Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности менеджмента в сфере культуры

Рассмотрение особенностей менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менедж­мента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно, нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо администра­тивно-распределительной технологии управления сферой ко все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные сред­ства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяй­ственная самостоятельность - все это радикально меняет тре­бования к профессионализму в социально-культурной сфере. Если раньше специалист-профессионал в сфере культуры ви­дел себя преимущественно работником «идеологического фрон­та», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть прак­тически ориентирован в технологии маркетинга в коммерчес­кой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря, быть пол­ноценно компетентным в вопросах менеджмента без всяких ски­док на пресловутую «специфику» сферы.



Более того, сама эта п юцифика заключается отнюдь не в «усе-ченности» менеджмента, а наоборот, в его расширительном при­менении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и ком­мерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе применительно к тому же виду деятельности) международною масштаба.

Общность проблем и интересов современного бизнеса и сфе­ры культуры обусловлены не только их технологическим содер­жанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современные бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в совре­менной России, обречены на сотрудничество всерьез и по боль­шому счету. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключитель­но государственных интересов. Привлечение внебюджетных ис­точников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и органи­зациями - одно из необходимых условий сохранения культур­но-исторического наследия, воспроизводства творческого по­тенциала, развития культурной жизни.

Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Форми­рование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсор­ство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и ак­ции по стимулированию продаж - все это просто немыслимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных про­грамм, т. е. без обращения к социально-культурным технологи­ям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими органи­зациями и учреждениями социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» - предполагают и дополняют друг друга, немыслимы /1РУг без друга. .')та «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для Развития и преобразования общества. /Чело в том, что это со­трудничество по сути до. ia является реальной тканью гражданского общества не декларировать его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Толь­ко общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов, по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления де­мократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность, особен но с учетом эконо­мического состояния и политической ситуации в России.

Итак, начнем с самого очевидного. Сфера культуры это, прежде всего, сфера услуговой деятельности. Другими словами, продук­ты, производимые в этой сфере и выводимые на рынок в каче­стве товаров, это преимущественно услуги. Посещение театра, вы­ставки, концерта, библиотеки - все это услуги. А услуги - на­столько специфический вид товаров, что их часто выделяют в отдельную категорию и говорят: «товары и услуги*. И неспроста. Услуга, в отличие от прочих товаров, производится и потребляет­ся одновременно - здесь и сейчас: просмотр а [ектакля, кинофиль­ма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются худо­жественными ценностями. Услуги невозможно складировать. Все это накладывает серьезный отпечаток на технологию менедж­мента, прежде всего учета.

Но услуги производятся и в других отраслях экономики. Особенности услуг, производимых и оказываемых сферой куль­туры, связаны с особенностями «духовного производства»: Это услуги, оказываемые сознанию. Ремонт обуви, техническое об­служивание, медицина, парикмахерское дело - тоже сферы ус­луг, но это услуги, имеющие материальный характер. Результат их потребления очевиден. Услуги же в сфере культуры оказыва­ются сознанию. «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами созна­ния: восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д., не поддаются непосредственному прямому счету. В отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в про­цессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность: чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерн - тем выше их социальная значимость.

Более того, сфера культуры - сфера свободного времени. И это нужно понимать буквально. Услуги, оказываемые сферой куль­туры, оказываются в свободное время, когда люди что хотят, то и делают. Если они придут к нам, а мы их не пустим, они пойдут к другим. Л если и те не пустят, то пойдут в подвал. Если их пого­нят из подвала, они пойдут на чердак, а если погонят и оттуда, то уйдут в лес и будут делать то, что их интересует. Перед нами -история авторской песни в пашей стране. И так было с развити­ем видеопотребления, с оздоровительным движением.

Из этого следует важное и принципиальное обстоятельство. Культурные процессы зависят от учреждений и работников рультуры, но не решающим образом. Культурный уровень ра­ботников культуры не превышает средний уровень. Это хоро­шо известный социологический факт. Как у нас в стране, так и за рубежом культурным трендом, т.е. наиболее продвинутой (опережающей) и социально развитой социальной группой, яв­ляются инженерно-технические работники, занятые в непроиз­водственной сфере («белые воротнички»). И если вспомнить, то все нововведения в социально-культурной сфере (те же ав­торская песня, оздоровительное движение, видеопотребление) шли во всем мире и у нас тоже именно через этот тренд.

