Пиши Дома Нужные Работы


Цели и задачи управления финансами

 

К настоящему времени в науке и практике сформировались современные школы об управлении финансами организаций, которые предлагают различные подходы к выбору целевых установок.

Рыночная школа (называемая также американской) базируется на распыленности капитала (владельцы собственного и заемного капитала представлены держателями акций и облигаций) и относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками. В значительной степени их участие достигается реальной возможностью «голосовать руками и ногами». Однако при развитости финансового и фондового рынков и сильной правовой базе такого участия достаточно для обеспечения прозрачности финансовой информации и финансовых решений и выдвижения в качестве стратегической цели максимизациирыночной оценки капитала компании. При 100 %-ном собственном капитале эта цель формулируется как максимизация рыночной капитализации. При наличии заемного капитала и необходимости учета интересов кредиторов цель трансформируется в максимизацию всего капитала компании (как суммы рыночной оценки собственного и заемного капитала).

Именно эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпораций разных стран. Называть данную концепцию американской можно лишь весьма условно, так как для компаний Великобритании, Франции и других стран континентальной Европы все большее значение начинают приобретать вопросы выхода на фондовые рынки и максимизации рыночной оценки капитала.

Связанный (ориентированный на банки) подход работает в связанной финансовой системе, где имеется слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходят вопросы обеспечения требуемой доходности на вложенные средства, выход на мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей. Японские компании и компании Азиатско-Тихоокеанского региона зачастую принимают проекты, от которых отказываются европейские компании, что связано с обоснованием более низкой стоимости капитала и получением более низких оценок риска. Целевые установки также часто приводят к отказу от классических рекомендаций по проектам, например когда принимаются проекты с нулевым или отрицательным значением чистого дисконтированного дохода ради завоевания места на рынке или создания производственных и финансовых цепочек.

В реальной жизни выбор целевых показателей зависит от многих факторов: организационная форма предприятия, этап жизненного цикла, общеэкономическая ситуация в стране и др. Цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия. Цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:

♦ избежание банкротства и крупных финансовых неудач (убытков);

♦ рост продаж и прибыли;

♦ лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыль на одну единицу капитала);

♦ максимизация цены компании.

Таким образом, конечной целью работы финансового менеджера является максимизация цены предприятия, которая зависит от следующих факторов:

♦ времени получения доходов;

♦ риска получения проектируемых доходов;

♦ использования заемного капитала;

♦ дивидендной политики;

♦ ситуации на финансовом рынке.

Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент, в современных условиях являются:

♦ обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств;

♦ обеспечение необходимых объемов поступлений денежных средств;

♦ обеспечение рентабельности продаж (т. е. конкурентоспособности на оперативном уровне).

Первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия является обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат последствия неплатежеспособности в виде объявления о банкротстве и прекращения существования предприятия. Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление его денежными потоками.

 

Вопрос 2

Функции финансового менеджмента

 

Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим образом:

♦ Планирование (включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование). Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий. Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. Участие в определении условий договоров (контрактов). Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений.

♦ Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Поиск внутренних и внешних источников кратко– и долгосрочного финансирования. Выбор наиболее оптимального их сочетания.

♦ Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.

♦ Учет, контроль и анализ. Установление учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.

♦ Защита активов. Управление рисками. Выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.

Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть:

♦ учетная политика;

♦ кредитная политика;

♦ политика управления денежными средствами;

♦ политика в отношении управления издержками;

♦ дивидендная политика.

Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами – величина собственных оборотных средств, потребность в заемных средствах, для этого используются коммерческие кредиты, краткосрочные кредиты банков.

В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучаются структура капитала и финансовая устойчивость. Политика управления денежными средствами – система планирования и контроля. Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и кредиторов.

Методической основой при разработке финансовой политики на конкретном предприятии может служить приказ Министерства экономики РФ № 118 от 1.10.1997 г. «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».

 

Вопрос 3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.