Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сущность воспитания и его место в целостной структуре обр проц

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Основные направления и содержание воспитательного процесса

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.



Специфические черты процесса воспитания:

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

3. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5. Важна связь с самовоспитанием.

6. Скрытая позиция воспитателя.

7. Сложность диагностики результата.

Цели воспитания:основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей

 

Зад и содерж восп раб в НШ

Воспитание — процесс всеобщий Воспитание — процесс объективный. Воспитание — процесс многомерный. Оптимальный путь к успеху — гуманистическая воспитательная система.

Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педа­гогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.

В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех смыслах:

• в широком социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учаще­гося под влиянием всей социальной окружающей действительнос­ти. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия;

• в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-вос­питательный процесс в системе специальных учебно-воспитатель­ных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на среду через человека — детей, родителей, педагогов. В этом — фун­кция оздоровления социума школой;

• в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно вос­питательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебно­го заведения.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач.

Эти функции можно сформулировать короче: • созидательно-культурная; • социализации и адаптации; • человекообразующая.

Принципы гуманистического воспитания:1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплек­сности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изо­лированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принцип включения личности в значимую деятельность. Третий принцип воспитания —принцип личностного функцио­нирования. Принцип субъективного контроля. природосообразность.

 

Семейное воспитание

Существует 3 основных подхода к взаимодействию семьи и школы:
1. Отрицает значение семьи в воспитании. Детей можно забирать у семьи. Платон (разрабатывал систему государ-ственного воспитания).
2. Исключительно семейное воспитание (Джон Локк, воспитание джентльмена).
3.Семья естественный помощник школы, с одной стороны школа с другой семья. Макаренко выпустил книгу для родителей. Утверждает: «Воспитание – это целостный процесс. Семья должна помогать школе. Воспитывает всё: обстановка, общение, действия». Главный метод воспита-ния – авторитет. Рассматривает семью как коллектив. Родительский авторитет определяется: как работают, как общаются, строят отношения. Еще развивает ложный авторитет. Сухомлинский продолжает развивать идеи своего учителя. Опирается на союз семьи и школы. Создан культ матери, организовывает родительский лекторий (приглашались учителя, психологи) проводили просвещение родителей. Акцент на нравственность. Главный метод воспитания – любовь. Он сторонник применения народного воспитания (трудового). Сухо-млинский вел картотеку (изучение семьи, условия и т.п.). Успехи Сухомлинского во многом определялись взаимо-отношениями. Макаренко брал наблюдения из жизни, а Сухомлинский реализовывал на практике. Для школы необходимо искать и находить такую сферу деятельности, где её влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такой сферой можно признать взаимодействие школы с семьёй при условии оптимально организованной работы в области педагогического просвещения родителей. Для эффективного семейного воспитания необходимо форми-ровать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с детьми. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы, создать единую воспитательную среду ; главная задача классного руководителя. Основные на-правления работы классного руководителя: 1) педагогиче-ское просвещение родителей, 2) коррекция семейного воспитания, 3) совместная деятельность классного руко-водителя с семьёй (беседы), 4) защита ребенка от небла-гоприятных условий в семье, школе, микрорайоне. Задачи классного руководителя в работе с семьёй: 1) изучение семьи, 2) выработка единых требований к школьнику семьи и школы, 3) организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала. Основные формы работы: 1) массовые (родительские собрания, конференции, педагогические лекции, обмены опытом семейного воспитания, вечера вопросов и ответов, дни коллективного отдыха), 2) групповые (родительский комитет, совет класса, беседы), 3) индивидуальные (консультации, беседы, посещение семьи). Самая распро-странённая форма - родительские собрания: 1) организа-ционные (начало учебного года), 2) текущие (в течение года), 3) итоговые (в конце учебного года). Методика взаимодействия: 1 стадия взаимодействия: поиск кон-такта (снять напряжённость, добиться согласия, внимание на + качества ребенка); 2 – поиск общей темы для разго-вора (общие интересы, проблемы, трудности воспитания, внимание на то, что волнует и классного руководителя и родителей); 3 – упрочение сотрудничества в воспитании.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.