Короче говоря, культурные процессы идут сами по себе, а Работники и учреждения культуры могут им только помогать и-"и мешать. lie больше, но и не меньше. Поэтому сущностью Менеджмента в сфере культуры является создание организацией-Ных и экономических условий саморазвития культурных процессов культурной жизни.

Этот вывод подтверждается тем, что сфера культуры всегда даже в самое глухое советское время) была и остается принципиально многоукладной. В ней всегда действовали и действуют фактически все возможные формы собственности: государственная, собственность общественных организаций, коопера­тивная, личная собственность. Так в Санкт-Петербурге до сих пор нет (и никогда не было!) государственных дворцов культу­ры - а это наиболее мощные досуговые центры. Все они проф­союзные или даже межсоюзные, т.е. находятся в собственности общественных организаций. Другими словами, в сфере культу­ры действовали и действуют самые различные социальные субъекты и силы. Это имеет негативные последствия типа пре­словутой «ведомственной разобщенности», неравномерности раз­вития сети учреждений культуры, но и дает возможность реали­зации и привлечения самых различных ресурсов.

С этим связана другая важнейшая особенность сферы куль­туры: она является, преимущественно, сферой некоммерческой деятельности. Иначе говоря, она оказывает такие социально-зна­чимые услуги, которые не могут, большей частью, оказываться на коммерческой основе. В сфере культуры распространены по­требители, которые просто не в состоянии оплачивать оказывае­мые им услуги: дети, подростки, ветераны, инвалиды, нуждаю­щиеся в социальной защите и поддержке. По поскольку ничего в мире бесплатного нет и быть не может, эти услуги должны опла­чивать другие социальные субъекты: родители, госбюджет, дру­гие доноры (спонсоры, благотворительность, общественные орга­низации). Другими словами, в сфере культуры потребитель и пла­тежеспособный спрос часто разведены.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на мар­кетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомер­ным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры это дети, подро­стки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то заинтересованными в такой деятель­ности донорами, что-то благотворительными фондами и т. д. фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно ска­зать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определя­ются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работе этими группами.

Из преимущественно некоммерческого характера деятельно­сти в сфере культуры следует и то, что деньги в этой сфере зара­батываются преимущественно не на основе коммерции, а на ос­нове привлечения средств, вовлечения интересов самых различ­ных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными Средствами, спонсоров, благотворительных организаций и про­чих доноров. Иначе говоря, основой финансирования в сфере культуры является фандрейзинг (отангл. fundraising - «ростфон­дов») - привлечение средств из различных источников. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд, предельно коммерциализирован­ии секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов состав­ляют обычно около 15 % бюджета гастроли. Остальное -- сред­ина спонсоров. Да и сама гастроль, чаще всего, является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекатель­ная» для бизнеса. Во всем миренекоммерческий (ношфофитный) сектор - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов Экономики. Действительно,что можетбытьпривлекательней дея­тельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших рас­ходов, и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сФера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. 15 силу своей публич-"|)( 1 и, социальной значимости она обладает явно выраженным

ламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального С|а,У<-аит.д

И)(, Лее то"о, некоммерческая деятельность, как уже говори­мом v ИЛ'ест ^-'ее общий характер, она может включать в себя и коммерческую часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство: су­вениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на тех­нологии менеджмента в сфере культуры. За рубежом они стали предметом специального осмысления. Примером могут служить теории «производства общественных благ» (public goods production theory), «невыполненного контракта» (the contract failure theory), «контроля стейкхолдсров» (the stakeholder control theory). В данных зарубежных концепциях к некоммерческим относятся исключительно негосударственные организации. Од­нако, несмотря на различия трактовок, зарубежный теоретиче­ский и стоящий за ним практический опыт представляют не­сомненный интерес.

Согласно теории «производства общественных благ» амери­канских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда (SchiffJ. и Weis-brod В.), специфика менеджмента некоммерческих организаций следует из самих причин их появления - они возникают вслед­ствие неэффективности коммерческих структур в производстве общественных благ.

Общей отличительной особенностью общественных благ яв­ляется наличие двух свойств - неконкурентности и неисключае-мости, т. е. отсутствие соперничества в потреблении и невозмож­ность воспрепятствовать к потреблению данного блага. Архитек­турные памятники или музыкальные произведения остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, и потому возможно их совместное и неоднократное использование.

