Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Даты основных событий XVIII века

1706 - указ Петра I о постройке в Москве госпиталя и школы при нем

1707 - организация Медицинской канцелярии и первой госпитальной школы в Москве

1712, 1715, 1721 - указы Петра I об организации домов для беспризорных детей

1716 - введено архиатерство

1717 - открыты постоянные сухопутный и адмиралтейский госпитали в Петербурге

1725 - открытие Академии наук в Москве

1735 - издан “Генеральный регламент о госпиталях” 1755 - основание Московского университета

1763 - Медицинская канцелярия реорганизована в Медицинскую коллегию

1764 - начало преподавания на медицинском факультете Московского университета

1768 - введение в России оспопрививания методом вариоляции

1770-1772 - эпидемии чумы в Москве

1786 - госпитальные школы реорганизованы в медико-хирургические училища

1791 - присвоение Московскому университету права присуждать учёную степень доктора медицины

1794 - состоялась первая защита докторской диссертации в


Московском университете его воспитанником Ф.И. Барсук- Моисеевым

1798-1799 - открытие Медико-хирургических академий в Петербурге и Москве

 

Рекомендуемая литература:

1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. -

М.: Медицина, 1981, 352 с.

2. Мультановский М.П. История медицины. – М., 1967, 272 с.

3. Хрестоматия по истории медицины \ Сост Э.Д. Грибанов; Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. - 360 с.

4. Бородулин Ф.Р. История медицины: Избранные лекции. - М.: Медицина, 1961. – 252с.

5. Самойлов В. О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. – 200с.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1999. – 560с.

7. История медицины (материалы к курсу истории медицины) /Под ред. Б.Д.Петрова, т.1. – М.: Медгиз, 1954, 281 с.



8. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640- 1917): Учеб. Пособие. – М.: Из- во УДН, 1987. - 168с.

9. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов., М., “ГЭОТАР – МЕД”, 2004.

10. Медицина. БМЭ. Изд. 3-е, 1980, т. 14

11. Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX веков. – М.: РОССПЭН, 1996, 400 с.

12. Тикотин М.А. Пособие по истории русской медицины XI – XIX веков. –

Ленинград, 1959, 154 с.

13. Бородий Н.К. Д.С.Самойлович. – М.: Медицина, 1985, 96 с.

14. Данилишина Е.И., Обысова Е.С. Н.М.Максимович-Амбодик– М.: Медицина, 1976, 52с.

15. Заблудовский П.Е. Медицина в период дворянской империи (XVIII век). – М.: Медгиз, 1955, 40 с.

16. Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории (литературно-анатомическое наследство XVI – XVIII вв.). – Волгоград, 1986

17. Зархин И. Б. Очерки из истории отечественной фармации 18 и первой половины

19 века – М.: Медгиз, 1956. – 187с.

18. Кацнельбоген А. Г. Общественная медицина в России (вторая половина 18 –

начало 19 века). – Волгоград: “Перемена”, 1994. – 140с.

19. Куприянов В .В. К. И. Щепин – доктор медицины 18 века. – М.: Медгиз, 1953. – 128с.

20. Мейер-Штейнег Т. Медицина 18-19 веков. – М.: Вузовская книга, 1999. – 128с.

21. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в 18 в. – М.: Медицина, 1996. – с. 251-292

22. Сало В.М. Аптекарские огороды в 18 веке // Фармация. – 1972. - № 1.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

Тема: МЕДИЦИНА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Цель занятия:

v показать студентам дальнейшее развитие и прогрессивную роль отечественной медицины в условиях формирования капиталистических отношений;

v осветить борьбу против идеализма в медицине, материалистическое объяснение болезни в трудах передовых русских ученых;

v охарактеризовать начало дифференциации основных медицинских дисциплин;

v рассмотреть возникновение передовых отечественных научных медицинских школ (анатомия, хирургия, терапия, физиология).

 

План занятия и вопросы для самоподготовки:

1. Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи.

