Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 3. Историко-документальная драматургия.

Определение понятия - «документальное произведение». Современные взгляды на сущность документализма. Необоснованность попыток вынести историко-документальную драматургию за пределы художественной литературы. Жанры документальной драматургии. Произведения - историко-документальные. Документальная публицистика. Лирико-документальные пьесы. Произведения, состоящие из вымышленных документов - «под документ».

 

Тема № 4. Факт и документ.

Определение понятий: «факты жизни» и «факты искусства». Факт и образ факта. Документ - свидетельство о факте. Виды документов. Поиск и отбор фактов и документов. Литература вымысла и литература факта.

 

Тема № 5. Драматургическое построение массового этюда.

(Практические индивидуальные занятия). Определения понятий «символ», «аллегория», «метафора».

Метафора не как изображение идеи, а как ее выражение.

 

РАЗДЕЛ № 3. Драматургический отрывок. III семестр.

Тема № 1. Определение понятий «сюжет» и «фабула».

Сюжет как история роста и организации события. Неправомерность отождествления понятия «сюжет» с действием и драматургическим конфликтом. Отличие сюжета от фабулы/

 

Тема № 2. Характер в драме.

Аристотель о драматическом характере. Специфика обобщения и назначения характера. Разработка категории «художественный характер» на разных этапах развития теории драмы. Понятие «типичный характер». Главная черта драматического характера. Понятие «пафос» применительно к драматургическому характеру. Понятие «характерность».

 

Тема № 3, 4. Виды драматургических произведений.

Трагедия как вид драматургии. Особенности и признаки древнегреческой трагедии. Учение Аристотеля о катарсисе. Особенности трагедий У. Шекспира как классической формы трагедии нового времени. Развитие шекспировской трагедии в трагедиях А.С. Пушкина. Древнегреческая комедия. Комедии XVIII века.



Образцы комедии в русской классической драматургии. Реалистическая драма XIX века. Поэтический арсенал советской драмы.

 

Тема № 5. Выбор, анализ драматургического отрывка.

(Практические индивидуальные занятия).

РАЗДЕЛ № 4. Смысловой каркас пьесы. IV семестр.

Тема № 1. Пролог в античной драме.

Виды прологов. Пролог в «Оптимистической трагедии» и «Ромео и Джульетте». Функции пролога. Монолог в античной трагедии. Диалоги в пьесе А. Чехова «Чайка». Особенности единого действия в трагедии Софокла «Антигона».

 

Тема № 2. Синкретизм в современном театральном искусстве.

Творческий монтаж как эстетический принцип. СМ. Эйзенштейн, В.Пудовкин и Дж. Гриффит о монтаже. Монтаж как творческий метод. Сценография как элемент драматургии спектакля. Режиссерско-драматургическое творчество.

Тема № 3. Литературно - драматургические приемы создания трагического и комического.

Природа трагического. Природа смешного и комического. Социальные функции смеха. Трагическое: способы выражения. Комическое: способы выражения.

 

Тема № 4. Драматургические приемы остроумия.

Ложное противопоставление. Ложное усиление. Доведение до логического абсурда. Смешение стилей. Намек. Ирония. Обратное сравнение. Буквализация метафоры. Сравнение по неявному признаку. Повторение как прием остроумия. Двойное истолкование. Парадокс.

 

Тема № 5. Принципы построения смыслового каркаса пьесы.

(Практические индивидуальные занятия).

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ» ПО СЕМЕСТРАМ

Форма обучения. Семестр. Общее кол-во часов.   Количество часов аудиторных занятий. Отчетность (зачет, экзамен).
Всею аудит, часов. Лекций. Мелкогрупповые  
    1. Очное обучение.  
Семестр № 1.   Зачет
Семестр № 2.   Курсовая работа
Семестр № 3.    
Семестр № 4.   Курсовая работа, Экзамен

 

Распределение учебного времени дисциплины «Основы драматургии»

( по разделам, темам, видам занятий и формам обучения).

