Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА.

Заметки преподавателя

Дронова М.Ю.

Источник: Журнал «Начальная школа» 2008/10 с. 107

Над статьёй работала Дроздова Александра

От редакции

Не ставя задачи теоретического осмысления про­цесса образования в государственных американских школах, автор делите» с читателями некото­рыми наблюдениями за работой публичных школ Нью-Йорка, сравнивает процесс организации обу­чения в российской и американской начальной и основной школах, находя, что проблем* построе­ния процесса образования в Москве и Нью-Йорке схожи.

В Нью-Йорке, как и в США в целом, благополучно сосуществуют две системы образовательных учреждении: государст­венная и частная. Деятельность государст­венных и в определенной степени частных учебных заведений регламентируется как общими нормами федерального законодат­ельства, так и специальными нормами зако­нодательства штата Нью-Йорк. Финанси­рование государственных школ осущес­твляется в основном за счет бюджетов шта­га и города, а также за счет бюджетов муниципальных районов, на территории которых расположены школы. Несмотря на такое количество источников финансирования, денег американским школам, как правило, не хватает. Постоянно идут споры об объёмах финансирования школ и зарплате учителей, районными отделами образования и мэрией Нью-Йорка, парламентом и губернатором штата. При этом преподаватели государственных школ Нью-Йорка не являются малооплачиваемыми слоями населе­ния США. Они обладают большим количе­ством льгот, которые помогают оплачивать жилье, медицинские услуги, транспорт, приобретать методическую литературу. Очень дорого стоит частное репетиторство: в среднем около ста долларов за занятие. Для сравнения: килограмм отборною мяса в Нью-Йорке стоит 8-10 долларов, талон цельного молока (3,79 л \грамм) 3.5 доллара.



В государственных школах штата (на­чальной и средней) могут бесплатно обу­чаться любые лица в возрасте от пяти до двадцати одного года, независимо от места их постоянного проживания, если они не имеют среднего образования. На практике это означает, что кроме детей, родители ко­торых являются гражданами США или имеют вид на постоянное жительство в стране, в государственных школах Нью- Йорка имеют право бесплатно обучаться дети иностранцев, легально находящихся на территории США. Никому не может быть отказано в приеме в государственную школу, и никто не может быть исключен из нее по расовым признакам (цвету кожи), политическим или иным убеждениям, на­циональному или социальному происхож­дению. Следует подчеркнуть, что бесплатно обучаться в школах Нью-Йорка могут толь­ко дети, проживающие на территории горо­да. В других случаях родители должны оплачивать обучение ребенка. Нарушение данного правила приводит к тому, что ро­дители ребенка и администрация школы, в которой он обучается, должны заплатить штраф и даже могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так, например, на директора одной из бруклинских школ Нью-Йорка, не проживающего на террито­рии данного города, было заведено уголов­ное дело за то, что его собственный ребенок бесплатно обучался в школе, где он был ру­ководителем. Директор был вынужден ос­тавить свой пост.

***

Российские дети, родители которых на­ходятся в командировке и работают в раз­личных российских учреждениях Нью-Йорка и на постоянной основе в ООН, ак­тивно посещают американские школы. Главной причиной этого является желание родителей создать наиболее благоприятные условия для овладения детьми английским языком. При записи в школы требуются справка из генконсульства России о том, что ребенок проживает на территории Нью- Йорка, и справка из школы, где ребенок учился до этого.

Следует отметить, что российских детей в нью-йоркские школы берут с большим жела­нием, так как они значительно превосходят по уровню интеллекта и учебной подготовке не только детей – выходцев из латиноамери­канских стран, но также детей – коренных американцев. Практика показывает, что школьники, даже те, кто весьма посредствен­но учились в российской школе, находятся в числе лучших учащихся американских школ, естественно, если они владеют английским языком в достаточном объеме. Особо учите­лями американских школ отмечается уро­вень знаний российских детей по математи­ке. Справедливости ради надо сказать еще и о том, что и родители наших детей заслужи­вают в глазах администрации американских школ самой большой похвалы, так как про­являют постоянный интерес к процессу обу­чения своих детей и в состоянии оказать им полноценную помощь в учебе.

