Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Министерство культуры Российской Федерации

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Факультет театрального искусства

 

Кафедра режиссуры

 

 

МАРКОВ О.И.

ТЕОРИЯ ДРАМЫ И ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Программа

 

Специальность- 053300-режиссура театрализованных представлений и праздников.

Квалификация- режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель.

 

Краснодар 2004 г.

Общая характеристика специальности 053300 режиссура театрализованных представлений и праздников

 

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 г. № 181.

1.2. Квалификация выпускников по специальности 053300 режиссура театрализованных представлений и праздников - режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Место специалиста в области искусств.

Режиссер по собственному замыслу создает сценарий и на его основе осуществляет постановку целостного произведения концертно-зрелищного театрализованного представления, реализуя при этом художественно-творческие и социально-воспитательные цели.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

- организация творческого процесса по созданию различных театрализованных или праздничных форм, как в закрытых помещениях (дворец культуры, к\з, дворец спорта и т.п.) так и на открытом воздухе (городская площадь, парк культуры, стадион, архитектурный ансамбль, природный ландшафт и пр.);

- творческая, педагогическая и организаторская деятельность в профессиональном образовательном учреждении дополнительного образования по профилю полученной специальности.



1.3.3. Виды профессиональной деятельности, осуществляемые специалистом, в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой:

- художественно-творческая;

- художественно-воспитательная;

- художественно-педагогическая;

- научно-исследовательская;

- экспертно-консультационная.

 

ОСНОВЫ ДРАМАТУРГИИ

 

Знание законов драматургии - это

знание механизма воздействия

театра на зрителя.

 

Цель изучения предмета «Основы драматургии» состоит не в том, чтобы вооружить студента «самоучителем» для написания пьес и сценариев, а в том, чтобы научить его драматургически мыслить, помочь понять суть художественных задач драматурга, познакомить с обобщенным опытом, накопленным в этой области творческой деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»

 

РАЗДЕЛ № 1. Драматургия этюда. I семестр

Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы.

 

Сравнительная характеристика различных родов литературы - эпоса, лирики, драмы. Взаимопроникновение специфических особенностей, присущих одному роду литературы, в произведения других родов. Слово - одно из важнейших выразительных средств автора - драматурга. Слово - слагаемое речи. Образ, заключенный в слове. Многозначность (синонимичность) отдельного слова. Контекст и подтекст в «драматургии слова». Слово - поступок и характерная речь. Диалог и монолог. Виды монолога. Авторская речь в драматургическом произведении.

Механизм воздействия драматургии (с помощью театра) на зрителя. Народные истоки драматургии. Народная сказка. Главное социальное чудо народной сказки - победа добра над злом и его трансформация в драматургическом конфликте, в зависимости от идейных позиций драматургов в различные периоды исторического развития.

 

Тема № 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория.

Социальный конфликт - предмет изображения в драматургическом произведении. Понятие - «основной конфликт» произведения. Предваряющие и сопутствующие конфликты. Понятия - « эпический конфликт», «надличный конфликт» и «драматургический конфликт». Герой в развитии эпического конфликта (эпос). Герой - творец конфликта (драма). Перевод эпического конфликта инсценируемого произведения в конфликт драматургический - непременное условия создания подлинно художественной инсценировки. Отражение идейной позиции автора в драматургическом конфликте и его разрешение.

«Драматизм жизни» и драматургическая концепция. Понятие «драматический конфликт».

Три основных вида построения конфликта в произведениях драматургии: «Герой - Герой», «Герой - Среда», «Герой - Зрительный зал».

 

Тема № 3. Герой в произведении драматургии.

Герой как участник борьбы на одной из сторон основного конфликта пьесы. Главные и второстепенные герои. Многозначность и относительный характер понятий - «положительный» и «отрицательный» герой. Выбор героем поступка в экстремальной (обостренной) конфликтной ситуации - основной способ раскрытия его личностных качеств и общественной значимости.

 

Тема № 4. Действие в драматургическом произведении.

Сущность понятия - «действие» в драматургии; развитие основного конфликта, являющегося предметом изображения в данной пьесе, от его завязки до развязки и финала. «Действие - ... самое ясное и выразительное раскрытие человека, ... как его умонастроений, так и его целей» (Гегель. Соч., т.12. М., 1938. с.223). Различие понятий - «действия», к которым относятся любые побочные столкновения, поступки героев, продвигающие вперед действие пьесы. Развитие действия из первоначальной, конфликтной ситуации по принципу причинно-следственного ряда. Единство действия - необходимый критерий художественной целостности драматургического произведения. Деление произведения на: акты - картины - явления эпизоды. Пролог и эпилог, как формы организации материала пьесы. Антракт и его роль в организации действия пьесы. Принятая форма записи.

 

Тема № 5. Драматургическое построение этюда, этюда- аллегории, этюда -метафоры.

(Практические индивидуальные занятия).

 

 

РАЗДЕЛ № 2. Драматургия массового этюда, этюда -аллегории, этюда - метафоры. II семестр.

 

Тема № 1. Архитектоника драмы.

Композиционное построение драматургического произведения. Создание целостного образа данного конфликтного события - важнейшее, художественное требование к произведению драматургии.

Аристотель и Гегель о принципиальной структуре произведения драматургии. Всеобщая драматургическая структура - начало борьбы, ход борьбы, результат борьбы.

 

Тема № 2. Элементы драматургической композиции.

Экспозиция. Ее назначение. Различные виды композиции. Завязка - момент возникновения основного конфликта пьесы. Кульминация - момент наибольшего напряжения действия, обострение конфликта. Развязка - момент разрешения основного конфликта пьесы. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения в форме действенного проявления нового положения героев, сложившегося в результате развязки основного конфликта пьесы. Финал как критерий композиционной целостности драматургического произведения.

Особое значение финала произведения как художественного обобщения его идейной сущности, установления ассоциативных связей между конкретным содержанием конфликта данной пьесы и теми объективными жизненными противоречиями, которые в нем отражены.

Композиция - смысловое понятие.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.