Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система формального ПО в КНР к 2010/11 уч. г.

Формальное образование Формальное образование для взрослых
1. Подсистема НПО: 1. Подсистема НПО:
Неполные средние школы Начальные и неполные средние школы
2. Подсистема СП0: 2. Подсистема СП0:
ССУЗы; Полные средние школы;
Профессиональные колледжи ССУЗы
ПТУ  
3. Подсистема ВП0: 3. Подсистема ВП0:
Основные* и специальные (в т.ч. ВПТК**) вузы Основные и специальные отделения, телеуниверситеты, дистанционное обучение и пр. формы)
   
4. Послевузовское ПО: 4. Послевузовское ПО:
Магистратура и докторантура Заочное, вечернее, дистанционнное

* бакалавриат

** Высшие профессионально-технические колледжи.

Высшее профессиональное образование (ВПО), помимо «основных отделений» (бакалавриата), наполовину состоит из специальных краткосрочных (2—3 года обучения) вузов провинциального подчинения ' фактически они представляют прикладной бакалавриат). Большую их часть составляют высшие профессионально-технические колледжи (ВПТК), напоминающие советские ВТУЗы и немецкие Technische Hochschole. Они готовят технологов и техников высшей квалификации для предприятий местного значения, особенно в сельскохозяйственном секторе, где ополчается их острый дефицит.

На всех уровнях существует и обширная система неформального образования, как государственного, так и частного: это и последипломные курсы, и экстернат, и курсы подготовки к ЕГЭ, курсы и колледжи не дипломных форм обучения либо повышения квалификации.

Модернизация системы ПО с 1980-х гг. включала меры по налаживанию тесного и комплексного взаимодействия процесса ее реформирования с трудоустройством молодежи. Требование «профессиональной подготовки до занятия рабочего места», дающее преимущества выпускникам УСПО, оказалось крайне актуальным на новом этапе индустриализации страны. Дело в том, что до 1990-х гг. сельские предприятия и предприятия сферы услуг при тогдашнем низком уровне технического оснащения и грамотности населения в целом довольствовались подготовкой рабочих через систему наставничества. Процесс развития СПО в первое десятилетие реформ шел крайне вяло, что было преимущественно связано с отказом правительства в 1988 г. от государственного распределения выпускников и возникшими в связи с этим проблемами трудоустройства.



Новый импульс — политическую поддержку, интенсивные бюджетные вливания и законодательную базу — развитие ПО получило в начале 1990-х гг. в связи с переходом страны к рыночной экономике и — как следствие — распространением малых и средних государственных и частных предприятий. Потребовались кадры нового поколения, способные к ведению товарного хозяйства, технические специалисты для быстрорастущих на селе волостных предприятий и местные управленческие кадры. Эти вызовы требовали создания универсальной многоступенчатой системы ПО, адаптированной к требованиям рынка и способной гармонично взаимодействовать с другими подсистемами образования. Реакцией правительства стало сдерживание государственных ассигнований на общее образование и рост вложений в ПО в 4 раза за десятилетие [1, с. 49—50].

К середине 1990-х гг., вследствие исполнения Закона об обязательном неполном среднем образовании от 1986 г., численность выпускников этой ступени росла, оказывая давление на старшую ступень при том, что число общеобразовательных учебных заведений этого уровня оставалось практически неизменным. На этом фоне принятый в 1996 г. «Закон КНР о профессиональном образовании» дал мощный стимул развитию СПО. Он закрепил права и обязанности ведомств и предприятий, учреждающих профессионально-технические учебные заведения, и гарантировал участие в этом процессе общественных организаций. Закон также обязал предприятия организовывать профессиональное обучение рабочих и служащих в разнообразных формах: открывать УПО при предприятиях самостоятельно или совместно с отраслевыми ведомствами либо направлять своих рабочих и служащих по контракту на учебу в различные УПО4 [2, р. 159—168]. Как результат, уже к 1998 г. на ступени старшей средней школы удельный вес учащихся УСПО вырос с 46% в начале десятилетия до 60,4% [3]. А с 1999 г. для выпускников УПО введена система «двойной сертификации», т.е. помимо обычного диплома им выдается свидетельство о профессиональной квалификации, учитывающее квалификационные требования региональных товаропроизводителей. Параллельно в общеобразовательных школах старшей ступени было усилено профессиональное обучение и профессиональная ориентация. Это было крайне важно в условиях, когда определенная доля окончивших неполные средние школы не могла продолжить обучение. Так, в 2008 г. из 19 млн. выпускников 8,4 млн. сдали экзамены на старшую ступень общеобразовательной школы, 8,1 млн. поступили в УПО, но 2,5 млн. вышли на рынок труда, не имея никакой профессиональной подготовки

