Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Семинарское занятие № 1

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: его значение и обновление языка педагогики

Цель:Студент должен

- определять основные категории и понятия педагогики, использовать их в своей речи, объяснении и описании педагогических явлений;

-объяснять роль и значение категорий педагогики в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации:раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.

Основные понятия:категория, понятие, педагогическое взаимодействие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.

2. Педагогическая наука и педагогическая деятельность.

3. Становление и развитие педагогики как науки.

4. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.

5. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Система педагогических понятий.

6.Язык педагогической науки.

7.Образование и воспитание. Обучение и воспитание. Развитие и обучение. Развитие и воспитание. Самообразование.

 

Практические задания и вопросы

1.Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики.

2.Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)?



Самостоятельная работа

1.Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.

Отчет: схема с пояснениями

2.На какие группы делятся все научные понятия.

Отчет: составить таблицу.

3.Охарактеризовать главные категории педагогики.

Отчет: миниреферат.

Литература

1.Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.

2.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4.

3.Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.

Семинарское занятие № 2

Методология педагогики и деятельности

Цель:Студент должен

- определять понятия «методология педагогики»;

- выделять уровни методологического знания, характеризовать каждый из них;

- раскрывать методологические подходы к построению образовательного процесса;

.Основные понятия:методология педагогики; методологическое знание; педагогическое исследование; метод исследования.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию

сущности методологической науки и деятельности, рассмотрению методологических подходов к организации образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения

1. Методология педагогики: определение, сущность, функции. Уровни методологического знания, их характеристика.

2. Методологические подходы к построению образовательного процесса.

3. Научное исследование: определение, сущность.

4. Педагогическое исследование.

5. Характеристика основных элементов исследования:

а) цель исследования;

б) актуальность исследования;

в) объект и предмет исследования;

г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная;

д) задачи исследования;

е) методы исследования.

6. Этапы психолого-педагогического исследования, их характеристика. Построение исследования в педагогике.

7. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования.

8. Критерии выбора теоретических и эмпирических методов в исследовании на различных его этапов.

 

 

Практические задания и вопросы

1. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:

а) личностно ориентированная;

б) социально ориентированная;

в) личностно - социально ориентированная;

г) социально - личностно ориентированная.

 

 

2. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?

3. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).

 

Самостоятельная работа

1.Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона?

Отчет: анализ программ развития региона, района, образовательного учреждения.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1986. - Гл. I.
  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. - Гл. II, § 1 – 6.
  3. Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С.384 – 386.
  4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3.
  5. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. - С.72 – 92.
  6. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. - С.5 – 22.

 

 

Семинарское занятие № 3

Характеристика обучения как дидактического процесса

Цель:Студент должен

- строить модель структуры процесса обучения, характеризовать каждый элемент процесса обучения, используя морфологический, структурный, функциональный, генетический анализ системного подхода;

- раскрывать содержание каждого компонента, указав связи с другими;

- характеризовать цели, способы целеполагания, методы и приемы обучения, формы и средства обучения, механизм и уровни усвоения;

- конструировать содержание образования, используя различные подходы на основе целей образования.

Основные понятия: обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования..

Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов; научить ставить цели в когнитивной, воспитательной и развивающей областях; рассмотреть методы и формы обучения, критерии их выбора, взаимосвязь, на основе предыдущего строить различные модели обучения. Охарактеризовать подходы к конструированию содержания образования, модели и технологии обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Дидактика как наука. Категориально-понятийный аппарат дидактики.

2.Сущность целостного процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Их характеристика

3. Построение модели структуры процесса обучения.

4. Цель как системообразующий элемент процесса обучения. Виды целей. Таксономия целей. Целеполагание.

5. Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Педагогические теории отбора содержания образования.

6. Методы и формы обучения.

7. Модели и технологии обучения.

 

Практические задания и вопросы

1.Раскрыть противоречия процесса обучения.

2. Выявите каким должно быть в учебниках соотношение информационного и деятельностного компонентов образования.

3. Какие методы обучения применяются в креативном обучении?

4.Выявите сходство и различия традиционных методов обучения с нетрадиционными. Составьте таблицу. Каким методам вы отдаете предпочтение?

5. Какие методы обучения способствуют развитию учащихся?

 

Самостоятельная работа

1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения.

Отчет: схема-таблица с методами и средствами обучения.

2. Предложите свою методику работы с учеником, книгой.

Отчет: правила и приемы работы с книгой.

3. Выявите черты идеального учебника.

Отчет: письменная работа.

4.Личностно-ориентированное обучение имеет свои технологии, сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно.

Отчет: таблица сравнения технологий.

 

Литература

1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М.,2007.

2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001.

3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001.

4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002.

5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000..

6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001.

7.Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.,2002.

Семинарское занятие № 4

 

Воспитание в целостном педагогическом процессе

 

Цель:Студент должен:

- определять понятие воспитание в широком и узком педагогическом смысле и его сущность;

- характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;

- обосновывать педагогическое взаимодействие как основную характеристику воспитания;

- определять направления содержания и результат воспитания (воспитанность, воспитуемость);

- раскрывать факторы воспитания, теорию воспитания.

 

Основные понятия: воспитание, педагогическое взаимодействие, сущность воспитания, содержание воспитания, метод воспитания, личность, коллектив.

 

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия воспитания в широком и узком педагогическом смысле, его сущности и основных закономерностей. Дается характеристика педагогического взаимодействия и обосновывается его необходимость в воспитательном процессе; характеризуется теория воспитания и возможности ее реализации; рассматриваются критерии и показатели воспитанности и воспитуемости школьников, методы их диагностики.

 

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание как часть педагогического процесса: понятие, сущность и философское обоснование.

2. Взаимодействие педагогов и школьников как основная характеристика воспитания. Виды, формы взаимодействия.

3. Содержание и результат воспитания. Критерии и показатели воспитанности школьника. Педагогическая воспитанность и воспитуемость.

4. Теория воспитания.

5.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

6. Формы воспитания.

 

Практические задания и вопросы

1. Проблема целей и задач в воспитании.

2. Социальная сущность и системный характер воспитания.

3. Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).

4. Работа с текстами:

а) Воспитание и социализация (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.260-261).

б) Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.262-264).

 

Самостоятельная работа

1. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание» взаимосвязаны между собой. Аргументировать это при помощи схемы.

Отчет: схема с пояснениями.

2. Выберите одну тему любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока.

Отчет: фрагмент конспекта урока.

3. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношения учителей, родителей, учеников к различным направлениям содержания воспитания.

Отчет: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.п.).

Литература

1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.

2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.

3. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.

 

 

Семинарское занятие №5






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.