Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мышление, направленное на достижение (цель)

Как добиться поставленной цели? Как разрешить проблему? Как выполнить поставленную задачу? У нас есть ясное представление того, к чему мы хотим прийти. Если у нас имеется проблема, нужно найти способ разрешить ее или обойти. Такой тип мышления охватывает круг вопросов, связанных с проблемами, задачами, проектами, переговорами, разрешением конфликтов и т.д. Хотя к данному случаю применимы различные инструменты мышления, самыми подходящими являются следующие.

Вызов. Границы проблемы, ее доминирующие концепции, ключевые факторы и даже само определение можно подвергнуть вызову. Почему нужно смотреть на это именно так, а не иначе? Почему вообще мы должны относиться к этому, как к проблеме?

Веер концепций. Этот инструмент является ключевым для мышления, связанного с достижением, потому что отвечает на вопрос: «Как попасть в нужное место?» Какие концепции нам необходимы? В процессе создания веера концепций могут появиться новые фокусные точки, которые также требуют творческого внимания. Тщательная проработка всех ветвей веера может предоставить нам множество альтернативных подходов и способов достижения цели. Очевидно, что веер концепций — это систематизированный способ поиска альтернатив. В простых случаях (или в случае нехватки времени) можно применить простой поиск альтернатив.

Метод двух шагов. Этот радикальный метод, отличающийся высокой пpовокативноcтью, полезен в тех случаях, когда нам необходим совершенно новый подход. Он позволяет вывернуть проблему наизнанку и вынуждает взглянуть на нее с абсолютно неожиданной стороны. В отличие от веера концепций, предоставляющего нам множество возможных подходов, метод двух шагов создает подходы «невозможные». Если проблема давняя, важно попытаться применить к ней хотя бы один из провокационных методов, в противном случае мы рискуем остаться на том же месте.



Мышление, направленное на усовершенствование (изменение)

Этот тип мышления часто можно перефразировать таким образом, что оно сближается с мышлением, направленным на достижение (как можно добиться ускорения этого процесса?). Полезно, однако, выделить его в отдельную группу, потому что оно имеет несколько специфических особенностей. Во-первых, в данном случае мы всегда имеем дело с чем-то уже существующим и устоявшимся. Вторая отличительная особенность заключается в том, что определение усовершенствования (увеличение скорости, сокращение времени, уменьшение потребности в энергии, сокращение количества ошибок) всегда формулируется как общая проблема, не имеющая конкретного числового предела. Здесь также применимы различные методы, но наиболее эффективными считаются следующие.

Вызов. Это ключевой метод. Почему мы пришли именно к такому способу исполнения? Почему нужно продолжать делать это именно так, а не иначе? Зачем ограничиваться существующими рамками? Мы можем подвергнуть вызову как сам процесс, так и наше к нему отношение. Особенно полезен в данном случае анализ традиционности.

Альтернативы. Мы ищем альтернативы везде и повсюду. Мы определяем фиксированные точки и затем занимаемся поиском альтернативных способов достижения этих точек. Это касается не только всего процесса в целом, но и каждой из его частей.

Отстранение. В данном случае это наиболее подходящий из провокационных методов. Мы проговариваем «естественные» для данного процесса положения — те, которые кажутся нам само собой разумеющимися, и затем отстраняемся от них. В случае усовершенствования нам всегда есть от чего отстраниться, потому что мы имеем дело с устоявшимся процессом. Даже фундаментальные явления могут быть предметом для провокационного метода отстранения.

Мышление «чистого листа» (начало)

C чего и как начать? Мышление «чистого листа» — это противоположность мышлению, направленному на усовершенствование. В предыдущем случае упоминался процесс, над которым нам предстояло работать; теперь нет ничего, кроме самых общих представлений и пожеланий. Изобретения и дизайн — яркий пример мышления «чистого листа». К этому же типу мышления относится разработка новых концепций и возможностей. Иногда мышление «чистого листа» ошибочно трактуют как связанное с достижением (мне нужно новое изобретение в этой области).

