Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Министерство культуры российской федерации

краснодарский государственный университет культурыи искусств факультет театрального искусства кафедра режиссуры

 

 

МАРКОВ Олег Иванович

 

СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

 

 

(Сценарная технология) Учебное пособие

 

 

Краснодар - 2004

 

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………………………… 4

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………........................... 9

 

ГЛАВА I. Генезис формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников………………………………………………………………………………………... 27

§ 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект……………………………………………………………………………………………………............................. 27

§ 2. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры………………………………………………................................................................................ 64

 

 

ГЛАВА II. Художественно-педагогические основы сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников………………………………………………………….. 109

§ 1. Сценарно-педагогическое моделирование поведения аудитории……………………….. 109

§ 2. Сценарий как художественно-педагогическая программа…………………………………….. 138

§ 3. Зависимость зрительских реакций от сценических заданий единицам сценической информации……………………………………………………………………………………………………………………… 171

§ 4. Сущность и структура обучающей технологии создания сценария………………………… 186

 

ГЛАВА III. Методика формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников…………………………………………………………………………………………… 264



§ 1. Техника формирования сценарной культуры и педагогическое творчество………….. 264

§ 2. Интегрирование знаний, навыков и умений в обучении студентов основам «сценарного мастерства»……………………………………………………………………………………………………………………….. 290

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………….. 344

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….... 351

 

ПРОГРАММА: Теория драмы и основы сценарного мастерства…………………………………….. 365

 

Моему учителю Сергею Моисеевичу РОЙТБЕРГУ посвящается

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЛИ «ПОЛЕМИКА» С КОЛЛЕГОЙ

Любой автор, издающий свой труд, наивно думает, что все, что он написал, будет сразу понято. Тридцатилетний опыт художественно-педагогической практики доказывает, что это не всегда так.

На решение написать вступительные строки в избран­ном жанре, меня подвигло одно обстоятельство. Накануне, когда книга была уже в печати, на одном из Всероссийских заседаний УМО МК РФ по театрализованным представле­ниям и праздникам коллега мне подарила свою книжку -«Школа сценарного мастерства», изданную в 2003 году как учебное пособие с приятной надписью: «... мэтру сценарного мастерства с надеждой на не очень строгую критику...». Подаренное мне учебное пособие я внимательно прочел и изучил. И вдруг, буквально с первых страниц, к моему боль­шому разочарованию, понял: мои работы автор или не чи­тала вообще, или не внимательно их изучала. А, как изве­стно, над любой книгой, тем более, если она вызывает про­фессиональный интерес, необходимо работать. Если это художественная литература - то сердцем, а если научная - то еще и головой.

Я не могу не высказать вслух ряд принципиальных, методологических и категорических замечаний, не сказать о которых не имею профессионального права, ибо множе­ство неверных суждений стали уж слишком распростра­ненными. И дело не в существовании различных «школ», позиций, взглядов, подходов, «теорий» и «методик», а в том, что у читателя, чьи профессиональные интересы, так или иначе, замыкаются на специальной литературе, иногда «замыливается глаз». От этого происходит не всегда глу­бокое и осмысленное прочтение. Уважая своего коллегу, позволю себе привести некоторые выдержки именно из ее работы. И не потому, что в ней (работе) как в кривом зеркале искажены ранее разработанные мною понятия, а потому, что подобные «отражения» характерны для боль­шей части скороспелой методической литературы, посвящен­ной проблемам сценарного мастерства.

Коллега: В 70-80-ых годах успела сложиться опреде­ленная сценарная методика, расхождения в понимании которой, в традициях учебной подготовки разных вузов культуры, не были существенны.

Автор: Тезис не верен. Расхождения были и принци­пиальные.

Коллега: Говоря о праздничной драматургии, мы, конечно, не имеем в виду драму...

Автор: Тезис не верен. Ни один специалист вуза по сценарному мастерству не знает такого определения как «праздничная драматургия». Есть драматургия праздника. Обращение с дефинициями такого рода требуют осторож­ности и ответственности.

Коллега: Глава 2, § 2: Этап набора и отбора художе­ственного и документального материала.

Автор: Тезис не верен. Любой этап предполагает за­вершение чего-либо. Целевое накопление сценарного матери­ала - постоянно, поэтому процесс «набора» - ДА. Этап -НЕТ. Выделенные мною еще в 1979 году принципы отбора документального и художественного материала (см. публи­кации) я никогда не называл принципами отбора выразитель­ных средств. Тезис не верен, ибо сценарный материал и вы­разительные средства не одно и тоже.

