Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Орфоэпические нормы.

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ имени М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________Королева Г. И..

«___» ___________ 2015 р.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРА РЕЧИ

(ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Разработала

доцент Дьякова Т. А.

 

Г. Луганск

Г.

 

 

Темы практических занятий (дневная форма обучения)

№ п/п Название темы Кол-во часов
1. Тема 1. Введение в курс„Культура речи”. Понятие о русском языке и культуре речи 2
2. Тема 2. Нормы литературного языка. 2
3. Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. 4
4. Тема 4.Орфоэпические нормы. 4
5. Тема 5. Словообразовательные нормы. 4
6. Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. 4
7. Тема 7. Морфологические нормы. 4
8. Тема 8. Синтаксические нормы. 4
9. Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. 4
10. Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. 4
  Всего 36

 

ТЕМА № 1:Введение в курс„Культура речи”.

Понятие о русском языке и культуре речи.

 

1. Основные аспекты речевой культуры.

2. Различие понятий культура языка и культура речи. Связь предмет культура речи с другими дисциплинами.

3. Стили речи в современном русском языке.

4. Стили речи и ваша профессиональная деятельность.

Выполнить следующие задания.

1. Найдите в тексте черты публицистического и художественного стиля.

Ташкент сохранил от прошлого мало. Две тысячи лет он был глиняным городом; он размывался водой, развеивался ветром и строился вновь из той же глины. Каждое столетие он умирал, превращаясь в тонкий пласт почвы, умирал легко и прилежно, как умирают деревенские старики в фильмах Довженко – под стук падающих в саду яблок. Город уходил в небытие, не оставив ни башен, ни брусчатки средневековых мостовых, – очевидно, истории безразлично, на какой сцене разыгрывается ее действие – каменной или глиняной. Хроника Ташкента спрессована, и, чтобы разобраться в ней, археологи закладывают шурфы. В этих колодцах персиковая косточка восьмого века лежит на сорок сантиметров ниже украшенного бриллиантами кинжала семнадцатого века; неглубокий ташкентский метрополитен, в сущности, проложен вдоль городской истории.



Мне повезло. Несколько лет я прожил в чреве Ташкента. Мы с матерью переселились в дом Рахима-ака, нам выделили одну комнату, а всего в доме их было две, разделенных крошечным коридорчиком. И вот я оказался в лоне узбекской семьи, я был принят в нее. Я был мальчиком Рахима и вместе с ним ел шавлю, в которой плавал вышибавший пот красный стручковый перец (Из журналов).

 

2. Выпишите из текста обороты, подтверждающие публицистичность речи. Напишите высказывание в научном стиле речи.

Слеза слезе – рознь. Женщины плачут не только чаще мужчин, но их слезы на полградуса теплее скупых мужских. О слезах, вызванных соринкой, попавшей в глаз, или при чистке лука, мы говорить не будем. А вот об эмоциональных… в них, оказывается, немало белка. В слезах, вызванных горем, печалью, ученые обнаружили успокаивающие вещества. Слезы – это защитная реакция организма на стресс. Со слезами выводятся из организма токсичные вещества, что образуются под воздействием нервного напряжения, депрессии (Из газет).

 

3. Продолжите текст.

Однажды Леонардо да Винчи пришел в мастерскую скульптора и сказал: «Я никогда не буду ваять. Посмотри, на кого ты похож, весь в каменной пыли, как маляр или пекарь». Что же держало великого скульптора возле его творений?

4. Постройте предлагаемые варианты высказываний.

«Все прекрасно, – говорите вы – но…». Стоп. Именно это «но…» собеседник расслышал четко, остальное мгновенно стерлось из памяти.

«Он отличный парень, но…» – можно не продолжать. Всем и без того ясно, что парень он совсем не «отличный».

Попробуйте смягчить переход: «Он отличный парень, и при этом…» – уже получше. Неважно, что последует дальше, пусть даже резкая критика, главное, обе части предложения существуют теперь на равноправной основе, вторая не лишает первую всякого смысла.

Другая группа «опасных» фраз – конструкции типа: «Я должен буду», «мне нужно будет», «мне придется». Например: «Мы должны будем встретиться и все обсудить».

Но почему бы не: «Я хотел бы с вами встретиться»?

5. Отметьте в тексте просторечные варианты: фонетические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические. Замените их синонимами современного литературного языка.