Случайный вход. Это ключевой метод. Метод случайного входа немедленно предоставляет вам стартовые точки в любой ситуации. Он уводит ваше мышление в различных направлениях. Как только они определились, вы можете модифицировать или изменить их. Вы можете перейти от этих направлений к совершенно иным. Именно поэтому данный метод столь популярен среди рок-групп.

Метод прядения нити. Можно перечислить несколько наиболее общих требований к задаче и затем применить к ним этот метод. Это поможет вам выработать новые направления мышления. Можно позволить идеям рождаться непроизвольно, «интуитивно» или форсировать идею сознательно, выбрав из нитей несколько элементов по своему усмотрению.

Метод воздушных замков. Это один из двухшаговых провокационных методов. В ситуации, при которой неизвестно, с чего начать, можно оттолкнуться от фантазий. Это немедленно откроет новые направления мышления. Метод лучше всего сочетается с сознательным стремлением найти и сформулировать концепцию, лежащую в основе полученных идей. Какая концепция лежит в основе данной идеи? Как еще можно использовать эту концепцию?

Организующее мышление (навести порядок)

Все элементы у нас в руках. Как организовать их наилучшим образом? Это относится к планам, стратегиям, некоторым видам дизайна и организации труда в целом. Хотя это мышление может быть в основном аналитическим, и здесь могут потребоваться новые подходы.

Альтернативы. Ключевой момент — испробовать различные варианты. Важно испытать не только «разумные» альтернативы, но и провокационные. Что бы вышло, если бы мы сделали это вот так?

Вызов. Организующее мышление часто отталкивается от традиционных способов выполнения процесса; оно связано предположениями, ограничениями и сдерживающими факторами. Поэтому очень важно пересмотреть (подвергнуть вызову) обычные методы и способы действия, попытаться применить новые.

Искажение. Этот метод относится к двухшаговым провокационным методам. Он прекрасно соответствует организующему типу мышления, потому что в этом случае мы перетасовываем привычный порядок расположения элементов, чтобы получить новую комбинацию. Этот тип провокационных идей может привести к внезапным озарениям, догадкам и полностью изменить прежний способ организации.

CПЕЦИФИЧЕCКИЕ CИТУАЦИИ

Теперь рассмотрим основные специфические ситуации, требующие применения методов латерального мышления. При этом при описании основных типов мышления мне неизбежно придется повторять многое сказанное выше. Я приведу мыслительные инструменты, наиболее подходящие для каждого случая. Это не исключает возможности использования других приемов, потому что бывает множество ситуаций, в которых применимы все без исключения методы. Например, если вы занимаетесь решением проблемы, время от времени можно использовать метод случайного слова. Творческие приемы — не готовые рецепты, а рекомендации на тот случай, если у вас нет собственной лучшей стратегии. Со временем у вас могут сложиться собственные предпочтительные приемы для каждого случая.

Кроме того, бывают случаи, когда одна ситуация включает в себя другие. Например, при разрешении конфликта вы можете столкнуться со специфическими проблемами. Или в ситуации, относящейся к дизайну, может потребоваться усовершенствование. Иногда трудно отнести ситуацию к одному определенному типу. Нет ничего зазорного в том, чтобы дать такой ситуации различные определения. Важно, чтобы это помогло вам выработать необходимые идеи. Избегайте стремления трактовать любую ситуацию как «решение проблем» только потому, что вам нужно получить ответ.

Все случаи взаимоотношения творчества с одной стороны и информации, анализа и логики — с другой можно отнести к одному из следующих:

1. Вы истощили все возможности логического подхода, анализа и обработки информации, но ни к чему не пришли. Творчество остается вашей последней надеждой.

2. Вы выработали несколько альтернативных вариантов при помощи информации, анализа и логики, но хотели бы применить творческий подход, чтобы проверить, нет ли лучших, свежих решений.

3. Вы имеете дело с давней проблемой. На ее преодоление потрачено уже немало логических усилий. Самое время применить творческое мышление.

4. В процессе аналитического или логического мышления вы определили несколько фокусных точек, для которых вам нужны новые идеи. Творческое усилие направляется на эти точки.

5. В процессе мышления вы постоянно переключаетесь из логического и аналитического режима в творческий.