Если получение выгод от потребления частных благ, к кото­рым относится большинство товаров и услуг, одним покупате­лем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, го использование общественного блага одним по­требителем содержит в себе, как уже отмечалось выше, возмож­ность получения от подобного блага таких же выгод всеми дру­гими потребителями. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами.

Производство общественных благ сопровождается внешни­ми эффектами, которые заключаются в появлении издержек или вы год, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Сфера культуры предоставляет населению различные обще­ственные блага, потребление которых приводит к таким поло­жительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала об­щества; рост уровня производительности в отраслях экономи­ки и т. д.

В отношении общественных благ потребители часто облада­ют неодинаковой информацией - «покупатели, в силу различ­ных предпочтений и уровней дохода, придают информации раз­личное значение, а также видят разную эффективность потреб­ления общественных благ». В результате, производители испытывают сложности в получении достоверной информации о спросе на общественные блага. В условиях неопределенности коммерческое производство общественных благ затруднено и приводит к снижению или отсутствию предложения со сторо­ны предпринимателей. Таким образом, отрицательные послед­ствия информационной асимметрии препятствуют велению предпринимательства в этой сфере.

Социальный маркетинг. 1 [еобходимым условием выпуска об­щественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование обществен ных ценностей). При­менение некоммерческого маркетинга дает возможность произ­водителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения.

Для некоммерческих организаций культуры как разновид­ности некоммерческих организаций вполне справедливы поло­жения данной теории. В силу наличия информационной асим­метрии на рынке культурных услуг некоммерческие организа­ции культуры активно используют социальный маркетинг.

Качение последнего особенно важно для сферы культуры, где категория информации приобретает более широкий контекст, Ключающий не только данные о товарах и услугах, но и воз­можность приобщить к искусству, развить вкус к нему, благода­ря чему спрос на продукцию сферы культуры быстро возраста-

ет». Социальный маркетинг в сфере культуры, таким образом, нацелен не только на стимулирование потребления, но и на под­готовку самого потребителя.

Фандрейзинг. Доступ к общественным благам всех групп на­селения, независимо от уровня доходов, не позволяет в больш ин-стве случаев производителям устанавливать на общественные блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. В резуль­тате доходы от выпуска общественных благ могут не покрывать всех расходов, связанных с их производством. В таких услови­ях крайне важным становится применение фандрейзинга, на­правления менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотвори­тельные и спонсорские взносы, гранты, государственные суб­сидии и т. д. Поскольку большинство услуг некоммерческих организаций культуры относится к общественным благам, га-кие организации не могут находиться на самофинансировании и требуют применения фандрейзинга (см. п. 3.2).

Добровольчество. Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отноше­ний в этой области. Большое значение приобретает доброволь­чество, система трудовых отношений, построенная на механиз­ме нематериального стимулирования и преследующая соци­альные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Важную роль добровольчество играет в сфере культуры.

В учреждениях культуры труд волонтеров обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т. д.

В ряде случаев социальный маркетинг, фандрейзинг и доб­ровольчество могут быть использованы производителями в ущерб потребителям из-за отрицательных последствий инфор­мационной асимметрии. На это указывают И. Илман и Г. Ханс-манн (Ellman 1., Hansmann Н.) в теории «невыполненного кон­тракта»: Согласно данной теории, в ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за деятель­ностью производителей, в связи с чем последние могут наме­ренно завышать цену при низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния клиента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение обычных контрактных обязательств, что Хансманн называет «невыполнен­ным контрактом». 11отребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Неком­мерческие структуры законодательно ограничены в возможно­стях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные сре/1ства на развитие основ­ной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. Преимуществом некоммерческих производителей является то, что рыночный контроль в них подкрепляется до­полнительной защитой потребителя другим, более сильным «контрактом» - официальным обязательством организации перед обществом направлять все свои доходы на развитие не­коммерческой деятельности.

Это обязательство реализуется на практике с помощью за­конодательною ограничения на распределение доходов неком­мерческих организаций среди учредителей, управленческого корпуса и персонала. Согласно Гражданскому Кодексу РФ и закону РФ «О некоммерческих организациях», доходы неком­мерческих организаций должны направляться на развитие их основной уставной деятельности. В случае использования до­ходов на иные цели они подлежат обложению налогом на при­быль, как и для коммерческих предприятий. Кроме того, в та­кой ситуации некоммерческая организация рискует потерять свой юридический статус и может быть преобразована в ком­мерческую организацию.