2. Два направления мировоззрений в естествознании и медицине (материалистическое и идеалистическое), основные представители этих направлений.

3. Роль декабристов в формировании и становлении отечественных научных медицинских школ.

4. Формирование фундаментальных наук медико-биологического профиля. Роль А.М. Филомафитского в становлении физиологии как науки (Дядьковский, Иноземцев).

5. Первая русская анатомическая школа (Загорский, Буяльский). Роль Е.О. Мухина в становлении научной анатомии.

6. Становление медицинских научных школ клинического профиля. Основные черты развития терапии. М.Я. Мудров – основатель клинической медицины в России.

7. Основные этапы развития хирургии. Санкт-Петербургская хирургическая школа, ее представители (Буш).

8. Н.И. Пирогов – создатель топографической анатомии и военно-полевой хирургии.

9. С.Ф. Хотовицкий – основоположник научной педиатрии.

 

Характеристика эпохи. Ряд социально-политических событий первой половины XIX века, оказавших влияние на формирование и. развитие всех сторон общественной жизни государства, в том числе и здравоохранения. Материалистические идеи А.Н. Радищева в труде “Путешествие из Петербурга в Москву” и в трактате “О человеке, его смертности и бессмертности”.

Медицина в период Отечественной войны 1812 г., ее роль в становлении хирургических наук. Активное участие врачей, преподавателей и профессоров


университетов в создании госпиталей, эвакуации и лечении раненых. Роль профессора Х.И. Лодера в организации военно-полевой хирургии.

Взгляды декабристов (вооружённое восстание 14 декабря 1825 г.) на медико- санитарные вопросы. Роль политической организации декабристов “Союза благоденствия” на процесс становления отечественных научно-медицинских школ, формирования философских и общественных взглядов корифеев отечественной медицины (М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского, Н.И. Пирогова). Важнейшие принци- пы теории здравоохранения, изложенные в “Русской правде” П. Пестеля: государственная основа, общедоступная, квалифицированная и бесплатная медицинская помощь по территориальному типу. Связь мировоззрения декабристов и формирования философских и общественных взглядов виднейших представителей отечественной медицины. Создание естественно - научной теории болезни в целом и теорий патогенеза различных заболеваний (И.Е. Дядьковский).

Открытие новых университетов и медицинских факультетов при них. Значимость двух ведущих центров развития медицинской науки - медико-хирургической академии и медицинского факультета Московского университета. Первые русские учебники и руководства по анатомии, физиологии, хирургии (И. Ф. Буш), переливанию крови (А. М. Филомафитский). Возникновение в первой половине XIX века отечественных научных медицинских школ.

Становление фундаментальной теоретической дисциплины — анатомии (П.А.

Загорский, И.Е. Буяльский, Е.О. Мухин).

Загорский Петр Андреевич (1764-1846) - создатель первой русской анатомической школы. Краткая биография (получение им медицинского образования в госпитальной школе, работа прозектором и военным врачом, его стремление заниматься изучением анатомии). Роль П.А. Загорского как педагога: практическое преподавание анатомии, основание музея, создание первого отечественного руководства “Сокращённая анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела” (1802), подготовка кадров. Школа П.А. Загорского – И.В. Буяльский, И.С. Корейша и др. Исследования П.А. Загорского по тератологии, сравнительной анатомии и физиологии. Прогрессивные элементы в научном мировоззрении П.А. Загорского: понимание им влияния на животный и растительный организмы, применение эксперимента и наблюдения в научном исследовании.

Буяльский Илья Васильевич (1789-1866) один из родоначальников хирургической анатомии в России, краткая биография, мировоззрение. Роль И.Е. Буяльского в становлении нормальной и топографической анатомии. Анатомические исследования И.В. Буяльского, разработка анатомии в целях улучшения преподавания (приготовление анатомических препаратов, оснащение учебного музея, издание литографических рисунков и пр.). Изучение анатомии в интересах развития хирургии, его труд “Анатомико-хирургические таблицы” (1828)

– первый отечественный атлас по оперативной хирургии. Разработка методики бальзамирования, работы по тератологии.

