Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРАКТИКА ГЕРМАНИИ ПО ПРИЁМУ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ

Данилова Л.В.

Источник: Журнал «Начальная школа» 2009/11 с. 77

Над статьёй работала Дроздова Александра

На Западе немецкую образовательную систему нередко упрекают в том, что первый классздесь в основном предназначен для детей шести лет, между тем как во многих других развитых странах прием в школу начинается с пяти (Дания, США, Великоб­ритания) или даже с четырех лет (Фран­ция, Нидерланды). Однако нравы те иссле­дователи, которые обращают внимание на национальные особенности начальных школ таких государств. Например, в Ни­дерландах два первых года основным ви­дом деятельности ребенка является игра, а не учеба, поэтому обучение организовано так, что скорее напоминает детский сад, не­жели школу. У детских садов ФРГ отчет­ливо выражена не образовательная, не развивающая, а именно воспитательная функ­ция, формирование умений социального поведения начинается именно здесь. Этим республика очень отличается от других ин­дустриальных стран. Несмотря на все уп­реки извне и в самой Германии, массовый переход на более ранний старт обучения здесь по-прежнему считается педагогически нецелесообразным, хотя отдельные исключения в системе и существуют. Но в основном ребёнка в 1 класс ребенка принимают с шести лет, как и в ряде других стран, например в Швейцарии, Японии и России. Как же происходит этот процесс и каковы его особенности?

Все лети, которым к 30 июня (в ряде земель страны — к 31 декабря) исполнилось шесть лет, в новом учебном году обязаны будут посещать школу. Для этого родителям необходимо записать их в школу, для Германии с ее девизом «Порядок прежде всего» неудивительно, что запись проводит­ся систематизирован но и централизованно: существуют специальные дни приема в на­чальную школу (детские сады в устной фор­ме и через объявления заранее извещают о них родителей, коммунальные власти рас­сылают информацию о различных школах, сведения о них печатаются в местной прес­се, школы высылают приглашения на день записи, день открытых дверей, информаци­онный вечер для родителей). Еще осенью семьям назначаются дни, когда с ребенком и его родителями проводится небольшое со­беседование (около двадцати минут), а в ап­реле устанавливается день, когда в школу должны прийти все дети, которым предлагают школьное обучение. В этот день учителя директор и психолог выявляют его когнитивные и социальные умения, отношение к учебе, уровень физического развития. Для этого детей группами по пятнадцать чело век приглашают в классы, где несколько учителей проводят получасовое занятие особо следя за его атмосферой. Другие педа­гоги присутствуют на занятии и следят заповедением детей. Таким образом происходит наблюдение за детьми вовремя их работы в группе, но чтобы точнее определить уровень развития и подготовленности к школе, учителя разводят детей по отдельным классам (оптимальный вариант, когда на одного педагога приходится один ребенок). Здесь будущим первоклассникам в иг­ровой форме предлагается выполнить ряд заданий. Свое мнение о каждом ребенке учителя заносят в специальные отчеты, записи дополняются впечатлениями от бесе­ды с родителями. В то время как их дети на­ходятся со школьными специалистами, ро­дители пьют чай в актовом зале, рассматри­вают рисунки и поделки учащихся младшей школы, представленные на организованной по в этому случаю выставке, консультиру­ются по различным школьным вопросом с директором и, конечно, волнуются за ре­зультаты диагностирования своих детей.



В 60-х годах XX в. для определения сте­пени готовности ребенка к школе в Герма­нии разработали соответствующие психоло­гические тесты, однако они проверяли толь­ко уровень развития ребенка исключитель­но на момент тестирования, а потому не были особо показательны в плане динамики детского развития. Считается, что в качестве дополнительного средства определения го­товности и подготовленности ребенка к школе они еще могут быть полезны. Но все же сегодня педагоги предпочитают наблюдать детей в конкретных бытовых ситуациях и до зачисления в школу посещают детские сады в своей округе, таким образом знако­мясь с будущими воспитанниками, выявляя уровень их развития на данном этапе и отме­чая их дальнейший рост. То есть на момент поступления детей в школу учителя началь­ных классов обычно уже имеют о них опре­деленные представления, которые дополня­ются данными собеседования в день записи.

