Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 14. Охрана природы и устойчивое развитие

Цель лекции:Раскрыть взаимосвязь охраны природы и устойчивого развития.

Основные вопросы:1.Понятия об охране окружающей среды и природы;2.Принципы и методы охраны природы;3.Законодательные основы охраны природы в РК.3.Особо охраняемые территории как она из форм охраны природы;4.Красная книга и ее роль для сохранения биоразнообразия;.5.Роль экологического образования и сознания в обеспечении устойчивого развития.

Охрану окружающей среды часто путают с охраной природы, ошибочно считая эти понятия равнозначными.

Окружающая среда- совокупность объектов окружающего человека мира, оказывающих существенное влияние на обеспечение его жизнедеятельности и удовлетворение его разнообразных (биологических, культурных, экономических, личностных, социальных, коммуникационных и др.) потребностей.

Окружающая среда как сложная система состоит (по Н.Ф. Реймерсу) из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов-подсистем: а) собственно природной среды, б) порожденной агротехникой среды, в) искусственной среды и г) социальной среды. Каждая подсистема окружающей среды отвечает за обеспечение определенных потребностей человека и обусловливает качество жизни и безопасность его жизнедеятельности. Собственно природа, или окружающая природная среда,- составная часть окружающей человека среды, включающая объекты живой и неживой природы, которые оказывают существенное влияние на жизнедеятельность и удовлетворение ряда важных потребностей человека (биологических, культурных и др.).

В экологической литературе встречается и термин среда обитания, под которой обычно понимают ту часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете организмы освоили четыре основные среды обитания, кардинально отличающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла жизнь. Затем живые организмы овладели наземно-воздушной Фсредой, создали и заселили почву. Четвертой специфической средой стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов. Поэтому используемое в биологическом смысле понятие среды обитания следует рассматривать как синоним окружающей природной среды, однако в общем смысле это понятие должно включать и объекты других составных частей окружающей среды, в частности, социальной среды.



Основания охраны окружающей среды формируются в первую очередь со стороны безопасности и потребности человека. Охранять среду- значит не допускать появления в среде обитания вредных для здоровья человека. Следует подчеркнуть, что с экологической точки зрения концепция «охраны» порочна с самого начала , так как деятельность следует строить таким образом , чтобы не допускать, предотвращать все эффекты и результаты, от которых потом не пришлось бы «охранять».

Основания охраны природы формируются со стороны биосферных процессов, биологического разнообразия, состояния природных экологических систем и их сохранения, поскольку они обладают высокой самоценностью и их благо получие тесно связано с благополучием людей.. Охранять природу- значит регламентировать, ограничивать или запрещать изъятие природных ресурсов , не допускать нарушения природных систем

Возможности оздоровления экологической обстановки в РК в целом и отдельных регионов зависят от ряда конкрет­ных обстоятельств, в том числе от способности делать достаточ­но крупные инвестиции в экологизацию хозяйства, в распро­странение новых, эффективных технологий, в осуществлении перехода к использованию производственных мощностей и дру­гих ресурсов, обеспечивающих возможность структурного ма­невра, направленного на экологизацию хозяйства. Важнейшими факторами данного процесса являются совершенствование законодательной базы и нормативное обеспечение; форми­рование системы государственных органов, регулирующих природопользование; выработка экономического механизма управления природопользованием; создание государственной экологической экспертизы и экологического мониторинга; по­вышение уровня экологического образования и воспитания; на­учно-обоснованное управление природопользованием.

1. .Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недр, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и основной слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

Особо охраняемая природная территория – участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны.

Государственный природно-заповедный фонд – совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных элементов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризм и рекреации.

Объекты государственного природно-заповедного фонда устанавливаются ЗакономРеспублики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях». Охрана государственного природно-заповедного фонда обеспечивается путем создания особо охраняемых природных территорий, а также установления запретов и ограничений в пользовании объектами окружающей среды, имеющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность.

Охрана природной системы может быть достигнута лишь при обеспечении общей экологической безопасности РК. Под безопасностью понимается качест­венное состояние общества и государства, при котором обеспечива­ется защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования: и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конститу­ционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов. Безопасность сложной системы определяется не столько субъек­тами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами системы — устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относит­ся к экологической безопасности.

Человек, общество, государство не могут быть гарантами собст­венной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы со­держат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической. При этом важно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэто­му возникает необходимость разработки и использования неболь­шого числа основных, или интегральных, критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта. Диапазон и иерархия объектов экологической безопасности соот­ветствуют основным уровням биологической организации и про­стираются от биосферы в целом до индивидуума, отдельного чело­века или отдельного редкого зверя.