Усовершенствование

Усовершенствованию посвящена львиная доля всего творческого мышления. Нет ничего, что нельзя было бы улучшить. Трудность заключается лишь в том, чтобы совершить мыслительное усилие в этом направлении, потому что мы слишком привыкли думать лишь о том, что представляет проблему.

В связи с этим становится очевидным значение фокусирования. Во-первых, оно позволяет превратить размытые пожелания в четкую цель или область интереса. Кроме того, важно научиться фокусировать внимание на любых предметах по нашему усмотрению, а не только на проблемах. Если мы научимся замечать вещи, ускользающие от внимания других людей, то сможем добиться многого, потратив на это сравнительно мало сил.

Не менее важен вызов. Для того чтобы улучшить какой-либо процесс, нам нужно признать, что существующий порядок — не наилучший; он сохраняется лишь в силу традиции и привычки. Нам следует также подвергнуть пересмотру установленные ограничения, мнения, определяющие факторы и т.д. Только так мы сможем обрести необходимую для изменения свободу мысли. При этом важно помнить, что вызов — это не критические нападки, а исследование возможностей: есть ли другие, лучшие, способы осуществления чего-либо?

Поиск альтернатив — ключевой момент любого усовершенствования (за исключением тех случаев, когда оно заключается в ликвидации процесса). Осуществлять этот поиск следует на различных уровнях: на уровне общей цели, на уровне концепций, на уровне деталей. Определив фиксированные точки, вы сможете вести поиск целенаправленно.

Веер концепций — хороший способ проверить, как можно осуществить задуманные усовершенствования. Каковы общие направления усовершенствования? Как можно им следовать? Концептуальный веер можно также применить к общей цели операции. Забудьте о том, что вы делаете в данный момент. Вспомните, зачем вы это делаете. Постройте веер концепций, чтобы проверить, нельзя ли выполнить ту же задачу лучше.

Исследование веера на уровне концепций может привести к изменению основной концепции или способа ее осуществления.

Метод отстранения превращает любое привычное действие или явление в его противоположность, позволяя тем самым полностью переосмыслить существующий порядок.

Провокационный метод двух шагов полностью изменяет природу всей системы. Этот метод дает лучшие результаты, когда применяется к целой системе, а не к ее элементам.

Проблемы

Фокусирование помогает дать определение проблемы, а также найти альтернативные определения. Кроме того, он позволяет выделять в общей проблеме подпроблемы и переключать внимание на различные ее аспекты.

Способ представления проблемы и наше отношение к ней можно изменить с помощью инструмента вызова. В результате проблема может превратиться в стимул и хорошую возможность для развития. Она может потерять важность. Нужно ли вообще беспокоиться по этому поводу? Нельзя ли просто обойти препятствие вместо того, чтобы преодолевать его? Важно также использовать прием вызова для пересмотра предположений, ограничений, крайних точек зрения («или-или») и всего того, что ограничивает диапазон возможных подходов и решений.

Крайне важен также метод поиска альтернатив. В несложных ситуациях часто бывает достаточно определить фиксированную точку и затем обратиться в поисках решения к прошлому опыту.

Важную роль в решении проблем может сыграть веер концепций. Каковы основные направления или подходы к проблеме? Какие концепции задействованы в каждом из направлений? Какие идеи можно предложить для реализации этих концепций? Напомню, что идеи, полученные с помощью этого метода, при всей их ценности вряд ли будут слишком оригинальными. Тем не менее в процессе создания веера вы можете получить несколько новых фокусных точек (как сделать так, чтобы машины парковались над проезжей частью?).

Провокационные идеи отстранения применяются для того, чтобы изменить стандартный подход к проблемам такого типа. Как бы мы действовали в данном случае, если бы поступали как обычно? Можно ли сделать наоборот? Метод отстранения можно использовать на любой стадии творческого мышления. Каждый раз, когда мы воспринимаем нечто как само собой разумеющееся, мы стремимся отстраниться от этого восприятия.

Двухшаговые провокационные приемы любого типа могут полностью изменить наше восприятие и вызвать рождение совершенно неожиданных идей. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда проблема связана с поведением определенных систем. В этом случае метод двухшаговых провокационных идей может радикально изменить наш подход к проблеме.

