысли 0,28 0,39 0,56 0,44 1,67  
итого 0,45 0,72 0,83  
Педагогика: Теории и технологии воспитания 3 Общие основы педагогики 0,11 0,11 0,28 0,22 0,72  
4. Теории и технологии воспитания 0,28 0,56 0,44 0,28 1,56  
5. Социальная педагогика 0,11 0,11 0,28 0,22 0,72  
итого 0,5 0, 78 0,72  
Педагогика: Теории и технологии обучения 6. Теории и технологии обучения 0,33 0,56 0,56 0,44 1,89  
7. Основы управления педагогическими системами 0,12 0,16 0,44 0,39 1,11  
Подготовка к экзамену         0,56 0,44  
итого 0,45 0,72 1,56 1,27  
  ВСЕГО 1,4 2,22 3,56 2,82  

 


Дидактическая единица

«Введение в педагогическую деятельность»

Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование темы Кол-во часов/ЗЕ ОК – 3* ОК - 7 ОПК-1 ОПК-4*
1. Педагогическая деятельность, ее сущность, ценностные характеристики. 2/0,05 + + + +
2. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Культура педагога. Авторитет педагога 4/0,11 + + + +
3. Профессиональная компетентность педагога 2/0,056 + + + +
4.   Галерея лучших педагогов (практика лучших учителей-современников, современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература об известных педагогах, теле- и киноматериалы). 4/0,11     + +  
5. Современная периодическая педагогическая печать. 2/0,056     +  
6.   Образовательно-профессиональный путь студента педагогического ВУЗа. Карьера педагога. 4/0,11   + + +
  Итого 18/0,47        

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов /ЗЕ по формам обучения
Очная
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего): В том числе: 18 /0,47
Лекции (Л) 6 /0,17
Практические занятия (ПЗ) 12 /0,33
Семинарские занятия (СЗ)  
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: 30 /0,83
Микроисследование 3 /0,075
Письменная работа /Устный доклад 2 /0,06
Эссе 6 /0,017
Творческая работа с монографией 3 /0,075
Аналитический отчёт 2 /0,06
Презентация в Pover Point 1 /0,025
Брошюра 1 /0,025
Другие виды самостоятельной работы 12 /0,33
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 48 /1,33
Входной контроль(вид, № семестра) Тест, 2 семестр
Текущий контроль(вид, № семестра)  
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров тест, 2 семестр

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.