Для экосферы и ее частей, т.е. более или менее крупных террито­риальных природных комплексов, включая и административные образо­вания, основным критерием экологической безопасности может слу­жить уровень биосферно-техносферного, эколого-экономического, или природно-производственного, паритета, т.е. степени соответст­вия общей антропогенной (техногенной) нагрузки на территорию ее экологической техноемкости — предельной выносливости по отноше­нию к повреждающим техногенным воздействиям. Возможность природного комплекса выдерживать антропогенную (техногенную) нагрузку имеет разные названия: экологическая емкость, ассимиля­ционный потенциал, эколого-хозяйственная емкость, самовосстано­вительный потенциал и т.п., но в любом случае предполагает количе­ственное измерение данной возможности.Для отдельных экологических систем главными критериями безопас­ности выступают целостность, сохранность их видового состава, био­разнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии существуют и для оценки безопасности технико-экономических систем. Наконец, для индивидуумов главным критерием безопасности яв­ляется сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности. Оценка экологической сбалансированности территориального природно-социального комплекса основана на соизмерении при­родных и производственных потенциалов территории (Акимова, Хаскин, 1994; Акимова и др., 1994). Сбалан­сированность нужна не только природным комплексам и среде обитания людей, но и самому хозяйству. Она имеет не только при­родоохранную и гигиеническую, но и прямую экономическую зна­чимость: равновесное сопряжение производственных и экологиче­ских процессов не столько принуждает к ограничению входных мощностей, сколько предлагает дополнительный экономический инструмент контроля эффективности. Экономический рост, пре­вышающий порог допустимых нагрузок, выступает как основной дестабилизирующий фактор окружающей среды. Именно поэтому соизмерение и

согласование экономических и природных потенциалов должно быть предметом экономической теории и практики.

Безопасность экосистемы определяется близостью ее состояния к границам устойчивости. Ключевыми требованиями в этом смысле являются: сохранение размера и биомассы экосистемы, посто­янство видового (популяционного) состава и численных соотношений между видами и функциональными группами организмов. От этого зависит стабильность трофических связей и внутренних взаимодейст­вий между структурными компонентами экосистемы, а также ее про­дуктивность.

Критерием безопасности (устойчивости) отдельной популяции в составе экосистемы может служить выражение

5Г < 2г,

где г — репродуктивный потенциал;

5Г — дисперсия его отклонений от среднего уровня.

При 5Г > 2г резко возрастает вероятность деградации и вымира­ния популяции.

Для большинства наземных естественных сообществ показатель разнообразия видового состава по Симпсону имеет значения V = 0,7—0,9 и более (по Шеннону У5 > 3). Низкое разнообразие на уровне V ~ 0,05—0,2 наблюдается в посевах монокультур или сильно деградированных природных сообществах, когда остается практически один наиболее устойчивый доминантный вид. Средние значения показателя Симпсона (V = 0,2—0,7) указывают на неустой­чивость сообщества. Изменение показателя биоразнообразия более чем на 5% уже свидетельствует о наличии чрезмерных внешних на­грузок на экосистему, а более чем на 50% — о чрезвычайно опасном уровне внешнего воздействия («Критерии оценки...», 1992).

Экологическое сознание — наши представления, способы поведения, сфера деятельности, желания и ожидания, связан­ные с окружающей природной средой. Важнейшие его элемен­ты: осознание ограниченности природы, интегральной частью которой является человек; осознание необходимости отказа от установок доминирования человека над природой и установле­ния динамического равновесия между природными системами и обществом; осмысление экологического кризиса как глобально­го общественного кризиса; понимание необходимости решения экологического кризиса; осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни; выявление социальных сил, способных обеспечить дина­мическое предвидение общества.

Развитие экологического сознания зависит как от изменений в обществе, так и от изменений в системах ценностей отдельных стран.

Экообразование стало одним из функциональных направле­ний деятельности международных организаций в системе ООН - ЮНЕСКО - ЮНЕП. Под эгидой этих организаций былпроведен ряд международных форумов по данной проблеме (в 1972 г. — в Стокгольме, в 1975 г. — в Белграде, в 1977 г. — в Тбилиси, в 1982 г. — в Найроби, в 1983 г. — в Вене («Венская декларация»), в 1987 г. — в Таллинне, в 1997 г. — в Киото, в 2002 г. — в Йоханнесбурге и др.). На этих международных фору­мах был сделан вывод о том, что «образование по окружающей среде» не должно развиваться в рамках только одного предмета, который дополнял бы уже существующие. Образование должно быть не только интегральной частью образовательных программ, но и элементом системы общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Казахстан

2.Экологический Кодекс РК.

3 Бганба В.Р. Философия. Экология. Ноосфера. М., 2003.

4Бганба В.Р. Мировоззренческая парадигма экологического образования // Ученые записки МГСУ. 1998. № 3.

5Кочергш А.Н. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987.

5Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.

6Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М., 1993.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.