А я просто радый за тебя, пришел от души поздравить. Дядя его правда повидал всякого: две войны отломал. Само собой, гоняли на работу, а работать приходилось с ихним же рядом. Работать по-нашенски – чертоломить – он тоже будет. А у нас ведь как: живут рядом, никаких условиев особых нету. Они как раз родня с Климкой-то Стебуновым, они же братья сродные! Аж слеза прошибает иной раз: до того работает, сердешный, до того вкалывает… весь черный (В. Шукшин).

6. Выберите научную статью по своей специальности и напишите к ней аннотацию, рецензию, реферат, конспект.

Аннотация – краткое разъяснительное примечание.

Рецензия – критический разбор какого-л. произведения.

Реферат – изложение содержания научной работы.

Конспект – краткое письменное изложение содержания чего-л.

7. Отредактируйте текст аннотации.

Аннотация

В этой статье говорится о проблемах загрязнения окружающей среды, а также называются последствия этих воздействий. Автор хочет показать то, что надо создавать меры по решению этих проблем. Эта статья называется «Экология» и публикуется она в пособии по химии, автором которого является Г. П. Хоменко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М. : Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М. : Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М. : Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Основы научной речи : учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб. :Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5.Розенталь Д. Э .Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Высш. шк., 1987. – 399с с.


Тема 2 Нормы литературного языка.

1. Составляющие понятия норма литературного языка.

2. Кодификация норм. Характеристика нормативных словарей.

3. Нормы литературного языка и ваша профессиональная деятельность.

4. Причины и последствия нарушения норм в профессиональной деятельности.

Выполнить следующие задания.

1. Исправьте речевые ошибки. В чем они состоят?

В распоряжение сотрудников лаборатории была поставлена вся документация.

Звери ведут более скрытный образ жизни.

Предварительно на проводник одевается изоляция (Из газет).

2. Образуйте два варианта слова: с суффиксом уменьшительно-ласкательным и уменьшительно-уничижительным.

Лето, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

3. Определите речевую ошибку в использовании суффиксов и корней.

Многие вузы и средние учебные заведения готовили специалистов, невостребуемых на рынке труда (Из газет).

Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных (Из газет).

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали (Н. Лесков).

Он упал рядом с вулканом, а вулкан скоро извержится.

4. Исправьте речевые ошибки.

Предусмотрена постройка нового отделочного отделения.

В распоряжении сотрудников лаборатории была представлена вся документация.

Звери ведут более скрытный образ жизни

На проводник предварительно одевается изоляция.

Ее непосредственный начальник публично расписался перед соотечественниками в очередной слабости.

Если сложить все расстояние, которое человек проходит за всю жизнь, то получится огроменная башня, которая, возможно, сможет достать до Луны.

С любителями животных часто случаются интереснейшие происшествия.

Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса.

Дубов помышлял, что звание шахтера самое высочайшее.

Я уверил Ивана идти берегом.

Он знал этот лес наперечет.

Я и сам не дознавал, как было привязано мое сердце.

Я пробовал успокоить забродившего вахтера.

Некрасов пытается найти ответ на одноименный вопрос.

Чукотка издавна считается традиционной житницей народов Севера.

Обувь фирмы «Экко» одета на всех ведущих нашей телекомпании.

Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению не все из них удалось прочитать.

Хочется верить, что наше завтра будет не сильно хуже сегодняшнего состояния дел.

При появлении на сцене известной певицы аплодисменты публики выросли еще больше.

Несмотря на достижения нашего отдела, никто не собирается петь нам фимиамы.

Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченым амплуа.

Несколько лет поэт был в апогее славы.

В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

Воланд в романе Булгакова изображен как прототип дьявола.

Поиски редких видов растений, создание гербариев стали результатом моего увлечения фауной родного края.

Лектор взошел на трибуну, и зал затих.

Мужчины за столом сидели вперемешку с женщинами.

В автомастерской водитель попросил вправить вмятину на борту машины.

На консилиуме было решено продолжить лечение больного лазерной терапией.

Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

5. Используя свою профессиональную терминологию, проиллюстрируйте динамичность и изменчивость норм русского литературного языка (не менее 5 примеров.)

Например: антитез, м.р. (уст.) – антитеза, ж. р. (совр.);

фильма, ж.р. (уст.) – фильм, м.р. (совр.).

6. Используя различные нормативные словари, приведите примеры кодификации норм современного русского литературного языка (не менее 3 типов словарей). Обязательно укажите выходные данные использованных словарей.