В сфере культуры некоммерческие организации также огра­ничены в возможностях использования доходов на цели, отлич­ные от целей развития организации. Кроме того, в российской сфере культуры законодательное ограничение на распределение прибыли дополняется в большинстве случаев контролем со сто­роны государства. Отечественные некоммерческие организации культуры действуют чаще всего в организационно-правовой форме государственного учреждения. Учреждения культуры владеют имуществом на праве оперативного управления и фи-лансируются полностью или частично из государственного бюд­жета. В силу того что имущество государственных учреждений культуры является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государствен­ного бюджета, и распределение учреждениями культуры полу­ченных доходов должно согласовываться с органами государ­ственной власти.

В результате, учреждения культуры предпочитают юриди­чески разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами:

<- для ведения предпринимательской деятельности при уч­реждении культуры создается отдельное предприятие, кон­трольный пакет акций которого принадлежит учрежде­нию культуры;

•Ф- учреждение культуры предоставляет'свои площади, торго­вые марки и другие права компаниям, занимающимся ком­мерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент.

В качестве примера разделения коммерческой и неком­мерческой деятельности в учреждении культуры можно при­вести опыт Государственного Эрмитажа. В 1990-е гг. на тер­ритории музея было создано коммерческое предприятие «ЭСП», объединяющее сувенирные и книжные магазины, кафе и буфет для сотрудников. По договорус Эрмитажем стал работать банк «Петровский», наделенный правом проводить валютно-обменные операции на территории музея и обязан­ный перечислять на счет Эрмитажа 50 % прибыли, полученной от этой деятельности. Кроме того, музей приобрел контроль­ный пакет акций транспортной компании «Хэпри», осуществ­ляющей монтаж, упаковку и транспортировку материалов, в том числе и музейных экспонатов.

На общественный контроль, или «контроль стейкхолдеров», как главную особенность менеджмента некоммерческих органи­заций указывают также А. Бен-Hep, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен, И. Фама и М. Дженсен (Ben-Ner A., Gui В., Van Hoomissen Т., 1993; Fama Е., Jensen М.). Данный контроль, по их мнению, «содействует доверию организации, определяет социальную значи­мость ее работы и необходимость ее финансирования». Соци­альная значимость, или социальный эффект, отражает резуль­таты деятельности некоммерческой организации, несвязанные с получением материальных выгод, а направленные на рост бла­госостояния общества.

В качестве стейкхолдеров могут выступать благотворители, фонды, профсоюзы и т. д. В большинстве случаев контрольные функции стейкхолдеров реализуются через попечительские со­веты в некоммерческих организациях культуры. Среди функ­ций попечительского совета в учреждении культуры наиболее важными являются управленческие, финансовые и конт­рольные. Управленческие функции включают определение стра­тегии развития организации культуры, планирование основных направлений деятельности, анализ результатов работы. Финан­совые функции предполагают финансовое планирование, а так­же непосредственное привлечение различных источников фи­нансирования от населения, коммерческого сек тора и государ­ства. Контрольные функции заключаются в осуществлении надзора за использованием основных фондов, движением фи­нансовых средств и т. д.

В состав попечительского совета чаще всего входят предста­вители коммерческого сектора, органов государственной власти и др., которые проявляют интерес к развитию деятельности того или иного учреждения культуры. Как правило, попечительский совет формируется из тех лиц, которые оказали поддержку дея­тельности организации культуры либо в момент ее создания, либо в процессе ее работы. Однако состав попечительского со­вета может меняться в силу объективных причин, а также ре­шений большинства членов попечительского совета.

Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности вэкономических результатах деятельности учреждения куль-гУры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибы­ли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии.

В качестве мотивов обращения к попечительству можно рас­сматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребите­лей, доступ к закрытым источникам информации, услугам орга­низаций культуры и др.

Среди отечественных учреждений культуры первым со­здал попечительский совет Русский Музей. К идее форми­рования попечительского совета привело тяжелое финансо­вое положение музея в 1996 г. Государство смогло выделить на покрытие расходов музея только 20 % от суммы, заложен­ной в бюджете. В связи с кризисным состоянием музея, а также предстоящим в 1998 г. его 100-летним юбилеем пре­зидент РФ Ельцин Б. Н. и администрация Санкт-Петербурга приняли совместное решение взять под опеку Русский Му­зей. В итоге в 1997 г. был создан попечительский совет му­зея, п редседателем коте рого стал губернатор Санкт- Петер -бурга. В состав попечительского совета, наряду с Ельциным и Яковлевым, вошли также писатель Д. Гранин и академик Д. С. Лихачев.