Вместе с тем учителя, работающие в рос­сийской школе при постоянном представительстве России при ООН, отмечают слабый уровень подготовки общеучебной и по отдельным предметам у детей, которые послеобучения в американской школе возвращаются в нашу школу. Российские учителя отмечают, что эти школьники после несколь­ких лет обучения в нью-йоркских школах не только имеют низкий уровень знаний и абсолютно сформированные навыки по таким предметам, как математика, физика или химия, но и не владеют самыми необходимыми общеучебными умениями и навыками. К таким умениям и навыкам прежде всего следу­ет отнести письмо и чтение, без которых, как известно, процесс успешного обучения прак­тически невозможен. Учителям российской школы приходится хороню потрудиться, чтобы ликвидировать указанные пробелы. Эти выводы сделаны на основе наблюдений преподавателей российской школы, а также бесед автора с учениками, которые обручались в разное время в американских школах.

Американские же учителя отмечают дос­таточно высокий уровень подготовленности наших учеников, приходящих к ним учить­ся. Приведем один из фактов, подтверждаю­щих высокий уровень российского ШКОЛЬНОГО образования. За период пребывания автора в Нью-Йорке все шесть выпускников российской школы при представительстве России при ООН, поступавших в различ­ные колледжи Нью-Йорка, были приняты и на сегодняшний день успешно там обучают­ся. Причем трое из них учатся в престиж­ных и дорогих учебных учреждениях на бесплатной основе, так как попали в первую сотню выпускников, набравших наиболь­шее количество баллов при написании тес­тов (аналог ЕГЭ). По существующему на сегодняшний день в США положению пер­вые сто лучших выпускников имеют право обучаться в любом высшем учебном заведе­нии США на бесплатной основе их проживания в Нью-Йорке, хотя школы находятся в частично муниципальном под­чинении. Такой подход к выбору школ приводит к появлению проблемы, которая заключается в том, что некоторые школы оказываются переполненными, а в других для полного укомплектования классов де­тей не хватает. Учителя, работающие в «хороших» школах, сильно перегружены. Ма­териально их работа никак не поощряется. Это вызывает у преподавателей таких школ справедливое недовольство, проис­ходят и трудно разрешаются различные производственные конфликты. Со стороны родителей учеников неоднократно пред­принимались попытки способствовать то­му, чтобы зарплата преподавателя школы напрямую зависела от качества знаний, получаемых учащимися, но все они не увен­чались успехом.

Причина заключается в следующем: указанное предложение не находит поддерж­ки у основной массы учителей, которые ак­тивно этому сопротивляются, справедливо считая, что, прежде чем вводить такое положение, необходимо тщательно разработать критерии, позволяющие объективно оценивать работу преподавателей. Таких критериев на сегодняшний день нет. Зарплата преподавателя государственной школы Нью-Йорка зависит только от стажа его ра­боты в школе.

Количество учеников в классах государственных учебных заведений сопоставимо с количеством учеников в московских шко­лах: от 20 до 30. Интересен принцип комплектования классов: каждый учебный год ученики «перетасовываются», т.е. ежегодно ребенок учится в новом коллективе с новыми товарищами. Американские психологи считают, что при таком подходе у ребенка легче формируются навыки общения с раз­личными людьми, с наименьшими потеря­ми отсеиваются негативные связи, возникающие в детском коллективе, устраняются нежелательные контакты, плохо влияющие на формирование личности. Предполагается, что в дальнейшем такой подход поможет ученику комфортно себя чувствовать как в знакомом, так и в незнакомом обществе, легко устанавливать дружеские связи. Большое внимание уделяется процессу формирования коллектива класса. Дости­гается это, прежде всего, организацией сов­местных игр, различных соревновании и состязаний. Формирование комфортного климата в школе осуществляется с по­мощью службы психологов. Разбор каждой конфликтной ситуации проводится очень тщательно, с всесторонним анализом действий всех конфликтующих сторон. Каждый из участников конфликта обязан подробнейшим образом описать свои действия, при этом поступки и учителей, и учеников рассматриваются с равных пози­ций, оценка их действий осуществляется непредвзято. В американской школе нельзя унижать и оскорблять ни ученика, ни пре­подавателя.

Для учеников в государственных школ США предусмотрена система наказа­ний: от побуждения школьника к призна­нию своей вины и покаянию до отчисления его из школы на несколько недель, а если это не помогает, то и насовсем. Кроме того, провинившихся учеников привлекают к тому, что мы называем общественно-полезным трудом, например к проведению уборки школьной столовой.