Тема 3.Две формы речи: устная и письменная.

1. Критерии, по которым различается устная и письменная речь: создание, восприятие; содержание, жанры.

2. Характеристики устной и письменной речи.

3. Жанры устной и письменной речи. Коммуникативные и стилевые признаки речевых жанров.

4. Письменная и устная речь с точки зрения речеведения.

5. Основы русской орфографии и пунктуации.

Выполнить следующие задания.

1. Учитывая особенности устной речи, в частности, необходимость собеседника, постройте беседу со своим однокурсником (однокурсницей) на одну из предложенных тем:

– обсуждение нового спектакля,

– обсуждение новой книги,

– обсуждение премьерного показа фильма.

 

2. Учитывая особенности письменной речи, продумайте и запишите свою речь, обращенную к аудитории. Тему и состав слушателей определите самостоятельно, аргументируйте выбор речевых средств в соответствии и темой и аудиторией.

 

3. Прочитайте. Объясните, почему в русском языке ограничено действие фонетического принципа письма.

Фонетический принцип «пиши, как говоришь» является, конечно, самым демократическим принципом, самым легким, самым простым. Выучи алфавит – и дело готово: и читаешь, и пишешь без ошибок, все в порядке. Однако здесь есть одно большое «но». Дело в том, что это совершенно справедливо, пока речь идет о маленькой группе лиц, о каком-нибудь одном говоре, для него это действительно так: как говоришь, так и пиши. Но обычно, по существу вещей, письменность не предназначается для маленького круга лиц. В большом же кругу лиц неминуемо обязательны значительные колебания, и поэтому фонетический принцип теряет весь тот смысл, который ему можно было бы, на первый взгляд, приписать, потому что для громадного большинства людей это будет все-таки всегда: «пиши не так, как говоришь, а как говорит кто-то там где-то».

(Л.В. Щерба)

4. Спишите. Сформулируйте правила написания приставок. Какие написания являются морфологическими, а какие – фонетическими.

 

Ра…каз ветерана в…волновал ребят. Его во…поминания п…р…несли их в далекие годы Великой Отечественной. Ра…гром фашистов под Москвой, …кружение вражеских дивизий под Сталинградом, н…ступление в районе Великих Лук, п…р…права через Днепр – сколько п…р…жито! Н…всегда останутся в памяти благодарных потомков бе…смертные подвиги солдат, …тстоявших свободу и н…зависимость Родины.

5. Публицисты неоднократно высказывали предложения писать слова рожь, мышь, печь и под. без ь. На чем базируются эти предложения? Какой принцип лежит в основе написания этих слов с ь. Как Вы относитесь к этому предложению?

 

6. Сопоставьте правописание слов в русском и украинском языке. Докажите, что оно основывается на разных принципах.

 

По-русски По-украински

 

расписать, роспись, развалить, розписати, розпис, розвалити,

разграничить; розмежувати;

сделать, сходить, сбить, зробити, сходити, збити,

содействовать, сомкнуть. сприяти, зімкнути.

7. Докажите, что написание морфем в словах посадка, переживание, выступить, понемногу основано на морфологическом принципе. Помните: чтобы доказать, что одни и те же морфемы пишутся одинаково в разных словах, нужно подобрать слова с теми же морфемами.

 

8. Книга М. В. Панова о русской орфографии называется «И все-таки она хорошая». Согласны ли вы с этим мнением и почему?

 

9. Прочитайте пословицы об устной и письменной речи. Объясните каждую из них.

 

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Язык мой – враг мой.

Язык до Киева доведет.

Держи собаку на цепи, а язык на семи.

Читает-летает, да ничего не понимает

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книги читать – не в ладушки играть.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

 

Тема 4. Орфоэпические нормы.

1. Орфоэпия как раздел языкознания. Произношение и ударение как орфоэпические категории.

2. Произносительные особенности гласных звуков русского языка, специфика произношения гласных в словах иностранного происхождения.

3. Орфоэпические особенности согласных звуков.

4. Ударение в русском языке: характер, особенности, тенденции изменения ударений.

Выполнить следующие задания

1. Произнесите с правильным ударением слова. Напишите высказывания с ними.

Пломбировать, гофрировать, нормировать, премировать, маркировать. Маркированный, пломбированный, нормированный, премированный, гофрированный.

 

2. Укажите слова, имеющие варианты ударений, и поясните различие их в значении или стилистической окраске.

