Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дидактическая единица «Социальная педагогика»

 

Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

 

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов/ЗЕ Коды формируемых компетенций
ОК-3* ОК-7 ОК-14* ОПК-1 ОПК-2* ПК-3 ПК-4* ПК-5 ПК-8* ПК-9* ПК-10*
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации 2/0,05 +   + + + + +       +
2. Социальная педагогика. Её основные категории. 2/0,056 +   +         +      
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития 2/0,056   +         + +     +
4. Сотрудничество семьи и школы 2/0,056 + +   + + + + + + +  

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов /ЗЕ по формам обучения
Очная
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего): В том числе: 8 /0,22
Лекции (Л) 4 /0,11
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ) 4 /0,11
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: 18 /0,5
Аналитическая таблица 2 /0,11
Письменная работа 6 /0,17
Эссе 2 /0,11
Схема 2 /0,11
Презентация в Pover Point 2 /0,11
Другие виды самостоятельной работы 4 /0,11
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 26 /0,72
Входной контроль(вид, № семестра) тест, 3 семестр
Текущий контроль(вид, № семестра)  
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров тест, 3 семестр

 

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы*

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра* Всего час./ ЗЕ Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в час./ ЗЕ)
Аудиторная работа Сам. работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации     2/ 0,05     2/ 0,05       2/0,05   4* /0,11
2. Социальная педагогика. Её основные категории. 2/ 0,05 2/ 0,05         2/ 0,05   2 / 0,05
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития 2/ 0,05 2/ 0,05       2/ 0,05 4* / 0,11
4. Сотрудничество семьи и школы 2/ 0,05   2/ 0,05       4/0,11 12*/0,33  
  Итого: 8 /0,22 4 /0,11 4 /0,11     10/0,28 8/0,22
                       

* Количество часов и недель может быть изменено с учетом возможностей факультета.



Содержание дисциплины

Лекции

Тема 1. Социальная педагогика. Ее основные категории

Ключевые понятия:социальная педагогика, её объект, предмет и функции; закономерности и субъекты социальной педагогики; уровни социальной педагогики; социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.

Содержание.Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности. Этапы становления социальной педагогики в историко-педагогическом контексте. Объект, предмет и функции социальной педагогики. Методологические основы социальной педагогики. Уровни социальной педагогики. Закономерности социальной педагогики, субъекты социальной педагогики. Категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.

Тема 2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития

Ключевые понятия:семья, семья как фактор социализации и субъект педагогического взаимодействия, типы семей, стили семейного воспитания.

Содержание.Семья как субъект педагогического взаимодействия, двусторонний характер коммуникации. Типы семей. Стили семейного воспитания. Влияние особенностей взаимодействия в семье на развитие и воспитание личности ребёнка. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка. Зависимость социокультурного параметра от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; культурных традиций; индивидуальных особенностей супругов, уровня их ожиданий от семейной жизни. Сотрудничество семьи и школы.

 

Семинарские занятия

Семинар 1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации

Структура занятия

1. Сущность процесса социализации. Основные концепции социализации.

2. Человек как объект, субъект и жертва социализации.

3. Факторы, механизмы, средства и агенты социализации.

4. Возрастные этапы социализации.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.:Аккад. проспект, 2006.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.

3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. Основы социальной педагогики.- М.,2002.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

5. Коробкова В.В. Подсказка для родителей: практ. Руководство. Пермь, 2008.

6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проспект, 2001.

7. Основы социальной педагогики. Учеб. для студентов/ Мудрик Анатолий Викторович. М.: Академия ,2006.

8. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

9. Социальная педагогика / Под ред. Галагузовой М.Г. М., 2003.

10. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Никитина. М., 2002.

11. Спицын Н.П. Дети – зеркало родителей. Пермь, 2009.

12. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Литур, 2004.

13. Э. Ле Шан «Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума». Серия «Папочки и деточки». М., 2008.

Электронные ресурсы:

1. Иванов А.В. Социальная педагогика. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика М., 2012. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

Семинар 2. Сотрудничество семьи и школы

Структура занятия

1. Семья и школа как два равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Принципы сотрудничества школы и семьи.

2. Основные компоненты педагогического взаимодействия школы и семьи (образовательный, психологический, посреднический).

3. Сущность педагогической деятельности родителей (конструктивная, организаторская и коммуникационная составляющие).

4. Методы и формы работы с родителями.

5. Основные направления работы школы по повышению педагогической культуры родителей.

6. Взаимодействие семьи, школы и социума.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

2.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003.

3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2003.

4. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.,2005.

5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2003.

6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). М., 2005.

7. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.,2006.

8. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011.

9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов/ М., Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

10. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004.