Метод прядения нити полезен в отношении проблем, связанных с дизайном, когда следует свести воедино ряд требований.

Метод случайного входа хорош в ситуациях, когда вы чувствуете, что исчерпали резервы новых идей и топчетесь на одном месте. С помощью этого метода редко удается получить готовое решение, но он открывает новые направления мышления.

Задачи

Если проблема — это то, что нам необходимо сделать, то задача — это то, что мы хотим сделать. Задача может быть поставлена самостоятельно или получена в качестве задания. В данном случае мы имеем в виду только творческие задачи, требующие создания новых идей, а не просто знаний и опыта.

Для того чтобы иметь ясное представление о том, чего мы хотим добиться, важно точно определить фокусирование. Творческие личности часто склонны генерировать идеи по любому поводу, кроме того, что им нужно сделать в данный момент.

Веер концепций нужен в данном случае для того, чтобы оценить стандартные подходы. Он может выявить важные концепции, после чего фокусирование можно переключить на способы реализации этих концепций (как сделать так, чтобы, въехав в городской центр, автомобили немедленно исчезали?).

Крайне важно стремиться работать на уровне концепций, с легкостью переходя от одних к другим. Не спешите получить конкретные идеи. Лучше отложить это на потом. Оставаясь на уровне концепций, вы имеете больше шансов найти свежие подходы.

Метод случайного слова имеет принципиальное значение при решении задач. Он открывает для нас новые направления мышления, совершенно отличные от тех, которые можно получить с помощью построения веера концепций.

Самым полезным из двухшаговых методов в данном случае можно считать метод воздушных замков. Он открывает перед нами бесконечную перспективу движения вперед. Наша фантазия ничем не ограничена. Чем безумнее провокационная идея, тем лучше.

Метод прядения нити применяется в тех случаях, когда мы можем достаточно четко сформулировать требования к решению. Очень часто задача сводится именно к выполнению ряда требований.

Возможности

Внешние обстоятельства немного изменились. Нельзя ли извлечь из этого какую-либо пользу? Промышленность освоила производство новых продуктов и материалов. Где можно их применить? Социологический опрос показал изменение общественного мнения и поведения людей в определенной сфере. Сулит ли нам это новые возможности?

В данной ситуации полезен метод воздушных замков. Этот тип двухшаговых провокационных идей открывает ряд новых концепций. Мыслитель при этом не связан никакими ограничениями рассудка.

Для того чтобы создать новые взаимосвязи между элементами ситуации, можно применить метод среза. Его можно использовать пассивным или активным образом (ожидая, пока идея проявится сама собой, или форсируя ее рождение).

Метод случайного слова может открыть нам новые направления мышления и по крайней мере предоставить отправную точку для поиска концепций.

В процессе творческого мышления (необязательно в начале) полезно попытаться выделить и сформулировать несколько различных концепций. Иногда концепции могут возникать сразу, в самом начале творческого сеанса, но чаще они создаются на основании проделанной мыслительной работы.

Время от времени можно применять метод отстранения. Он бывает полезен в тех случаях, когда область использования новой возможности кажется совершенно очевидной. Поиск новых возможностей часто замыкается в одном круге. Метод отстранения позволяет вырваться из этих привычных рамок и создать совершенно свежие предположения.

Вызов играет в данном случае ту же роль, что и отстранение, — он позволяет изменить отношение к самому процессу мышления: почему мы должны думать исключительно о дешевизне этого материала?

Изобретения

Существует множество способов начала работы над изобретением. Можно выбрать фокусирование на области действия («Я хочу совершить изобретение в области садоводства») или фокусирование на цели («Я хочу изобрести универсальную насадку для поливочного шланга»). Часто процесс создания изобретения очень похож на решение задачи.

В процессе мышления фокусирование может измениться, и важно не пропустить этот момент. Вполне допустимо начать работу над одним изобретением, а закончить совершенно другим.

Веер концепций может предоставить нам несколько различных подходов. Этот метод хорошо сочетается с необычным фокусом (поскольку с его помощью можно найти простой и приемлемый способ выполнения необычной задачи).