Понятия “материализма” и “идеализма” как двух категорий, объясняющих суть процессов, происходящих в природе. Роль учёных, являвшихся выразителями как


идеалистических, натурфилософских концепций (Д.М. Велланский, М.Л. Магницкий), так и их идейных противников, стоявших на материалистических позициях (И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, Ф.И. Иноземцев, Н.И. Пирогов, A.M. Филомафитский ). Борьба двух направлений в развитии физиологии того времени (материалистическом - экспериментальном А. М. Филомафитского и идеалистическом - натурфилософском Д. М. Велланского).

Становление базовой научной дисциплины — физиологии.

Филомафитский Алексей Матвеевич (1807-1849) и его роль в создании материалистического направления в физиологии. Основополагающий материали- стический труд A.M. Филомафитского “Физиология, изданная для руководства своих слушателей” (1836). Вопросы, решённые A.M. Филомафитским с помощью эксперимента по физиологии дыхания, пищеварения, переливанию крови, внутривенному наркозу.

Роль царствующей династии в проведении идей реакции и концепций идеализма. Роль правительственной ревизии университетов 1820 года. Распространение материалистического направления в медицине в России в первой половине XIX века.

Дядьковский Иустин Евдокимович (1784-1841) - теоретик-патолог и мыслитель- материалист, наиболее яркий представитель прогрессивных материалистических воззрений. Материалистический взгляд И. Е. Дядьковского на контагиозную теорию возникновения холеры (до становления микробиологии как науки).

Материалистическое объяснение болезни в трудах передовых русских учёных (М.Я. Мудров, Ф.И. Иноземцев и др.), рассматривающих болезнь как результат воздействия на организм факторов окружающей среды.

Иноземцев Федор Иванович (1802-1869) и его роль в объяснении явлений патологии с позиций концепции нервизма и влияния факторов внешней среды для сохранения здоровья и возникновения болезней. Придавал большое значение профилактике, пропагандировал связь медицины с естественными науками.

Становление фундаментальной науки - патологической анатомии, включение ее в число обязательных предметов преподавания на медицинских факультетах России (Х.И. Лодер, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов). Роль первых кафедр Московского университета в создании патологической анатомии как науки.

Развитие клинических дисциплин: хирургии, терапии, педиатрии. Роль Санкт -

Петербургской медико-хирургической академии в становлении хирургии.

Буш Иван Федорович (1771-1843) - создатель первой русской хирургической школы. Его труд – первое русское “Руководство и преподавание хирургии” в трех томах (1807). Наиболее выдающиеся представители научной школы И.Ф.Буша: Х.Х. Саломон, П.Н. Савенко, И.Е. Буяльский. Роль Московского университета в развитии хирургии.

Развитие практической хирургии: обезболивание эфирным и хлороформным наркозом, крахмальная повязка, введение антисептики и асептики, развитие пластической хирургии, конструирование медицинского инструментария.


Мухин Ефрем Осипович (1766-1850), его роль в становлении анатомии в Московском университете: создание анатомических кабинетов, опубликование курса анатомии в семи частях (1813-1815), разработка нового раздела анатомии - науки о слизистых сумках и синовиальных влагалищах. Влияние Е. Мухина на формирование интересов и взглядов Н.И. Пирогова - выдающегося деятеля мировой медицины, хирурга и анатома, положившего начало анатомико-экспериментальному направлению в хирургии, создателю военно-полевой хирургии и топографической анатомии. Вклад Е.О. Мухина в развитие оперативной хирургии, травматологии.

Мудров Матвей Яковлевич (1776-1831) - основоположник клинической медицины в России. Краткая биография. Этапы деятельности М.Я. Мудрова, его настойчивость в борьбе за свое образование, самоотверженное участие в борьбе с народными бедствиями, героическая смерть на врачебном посту). Мировоззрение М.Я. Мудрова (связь с демократическим общественным движением в России и его передовыми представителями – декабристами, приверженность материалистическим идеям М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева). Роль М.Я. Мудрова в развитии русской терапии в том числе как реформатора медицинского образования, введшего поликлинические и патологоанатомические занятия.

