Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лексико-фразеологические нормы.

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ имени М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________Королева Г. И..

«___» ___________ 2015 р.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРА РЕЧИ

(ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

 

Разработала

доцент Дьякова Т. А.

 

 

Г. Луганск

Г.

 

Самостоятельная работа (дневная форма обучения)

№ п/п Название темы Кол-во часов
1. Тема 1. Введение в курс„Культура речи”. Понятие о русском языке и культуре речи -
2. Тема 2. Нормы литературного языка. 2
3. Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. 4
4. Тема 4.Орфоэпические нормы. 2
5. Тема 5. Словообразовательные нормы. 2
6. Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. 4
7. Тема 7. Морфологические нормы. 6
8. Тема 8. Синтаксические нормы. 4
9. Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. 4
10. Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. 8
  Всего 38

 

 

ТЕМА №1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Введение в курс „Культура речи”.

Понятие о русском языке и культуре речи.

ЗАДАНИЕ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Средства массовой информации играют заметную роль в распространении литературного языка. К сожалению, не всегда публикации печатных СМИ, речь дикторов, подача материала в Интернет-изданиях соответствуют нормам литературного языка.

ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ГАЗЕТЫ, ЖУРНЫЛЫ И Т. Д.), ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС, ПЕРЕДАЧИ РАЗЛИЧНЫХ ТВ-КАНАЛОВ,



 

Приведите примеры неоправданного использования в СМИ просторечных, разговорных, диалектных, узкопрофессиональных элементов.

Постарайтесь объяснить причины их использования, выясните, как употребление названных средств влияет на качество изданий или передач. Предложите, как можно избегать использования нелитературных компонентов.

 

ТЕМА №2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Нормы литературного языка.

ЗАДАНИЕ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Важной составляющей культуры речи, соблюдения норм современного русского литературного языка является умение пользоваться словарями различных типов. Среди лексикографического разнообразия важно правильно определить тип словаря, необходимого для той или иной работы.

 

С целью ознакомления со словарями различных типов, представьте видео-презентацию одного из словарей современного русского литературного языка (тип, авторов, год издания словаря студенты определяют самостоятельно). В презентации обязательно должны быть:

– изображение словаря с указанием типа словаря,

– указание авторства (желательно с портретным изображением автора или авторов),

– характеристика словаря (количество словарного материала, способ подачи, особенности использования – эта информация содержится, обычно, во вступлении или предисловии к словарю).

– изображение не менее трех словарных статей и комментарий к ним.

 

 

ТЕМА № 3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Две формы речи: устная и письменная. Основы русской орфографии и пунктуации.

 

Русская графика и орфография прошли довольно длинный путь развития.

Многие ученые внесли вклад в их реформирование. Подготовьте сообщение об одном из ученых и его деятельности по изменению системы орфографии:

– Василий Тредиаковский,

– Алексей Сумарокова,

– Михаил Ломоносов,

– Александр Востоков,

– Федор Буслаев,

– Яков Грот.

Графическая система русского языка также претерпела немало реформ. Изменения в графике русского языка привели ее к современному, привычному для нас виду. Приготовьте презентацию по одной из предложенных тем:

– Русские рукописи,

– Уста и полуустав как этапы развития русской графики,

– Гражданская азбука,

– Буквы-изгнанники или рационализм русской графики.

Возможно варьирование тем или самостоятельный выбор, обязательное условие – соответствие тематике.

 

ТЕМА №4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Орфоэпические нормы.

ЗАДАНИЕ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Орфоэпические нормы являются достаточно динамичными. Во многом они зависят от общественной традиции, что, например, не характерно для норм грамматических.

Изменения в произносительных нормах и наличие вариантов во многом усложняют профессиональную деятельность. Один из способов речевого совершенствования – постоянная работа с орфоэпическими словарями.

Используя названные ниже источники,

1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка / под ред. М. А. Штудинера. – М. : Рольф, 2000. – 816 с.

2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – 5-е изд., переработ. и доп. – М. : Рус. яз., 1984. – 808 с.

3. Вербицкая Л.А., Богданова Н.В. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник. – 4-е изд. – СПб. : Филол. ф-т СПбГУ; М. : Издат. центр «Академия», 2003. – 160 с.

4. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. – СПб. : Норинт, 2000. – 542 с.

5. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы: Около 40 000. – 2-е изд. – М. : Рус. яз.-Медиа, 2005. – 893 с.

6. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М. : Рус. яз., 2001. – 468 с.

7. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М. : Рус. яз., 1988. –704 с.

8. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 1182 с.,

составьте словарь вашей профессиональной лексики, состоящий из 30 слов, в которых часто допускают орфоэпические ошибки (неправильно ставят ударение, произносят гласные или согласные звуки). Обязательно укажите источники, которыми вы воспользовались, запишите слова с правильным ударением, в случае необходимости передачи правильного произношения гласных или согласных звуков, сделайте полную или частичную транскрипцию.

ТЕМА № 5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Словообразовательные нормы.

ЗАДАНИЕ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Одним из способов создания образности художественных произведений является использование авторского словообразования.

Особенно ярко это проявляется в поэтических произведениях и прозаических произведениях сатирических или юмористических.

Приведите примеры (не менее 20) окказионального словообразования, используя:

– поэтические и прозаические произведения русских авторов нач. ХХ в.,

– поэтические и прозаические произведения русских авторов 60гг. ХХ в.,

– поэтические и прозаические произведения современных русских авторов, обнародованные в печатных сборниках и в Интернет-изданиях.

Поясните, с какой целью, по вашему мнению, авторы «изобретают» новые слова и их формы.

 

 

ТЕМА № 6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Лексико-фразеологические нормы.

Фразеологизмы – особое средство создания образности. Поскольку это средство вторичной номинации, фразеологические единицы служат для передачи отношения говорящего, его оценки происходящего. Источниками фразеологизмов являются различные сферы быта, культуры.

1. Используя «Фразеологический словарь русского языка» Д. Э. Розенталя, книгу «Крылатые слова и выражения» Н. С. и М. Г. Ашукиных или другие фразеологические словари (обязательно указать, какие источники использованы), приведите по 10 примеров фразеологизмов различного (не меньше 5 групп) происхождения, дайте их толкование.

Образец выполнения:

Библейские фразеологизмы.

1. Тьма кромешная. В церковно-славянском тексте Евангелия так называется ад, преисподняя. Выражение употребляется в значении: полная, беспросветная тьма, невежество, тягостная, мрачная жизнь.

Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 350.

2. и т.д.

Фольклорные фразеологизмы.

1. Живая вода. В русских народных сказках – волшебная вода, дающая силу богатырскую.

Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 119.

2. и т.д.

Литературные фразеологизмы.

1. Да только воз и ныне там. цитата из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.

Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 92.

 

2. Приведите 10 примеров фразеологизмов, связанных с вашей будущей профессией. Составьте с ними предложения.

 

ТЕМА № 7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Морфологические нормы.

Самостоятельно ознакомьтесь со следующими темами и письменно дайте ответы на контрольные вопросы.

1. Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных и неопределенных местоимений.

2. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Синонимия личных форм глагола.

3. Синонимия времен, наклонений, видовых форм глагола.

4. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.

5. Варианты форм причастий и деепричастий.

 

Контрольные вопросы

1. Какие стилистические особенности употребления личных местоимений существуют? Какие существуют правила употребления возвратных и притяжательных местоимений?

2. Как проявляется синонимия определительных местоимений? Как проявляется синонимия неопределенных местоимений?

3. Какие существуют особенности образования личных форм глагола? Как проявляется синонимия личных форм глагола?

4. Как проявляется синонимия глагольных времен и видов? Какие существуют особенности синонимичного использования глагольных наклонений?

5. Как проявляется синонимия возвратных и невозвратных глаголов?

6. Какие существуют варианты причастных форм? Какие существуют варианты деепричастных форм?

 

ТЕМА № 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Синтаксические нормы.

Самостоятельно ознакомьтесь со следующими темами и письменно дайте ответы на контрольные вопросы.

1. Стилистические особенности способов передачи чужой речи.

2. Собственно-прямая и открытая (свободная) прямая речь.

3. Косвенная речь. Стилистическое значение прямой речи в драматургии.

4. Стилистика сложных предложений.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят стилистические особенности использования различных способов передачи чужой речи?

2. С какой целью в литературных произведениях используют собственно-прямую и открытую (свободную) прямую речь?

3. Что такое косвенная речь? Какие стилистические функции она выполняет?

4. Какие существуют стилистические особенности использования сложных предложений?

Выполните следующее задание.

Прочитайте предложения. Если в них нарушены правила построения сложных предложений, внесите исправления. Предложения запишите.

 

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. Волчиха осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Горького. 8. На улице началось сильное движение, вовремя которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 10. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

ТЕМА № 9

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.