Часто в создании изобретения хорошим подспорьем служит метод прядения нити, при котором сами требования к изобретению стимулируют рождение новой идеи. Как правило, изобретатели имеют дело с очень специфическим набором требований.

Метод воздушных замков (и другие двухшаговые провокационные методы) помогает найти хорошее решение в том случае, если фокусирование не отличается оригинальностью. Предметом этого типа провокационных идей могут служить требования задачи (ПРО, вода сама изменяет диаметр насадки шланга).

Метод случайного слова (или случайных объектов) может предоставить нам новые точки входа в тех случаях, когда другие методы не привели к рождению интересной идеи.

В процессе мышления можно использовать вызов для того, чтобы убедиться, что мы не стеснены какими-либо рамками или заключениями. Часто изобретение рождается именно в результате такого вызова (нужны ли газонокосилке колеса?).

Дизайн

При работе над изобретением творческое усилие может не привести к желаемому результату. Дизайн всегда связан с достижением определенного результата. Если не удается получить оригинальный результат, можно удовлетвориться более традиционным решением.

На первых шагах важно применить вызов, чтобы не попасть в ловушку стандартных подходов, заключений и прежнего опыта. Этот метод используется также в процессе мышления, для того чтобы пересмотреть привычные способы действий.

Метод отстранения в данном случае служит тем же целям. Важно уйти от традиционных подходов к дизайну и уже на первых шагах изменить направление мышления («Как я собираюсь решать эту задачу? Попробуем сделать наоборот»). Новое направление, полученное с помощью отстранения, можно затем развивать чисто логическими методами.

Метод альтернатив работает на всех уровнях. Мы можем избрать альтернативное отношение к конечной цели дизайна или к его элементам (какие материалы можно применить в данном случае?). Занимаясь поиском альтернатив, важно очень точно определять фиксированные точки; в противном случае, изменяя один элемент, мы способны нарушить всю систему.

Концепции можно использовать двумя способами. Во-первых, непринужденно «поиграть» с концепциями уже на начальной стадии мышления. Во-вторых, по мере продвижения к цели полезно выкристаллизовать концепции, полученные в ходе работы. От концепций можно затем перейти к конкретным идеям. Без этой обобщающей стадии можно потеряться в массе деталей и отдельных проблем.

Двухшаговые провокационные идеи полезно испытать на начальной стадии мышления, чтобы найти совершенно новую концепцию дизайна.

Метод случайного слова помогает преодолеть самоудовлетворение. Часто концепции дизайна формируются слишком рано, определяя направление дальнейшего мышления. Освободиться от их влияния довольно трудно. Случайное слово может внезапно открыть перед нами совершенно иную концепцию и показать, что прежний ход мышления не был единственно возможным.

Тупиковые ситуации

Иногда кажется, что творческая мысль зашла в тупик. Мы не в силах предложить ни одной новой идеи, вновь и вновь возвращаясь на одно и то же место. Кажется, все возможные подходы исчерпаны. Бывают ситуации, когда из тупика не удается выбраться длительное время. В таком положении можно оказаться при решении любой специфической задачи.

Самый простой и эффективный способ выбраться из тупика — метод случайного слова. Он немедленно дает мыслям новое направление. Даже в том случае, если это направление совершенно нереалистично, барьер преодолен, и мы можем двигаться дальше.

Не возбраняется также применить метод отстранения, причем оно должно относиться не к предмету мышления, а к самому мышлению. Например, мы можем отстраниться от того свойства, которое неизменно возвращает нас на исходные позиции и которое мы считаем неразрывно связанным с конечным результатом (ПРО, мы не должны заботиться о том, чтобы люди были счастливы).

Можно использовать метод прядения нити (в его активном варианте). Он основан на том же принципе, что и метод случайного слова.

Ситуации «чистого листа»

В отличие от предыдущего случая, когда вы все время возвращались в начальную точку мышления, в ситуациях «чистого листа» вы не знаете, с чего начать.

Отправную точку можно получить с помощью среза.

В тех случаях, когда известны основные требования к результату, можно воспользоваться методом прядения нити как в пассивном, так и в активном режиме.