Учебный год и американской школе де­лится, как и в России, на четыре периода. Каждый из периодом не заканчивается, как у нас, каникулами: сроки наступления ка­никул никак не связаны с окончаниями пе­риодов обучения. Это каникулы рождествен­ские, летние (самые продолжительные), а также каникулы в феврале и апреле. По окончании любого из учебных периодов подводятся итоги успеваемости каждого школьника по всем изучаемым предметам и выводится средний балл. Успехи американ­ских учащихся оцениваются по десятибал­льной системе. В зависимости от количест­ва набранных баллов определяется положе­ние ребенка в классе и школе. (Промежу­точные итоги подводятся также по окончании каждого месяца.) О своих успе­хах каждый ученик информируется строго индивидуально. Он получает листок, на ко­тором все подробно расписано, причем этот листок кладется на нарту обратной сторо­ной вверх, чтобы никто из других детей не мог видеть результаты учебы ребенка. Даже время, когда раздаются эти листки, выбира­ется таким образом, чтобы после получения листка результатов у детей практически не оставалось времени для общения с одно­классниками: дети получают свои «табели» непосредственно перед выходом из школы.

Очень тщательно ведется учет посеща­емости занятий каждым учеником, при­чем этим занимаются не классные руково­дители, как в нашей школе, а специальная служба, созданная в каждой американской школе. Если ребенок не появляется в шко­ле и указанная служба не имеет никаких официальных сведений о причинах его от­сутствия, тут же ее представители связы­ваются с родителями и информируют их об этом. В зависимости от складывающих­ся обстоятельств предпринимаются опре­деленные действия. Такой подход позво­ляет иметь полную информацию о месте пребывания ребенка в течение учебного времени. Школьник практически посто­янно находится под присмотром взрос­лых. Родители обладают исчерпывающей информацией о всех мероприятиях, кото­рые проводятся школой, и степени заня­тости в них их ребенка. Всесторонне по­ощряется участие родителей в школьныхмероприятиях.

В США существует закон, запрещаю­щий продажу спиртных напитков, включая пиво, лицам моложе двадцати одного года. Важно, что ни одному продавцу не придет в голову нарушить данный закон: если он это сделает, наказание неизбежно.

За все время пребывания в Нью-Йорке автор ни разу не видела ни одного подрост­ка, который бы распивал какие-нибудь спиртные напитки, даже пиво, а вот подро­стков, которые занимались спортом, участ­вовали в различных забегах, играли в бас­кетбол, волейбол и т.д., видела постоянно. В Нью-Йорке очень много мест, где подрост­ки могут заниматься спортом. Площадки открыты до позднего вечера, хорошо осве­щены, и практически везде жители города пользуются ими бесплатно.

В американских школах основные силы тратятся не на слабоуспевающих учеников, а на тех, кто хорошо учится и, что немаловаж­но, хочет учиться. Существует целая система поощрений для таких школьников и их ро­дителей, направленная на то, чтобы создать наиболее комфортные условия для поступ­ления таких детей в наиболее престижные учебные заведения. Так, в дни школьных ка­никул детям, которые хорошо учатся, пред­лагается бесплатно посещать специальные подготовительные курсы, готовящие их к поступлению в колледж. Или: лучшим уче­никам школ было предложено написать со­чинение на определенные темы; ученики, получившие за свои работы наибольшее ко­личество баллов, были награждены персо­нальными компьютерами с бесплатным вы­ходом в Интернет. Получение таких призов должно было, по замыслу организаторов данной акции, стимулировать стремление школьников к повышению качества знании Вручение наград проходило очень торжественно; на церемонию школьники были приглашены вместе с родителями.

Администрация школ особо поощряет за­нятия учеников тем, что в наших школах раньше называлось «общественной рабо­той». Ученики нью-йоркских школ должны принимать участие в организации и проведе­нии тех или иных общественных школьных мероприятий, оказывать помощь гражданам пенсионного возраста, в том числе в домах престарелых, убирать и благоустраивать го­родскую территорию, парки, работать в публичных библиотеках и выполнять множество других полезных для общества дел. За участие в таких мероприятиях ученик получает определённое количество баллов, которые постепенно накапливаются. В дальнейшем эти баллы учитываются при поступлении молодого человека в тот или иной колледж и при получении им различных субсидий на оплату своего образования. Такой подход в той или иной степени стимулирует общественную деятельность учащихся, которые настроены на получение хорошего образования и престижной работы. Американские власти и общественность за­интересованы в том, чтобы таких молодых людей было как можно больше.