  № Названия разделов и тем. Общее кол-во часов. Очная форма обучения.
Всего аудит. Лекции Мел\ групп
  РАЗДЕЛ №1.I семестр. Драматургия этюда.
Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы
№ 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория.
Тема№ 3. Действие в драматургическом произведении.
Тема № 4. Герой в произведении драматургии.
Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда.
  РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда. Этюд метафора, этюд - аллегория
  Тема № 6. Архитектоника драмы.
  Тема № 7. Элементы драматургической композиции.
  Тема № 8. Историко-документальная драматургия.
  Тема № 9. Документ и факт.
  Тема № 10. Драматургическое построение этюда - метафоры и этюда - аллегории.
  РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок из драматургического произведения.
  Тема №11. Определение понятий «сюжет» и «фабула».
  Тема № 12. Характер в драме. Образ-маска
  Тема№ 13. Вид драматургического произведения - трагедия.
  Тема№ 14. Вид драматургического произведения - комедия.
  Тема № 15. Принципы драматургического анализа и выбора драматического отрывка
  РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы.
  Тема № 16. Пролог в античной драме.
  Тема № 17. Синкретизм в современном театральном искусстве.
  Тема№ 18. Литературно- драматургические приемы создания трагического и комического.
  Тема№ 19. Драматургические приемы остроумия.
  Тема № 20. Принципы построения смыслового каркаса пьесы: выбор, анализ, монтаж. «Сжатие» сюжета до фабулы.
  ИТОГО

