Воспитание в целостном педагогическом процессе Семинарское занятие № 1
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: его значение и обновление языка педагогики
Цель:Студент должен
- определять основные категории и понятия педагогики, использовать их в своей речи, объяснении и описании педагогических явлений;
-объяснять роль и значение категорий педагогики в профессиональной деятельности.
Методические рекомендации:раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.
Основные понятия:категория, понятие, педагогическое взаимодействие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Вопросы для обсуждения
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.
2. Педагогическая наука и педагогическая деятельность.
3. Становление и развитие педагогики как науки.
4. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
5. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Система педагогических понятий.
6.Язык педагогической науки.
7.Образование и воспитание. Обучение и воспитание. Развитие и обучение. Развитие и воспитание. Самообразование.
Практические задания и вопросы
1.Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики.
2.Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)?
Самостоятельная работа
1.Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.
Отчет: схема с пояснениями
2.На какие группы делятся все научные понятия.
Отчет: составить таблицу.
3.Охарактеризовать главные категории педагогики.
Отчет: миниреферат.
Литература
1.Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.
2.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4.
3.Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.
Семинарское занятие № 2
Методология педагогики и деятельности
Цель:Студент должен
- определять понятия «методология педагогики»;
- выделять уровни методологического знания, характеризовать каждый из них;
- раскрывать методологические подходы к построению образовательного процесса;
.Основные понятия:методология педагогики; методологическое знание; педагогическое исследование; метод исследования.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию
сущности методологической науки и деятельности, рассмотрению методологических подходов к организации образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения
1. Методология педагогики: определение, сущность, функции. Уровни методологического знания, их характеристика.
2. Методологические подходы к построению образовательного процесса.
3. Научное исследование: определение, сущность.
4. Педагогическое исследование.
5. Характеристика основных элементов исследования:
а) цель исследования;
б) актуальность исследования;
в) объект и предмет исследования;
г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная;
д) задачи исследования;
е) методы исследования.
6. Этапы психолого-педагогического исследования, их характеристика. Построение исследования в педагогике.
7. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования.
8. Критерии выбора теоретических и эмпирических методов в исследовании на различных его этапов.
Практические задания и вопросы
1. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:
а) личностно ориентированная;
б) социально ориентированная;
в) личностно - социально ориентированная;
г) социально - личностно ориентированная.
2. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?
3. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).
Самостоятельная работа
1.Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона?
Отчет: анализ программ развития региона, района, образовательного учреждения.
Литература
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1986. - Гл. I.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. - Гл. II, § 1 – 6.
- Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С.384 – 386.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3.
- Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. - С.72 – 92.
- Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. - С.5 – 22.
Семинарское занятие № 3
Характеристика обучения как дидактического процесса
Цель:Студент должен
- строить модель структуры процесса обучения, характеризовать каждый элемент процесса обучения, используя морфологический, структурный, функциональный, генетический анализ системного подхода;
- раскрывать содержание каждого компонента, указав связи с другими;
- характеризовать цели, способы целеполагания, методы и приемы обучения, формы и средства обучения, механизм и уровни усвоения;
- конструировать содержание образования, используя различные подходы на основе целей образования.
Основные понятия: обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования..
Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов; научить ставить цели в когнитивной, воспитательной и развивающей областях; рассмотреть методы и формы обучения, критерии их выбора, взаимосвязь, на основе предыдущего строить различные модели обучения. Охарактеризовать подходы к конструированию содержания образования, модели и технологии обучения.
Вопросы для обсуждения
1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Дидактика как наука. Категориально-понятийный аппарат дидактики.
2.Сущность целостного процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Их характеристика
3. Построение модели структуры процесса обучения.
4. Цель как системообразующий элемент процесса обучения. Виды целей. Таксономия целей. Целеполагание.
5. Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Педагогические теории отбора содержания образования.
6. Методы и формы обучения.
7. Модели и технологии обучения.
Практические задания и вопросы
1.Раскрыть противоречия процесса обучения.
2. Выявите каким должно быть в учебниках соотношение информационного и деятельностного компонентов образования.
3. Какие методы обучения применяются в креативном обучении?
4.Выявите сходство и различия традиционных методов обучения с нетрадиционными. Составьте таблицу. Каким методам вы отдаете предпочтение?
5. Какие методы обучения способствуют развитию учащихся?
Самостоятельная работа
1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения.
Отчет: схема-таблица с методами и средствами обучения.
2. Предложите свою методику работы с учеником, книгой.
Отчет: правила и приемы работы с книгой.
3. Выявите черты идеального учебника.
Отчет: письменная работа.
4.Личностно-ориентированное обучение имеет свои технологии, сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно.
Отчет: таблица сравнения технологий.
Литература
1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М.,2007.
2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001.
3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001.
4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002.
5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000..
6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001.
7.Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.,2002.
Семинарское занятие № 4
Воспитание в целостном педагогическом процессе
Цель:Студент должен:
- определять понятие воспитание в широком и узком педагогическом смысле и его сущность;
- характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;
- обосновывать педагогическое взаимодействие как основную характеристику воспитания;
- определять направления содержания и результат воспитания (воспитанность, воспитуемость);
- раскрывать факторы воспитания, теорию воспитания.
Основные понятия: воспитание, педагогическое взаимодействие, сущность воспитания, содержание воспитания, метод воспитания, личность, коллектив.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия воспитания в широком и узком педагогическом смысле, его сущности и основных закономерностей. Дается характеристика педагогического взаимодействия и обосновывается его необходимость в воспитательном процессе; характеризуется теория воспитания и возможности ее реализации; рассматриваются критерии и показатели воспитанности и воспитуемости школьников, методы их диагностики.
Вопросы для обсуждения
1. Воспитание как часть педагогического процесса: понятие, сущность и философское обоснование.
2. Взаимодействие педагогов и школьников как основная характеристика воспитания. Виды, формы взаимодействия.
3. Содержание и результат воспитания. Критерии и показатели воспитанности школьника. Педагогическая воспитанность и воспитуемость.
4. Теория воспитания.
5.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
6. Формы воспитания.
Практические задания и вопросы
1. Проблема целей и задач в воспитании.
2. Социальная сущность и системный характер воспитания.
3. Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).
4. Работа с текстами:
а) Воспитание и социализация (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.260-261).
б) Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.262-264).
Самостоятельная работа
1. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание» взаимосвязаны между собой. Аргументировать это при помощи схемы.
Отчет: схема с пояснениями.
2. Выберите одну тему любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока.
Отчет: фрагмент конспекта урока.
3. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношения учителей, родителей, учеников к различным направлениям содержания воспитания.
Отчет: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.п.).
Литература
1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.
2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.
3. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.
Семинарское занятие №5
|