Функциями совета стали финансовая, консультационная и политическая поддержка музея. Финансовая помощь ока­зывалась в разрезе капитальных расходов музея, а именно: в проектировании, реконструкции, реставрации и техноло­гическом оснащении комплекса зданий Русского Музея; со­здании надлежащих услоеий хранения и экспонирования его коллекций. Так, в 1997 г. Указом Президента РФ из его резерв­ного фонда было выделено 10 млрд. руб. на пополнение коллекций музея, а в 1998 г. из средств федерального бюд­жета -дополнительно 5 млрд. руб. на ремонт зданий музея и благоустройство прилегающих территорий.

Привлечение в качестве попечителей таких высокопо­ставленных лиц, как Президент РФ и губернатор СПб, позво­лило музею активно лоббировать в вопросах выделения до­полнительных бюджетных средств, участия Русского Музея в межправительственных программах культурных обменов России с зарубежными странами, привлечения внимания международной общественности к работе музея и т. д. Кон­сультационная помощь, оказываемая в основном со сторо­ны двух других попечитегей, касалась научных и образова­тельных программ музея.

В результате уже переого года работы попечительского совета финансовое положение музея значительно улучши-

Глава 1. Сфера культуры и менеджмент

лось. В 1997 г. поступления из государственного бюджета возросли на 13 % по сравнению с предыдущим годом, бла­готворительные взносы увеличились почти в 17 раз по срав­нению с 1996 г. Это позволило, в езою очередь, вложить до­полнительные средства в капитальный ремонт и реставра­цию. В итоге, капитальные расходdi музея в 1997 г. достигли 61 % годового бюджета, что на 11 % выше соответствующих расходов предыдущего года. Таким образом, первый опыт создания попечительского совета в музее свидетельствует об эффективности его работы в российских условиях.

Несмотря на преимущества создания попечительского сове­та, в целом в российских учреждениях культуры попечительский сонет является крайне редким явлением. Если за рубежом ме­неджмент большинства некоммерческих организаций культу­ры основывается на системе попечительства, то в России функ­ции общественною регулирования и контроля в основном вы­полняются государственными органами власти. Создание попечительского совета в учреждении культуры как органа, в ко­торый входят не только государственные чиновники, но и пред­ставители широкой общественности, не получило в России ши­рокого распространения. Государство до сих пор предпочитает выступать единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами. Таким образом, можно вполне говорить о продолжающейся государственной монополии в уп­равлении учреждениями культуры Как и любая монополия, единоличное государственное регулирование не обеспечивает эффективного менеджмента организаций культуры. Большин­ство учреждений культуры испытывает финансовые и организа­ционные проблемы, не имеет эффективной структуры управле­ния и системы стимулирования персонала. Создание попечитель­ского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности привлечь дополнительные источники финансиро­вания и др.

Необходимым условием для этого является также создание законодательной базы по определению и регулированию попе­чительства над юридическими лицами, которая в России на сегодняшний день отсутствует. Согласно закону РФ «О неком­мерческих организациях», попечительский совет предусмотрен только для одной организационно-правовой формы некоммер­ческих организаций - фонда. Однако порядок его создания и функционирования крайне ограниченно определен Настоящим законом. Тем не менее, очевидно, что создание попечительского совета является актуальным не только для фондов, но и других организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

В качестве первого шага к созданию законодательных доку­ментов о попечительстве некоммерческих организаций можно рассматривать Указ президента «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ» 1998 г. Новый Указ объявил о необходимости создания при школах по­печительских советов с целью привлечения внебюджетных средств. Принятие подобного документа в отношении учрежде­ний культуры могло бы не только способствовать привлечению дополнительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере культуры.

Помимо общих особенностей менеджмента некоммерческих структур, организации культуры имеют и другую специфику.

Ограничение роста производительности труда. Американ­ские ученые У. Бомоль и У. Боуэн (W. Baumol, W. Bowen), а так­же Джеймс Хелбрун и Чарльз Грей (Heilbrun J., Gray Ch.) в ка­честве специфических особенностей менеджмента некоммерчес­ких организаций культуры выделяют проблемы измерения и роста производительности труда занятого в них персонала. Для обоснования данных особенностей Баумоль и Боузн приводят следующий тезис: «никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45 мин. квартета Шуберта, равные трем человеко-часам».