На кладбище ветер свищет. Мне нравится эта острота. Девочки купили атлас. На ухо наступил медведь. Иначе обстоит дело в части рязанских говоров. В комнате одна мокрота. До возникновения мира был хаос. На берегу реки стоял замок. У меня мука в сердце.

3. Отметьте слова с вариантами ударения. Как они различаются?

Важнейшая часть учебного процесса – самообращение с книгой, с печатным словом, с каталогами.

Сотрудники милиции снова ежедневно осматривают и проверяют жилые дома, а также объекты жизнеобеспечения.

Столько же выплатила и пенсионерка, грохнувшая тяжелой сумкой по двери, пробив в ней большую дыру.

Если после посадки клубней зачастили дожди, то ждите появления целого ковра сорняков. Урожай свеклы складывается из ряда факторов.

Так, двойка в составе Дмитрия Чебанова и Андрея Кощеева заняла первое место. Автомобильный сервис не стоит на месте.

На двери обветшалого сарая висел огромный замок.

При замесе лукового хлеба используют ржаную муку, а также слегка обжаренный лук (Из газет).

 

4. Как произносятся сочетания согласных?

Отцы, братцы, пятнадцать, братский, городской, канатчик, молодчик, обмотчик, съел, разъезд, подъезд, разжалобить, бесшумный, визжать, жужжат, ящик, Писчик, рассада, из суда, сзади, отдел, ввысь, в вине, сонный, ванна, масса, гамма, программа, ассистент, корректор, суббота, грамматика, аккуратный, грамм, грипп, металл, кросс.

5. Поставьте ударение в словах.

Саженей, свекла, сироты, согбенный, тесны, живы, высоки, правы, далеки, ведомостей, прибылей, скоростей, почестей.

 

6. Правильно произнесите слова с сочетанием ЧН, ШН.

Булочная, конечно, скворечник, скучно, сливочный, будничный, лодочник.

7. Как произносятся сочетания ЬО, гласные и согласные в иноязычных словах?

Батальон, медальон, бульон, почтальон, боа, баобаб, отель, болеро, какао, хаос, оазис, Ватерлоо, демон, демиург, дефис, дефект, десерт, дефицит, депо, деликатес, депеша, депрессия, модель, репрессия, сейф, секретер, селекция, коттедж, кофе, крепдешин, демократ.

8. Отметьте в диалоге примеры просторечного произношения. Напишите литературный вариант.

Да жду своих. Катьку-то, – сулились… А зять-то партейный, ну-ко да коситься начнет.

– Плюнь! Кому како дело? Нонче нет такого закону…

– Да закону-то нет, а … И так-то живут неважно, а тут я ишо…

– Не гневи бога, Кузьмовна, не гневи. У меня вон сколько икон висит. А ты ее в шифонер запятила!

– Да не ездит никто, оно и дела никому нет.

– Не все так-то живут. Ко мне люди ездиют, я не одинокая (В. Шукшин).

 

9. Произнесите с правильным ударением существительные в В. п. ед. ч.

Встретил весну, вылечил десну, залез в нору, собрал кору, увидел гору.

 

10. Отметьте в предложениях слова с вариантами ударения или произношения, поясните их различие.

Необходимо перейти в другой именной каталог. Этой осенью планируется собрать большой урожай свеклы.

Жалко воробушка, жалко! Постой, ни тебе ли на прошлой неделе я выслал две пары отличных калош? (К. И. Чуковский)

Взглянув на часы, он убедился, что их стрелки стоят на месте. На следующий урок нам понадобились атласы. Завтра последний будничный день на этой неделе. Эти цветы называются ирисами.

В центре узкого зала, где тесно стояла молодежь с курсов и университета, раздался смех и хлопки (А. Н. Толстой).

Лишь один из них, из опричников, удалой боец, буйный молодец в золотом ковше не мочил усов (М. Ю. Лермонтов).

Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А. С. Пушкин).

По гулу можно было определить, что бомбардировщиков много и что они идут волнами (А. Поповкин).

В луговой стороне, должно быть горят торфяники, там, над черными лесами нависло опаловое облако (М. Горький).

Распаханная земля густо чернела распаханными бороздами (В. Г. Короленко).

Осмеливаюсь покорнейше просить Ваше превосходительство, дабы приказали снестись о том с А. Ф. Малиновским, которому, вероятно, известно, где находится сей необходимый документ (А. С. Пушкин).

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.