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ». ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Номера семестров. Номера, названия разделов, тем, занятий и учебных вопросов.
1. Вводная лекция. Специфические особенности драматургии как рода литературы. Объектом дисциплины «Теория драмы» являются драматургические произведения мировой классики, а так же теоретические высказывания мастеров-исследователей по данной проблематике. Предмет дисциплины - сущность и организация драматургического конфликта. Цель - научить студента драматургически мыслить, дать основы сути художественных задач драматурга. Задачи - познакомить с обобщенным опытом, наколенным в области драматургии; -показать механизм воздействия театра на зрителя; -на драматургических примерах показать действующую модель человеческих отношений. Практическое приложение дисциплины. Изучив теоретические основы предмета, будущий специалист - режиссер театрализованных представлений и праздников будет обязан самостоятельно создавать драматургическую основу праздника или представления - сценарий. Создание сценария, предполагает знания технологии драматургии, ее принципы, «законы», механизмы. Предмет «основы драматургии» расширяет кругозор специалиста, знакомит с культурой (через драматургию) разных стран и народов.
2. ЛИТЕРАТУРА ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе.-Л.:М. 1959 2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Пер. с древнегр.: Общ. Ред. А.И.Доватура.- М.: Мысль. 1984. - Т. 4. «Философ. Наследие». -T.90V.- В надзаг. : АН СССР. -Ин-т философии. 3. Аристотель. Соч.: В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. 4. Аристотель. Об искусстве поэзии \ Пер. В.Г.Аппельрота. - М. : Гослитиздат.1957. 5. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учеб. Пособие для студентов ин-т культуры.-Л.:ЛГИК им.Н.К.Крунской,1998. 6. Белинский В.Г. О драме и театре. -М.Л.:Искусство.1948 7.Брехт Б. О театре: Сб. статей\Пер.е нем. -М.: Иностран. Литература, 1969. 8.Волькенштейн В.М.Драматургия. - 5-е изд.,доп. - Сов. Писатель. 1969. 9. Дидро Д. Собр.Соч.: В 10-ти т.-М.:Л.: Госиздат. 1936.-Т.5. 10.Санховский-Панкеев В. Драма. - Л. 1969. 11 .Владимиров С. Действие в драме. - Л., 1972. 12.Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1960. 13.Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика: учеб.Пособие по курсу «Теория драмы» для студентов театроведч. и режис. фак. театр. Вузов \ Мин-во культуры РСФСР : ГИТИС им. А.В.Луначарского. -М.,1980. 14.Попов О.Д. Художественная целостность спектакля. - М.: Вссрос.театр.об-во. 1958. 15.Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство. 1978. 16.Холодов В.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1964. 17.Эйзенштейн СМ. Избранные произведения, -М.: Искусство, 1964. 18.Юткевич С. Контрапункт режиссера. - М.6 Искусство, 1969. 19.Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. -М.: Искусство 1968. 20.Манн Ю. К спорам о художественном документе \\ Новый мир. -1968. №8. 21.Алексеев А. Серьезное и смешное. - М.: Искусство, 1967,с.278 22. Ардов В. Разнообразные жанры эстрады и цирка. - М.: Искусство 1986.C.84. 23.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Искусство, 1965.C.10-13. 24.Борев Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970. 25.Лихачев Д.С. Панченко A.M. Понырко Н.В. Смех в древней Руси -Л.: Наука, 1964. 26.Лук А.Н. Юмор. Остроумие, Творчество. - М.: Искусство, 1977. 27.Горбунов Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве действия и характера. —М.,1963. 28. Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии - М.,1963. 29.Аникст А.В. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука. 1967. 30.Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным.-М.1971. 31.Роды и жанры литературы. М.-НаукаЛ964. 32.Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л. 1969. 33.Тарский В.Л. Репертуарный справочник. 300 названий пьес с полными о них сведениями и кратким содержанием. - Невель,1923. 34.Шоу Б. О драме и театре. - М.,1963. 35-Оснос Ю.А. Вопросы драматургии в наследии Станиславского. -М.,1953. 36.Островский А.Н. О литературе и театре. -М.: Современник. 1986. 37.Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии: Учеб.пособ.для филол.фак.ун-тов.-М.: Высш.шк., 1981.-144с. 38.Очерет Ю.В. У истоков французской национальной драмы: Театр Арраса ХШв:Учеб.пособие/ Ю.В.Очерет.-М.,1986.-125с. 39.Бугров Б.С. Драматургия русского символизма/МГУ им.М.В.Ломоносова.-М.:Скифы,1993.-54с. 40.Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача. - Воспоминания. - М.: АО «Издательство «Новости», 2001. - 576 с. илл.
3. Рекомендации по изучению дисциплины: 1. Чтение драматургических произведений. 2. Драматургический анализ. Определение конфликта пьесы, событийного ряда, жанра и т.п. 3. Ведение творческого дневника по прочитанным пьесам. 4. Составление библиографического списка пьес, ориентированных на «массовый театр». Накопление «банка данных» для будущей работы.
4. РАЗДЕЛ № 1. Драматургия этюда. 1 семестр Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы. 1. Эпос, лирика, драма. 2. Слово - выразительное средство драматурга. 3. Слово - поступок - речь. 4. Диалог, монолог.
5. Тема № 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория. 1.Эпический конфликт. 2.Драматургический конфликт. 3.Драматический конфликт. 4.Три основных вида построения конфликта: герой - герой; герой - среда; герой - зритель.
6. Тема № 3. Герой в произведении драматургии. 1.Главные и второстепенные герои. 2.«Положительный» и «отрицательный» герой. 1 3. Выбор героем поступка в экстремальной ситуации.
7. Тема № 4. Действие в драматургическом произведении. Занятие 4.1. Лекция № 4. 1.Сущность понятия «действие». 2.Развитие действия из первоначальной, конфликтной ситуации (причина - следствия). Меры членения пьесы.
8. Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда. Практические индивидуальные занятия 1.Написать рассказ - этюд (история с организацией события) 2.Создать этюд по законам драматургической логики.
9. РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда, этюд -аллегория, этюд - метафора. Тема № 6 . Архитектоника драмы. 1.Композиционное построение драматургического произведения. 2.Создание образа конфликтного события - художественное требование к произведению драматургии. 3.Всеобщая драматургическая структура - начало борьбы; ход борьбы; результат борьбы.
10. Тема№ 7. Элементы драматургической композиции. 1.Различные виды экспозиции. 2.Финал - критерий композиционной целостности. 3.Развязка основного конфликта.
11. Тема № 8. Историко-документальная драматургия. 1.Понятие « документальное произведение. 2.Современные взгляды на сущность документализма. 3.Жанры документальной драматургии.
12. Тема № 9. Факт и документ. 1.«Факты жизни» и «факты искусства». 2.Поэтизация события. 3.Образ факта. 4.Принципы отбора «фактов жизни».
13. Тема№ 10. Драматургические принципы построения этюда - аллегории, этюда-метафоры. Практические индивидуальные занятия
14. РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок. Тема № 11. Определение понятий «сюжет» и «фабула». 1.Понятие «сюжет». 2.Понятие «фабула». 3.Неправомерность отождествления понятия «сюжет» с действием и конфликтом.
15. Тема № 12. Характер в драме. 1.«Художественный характер». 2.«Типический характер». Аристотель о драматическом характере.
16. Тема№ 13. Виды драматургических произведений. 1.Трагедия как вид драматургии. 2.Особенности и признаки древнегреческой трагедии. 3.Учение Аристотеля о катарсисе. 4.Трагедии Шекспира как классическая форма трагедии нового времени.
17. Тема № 14. Выбор и анализ драматического отрывка. 1.Выбор и анализ драматического отрывка. 2.Определение конфликта и исходного события.
18. РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы. Тема № 15. Пролог в античной драме. 1.Виды прологов. 2.Функции пролога. 3.Монолог в античной трагедии. 4.Диалоги в пьесе А.П. Чехова « Чайка»
19. Тема № 16. Синкретизм в современном театральном искусстве. 1.Монтаж - драматургический метод. 2.Монтаж - эстетический принцип. 3.Сценография - элемент драматургии. 4.Музыка - часть действенной структуры спектакля.
20. Тема№ 17. Литературно-драматургические приемы создания трагического и комического. 1.Природа трагического. 2.Природа смешного и комического. 3.Социальные функции смеха. 4.Способы выражения трагического и комического.
21. Тема№ 18. Драматургические приемы остроумия. 1.Ложное противопоставление. 2.Ложное усиление. 3.Логический абсурд, смешение стилей. 4.Намек, ирония, обратное сравнение. 5.Буквализация метафоры, повторение, двойное истолкование. 6.Парадокс.
22. Тема № 19. Принципы построения смыслового каркаса пьесы. Практические индивидуальные занятия 1.Выбор пьесы. 2.Драматургический анализ. 3.Сжатие сюжета до фабулы, монтаж.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИИ».