Коллега: При всей продуманности многоступенчатой Методики создания сценарного каркаса разработанной О.И. Марковым..., при всей ее убедительности... мы сле­дуем методике, сложившейся в ... (другом - автор) ВУЗе.

Автор: Тезис не верен. К большому сожалению, но другой методики пока нет. Щ видел, не читал. Ряд даже Хороших теоретических работ - это еще не методики. А вели методика где-то есть, то чего ж ее скрывать, этонегосударственная тайна. Это первое.

Второе - каркас сценария я не случайно назвал смысловым, а не сценарным. Это разные вещи. В моих работах такого понятия нет. Если вы вводите новое понятие, на Основе уже открытого, то ему необходимо дать аргумен­тированное определение.

Коллега: План замысла - это сценарный каркас, кото­рый состоит из:

- обоснования выбора темы;

- формулировки темы;

- названия сценария и т.п....

Автор: Тезис не верен. План - это план. Каркас - это каркас. Душа (замысел) не может быть телом (каркас) и наоборот. Это первое.

Второе. Теме дается не формулировка. Тема формули­руется. Это не придирки - это принципиально разные смыслы.

Коллега: Бывает и так, что каркас полностью меняет­ся в процессе дальнейшей работы.

Автор: Тезис не верен. В смысловом каркасе может меняться что угодно: замысел, сюжет, приемы, исходные ситуации, меняться местами блоки сценария и эпизоды бло­ков. Смысловой каркас, как совокупность сценических зада­ний, остается неизменен. Если Вы меняете смысловой кар­кас - Вы меняете все сценический задания, в конце концов - сверхзадачу. Значит нужно все начинать заново. Это и есть методика! Любые нововведения не имеют права на смысло­вые искажения автора.

Коллега: На этапе сценарного замысла формулирует­ся и проблема.

Автор: Тезис не верен. Типичная элементарная, мето­дическая ошибка. По поводу Чего?! может возникать Что-то?! Над замыслом можно работать только после того, когда есть событие и проблема, стоящая за ним.

Коллега: Тема - обыденная жизнь далекой Индии глазами сибиряков.

Автор: Тезис не верен. Это - по Вашему определению формулировка. Но это еще не тема, а лишь предмет иссле­дования, ибо отсутствует личностно-авторское отношение к предмету. Тема должна, прежде всего, взволновать авто­ра и обязательно взволновать зрителя. В теме должен быть «кусок-указатель» (С. Эйзенштейн.), определяющий движе­ние мысли. А на «обыденную жизнь», да еще «далекой Ин­дии», всем как-то...

Коллега: Глава 3, § 1. Образное решение темы как суть театрализации.

Автор: Тезис методологически не верен. Образное ре­шение присуще всем видам искусства, в том числе и теат­ру. А театр, как известно, не занимается театрализацией. Суть театрализации достаточно полно описана в трудах Д. М. Генкина, А. А. Коновича, Д. Н. Аля. Поэтому мне нет смысла повторять истину

Коллега: Глава 3, § 3. Метод сценарно-режиссерского хода.

Автор: Сценарно-режиссерский ход стал методом ? Методом чего?!?!?!?!

Коллега: Олег Иванович категорически не согласен с Позицией, что сценарно-режиссерский ход может возникать на начальном этапе творческого замысла.

Автор: Я неоднократно подчеркивал, что сценарно-ре­жиссерский ход может возникать, и иногда возникает на первых этапах работы. Но я принципиально против нару­шения методики обучения, против опережения исследова­тельского этапа работы, по ходу которого вполне есте­ственно возникают ассоциации, образы и т. п. Это наруша­ет не столько технологический процесс работы над сцена­рием, сколько нарушает представление студентов о слож­ности работы над сценарием и им насаждаются сценарные навыки интуитивного характера. Все получается слишком просто: тема - замысел - сценарий. Но это не так. Обуче­ние без научно обоснованной методики, оснащенной сценар­ной технологией превращает занятия по сценарному мас­терству в пионерские коллективные соревнования по сбору Металлолома - нахождение известных приемов, ходов, ассо­циаций и т.д.