Все тесты и школьное обследование нап­равлены на изучение состояния трех сфер развития ребенка: социально-эмоциональ­ной (умение общаться с детьми и взрослыми, доверчивость к незнакомым людям, любознательность, концентрация, желание учиться и т.д.), физической (хорошая моторика, уме­ние правильно держать ложку и карандаш, состояние зрения и слуха, выявление болезней и аллергий, замер веса и роста когнитивной (степень развития речи, разви­тия логического мышления, внимательности, памяти, воображения, умение писать свои имя и возраст, называть свои адрес, разли­чать фигуры, цвета и другие характеристики предметов и т.п.). При диагностике ребенку обычно предлагают несколько несложных заданий (распределение предметов по фор­ме, размеру или цвету; выделение предмета, лишнего в своем ряду; продолжение логиче­ского ряда; запись своего возраста или име­ни; чтение пословицы и т.д.). Как видно, к первому классу ребенок должен иметь серьезную подготовку, среди прочего, например, уметь рассказывать и описывать что-либо в нужной последовательности и законченны­ми предложениями, понимать речь незнако­мых людей и реагировать на нее, давать пря­мые ответы на вопросы взрослых, сравнивать и различать предметы и т.д.

До лета потенциального первоклассни­ка должен обследовать также школьный врач (обычно в самой школе). Для этого родители заранее извещают о возможных датах и времени посещения. Однако решение о приёме в школу всегда остаётся за её директором; мнение врача, учителей психолога носят только рекомендательный характер. Твердо установленных требований к детям при зачислении нет, но школы могут принимать решение в соответствии со своим профилем и другими операционными особенностями (размер классов, соотношение педагогов и учащихся, материальная база и т.д.). Еще одна особенность немецкой системы — дети определяются в школу, которая приписана к месту их юри­дического проживания, поменять которую можно, но это связано с бюрократическими сложностями и бывает нечасто.

Если все обследования были пройдены удачно, родители получают подтверждение о приеме. Обычно это происходит в мае (или позже). В большинстве школ еще до летних каникул родителей будущих перво­классников приглашают на родительский вечер (своеобразное родительское собрание), где они могут познакомиться с учителем и обсудить интересующие их вопросы. Такой вечер может проходить и накануне первого дня учебного года в том самом классе, где будут учиться их дети.

Первый учебный день во всех землях ФРГ считается праздником, но проводится везде по-разному. Традиционно дети, родители и учителя присутствуют на торжест­венном богослужении в ближайшей церкви, а затем отправляются в школу на концерт или представление, подготовленное учащи­мися четвертых-пятых классов. После напутственных слов директора и представителей общественности первоклассники идут на первый в своей жизни урок, а родителей администрация приглашает на чаепитие. Но главное отличие этого дня в Германии от аналогичных в большинстве стран в том, что детям здесь принято дарить подарки. Поздравляя их с началом школьной жизни, родители, бабушки, дедушки и другие родственники заранее готовят так называемый школьный кулёк – пакет со сладостями и школьными принадлежностями. Дарить его первокласснику в Германии – давняя традиция. Известно, что такой подарок практиковался уже в начале XIX в., правда, раньше он состоял лишь из сладостей. В 1910 г. знаменитый кондитер Нестле стал выпускать сахарные школьные кульки на своей фабрике, так они вошли в массовое производство и постепенно стали символом первоклассника. Хотя конфеты и выпечка по-прежнему являются составной частью школьных кульков, сегодня их содер­жимое стало более функциональным, а пото­му и размеры подарка увеличились. Бывает, что величина кулька равняется росту самого ученика, и неудивительно, ведь здесь можно найти ранец, сменную и спортивную обувь, спортивный костюм, коробку для бутербродов, термос, иногда учебники и конечно же наборы карандашей, фломастеров, красок, линейки, ластики, точилки и прочие канцелярские принадлежности. Такой кулек делает этот день поистине праздничным и незабываемым для первоклассника.

Долгое время в педагогике Германии было распространено понятие «школьная зрелость» выражавшее, прежде всего, возрастную готовность ребенка к школе. Школьная зрелость сравнивалась о яблоком, кото­рое висит на дереве до тех пор, пока не созре­ет и не упадет само, что подчеркивало неза­висимость процесса созревания ребенка от различных вмешательств в его развитие. Но когда многочисленными исследованиями было доказано, что не возраст, а именно вос­питание является решающим фактором, ха­рактеризующим готовность ребенка к школьному обучению, на смену атому понятию пришел термин “школьные умения”, означающий, что ребенок готов к переходу в школу. Смена парадигмы привела к новой модели приема в школу, в основе которой лежит треугольник «ребенок — семья — школа». Надо уточнить, что в современной ФРГ единый возраст приема в школу не ус­тановлен. Как уже отмечаюсь, обычно в пер­вый класс дети идут с шести лет, но конкрет­но возраст для начата обучения в школе оп­ределяется образовательным законодатель­ством региона (по землям оно отличается), объективной готовностью к школе самого ребенка и мнением его родителей. По их же­ланию можно записать в первый класс и пятилетних детей, опять же если физическое, социальное и умственное развитие ребенка соответствуют школьным требованиям и позволят ему успешно справляться с пред­стоящей нагрузкой. Поэтому при некоторых начальных школах существуют специаль­ные подготовительные классы для пятиле­ток. И наоборот, если школа сочла шести­летнего ребенка еще неготовым к обучению, он получает годовую отсрочку. Для таких детей введены школьные детские сады, от­носящиеся к дошкольной ступени. Вот и получается, что основная масса немецких ребя­тишек к школьному обучению приступают по достижении шестилетия, но есть и те, ко­го принимают досрочно или позже (в 2006 г. более 7 % всех первоклассников составляли пятилетние и 8,5 % — семилетние дети).