Однако тенденции роста системы СПО временно застопорились с конца 1990-х гг. вследствие запущенного правительством процесса перехода к активному распространению полного общего среднего и массовому высшему образованию (см. табл. 2 [4]).

Рост числа вузов и численности студентов происходил за счет учащихся как основных отделений, так и краткосрочных. Расширение сети ВПТК связывалось не столько со строительством новых учебных заведений, сколько с перестройкой, реорганизацией и прочими путями преобразования краткосрочных вузов и вузов для взрослых. Политика «массовизации» ВО в КНР дала как положительные результаты (в частности, доля молодежи, охваченной разными видами ВО, выросла с 12,5% в 2001 г. до 25% к 2010 г.), так и негативные. Среди последних — обострение проблем финансирования вузов, обеспечения их преподавателями, трудоустройства выпускников.

Ускоренное распространение общеобразовательных средних школ и строительство новых высших учебных заведений негативно сказалось на и без того невысокой популярности УСПО: с 1999 по 2002 гг. численность поступающих в них почти не росла, численность учащихся — уменьшилась, а число учебных заведений сократилось на 27% за счет их закрытия либо слияния [5, с. 286].

Правительство забило тревогу. После вступления КНР в ВТО (2001), распространения в КНР зарубежных предприятий и фирм и общего рывка страны к инновационной экономике стимулирование системы ПО приобрело особое значение, в разы повысилась роль дипломов УСПО, они стали обязательным условием занятия должности на любом действующем в КНР зарубежном предприятии или фирме. С целью стимулирования притока молодежи в УСПО с 2001 г. выпускникам этих учебных заведений разрешено было поступать не только на краткосрочные, но и на основные отделения вузов. В 2002 г. Всекитайское совещание по профессиональному образованию предоставило УПО более широкую автономию, в том числе права регулирования набора (принимать выпускников как неполных, так и полных средних школ) и номенклатуры специальностей (в зависимости от запросов работодателей регулировать содержание, методику и сроки обучения). И наконец, активизировалась политика стимулирования создания негосударственных УСПО.

В результате предпринятых правительством шагов уже с 2003 г. ситуация начинает меняться. Как видно из табл. 2, численность набора в УСПО в целом стабильно растет, но преимущественно за счет ССУЗов. Набор в ПТУ стабилизировался, а вот спрос на профессиональные колледжи снижался. При этом ежегодные темпы роста численности вновь принятых явно замедлялись — с 15,8 % в 2005 г. до 0,2% в 2008 г. [б]. Но здесь уже сыграл роль демографический фактор: с 2002—2003 гг. сокращался набор в неполные средние школы, что уже с 2006 г. привело к сокращению численности их выпускников — претендентов на продолжение образования. Важно отметить, что удельный вес принятых в УСПО от общей численности поступивших в старшую среднюю школу значительно варьировался по регионам: в отсталых западных провинциях он не превышал 35%, а в некоторых процветающих восточных провинциях, например в Цзянсу, достиг 50% [7, с. 118]. Что же касается численности учащихся в УСПО, то к 2010 г. в целом она возросла почти вдвое: с 12,6 млн. в 2002 г. до 22,4 млн. человек. Соответственно росла и доля учащихся УСПО и специализированных отделений вузов от общей численности учащихся каждой ступени (см. табл. 3 [7, с. 118; 5, с. 286-287; 8, с. 652]).

Таблица 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.