Мы работаем не в филармонии и не в драматическом Кружке клуба, где вполне возможна «коллективная драма­тургия», «коллективное творчество». Мы работаем в высших учебных заведениях, задача которых профессионально подготовить «штучный товар». Без методик, современных технологий подготовка специалистов XXI века невозмож­на. Как же тогда изучается в ВУЗах культуры и искусств такой предмет, как «Методика преподавания специальных дисциплин»?

Заканчивая свое краткое критическое обозрение не принятым для жанра учебного пособия вступлением, тем не менее, хочу пожелать всем педагогам, аспирантам, сту­дентам, учащимся, вдумчивого и осмысленного анализа пред­лагаемой работы.

С уважением ко всем коллегам, а также ко всем моим учителям и оппо­нентам, многих из которых, к сожале­нию, уже нет, но у которых мы всегда продолжаем учиться.

Автор

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного явления в более широкое, много­уровневое, многогранное - культурно-досуговую деятель­ность, новые реалии нашей жизни, потребности передовой культурно-досуговой практики требуют универсальной, педагогической, психологической, творческой подготовки специалистов XXI века.

Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории организаторов-режиссеров театрализованных представлений и праздников, специализирующихся по вопросам организации разносторонней социально-культурной деятельности, специалистов, способных обеспечивать художественно-педагогическую коррекцию процесса социализации детей и взрослых, организовывать оптимальную среду, способствующую самореализации личности.

Сложность задач, которые приходиться решать сценаристу-режиссеру, определяют меру той ответственности, которая должна быть проявлена при его обучении.

Театрализованные представления с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержанияв художественно-педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений. Вместе с тем, практика показывает заметную девальвацию качества театрализован­ных представлений, их несоответствие возросшим потреб­ностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ сценарного творчества, что отрицательно сказывается на деятельности учреждении досуга и их эффективности. Научную и педагогическую общественность беспокоит низкая теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, слабая профессиональная ква­лификация работников культурно-досуговых учреждений- выпускников вузов культуры и искусств. Сами выпускники отмечают один и тот же факт: самым трудным для них являются практическое применение знаний, то есть переход от абстрактно усвоенных знаний к практической реализа­ции умений и навыков. Как результат таких последствий - наблюдающаяся деградация не только элитарных культурных ценностей, но и качества профессиональной деятельности во всех сферах культуры. Кризис обнаруживается прежде всего в области государственного общего и специального (особенно высшего) образования, поскольку из-за низкого качества учебных программ и подготовки преподавателей молодое поколение не получает знаний и навыков, необходимых для адекватной ориентации в социокультурной жизни и выполнения профессиональных обязанностей. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обуславливает интенсивные поиски оптимальной модели образования.

Поиски путей преодоления кризиса образования ведутся не только в отдельных странах, но и на межгосударственном уровне. Так, в частности, в 1994 году был принят проект реформирования образования в Европе, в основе которого лежит идея взаимодополнения трех культур: культуры в буквальном смысле слова, социально-политической культуры и практической культуры (21). Индустриально развитые страны рассматривают качество образования как важнейший фактор обеспечения социально-экономического развития, научно-технического и культурного прогресса. Как подчеркивается в Декларации, принятой 44-й Сессией Международной конференции по образованию (Женева, 7 Октября 1994г.), высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач (72; 194). Важно отмстить, что независимо от конкретных условий той или иной страны, ее социально-культурной ситуации, профиля вуза, декларируемые цели реформирования образования сводятся к главному: развитию талантов всех членов общества до максимального предела.

Опрос выпускников по специальности «Режиссер театрализованных представлений и праздников» выявил у них отсутствие необходимого художественно-педагогического и искусствоведческого тезауруса - системы понятий общих, видовых, жанровых, а также позволил сделать ряд существенных выводов, из которых следовало, что в своем большинстве выпускники вузов культуры и искусств полагаются только на : 1) приобретенный опыт-стандарт; 2) интуицию; 3) личные способности. Пренебрегая педагогической стороной дела, и акцентируя внимание на стороне художественной (сценарно-режиссерской), все опрашиваемые специалисты, так или иначе, расписывались в своем непонимании сущности организации досуга театрализованными формами, незнании технологии создания сценария, в конечном итоге и своей сверхзадаче - цели художественно-педагогической деятельности. Создавалось впечатление, что выпускники вузов не имеют четких художественно-педагогических ориентиров в сфере культурно-досуговой деятельности, а сценарная культура находится на очень низком уровне.