Электронные ресурсы:

1. Иванов А.В. Социальная педагогика. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Наименование дидактической единицы Формы самостоятельной работы (ак. час / ЗЕ) Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ)
Социальная педагогика Аналитическая таблица Презентаци Схема Письменная работа Аналитическая таблица Схема Письменная работа Эссе Сценарий
  2 /0,05 2/ 0,05 2 / 0,05 4 /0,11 6 /0,17 2 /0,05 8 /0,22 2 /0,05 4 /0,11 18 / 0,5
  Базовая самостоятельная работа – 10 / 0,28 Дополнительная самостоятельная работа – 8 / 0,22 – на выбор студента

 

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Аналитическая таблица 2/ 0,056 6/ 0,17 9,12 Проверка таблицы
2. Презентация 2/ 0,056   Беседа по представленной презентации
3. Схема 4/ 0,12 2/ 0,056 9,10 Обсуждение схемы по микрогруппам
4. Письменная работа 2/ 0,06 8/ 0,22 12-14 Проверка письменной работы
5. Эссе   2/ 0,056 9,10 Проверка представленного материала
6. Сценарий   4/0,22 14,15 Обсуждение представленных сценариев по микрогруппам

 

Задания базовой части самостоятельной работы (10 часов /0,28 ЗЕ)

Тема Задание Час З/Е
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации На примере концепций социализации сделайте сравнительную характеристику двух основных подходов в исследовании социализации: субъект-объектного и субъект-субъектного. (аналитическая таблица, объём –2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). 0,056
2. Социальная педагогика. Её основные категории. Разработать презентацию на одну из тем по выбору: 1) Взаимосвязь социальной педагогики с общей педагогикой и социальной работой. 1) Соотношение социализации и воспитания в исторической ретроспективе. 2) Соотношение социализации и обучения в исторической ретроспективе. 3) Социальное воспитание как функция государства. 4) Возможности и перспективы социально-педагогической деятельности в России. 5) Приоритетные ценности социального воспитания (или обучения) в различных обществах. (Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал). 0,056
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития 1) Составьте схему, отражающую суть семьи как субъекта социализации и воспитания по следующим критериям: функции семьи, типы семей, сущность семейного воспитания, принципы семейного воспитания, стили семейного воспитания. (Схема в свободной форме с учётом обозначенных критериев). 0,056
2) Проведите анализ социальных рисков социализации детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, используя следующую литературу: 1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003. 2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.,2003. 3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей: Теория. Практика, эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, асп. пед. высш. учеб. заведений / Наумчик В.Н., М.А. Паздников. Минск: 2005. 4. Олиференко Л.Я. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учеб. пособие для студентов. М.: Акад. Проект, 2003. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,056
   
4. Сотрудничество семьи и школы Изучите 2 книги на выбор, определите актуальные проблемы семейного воспитания и пути их решения. Список работ: 1. Ю.П. Азаров Семейная педагогика. Изд. дом «Питер», 2011. 2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. М., 2012. 3. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2012. 4. Асвойнова-Травина, Е. А. Детская ревность. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. 5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Аккад. проспект, 2006. 6. Васютин, А. М. Самая лучшая книга по воспитанию детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 7. Камаровская Е.В. Помогите, у ребёнка стресс! СПб., 2012. 8. Латта, Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума . М. : РИПОЛ-классик, 2012. 9. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или как воспитывать родителей. М.: Книжный Клуб 36.6, 2012. 10. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011. 11. Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа. 6-10 лет. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2012. 12. Сделать счастливыми наших детей. Подростки. 11-16 лет. М. : Клевер-Медиа-Групп, 2012. 13. Сурженко, Л. А. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. СПб.: Питер, 2012. 14. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Литур, 2004. 15. Э. Ле Шан «Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума». Серия «Папочки и деточки». М., 2008. Результаты проделанной работы оформите в виде статьи в молодежную газету или на студенческий блог. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)  

Задания дополнительной самостоятельной работы ( на выбор студента в суммарном объёме 8 часов /0,22 ЗЕ)

Тема Задание Час З/Е
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации Образование – технологический механизм и ведущий институт социализации личности. Однако за последние 15-20 лет его роль в социализации подрастающего поколения оценивается в СМИ, системах Интернет крайне неоднозначно, а часто и негативно. Каковы, по-вашему, причины такой оценки и насколько она объективна? Опираясь на литературу, предложенную к семинарским занятиям, а также поисковые системы Интернет, ответьте на поставленный вопрос в форме эссе, аргументируйте свою точку зрения. (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).  
Многие исследователи отмечают явно затянувшийся кризис современной семьи как социального института. Выделите объективные и субъективные причины (не менее 5) этого кризиса, а также пути социально-педагогической помощи ей по преодолении кризисных явлений. (Аналитическая таблица, отражающая проблемы, причины и пути решения указанных проблем).  
2. Социальная педагогика. Её основные категории. Составить схему основных категорий социальной педагогики, дать их определения. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь категорий социальной педагогики).  
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития 2. Изучить Семейный кодекс РФ, составить аналитическую таблицу по его содержанию (аналитическая таблица, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)  
4. Сотрудничество семьи и школы Познакомиться с социально-педагогической работой в своей школе (побеседовать с классным руководителем, заместителем директора, социальным педагогом; изучить планы и другие документы); сделать аналитический отчет. (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)  
Изучить опыт работы одного из педагогов Вашей школы. Представить в виде схемы используемые им виды и формы сотрудничества с семьями учащихся класса. Сделать общий вывод (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)  
Разработать проект одного занятия с родителями по обучению их педагогическим умениям (цель, содержание, ход занятия). (Сценарий занятия, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).  
Выступить на родительском собрании с сообщением, направленным по обучение родителей педагогическим умениям (отзыв на выступление –приложение).  

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.