Относительно раннего приема в школу в немецкой педагогике высказываются раз­личные мнения, но все ученые сходятся в одном — к ребенку при обследовании сле­дует применять индивидуальный подход. К примеру, важно учитывать месяц его рож­дения (если шесть лет ему исполняется в августе или сентябре, а не к 30 июня, прием рекомендуется). Также считается, что девочки более готовы к раннему обучению, чем их ровесники мальчики (известно, что в том возрасте девочки развиваются интенсивнее). Предпочтение при приеме от­дается и детям, имеющим старших братьев и сестер (в таких семьях дети обычно быст­рее развиваются и более информированы о том, что ждет их в школе). Безусловно, учитывается и их собственное желание. Иссле­дования показали, что в одном классе млад­шие дети чаще испытывают всевозможные трудности, чем их более старшие однокласс­ники. Также установлено, что такие дети работают на максимуме своих возможнос­тей. Если родители все же решают записать в первый класс пятилетнего малыша, школа проводит для них те же процедуры, что и для других детей, однако велика вероят­ность отказа в приеме, если: внешний вид ребенка не соответствует его возрасту; он еще не способен самостоятельно носить свой ранец со всем его содержимым; он под­вержен аллергиям или инфекционным за­болеваниям; мало посещал детский сад; слишком устает после занятий в детском саду или игр, нуждается в послеобеденном сне; его движения еще недостаточно скоординированы (крупная и мелкая моторика).

Другая проблема, связанная с приемом детей в школу, касается большой группы потенциальных первоклассников — детей из семей иностранцев, прежде всего рабочих-мигрантов. Большинство из таких детей испытывают языковые трудности, а ото понижает их шансы на высокие учебные достижения. Установлено, что даже если их дети без особых проблем общаются со сверстниками на улице, зачастую разговорного языка им оказывается недостаточно для учебы в школе, где используются литературный, деловой и научный стили. На се­годняшний день в детских садах всех зе­мель Германии ведется работа по развитию языковых знаний и умений детей. Напри­мер, в Гессене теперь за год до срока пос­тупления в школу ребенок проходит тести­рование, нацеленное на выявление его уровня владения немецким языком. В слу­чае, когда знания оказываются недостаточ­ными, ему предлагаются девятимесячные подготовительные курсы на базе детских садов с 10-15 языковыми часами в неделю.

Чтобы наблюдать за достижениями ребен­ка а «входе» и «выходе» его знания доку­ментируются, и эти сведения помогают при повторном оценивании языковых компе­тенций во время его приема в школу. Если достигнутый уровень по-прежнему низок, ребенку отказывают в приеме на год и обязывают посещать специальные школьные языковые курсы. Как уже отмечалось, в следующем году он все равно будет принят в первый класс, и, если языковые компетен­ции по-прежнему недостаточны, поддержка продолжается (как в школе, так и в учреж­дениях дополнительного образования). Как и раньше, мигрантов могут объединять в от­дельные группы и классы. В законодатель­стве ряда земель (например, Нижней Сак­сонии) занятия для учащихся иностранно­го происхождения, испытывающих труд­ности в освоении государственного языка, являются обязательными. В других регио­нах (Северный Рейн-Вестфалия) интеграция мигрантов не предполагает их селекции, и их обучение ведется совместно с другими ровесниками. В этом случае, а также при невозможности создания таких классов существенным подспорьем в деле решения языковых трудностей детей-мигрантов ста­новятся школы продленного дня.

Начало школьного обучения - очень важный шаг в жизни ребенка в любом госу­дарстве. Здесь закладывается фундамент все­го его последующего образования, а в Герма­нии всегда четко проводят связи между обра­зованием, будущей профессией, карьерным ростом и жизненной успешностью личности. Поэтому крайне важными здесь считаются мотивация детей к учебе и определение опти­мального возраста для их приема в школу: совершенные при этом ошибки оказывают негативное влияние на образовательный процесс и социальное становление детей в целом. Сам же прием, как было показано, занимает длительное время, в течение которого ребёнок изучается в различных условиях воспитателями детских садов, учителями, психологами и медиками на предмет его готовности к школе. Единственно определённого возраста для старта обучения в Германии нет. Установить его для каждого ребёнка помогает индивидуальный подход.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.