От качества и уровня профессиональной подготовки режиссёра данной специальности зависит качество и художественный уровень представлений и праздников. Анализ практики показывает наличие существенных противоречий организации процесса профессиональной подготовки студентов - режиссеров театрализованных представлений и праздников между характером учебной деятельности и реальной профессиональной деятельностью режиссеров данной специальности; теоретической подготовкой, недостаточно ориентированной на профессиональные задачи, и практической, не отражающей в полной мере многокомпонентную деятельность специалистов; системным использованием знаний и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам. Таким образом, нарушается единство общего и профессионального развития личности будущего специалиста, цельность формирования его сценарной культуры. Осуществление профессиональных функций в современной социокультурной ситуации требует от постановщиков сформированных качеств, характеристика которых гораздо шире понятия «сценарное мастерство». Изучение функций, которые призваны осуществлять режиссеры театрализованных представлений и праздников привело нас к убеждению в необходимости исследования сценарной культуры как категории педагогики высшей школы.

Среди общепедагогических исследований, не существует работ, в которых было бы зафиксировано понятие «сценарная культура». Современный уровень развития гуманитарных наук позволяет утверждать, что исследование проблемы формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников предопределяется интеграцией теории сценарной культуры и теории содержания конкретного вида высшего педагогического образования. Поэтому выявление закономерностей и методов формирования сценарной культуры будущих специалистов зависит от научных предпосылок, позволяющих интерпретировать категорию сценарной культуры в контексте высшего художественно-педагогического образования.

Решение данной проблемы предопределяется необходимостью ввести в научный обиход педагогики высшей школы категорию «сценарная культура», интерпретировать феномен сценарной культуры в содержании высшего художественно-педагогического образования, проанализировать формы и методы обучения, способствующие становлению сценарной культуры студентов.

Необходимость формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников назрела не сегодня. Известное неблагополучие в сценарном «производстве» было зафиксировано еще в начале 60-х годов. Суть обзорной критики сводилась к единому мнению: «разные сценарии, в разных краях и созданные разными авторами выглядят так, как будто написаны одной рукой, и похожи друг на друга, как близнецы-братья» (139). Как это ни парадоксально, но уже более 30 лет эта ситуация не меняется к лучшему. Совершенно верно замечает профессор, драматург Д.Н. Аль, говоря о том, что сегодня драматургия самое слабое звено театрализованных представлений и праздников, где одной из причин является низкий уровень обобщения сценарного опыта, а в основе большинства сценариев лежат не драматургические построения, а те или иные постановочные приемы (13). Причиной существующего положения является, на наш взгляд, определенный разрыв между теоретико-методологической подготовкой в вузе и практикой выпускников. Скудные знания истории театрализованных представлений и праздников приводят специалистов к тому, что они заново «открывают» уже давно известные формы работы, механически переносят и обобщают сценарный опыт прошлых лет, который явно устарел с точки зрения современного понимания проблем.

Положение, в котором сегодня оказалась преподаваемая в вузах культуры дисциплина «Основы сценарного мастерства», ставит реальную угрозу распространи методологически неверных представлений о сущности драматургии театрализованных представлений и праздников, механического переноса понятий и терминов из тории драматургии традиционного театра, искаженного понимания основных закономерностей творческого процесса создания сценария.

Проблема формирования сценарной культуры режиссёров автоматически затрагивает и ее аспекты, одним из которых является квалификация состава специализированных кафедр. Анализ анкетных данных выявил картину, отражающую квалификационную полярность преподавателей

Дисциплины «Сценарное мастерство», которая по нашим оценкам существенно влияет на формирование сценарной культуры подготавливаемых специалистов. Преподавателями "Сценарного мастерства» являются выпускники институтов культуры специализации «режиссер театрального самодеятельного коллектива», бывшие режиссеры профессионалы драматических театров, режиссеры цирков, журналисты, актеры, профессиональные драматурги и организаторы методисты. Вполне закономерным является факт и различного уровня сценарной культуры самих преподавателей, так как широкий спектр театрализации требует знаний её специфичности.

Педагогическая интерпретация сценарной культуры предполагает междисциплинарный и культурологический подходы, при которых сценарная культура рассматривается как феномен человеческой деятельности, специфика которой условлена закономерностями системы разных видов искусств и особенностями художественно-педагогической деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников.