 

Автор, название и издательские данные литературы. Гриф издания.
1. 1. Учебные пособия: - Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л., 1998.   ЛГИК им. Крупской.
2. - Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.- КГУКИ, 2004. УМО, КГУКИ.  
3. - Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. -М.,1980. МК РСФСР, ГИТИС
4. - Шароев И.Г. Драматургия массового действа. Учебное пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера». - М. - ГИТИС. - 1979. ГИТИС
5. - Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений, МГУКИ, 2004. УМО, МГУКИ.
  6. 2. Нормативные документы. - Государственный образовательный стандарт по специальности 050300 - Режиссура театрализованных представлений и праздников. МО РФ, УМО
  7. 3. Научные издания. - Аристотель. Соч.: В 4тт. - М.: Мысль,1984.   АН СССР
8. - Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга,- М: Наука, 1967    
9. - Белинский В.Г. О драме и театре. - М.Л.: Искусство, 1948.    
10. - Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии. - М., 1963.    
11. - Волькенштейн В.М. Драматургия. - 5-е изд.,доп.- Сов.писатель, 1969.    
12. - Владимиров С. Действие в драме. - Л., 1972.    
13. - Дидро Д. Собр. Соч.: В 10-т.- М.: Л.: 1936,- Т.5 Госиздат.
14. - Сахновский-Панкеев В. Драма. - Л., 1969.    
15. - Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978.    
16. - Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957.    
17. - Фомичев СЛ. Драматургия А.С.Пушкина. -Л.,1982.- С 261-295.    
18. - Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии,- М; 1971.    
19. - Пропп В.Я. Мифология сказки,- М; 1998.    
20. - Руднев В.П. Словарь культуры XX века.- М; 1997.  

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»

 

Семестр - 1 раздел.

1. Определение драмы.

2. Понятие «драматическое действие».

3. Понятие «драматический конфликт».

4. Понятие «драматургический конфликт».

5. Объективные закономерности в построении драмы.

6. Деление искусств на роды и виды.

 

Семестр - 2 раздел.

1. Значение термина «тема», «проблема».

2. Сюжет как история роста и организации события.

3. Типы конфликта: Герой - Герой, Герой - Зрительный зал, Герой - Сцена.

4. Меры членения пьесы: акты, картины, явления, эпизоды.

5. Литература вымысла и литература факта: историко-документальная драматургия.

 

Семестр - 3 раздел.

1. Аристотель о драматическом характере.

2. Трагедия как вид драматургии.

3. Виды прологов.

4. Музыка - часть действенной структуры спектакля.

5. Творческий монтаж как эстетический принцип.

 

Семестр - 4 раздел.

1. Почему каркас пьесы называется смысловым ?

2. Технология построения смыслового каркаса, пьесы.

3. Взаимосвязь: пьеса-позиция автора - драматурга - позиция режиссера - сценариста - смысловой каркас.

4. Природа трагического.

5. Природа комического и смешного.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА, КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, И ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ».

 

Семестр -зачет.

1. Определение драмы.

2. Определение трагедии, данные Аристотелем и Лессингом.

3. Характеристика сущности и специфических особенностей драмы.

4. Понятие «драматическое действие».

5. Понятие «драматический конфликт».

6. Понятие «драматургический конфликт».

7. «Драматизм жизни» и драматургическая концепция.

8. Аристотель, Дидро, Гегель о композиции драмы.

9. Драма как система действий.

10. Понятие «единство действия».

11. Объективные закономерности в построении драмы.

12. Художественно-эстетическая сущность понятия «главное событие» (главная сцена).

13. Возможность различных сценических решений драматургического конфликта.

14. Деление искусств на роды и виды.

15. Белинский о родах и видах поэзии.

16. Понятие «жанр» в искусстве.

17. Видовые и жанровые различия. Полифункциональность жанров.

18. Современные понятия категории «жанр».

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.