Пиши Дома Нужные Работы


часть.Взаимосвязь семьи и школы. Родительские собрания (общешкольные и классные). Деятельность классного руководителя по взаимодействию с семьей обучающихся.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях: 1. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе. 2. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.

4. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.

5. Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.

6. Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок. Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни. Традиционные формы работы с родителями: родительские собрания; общеклассные и общешкольные конференции;индивидуальные консультации педагога;посещения на дому.Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение возможно только после получения разрешения родителей.Нетрадиционные формы работы с родителями:– тематические консультации;– родительские чтения;– родительские вечера.

К 13 вопросу.. Коллектив – объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: Он является результатом сознательных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности .

Учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым закономерностям. Учебный коллектив требует индивидуального подхода. То, что срабатывает по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприменимым к другой.

Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе.Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно

.На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из учащихся, имеющих различные взгляды, различные отношения к коллективной жизни. Организатором является педагог. Руководитель должен внимательно изучать

каждого члена группы, его характер, особенности личности

Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм

.Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у Большинства членов коллектива, требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель должен изучать, межличностные взаимоотношения членов коллектива, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности. Это позволяет перейти на уровень самоуправления. совпадения взглядов.

Ученический коллектив - группа учеников, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью.

К 3 вопросу.Содержание образования, как фундамент, базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования.

Содержание образования - точно определенный объем знаний умений и навыков, необходимых для развития гармоничной личности.

Исторически сложились следующие подходы к образованию и к содержанию образования:

1. Формальная теория (классическая) – ученики изучают математику и древние языки. Философское учение лежащее в основе данного направления – рационализм. Выпускники поступали в университеты.

2. Реальная теория (материальная) – необходимо давать знания полезные для жизни с практической направленностью. Ученики изучали начертат.геометрию, практическую физику и химию, производственную практику, знания о навигации, бух.учет. Философское учение – эмпиризм( процесс познания идет от практики к теории). Выпускники не имели права поступать в университеты.

В теории образования выделились два основных подхода (парадигмы)

1. Знаниево-ориентированный подход (ученик – объект, главное знания)

2. Личностно-ориентированный подход (ученик – субъект, главное Человек)

В образовательный стандарт заключены цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию закрепленные в особых нормативных документах.

Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки. Требования к уровню подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Определяется 3 компонента:

-Базовый (Федеральный компонент) Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

-Вариативный (Школьный компонент) Углубленное изучение тех или иных предметов., спец.курсы, элективные курсы.туризм…

-Дополнительная составляющая. – предметы которые могут быть введены из-за специфики региона (пр.: карельский язык)

Часть.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Образования является процессом и рез-ом формирования личностной культуры, включающей систему научных знаний, ценностных ориентиров, учебною мотивацию, опыта репродуктивной и твор-ой деятельности.

Содержание образования имеет исторический характер, зависит от глобальных процессов, уровня развития национальной культуры, социальные отношения или личностные потребления.

В конце 17 века сформировались две теории: материальная и формальная.

Формальная - формирование умственных сил путем изучения иностр языков (в том числе древ), логики, матем и т.д.

Формальное обр-ие изучалось в универ, гимназиях. Базировалось на теории Герборта и имело 4 ступени.

1. Ясность

2. Ассоциации

3. Система

4. Метода (способы применения знаний)

Материальная теория содержит формирования по потреблениям учеников, которые испытывали затруднения в теоретических и практических учениях.

Реальная школа 3 года

Реальное училище 4 года

Материальное образование зависело только от требований ученика.

Конс Дмит Ушинский предложил создать систему, в которой бы объединялись обе системы.

Он утверждал, что на образование влияет развитие производства, уровень национальной культуры, развитие образовательное и национальное сознание.

К факторам определяющим образование относят развитие культуры, науки, пед практики и уровень зкономического развития страны.

В 2004 году – первые гос стандарты общего образования для

- обеспечения единства в создании образования

- единства в техническом и методическом преподавании предметов

- обеспечивания равных возможностей для образования

В Гос стандр выделяются 2 части

Инвариантная – обязательная базовая

Вариативная – региональный, школьный компонент.

Базовая часть представляет минимум требований и рез-ов образовательнйо деятельности. Региональный компонент базисным учебным планом региона, подписывается министром образования.

Школьный компонент утверждается в виде рабочих программ администрацией школы.

Содержание образования.

Представляет собой сетку часов по предметам и годам обучения, рабочим программами на каждую отдельную дисциплину и отражается в учебной лит-ре.

В посл время разрабатывается учебно-методический комплект. Включает: учебник, рабочую тетрадь, справочный материал для учеников и учителя.

К 6 вопросу.. Контроль, оценка и учет результатов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Методы контроля и нормы оценки знаний, умений и навыков в области школьного предмета.

Оценка знаний определяет качество усвоения материала. Классификация: текущая, итоговая, тематическая проверка.

Формы проверки: фронтальный, индивидуальный, групповой.

5 – ставится за глубокое понимание умение объяснить, за логический и правильный ответ.

4 – за правильное и глубокое усвоение материала, однако в ответе могут быть ошибки

3 – ученик знает материал, но не может объяснить.

2 – за плохое усвоение материала.

1 – не знаком с учебным материалом.

Заключительная проверка знаний – выпускной экзамен.

1..Учёт помогает выявить пробелы в знаниях шк-ов, учителю управлять учебной деятельностью каждого шк-ка, своевременно вносить в него коррективы, оказывать помощь при затруднениях.

Виды учёта:1.Текущий учет. Провод-ся на каждом занятии. Учитель проверяет как усвоен шк-ми материал и умение применить их на практике, 2.Периодичный учёт. Проводиться в конце изученного материала.)3.Итоговый учет. Провер-ся в конце четверти и года. Итоговые оценки выставляются ученикам на основе оценок текущего и периодичного учета.

Функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Также: выявление ЗУН,

Устная проверка – непосредственный контакт между учеником и учителем.

Письменная проверка: позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно.

Часть 6 вопроса.Контроль, оценка и учет результатов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Методы контроля и нормы оценки знаний, умения и навыков в области школьного предмета.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. С психологической точки зрения: каждый из участников должен получает информации промежуточных результатах своей деятельности. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Контроль за учебно-познавательной деятельностью. Контроль в процессе обучения - наиболее отработанная процедура как в теоретическом, так и в методическом отношениях. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки. Требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

· индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

· систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

· разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

· всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

· объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

· дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

· единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н.А. Сорокина).

Виды контроля и формы его организации. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля.

Большинство дидактов уделяет преимущественное внимание — методам школьного контроля, т.е. методам проверки, которые используют школьные учителя. При этом в дидактике сами понятия "метод и формы контроля знаний" не имеют четкого разграничения.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Оконь).

Методы устного контроля — это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма — беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.

Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

"5" — владеет в полной мере (отлично);

"4" — владеет достаточно (хорошо);

"3" — владеет недостаточно (удовлетворительно);

"2" — не владеет (неудовлетворительно).

Основной недостаток экспертной оценки — субъективизм. . Тем не менее в силу удобства пользования, де- | шевизны такая процедура оценки и выставления отметки I имеет повсеместное распространение.

Письменный контроль(контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.