В контексте теории высшего художественно-педагогического образования категория сценарной культуры может быть проанализирована в двух аспектах. Во-первых, как интегративное профессионально значимое качество личности режиссера, включающее комплекс профессиональных многообразных характеристик. Содержание данного качества обусловлено: а) спецификой сценарно-режиссерского творчества, исторически сложившегося под влиянием интегративных тенденций системы искусств; б) особенностями художественно-педагогической деятельности преподавателя сценарного мастерства в высшей школе. Во-вторых, сценарную культуру следует рассматривать как сложный по составу компонент содержания высшего художествен-но-педагогического образования. Фактором реализации целостности сценарной культуры в учебном процессе выступают межпредметные (межхудожественные) связи. Формы и методы изучения сценарной культуры студентами-режиссерами отражают интегративный характер и творческую сущность данного феномена.

Основным противоречием сегодняшнего времени в сфере формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников является противоречие между объективной потребностью общества максимально эффективно использовать воспитательный потенциал драматургии театрализованных представлений и невозможностью его полной реализации ввиду:

1. Низкого уровня сценарной культуры у большинства режиссеров театрализованных представлений и праздников.

2. Не разработанности методики создания сценария.

3. Недостатка высококвалифицированных педагогов

«сценарного мастерства».

О том, каким должен быть выпускник искусств и культуры и как разработать его модель-эталон, сделано немало исследований. И хотя разработка модели важное, сложное и трудоемкое дело, преобразовать эту модель в конкретный эффективный учебно-воспитательный процесс куда сложнее. Ведь не секрет, что зачастую емкие комплексные учебные планы вузов прекрасно выглядят на бумаге, однако от «знать, каким должен быть выпускник вуза» до «как его таким воспитать»-огромная дистанция. В существенной степени это положение объясняется «иерархией ценностей», которая сложилась в вузах культуры: сначала научная работа, затем - методическая, а уж потом работа со студентами. И произошло это не только потому, что из всех видов труда в высшей школе больше всего стимулируется труд, связанный с выпуском научной продукции, но и потому, что в сравнении с научной работой педагогический труд преподавателя обезличен. Известный немецкий деятель искусств Ганс Рихтер писал: «Драматургию, которая стремится к решению воспитательных задач, мне бы хотелось назвать социальной драматургией» (167, 119). К сожалению, специальной подготовки режиссеров, владеющих «социальной драматургией» в вузах культуры и искусств нет. Об этом пишет крупный мастер режиссуры театрализованных представлений и праздников И.М. Туманов, подчеркивая, что «....,к сожалению, специально подготовленных драматургов и сценаристов массовых праздников нет.... и на практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария» (197,11).

Призыв мастера к «специально подготовленным сценаристам требует от высшей школы очень точной диагностики способностей абитуриентов, поступающих на данную специальность, определяемых как «....сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности» (165, 536).

Зачастую происходит обратное - набор студентов на специальность происходит на основе «актерских данных»,без выявления их общей эрудиции и способностей к художественно -педагогической деятельности, По этому поводу верно замечание делает Ш.А. Амонашвили: «....отбор будущих учителей в педагогических вузах осуществляется на базе, так сказать, «чистых» знаний, без всякого выявления призвания к деятельности « (19, 317).

В большинстве цивилизованных государств в настоящее время провозглашена своего рода «социально-педагогическая», отражающая быстрое возрастание роли социальной педагогики. Одним из таких социальных педагогов является режиссер театрализованных представлений и праздников. Вот почему при разработке системы учебного процесса мы обязаны учитывать художественно-педагогическую направленность специалиста вуза культуры.

Концепция образования - наиболее общий критерий и основополагающее условие целенаправленного поиска, отбора и актуализация востребованной информации, а также прогнозирования ее гипотетической значимости. Сегодня невозможно строить образовательные программы, не имея прогноза содержательного развития той области, для работы в которой должен готовиться специалист. Такой прогноз необходим и при подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников. Здесь перемены могут порой свести к нулю ценность информации, полученной в процессе неверно ориентированного обучения. Определить, кто из педагогов, когда и на каком этапе допустил брак в обучении и воспитании довольно трудно, а отсюда и результат: неумение выпускника творчески работать в условиях ломки сложившихся форм социальных отношений. В этой связи необходимо понять действительно творческое обучение как деятельность не столь репродуктивную, воспроизводящую, сколько продуктивную, творческую, в ходе которой будущий специалист не только будет осваивать профессиональные знания и способы их построения, но и сам будет создавать новые знания, новый социально-значимый опыт. Такая внутренняя предпосылка для студентов и педагогов будет вырабатывать готовность к конструктивной перестройке целой системы высшего образования в вузах искусств и культуры. Современное образование, игнорируя принцип «штучного товара», в вузах искусств и культуры выглядит как массовое «убийство» талантов.