Однако затраты исполнения 45 мин. квартета Шуберта вклю­чают не только время работы музыкантов, на которое указывают американские исследователи, но и трудозатраты обслуживающе­го, вспомогательного персонала (инженеров, контролеров, убор­щиц и т. д.). В отношении исполнителей (музыкантов, актеров, певцов) и творческих работников (художников, писателей, ком-

Глава 1. Сфера культуры и менеджмент

позиторов) вопросы измерения и роста производительности тру­да лишены смысла. Можно ли оценивать производительность труда художника с точки зрения количества написанных работ, а производительность труда оперного певца - с помощью числа данных концертов. Очевидно, что ценность деятельности испол­нителей определяется не количественным результатом, а твор­ческим результатом работы.

Измерение производительности труда вспомогательного пер­сонала, на наш взгляд, не представляет проблемы, и рост произво­дительности труда может быть получен с помощью автоматиза­ции производства, внедрения новых технологий, совершенствова­ния рабочих процессов и т. д. Таким образом, проблема измерения и роста производительности труда в организациях культуры акту­альна только для творческих направлений деятельности.

Особенности стимулирования труда. Другой проблемой ме­неджмента, которую выделяют 15омоль и Боузн, является про­блема материального стимулирования труда в некоммерческих организациях культуры. Сфера культуры, по мнению ученых, отличается невысоким уровнем заработной платы по сравнению с предпринимательскими структурами. Пословам Баумоля, «за­работная плата исполнителей не реагирует на общие измене­ния заработной платы в экономике в коротком периоде и даже в длительном периоде растет более низкими темпами, чем в сфере производства». (Данный эффект принято называть в эко­номической литературе «Болезнью Баумоля»).

Однако данное утверждение справедливо лишь для вспомо­гательных видов деятельности, так как размеры оплаты твор­ческого труда могут быть намного выше среднего уровня зара­ботной платы в экономике (выступления известных исполни­телей, живопись знаменитых художников и т. д.). Кроме того, наряду с низким уровнем оплаты вспомогательного труда, в не­коммерческих организациях культуры отсутствует ясная карь-еРная перспектива, сравнимая стой, которая имеет место в пред-"Ринимательских структурах. Это, в свою очередь, порождает кадровые проблемы организаций культуры, проявляющиеся в трудностях найма квалифицированного персонача.

Для вспомогательных видов деятельности в сфере культуры своеобразной компенсацией низкого уровня заработной платы и карьерного роста можно считать более высокую, чем в других отраслях, степень морального удовлетворения от работы. Бау-моль и Боуэн называют это «психологическим доходом» (psychic income). Он формируется под воздействием таких факторов, как свобода творчества, реализация личных идей, гибкий график ра­боты, частичная занятость, высокий престиж в обществе и пр. Таким образом, сфера культуры компенсирует низкий уровень заработной платы вспомогательного труда высоким уровнем не­материального дохода.

Специфика финансового менеджмента. В связи с тем что не­коммерческие организации культуры в большинстве случаев имеют высокую долю постоянных расходов в их структуре и ограничены в возможностях экономии на затратах (в силу ог­раничения роста производительности творческого труда), глав­ным условием их деятельности становится наличие постоянной внешней поддержки. Фандрейзинг в таких случаях не всегда мо­жет обеспечить необходимый объем финансирования, поэтому гарантом деятельности некоммерческих организаций культуры выступает, как правило, государство, выделяющее на долгосроч­ной основе бюджетные субсидии.

Таким образом, некоммерческие организации культуры, на­ряду с общими особенностями менеджмента некоммерческих организаций, имеют ряд специфических характеристик. К спе­цифическим особенностям менеджмента некоммерческих орга­низаций культуры относятся проблемы измерения и повыше­ния производительности творческого труда, которые затрудня­ют оценку конечных результатов деятельности. Отдельно выделяется проблема материального стимулирования вспомо­гательных видов деятельности, связанная с низким уровнем за­работной платы и карьерного роста в сфере культуры и искус­ства, которая может быть решена за счет различных форм нема­териал ьного стимулирования. Большое значение уделяется специфике финансового менеджмента организаций культуры,

связанной с ограниченными возможностями экономии затрат и необходимостью привлечения государственных субсидий.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.