Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структурно-содержательные компоненты (разделы) Учебной программы.

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РУК-10. Оценка эффективности деятельности работников образовательной организации, как механизм стимулирования труда и повышения качества образования

( 72 час.)

Модуль 5. ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(12 час.)

 

Автор курса

 

Федоров Александр Михайлович,

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры экономики образования

 

Утверждено на заседании кафедры

____________________________________

Протокол № ________ от ______________

Зав.кафедрой______________________

 

 

Москва

Структура учебной программы повышения квалификации

«Экономика, финансы и право в образовательной организации»,

Модуль 9 «Проектная культура образовательного комплекса»

 

Введение

 

1.1. Актуальность заявленного модуля Учебной программыопределяется перспективами развития системы образования столичного мегаполиса, сформулированными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Столичное образование».

В этих условиях на характер динамики и качество развития образовательной организации, как важнейшего социокультурного института столичного мегаполиса, определяющее влияние оказывает проектная культура менеджера образования, ориентированного на стратегическое управление образовательной организацией (образовательным комплексом).



Формирование новых организационно-педагогических и организационно-экономических условий развития образовательной организации, позиционирование образовательной организации на рынке образовательных услуг, развитие демократических форм управления образовательной организацией (управляющие советы, публичные отчеты руководителей), становление образовательных комплексов и совершенствование форм и методов управления ими на основе программно-целевого подхода обусловливают необходимость формирования у менеджеров образования новой управленческой культуры, ядром которой выступает проектная культура.

 

1.2. Новизна заявленной темы Учебной программы определяется теоретическое и практической значимостью решения проблемы развития проектной культуры руководителя образовательной организации на основе компетентностного подхода.

Впервые в практике повышения квалификации руководителей образовательных организаций предлагается курс, ориентированный на развитие у слушателей профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для результативной проектной деятельности по стратегическому развитию образовательной организации в условиях перемен.

 

1.3. Предмет изучения.

 

Предметом изучения выступает проектный менеджмент как инструмент развития проектной культуры и стратегического развития образовательной организации (образовательного комплекса).

Модуль «Проектная культура образовательного комплекса» ориентирован на формирование у слушателей компетентностей, необходимых для стратегического развития образовательной организации (образовательного комплекса) на основе управления стратегическими проектами на основе:

- создания у слушателей адекватных представлений о стратегическом развитии образовательных организаций (образовательных комплексов);

- формирования базовых компетентностей, необходимых для стратегического управления развитием образовательных организаций (образовательных комплексов);

- изучения возможностей проектного менеджмента как инструмента стратегического развития образовательных организаций (образовательных комплексов);

- овладения слушателями методологией становления проектной культуры образовательной организации и развитие у них специальных проектировочных компетентностей менеджера образования.

В результате освоения дисциплины слушатели должны:

· Знать: ценностные, философские и методологические основания стратегического развития образования, понятийный аппарат стратегического и проектного менеджмента, сущность инновации и технологии управления ею в ходе разработки и реализации стратегического проекта.

· Уметь: осознавать смыслы и позитивно личностно относиться к стратегической деятельности в образовании, осуществляемой на основе проектного управления образовательными системами и организациями, управлять стратегическим проектом на всех стадиях его разработки, реализации, диссеминации результатов и оценки результативности, осуществлять эффективную мотивацию персонала образовательной организации на позитивное отношение и участие в инновационных изменениях, выявлять и анализировать базовые документы, сопровождающие стратегическое развитие образования, проектировать структуру и содержание документов (в т.ч. – программ развития), сопровождающих стратегическое развитие тех образовательных организаций, в которые включены слушатели, идентифицировать себя в качестве участника проектной команды.

· Иметь навыки (приобрести опыт): осуществлять функции стратегического лидера организации, управлять образовательной организацией в условиях изменений, осуществлять эффективную мотивацию персонала в условиях применения стратегических проектов, создавать проектные команды в условиях реализации стратегических проектов, формировать и оптимизировать проектную культуру образовательной организации, осуществлять организационные изменения и организационное развитие ОО, понимая при этом специфику трудовой деятельности в условиях внедрения результатов стратегического проектирования, деятельности разработчика стратегического проекта.

 

1.4. Концептуальная идея Учебной программы.

 

Концептуальной идеей учебного модуля является рассмотрение проектного менеджмента как инструмента развития проектной культуры образовательной организации (образовательного комплекса).

Именно в проектном управлении наиболее выпукло сформулированы условия управления инновационным развитием образовательного учреждения (О.Г.Прикот).

Проектные технологии становятся обязательным элементом управления инновационным развитием современного образовательногоучреждения.

В процессе изучения модуля слушатели на практических примерах развития образовательных комплексов столичного мегаполиса и практиками проектной деятельности приобретают опыт развития проектной культуры менеджера образования.

 

1.5. Цели и задачи Учебной программы.

 

Цель - Формирование и развитие у слушателей компетентности в области управления инновационными проектами, реализуемыми в образовательной организации (образовательном комплексе).