Общие методические подходы к построе­нию процесса обучения в американских школах напоминают таковые в российской школе. У американцев та же поурочная сис­тема, количество учебных часов ежедневно и в течение недели сопоставимо с количест­вом учебных часов в нашей школе. В госу­дарственных школах Нью-Йорка школьни­ки учатся пять дней в неделю, с 8.20 до 15.00. Продолжительность урока практически та­кая же, как у нас (43 минуты). Набор учеб­ных предметов повторяет российский, их изучение проходит с использованием учеб­ников, которые, как правило, прекрасно изданы в учебных книгах много дополнительного познавательного материала, на первый взгляд не связанного с изучаемым предме­том.На наш взгляд, это практикуется для того, чтобы сделать для детей общение с учебником максимально привлекательным. В учебниках много различных материалов и заданий, которые непосредственно отража­ют взаимодействие школьника с окружаю­щей действительностью и призваны помочь ему адаптироваться в ней.

Большое внимание уделяется формиро­ванию у детей практических навыков, кото­рые должны им пригодиться в дальнейшей самостоятельной жизни. Например, школь­никам предлагается усвоить алгоритм для составления налоговой декларации; у них формируются умения выписывать чеки для оплаты коммунальных услуг, рассчитывать семейный бюджет. Интересна методика проведения занятий по предмету, который у нас называют ОБЖ. Объяснение нового материала начинается с разбора какой-нибудь конкретной жизненной ситуации, в которую может попасть каждый ученик: заблудиться в лесу, провалиться в яму, застрять в лифте, стать объектом нападения человека или животного. При разборе ситуации учителем и учащимися осуществляет­ся оценка действий каждого конкретною участника событий, делается общий вывод, укалывается, что было сделано правильно, а что неправильно. В заключение выраба­тывается алгоритм действий, которым дол­жен воспользоваться ребенок, если в даль­нейшей своей жизни он вдруг попадет в од­ну из аналогичных ситуаций. Затем детям предлагаются различные тесты и задания, при выполнении которых у них формиру­ются практические умения и навыки, помо­гающие им проявлять адекватную реакцию в соответствующих случаях.

Объем домашних заданий достаточно велик. Письменные задания в основном вы­полняются в тетрадях на печатной основе. Это приводит к тому, что у детей не выраба­тывается устойчивого навыка письма. Уче­ники американских школ пишут, как пра­вило, печатными буквами.

Техническое оснащение учебного про­цесса достаточно высокое. Активно используется различные видеоматериалы. В клас­сах школ стоят по одному-два компьютера, но они решают скорее информационную задачу, нежели обучающую.

Наибольшее количество учебного вре­мени уделяется изучению таких предметов, как английский язык и математика (напри­мер, в VI классе - 8 часов в неделю). Мно­го учебного времени уделяется физической подготовке (4-5 часов в неделю).

Проводится очень много учебных заня­тий на свежем воздухе. Неоднократно мы ви­дели, как целые классы во главе с учителем приходят в парки. Уроки проводятся также в музеях города, в которых созданы самые бла­гоприятные условия для таких занятий.

В субботние дни школы работают по особому графику. Детям предлагаются бесплатные занятия в различных секциях по интересам и наклонностям.

Особое внимание в организации процесса обучения в американских школах уделяется вопросам безопасности. В каждой школе есть группа охранников (секьюрити) в обязанности которых входит очень многое. Они должны, например, не только следить за тем чтобы на территорию школы проникли посторонние, не были про­несены оружие и наркотики, но также и контролировать поведение учащихся на переменах. Детей младших классов развозят по домам на специально оборудован оборудованных автобусах или их забирают родители). Школьные секьюрити следят за тем, чтобы все дети тем или иным путем покинули тер­риторию школы Интересен такой факт: по утрам когда детей доставляют вшколы, на перекрестках в районах школ стоят специ­альные люди, чаще женщины, которые обеспечивают беспрепятственный переход детей через дорогу, но при том, что прак­тически каждый перекресток в Нью-Йорке оборудован светофором.

В государственных школах Нью-Йорка учащиеся бесплатно обеспечиваются учеб­ными материалами, включая учебники. Пи­тание, проезд на школьных автобусах для детей младших классов также являются бесплатными. Учащимся старших классов выдают специальные проездные билеты. Власти Нью-Йорка много внимания уделяют улучшению качества школьного образования в городе, выделяя на это значительные финансовые средства. Это косвенно подтверждают те избирательные кампании, которые проводятся в городе, в частности, последняя кампания по выборам мэра Нью Йорка. Пи один кандидат не может рассчитывать на победу в выборах, если не будет в своей программе уделять внимание проблемам школьного образования.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.