Важнейшие принципы медицинской системы М.Я. Мудрова: единство организма и внешней среды, целостность организма. Создание анамнестического метода и включение его в историю болезни, разработка причинной и индивидуальной терапии с широким использованием природных факторов. Тезис Мудрова “лечить не болезнь, а больного”, его современная трактовка.Предпочтение гигиенического режима и диеты сложному лекарственному лечению. Основные принципы лечения и предупреждения болезней, выдвинутые М. Я. Мудровым в его трудах “Слово о способе лечить и .учиться медицине практической” (1820), “Слово о пользе и пред- метах военной гигиены” (1807). Несостоятельность некоторых идеалистических взглядов М. Я. Мудрова в “Трактате о повально - заразительной болезни холере” (1831).

Заслуги М.Я. Мудрова по разработке вопросов военной гигиены, важность их в условиях надвигавшейся войны 1812 г. (чтение лекций по военной гигиене, разработка системы гигиенического режима для солдат в мирной обстановке и в походных условиях. Мероприятия по предупреждению заразных заболеваний в войсках, требования к одежде, питанию и т.д.).

М.Я. Мудров о нравственном облике русского врача. Значение учения М.Я. Мудрова для современной медицины.

Начало применения физических методов обследования больного (перкуссии и аускультации) в России (Г. И. Сокольский в Москве, П.А. Чаруковский - в Петербурге).

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885) – основоположник научной педиатрии в России. Краткие биографические данные, его роль в создании научных основ педиатрии и этического образа детского врача. Основной труд С.Ф.Хотовицкого “Педиятрика” (1847) – первое русское руководство по педиатрии и одно из первых в мировой литературе учебных руководств по данной специальности; его значение для развития педиатрии.


Введение С.Ф. Хотовицким впервые в мире преподавания педиатрии как самостоятельной отрасли клинической медицины. Обоснование им права педиатрии быть самостоятельной наукой.

Создание наряду с теоретическими основами дисциплины клинической базы для преподавания педиатрии (Петербургский Николаевский госпиталь, 1834). Открытие первой детской больницы в г. Москве (1842). Разработка в первой половине XIX века вопросов медицинской этики в педиатрии.

Пирогов Николай Иванович (1810-1881) - выдающийся русский учёный, врач- клиницист, педагог, общественный деятель, создатель топографической анатомии как науки и экспериментального метода в хирургии. Краткая биография Н.И. Пирогова, его педагогическая и общественная деятельность, патриотизм. Роль Н.И. Пирогова в создании научной клинической хирургии, подведение под хирургию анатомической базы.

Н.И. Пирогов – создатель новых наук – топографической анатомии, экспериментальной и оперативной хирургии. Докторская диссертация Н. И. Пирогова о перевязке брюшной аорты (1832). Его труд “Топографическая анатомия, иллюстрированная произведёнными в трёх направлениях распилами через человеческие трупы” (1852-1859) - первое основное пособие по топографической анатомии.

Н.И. Пирогов - создатель военно-полевой хирургии. Значение “Начал общей военно-полевой хирургии” (1865) для современной медицины.

Вклад Н.И. Пирогова в разработку проблемы обезболивания. Роль отечественных учёных в изучении и практическом применении наркоза.

Теоретические воззрения Н.И. Пирогова: взгляды на роль нервной системы, развитие идей профилактики, статистики. Значение работ Н. И. Пирогова для русской и мировой науки.

Основные достижения отечественной медицины первой половины XIX века. Материализм - основное направление в объяснении сущности природы, существа болезни. Недифференцированный характер медицины и здравоохранения в XVIII в. Формирование базовых наук медико-биологического профиля на основе общих успехов в естествознании - фундамент для дифференциации медицины и создания клинических дисциплин.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.