 

Задачи:

Формирование у слушателей компетенций:

- управлять инновационным проектом на всех стадиях его разработки, реализации и оценки результативности;

- осуществлять мотивацию членов педагогического коллектива на деятельность по реализации инновационных проектов;

- понимать сущность и особенности образовательной инновации, управления ею в ходе реализации инновационного проекта;

- создавать проектные команды в педагогических коллективах для разработки и реализации инновационных проектов;

- осуществлять функции лидера проектировочной команды;

- проектировать программу развития образовательного учреждения как ведущую форму инновационного проекта.

1.6. Категория работников образования, на которых рассчитана Учебная программа – руководители образовательных организаций (образовательных комплексов); заместители руководителей образовательных организаций (образовательных комплексов); резерв управленческих кадров.

 

1.7. Продолжительность обучения – 12 часов.

 

Структурно-содержательные компоненты (разделы) Учебной программы.

 

Тема 1. Стратегический менеджмент и инновационное развитие образовательных систем и организаций. Программно-целевое управление развития образования (Лекция, 4 часа).

 

Понятие программно-целевого управления. Программно-целевое управление образованием в Российской Федерации. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (КПМО). Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

Особенности программно-целевого управления образовательной организацией (образовательным комплексом). Принципы программно-целевого управления образовательной организацией (образовательным комплексом).

 

Тема 2. Сущность и функции проектного менеджмента (Лекция, 4 часа)

Сущность и функции проектного менеджмента. Сущностная характеристика проекта как процесса и системы: инновационность, конкретная цель и результат, определенная продолжительность выполнения (начало, конец), ограничения по ресурсам, участие разнообразных специалистов, командная работа. Основные признаки проекта. Основные понятия: “проект”, “управление проектом”. Общее и специфическое. Этапы управления проектом: инициация проекта, планирование, выполнение, контроль, закрытие проекта. Связь проекта с изменениями: технологий, окружающей среды организации, с людьми. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Сроки проектов: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные проекты. Критерии успеха проекта: связь с ресурсами организации, жизненным циклом, философией и культурой организации.

Управление изменениями в проекте: мониторинг изменения внешней среды проекта; прогнозирование изменений и оценка их влияния на проект; разработка стратегии и планов защиты проекта от рисков и воздействия внешней среды; определение необходимых изменений; контроль изменений и проверка эффективности достижения целей посредством осуществленных изменений.

Методы управления проектом. Метод определения целей проекта. Метод сетевого планирования и управления. Методы планирования затрат. Контроль затрат. Методы управления риском. Методы управления конфликтами. Методы управления изменениями. Методы управления контрактами. Методы управления ресурсами. Методы организации управления проектами.

Педагогический проект как инструмент инновационного развития социально-педагогической системы.

Инновационный проект: сущность, виды и содержание. Сущность и принципы управления инновационным проектом Порядок разработки инновационного проекта. Управление реализацией инновационным проектом.

Проектная культура образовательной организации. Проектная культура менеджера образования.

 

Тема 3. Технология проектной деятельности и управления реализацией проекта (4 часа, практические занятия)

 

Технологии проектной деятельности и оценки инновационности проекта. Проектное управление как технология управления развитием субъекта в процессе творческого решения проблем с учетом его контекстного окружения.

Условия управления инновационным развитием образовательного учреждения. SWOT-анализ. Содержание понятия. Структура и алгоритм проведения.

Сравнительный анализ возможных сценариев реализации проекта в рамках системы.

Алгоритм управления реализацией проекта. Функции менеджмента инноваций. Функции субъекта управления: прогнозирования, планирования, организации, регулирования, координации, стимулирования, контроля. Функции объекта управления: выделение инновационного процесса в проект; организация инновационного процесса; организация продвижения инноваций в образовательной среде и ее диффузии.

Этапы процесса организации инновационного менеджмента в образовательной организации: определение цели управления инновацией; выбор стратегии менеджмента инновации; определение приемов управления инновацией; разработка программы управления инновацией; организация работ по выполнению программы; контроль за выполнением намеченной программы; анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией; корректировка приемов менеджмента инновации.

Типология проектов в образовательных системах и организациях. Проект как грантовая заявка. Форма грантовой заявки. Правила написания грантовой заявки. Инновационный проект педагога в процедуре аттестации. Проект и экспериментальная работа образовательного учреждения. Проект в учебной деятельности учащихся. Формирование ключевых компетентностей учащихся в проектной деятельности.

Программа стратегического развития образовательного учреждения как инновационный проект.инструмент обоснования инвестиций в развитие ОУ.

Структура программы развития школы: титульный лист, резюме бизнес-плана, основная информация об образовательной организации и образовательной отрасли, анализ рынка образовательных услуг и деятельности основных конкурентов (партнеров), содержание образовательной услуги, уровень ее востребованности, производственный план, ценообразование, организационный план, оперативный план-график реализации бизнес-плана, финансовый план.