Разумеется, в данном случае прекрасно показывает себя метод случайного входа, поскольку он вообще не связан ни с какими предварительными условиями. Метод не нужно ограничивать исключительно словами. В качестве случайного входа можно использовать объекты, чтение, посещение выставок и т.д.

Проекты

Реализация проекта в отличие от решения творческой задачи более связана с квалификацией и знаниями, чем с творчеством. Тем не менее готовность применить к проекту творческие методы часто окупается сторицей.

Важно хорошо представлять себе общую цель проекта и отдельные промежуточные цели. Эти объекты фокусирования должны относиться к области мышления, а не к конкретным действиям по реализации проекта.

Вызов позволяет избежать шаблонов традиционного мышления, связанного узкими рамками прошлого опыта и прошлых заключений.

Веер концепций — классический пример мышления, направленного на достижение. С помощью веера несложно определить и исследовать новые объекты фокусирования (как можно применить для транспортировки воду?).

Провокационный метод отстранения можно применить к стандартному способу реализации проектов данного типа. Как принято поступать в таких случаях? Что произойдет, если поступить наоборот?

Ряд требований, полученных методом прядения нити, позволяет определить различные походы к выполнению проекта. Метод лучше использовать в его «пассивном» варианте (позволяя идеям «проявиться» самостоятельно).

В реализации любого проекта важно помнить об основных концепциях. Концепции можно изменить, улучшить или найти более эффективные способы их реализации.

Хороший результат можно получить, просто прилагая творческое усилие ко всему проекту в целом или к отдельным его фрагментам. Вот почему так важно точно определить фокусирование.

К проектам применимы также многие замечания, относящиеся к дизайну и решению творческих задач.

Конфликт

Для конфликтных ситуаций характерны споры, выяснение отношений, столкновение интересов. Ни одна сторона не хочет уступать. Обычно разрешение конфликта связано с применением силы, давлением и страхом. Очень немногие (и меньше всего — непосредственные участники конфликта) догадываются о том, насколько проще решить спорный вопрос с помощью творческого мышления.

Основной метод в данном случае — поиск альтернатив. Он касается не только альтернативного восприятия конфликта в целом, но и каждого его аспекта и действия. Как мы относимся к этому поступку другой стороны? Нельзя ли воспринять его иначе? Существуют альтернативные способы выражения мнения, альтернативные ценности и интересы, альтернативные позиции. Четкое представление фиксированных точек помогает легче и точнее определять альтернативы.

Очень важна творческая пауза. Вместо того чтобы набрасываться на обидчика с кулаками, стоит немного подождать. То, что казалось вам угрозой, может оказаться хорошей возможностью.

Процесс вызова в данном случае должен относиться не к противоположному лагерю, а к собственному мышлению. Почему нужно воспринимать ситуацию именно таким образом? На самом ли деле это так важно? Не оказались ли мы в ловушке временной, вынужденной или любой другой традиционности? Каковы крайние позиции (поляризация «или-или»)? Как можно определить ключевые факторы? Являются ли они действительно ключевыми?

Метод отстранения схож с методом вызова. Его также следует применять к собственному мышлению. Если условия дискуссии приемлемы, его можно использовать совместно с другой стороной (ПРО, нет никакой необходимости в том, чтобы устанавливать фиксированный режим работы).

При разрешении конфликтов нужно уделить достаточно внимания концепциям ценности. Способность воспринимать различные концепции ценности — основа успешного разрешения конфликта. Как только нам удалось уяснить их для себя, можно попытаться найти способы их удовлетворения. Нужно также понять концепции действия и давления, для того чтобы изменить их или заблокировать. Ошибочно думать, что все факторы конфликта известны нам заранее, как фигуры в шахматной игре, и нам остается только выбрать верный ход.

Срез можно использовать как в самом начале разрешения конфликта, так и на более поздних его стадиях. Он позволяет сделать остановку и помедлить, дав возможность родиться новым идеям.

Как и в предыдущих случаях, метод случайного слова помогает выйти из тупика и найти новую линию мышления. При благоприятном стечении обстоятельств (когда обе стороны сотрудничают в разрешении конфликта) метод случайного слова можно применять совместно.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.