Изучение сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений как художественно-педагогического явления подготовлено длительной историей развития массовых праздников. Тем не менее, ни монографических исследований, ни какой-либо литературы, определяющей понятие «сценарная культура» пока не имеется.

Начало изучения драматургии театрализованных представлений и праздников (пользуясь современным понятием) было положено в 20-е годы. В этот период, окрашенный революционными потрясениями, было высказано немало интересных идей, относительно проблем драматургии в культурно-просветительных учреждениях. Эти идеи представлены в работах Г. Авлова, Н. Каржанского, А. Пиотровского и др. (6, 7, 86, 96). К сожалению, ни в 20-е годы, ни в последующий за ним период не была создана сколько-нибудь серьезная и обоснованная методология научного изучения теории сценария.

Только в 70-е годы стали появляться первые публикации, определяющие первые научные подходы к определению понятия « сценарий».

Развитие теоретических представлений о сценарии вело к формированию разнородных концепций, каждая из которых вносила определенный вклад в характеристику сценария, но не давала всестороннего описания его сущности. В конце 70-х годов наступил новый этап в теоретическом осмыслении сущности сценария. Сценарий стал осознаваться как сложное образование, требующее профессиональной сценарной культуры. И хотя опыт накоплен немалый, к сожалению, он нуждается в синтезировании. заметный недостаток - полное отсутствие обобщающих работ. Другой недостаток касается глубины проникновения в проблему. Наша литература, непосредственно касающаяся драматургии театрализованных представлений и праздников, представлена всего лишь некоторыми автора-кими как: Д.Н. Аль, М.И. Маршак, И.Г. Шароев и А.И. Чечетин. Однако, несмотря на важность работ вышеназванных авторов, они отдалены от рассматриваемого нами педагогического аспекта. Этот аспект нашел отражение трудах Д.М. Генкина и А.А. Коновича.

Вот почему так остро ощущается потребность в научном осмыслении теории сценария, исходящая как от научных работников, так и от практиков, которые предпринимают серьезные усилия в проектировании новых форм театрализации, но вынуждены при этом часто идти на , ибо не представляют себе смысла такого художественно-педагогического явления как «сценарная культура» режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Сценарная культура понимается нами как комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионально художественного регулирования воспитательных процессов в обществе.

Сценарную культуру нельзя отделить от общества: не только потому, что исторически она возникла и развивается вместе с развитием общества. Впрочем, общество потому и создает ее, так как на всех этапах своего исторического развития, при всех формациях общество активнейшим образом использовало сценарную культуру как сильное оружие осуществления своих целей, как деятельность, без которой невозможно общественное движение вперед. Самое существенное в том, что сценарная культура является органичной частью общества, его структурным элементом, одной из форм его сознания и практической деятельности.

Актуальность проблемы, вынесенной в название учебного пособия, обусловлена остротой тех задач, которые стоят перед высшим художественно-педагогическим образованием на данном этапе его развития. Эти задачи мы видим прежде всего, в том, чтобы перейти к подготовке специалистов с широким общехудожественным кругозором, высокими ценностно-эстетическими ориентациями педагогической направленностью. Это возможно на основе радикального, пересмотра теоретико-методологических основ содержания высшего образования и поиска современных технологий формирования сценарной культуры специалистов в области режиссуры театрализованных представлений и праздников.

От специалиста, подготовленного в высшей школе нужен высокий профессионализм, так как это требует не ремесленных знаний, а нравственных категорий, определяющих творческое лицо художника, творца, педагога. Подчеркивая важность такой подготовки, А.С. Макаренко писал: «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук» (122, 198).

По замыслу автора, предложенное читателю учебное пособие должно служить своего рода ответом на положение дел, которое сегодня сложилось в области сценарной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.