 

3. Концепция и основные дидактические компоненты ИКТ-поддержки Учебной программы по каждой теме.

 

В процессе реализации учебного модуля предполагается опора на информационно-коммуникационные технологии. В частности, содержание лекционного курса и практических занятий сопровождается специально разработанной серией учебных презентаций.

Слушателям предлагается набор цифровых образовательных ресурсов (официальные сайты органов управления образованием, образовательные порталы, электронные версии учебной и учебно-методической литературы).

В качестве самостоятельной работы слушателям будет предложено изучить опыт проектных практик, реализуемых образовательными организациями.

 

4. Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля.

 

Входной контроль – диагностика «Профиль проектной культуры менеджера образования».

 

Текущий контроль – терминологический диктант «Проектный менеджмент».

 

Итоговый контроль в форме эссе.

В рамках эссе объемом 3-4 тыс. слов слушатель должен продемонстрировать умения:

- давать определение "инновационный проект", "проектный менеджмент";

- воспроизводить основные положения проектного менеджмента;

- распознавать инновационную составляющую педагогического проекта;

- использовать технологии разработки инновационного проекта;

- демонстрировать умения реализации инновационного проекта;

- владения навыками планирования и оценки реализации проекта;

- примененять навыки управления реализацией проекта;

- представления связи внутренних и внешних условий реализации проекта в образовательной системе;

- распознавать риски реализации инновационного проекта;

- обосновать ресурсы необходимые для реализации проекта;

- применять SWOT-анализ и диаграмму Ганта в разработке и реализации проекта;

- интерпретировать результаты реализации проекта с позиции инновационного развития образовательной системы;

- оценивать результаты развития образовательной системы по итогам реализации проекта.

Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале.

При работе над эссе слушателям оказывается дистанционная поддержка: согласование темы эссеа, консультация по структуре, содержанию, выводам и литературе, промежуточная предварительная оценка содержания отдельных параграфов эссе.

.Литература.

 

Основная литература

· Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (адрес электронного ресурса: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 № 2149-р (адрес электронного ресурса: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138166);

· Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»;

· Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011;

· Кивалов А.Н. Методические рекомендации для сотрудников научно-исследовательского центра по управлению проектами развития образования. – СПб.: ЛОИРО, 2010;

· Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011;

· Лебедев О.Е. Сборник кейсов по курсу «Управление образовательными системами»: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2012;

· Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект. Методология образовательной деятельности: Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – М.: Эгвес, 2004;

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методическое пособие для руководи-телей ОУ. — Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006;

· Прикот О.Г., научн.ред. Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образова-тельных учреждений, педагогов и учащихся / В.Н. Виноградов, О.Г. Прикот, А.С. Родиков, Д.Н. Серебренникова; научн. ред. О.Г. Прикот; Агентство распространения инноваций в образовании. — Санкт-Петербург: Изд-во TVP inc.,2009;

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011;

· Разу М.Л., ред. Управление проектом. Основы проектногоуправле-ния. — М.: Кнорус, 2011;

· Программно-целевое управление развитием образованием: опыт, проблемы, перспективы/Под редакцией А.М.Моисеева. – М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001;

· Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007;

 

 

Дополнительная литература

Журнал «Завуч». 2008-2013 гг.

Журнал «Управление образованием». Издательский дом «1 сентября». 2008-2013 гг.

 

5. Цифровые образовательные ресурсы.

 

· Презентации по всем темам модуля;

· Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011. – 122 с. (электронная версия);

· Кивалов А.Н. Методические рекомендации для сотрудников научно-исследовательского центра по управлению проектами развития образования. – СПб.: ЛОИРО, 2010. (электронная версия);

· Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2011. – 108 с. (электронная версия);

· Лебедев О.Е. Сборник кейсов по курсу «Управление образовательными системами»: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2012. – 64 с. (электронная версия);

· Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект. Методология образовательной деятельности: Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – М.: Эгвес, 2004. – 120 с. (электронная версия);

· Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. – 148 с. (электронная версия);

· Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 76 с. (электронная версия);

· Управление проектом. Основы проектного управления / кол.авт.; под ред. проф. М.А.Разу. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с. (электронная версия).

 

 

6. Интернет-ресурсы.

 

· Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф

· Официальный сайт Департамента образования города Москвы - http://www.educom.ru

· Официальный сайт Московского института открытого образования - http://www.mioo.ru

· Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы - http://www.fcpro.ru

· Российское образование. Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru

· Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru

· Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека - http://window.edu.ru

· Официальный сайт общественно-педагогического движения «Эврика» - http://www.eurekanet.ru

· Официальный сайт «Учительской газеты» - http://www.ug.ru

· Официальный сайт Издательского дома «1 сентября» - http://ps.1september.ru

· Всероссийский портал общественно-активных школ - http://oash.info

· Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений - http://www.menobr.ru

· Сайт «Общественное участие в управлении образованием» - http://www.boards-edu.ru

· Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» - http://sinncom.ru

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.