Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

В. Функциональное направление (Э. Кассирер).

Основное отличие человека от животного труд (вещественные предметы, науки, религия, искусство, язык). Познание человека возможно через его функциональные проявления, культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность, все проявления человека то, что они – символы некоей действительности. Человек взаимодействует с миром не непосредственно (как животные), а через посредство символов, которые сам создаёт. Человек – «животное, созидающее символы». Познание человека возможно только через познание символов.

«Изучайте животных, и вы поймете, как это трудно быть человеком» (М. Шелер).

«Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа» (М. Шелер).

«Человек – это всё еще не принятое решение о том, чем он хочет быть и стать» (М. Шелер).

«Человек, достигший высот в науке, может оставаться существом духовно абсолютно пустым» (М. Шелер).

 

4. Персонализм (от лат. persona личность) – экзистенциально-теистическое направление в философии России, США, Франции (кон. XIX – нач. XX вв.), признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности Бога. Представители –

Н. А. Бердяев, Б. Боун, Э. Мунье.

Основные идеи.

1) На первом плане – не познающий субъект классической философии, а человеческая личность во всей полноте её конкретных проявлений, в неповторимой индивидуальности. Личность – фундаментальная онтологическая категория, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Личность и её опыт – единственная реальность. «Мир личности» – «больше» мира природы и общества, и является подлинной ареной бытия.



 

 

В. Куш «Личность»

2) Истоки личности – не в ней самой, а в бесконечном едином начале – Боге. «Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его» (Н. Бердяев).

3) Личность – единственный субъект истории и носитель культуры в противоположность массам. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.

4) Личность утверждает себя только путём свободы воли от неограниченной власти общества и государства стремящихся подчинить её, исключающих возможность утвердить своё неповторимое «Я». Её антиподы – «массовая культура», «массовое общество». Жизнь личности начинается с ломки её контакта со средой; она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Главный способ самоутверждения личности – внутреннее самоусовершенствование.

5) «Личность – жизненный порыв к Богу» (Ж. Лакруа). «Общество личностей» (подобное христианской общине) – антипод урбанистической цивилизации.

6) «Неподлинность» земного существования. «Личность существует лишь ценой потери. Ее богатство – то, что ей остаётся, когда она лишается всего, чем обладает, что ей остается в час смерти» (Э. Мунье).

7) Нужна «персоналистская и общинная революция» (Э. Мунье), пробуждающая личностное начало в человеке, в отличие от социалистической революции (ведущей к коллективизму).

8) Диалогический персонализм (М. Бубер, Н. Бердяев): коммуникация –основание конституирования всей личности, преодоления Я-центризма классической философии. Каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем» («вовлеченное существование» – активный диалог христиан с современностью, вовлечение их в социальные движения).

 

 

5. Неотомизм – современная версия томизма (учения Фомы Аквинского), официальная философия католицизма (кон. XIX в. – наст. время). Представители – Ж. Маритен, Э. Жильсон.

 

1. Жак Маритен (1882 – 1973 гг.) – основатель неотомизма, автор теории «интегрального гуманизма»(к осуществлению его призвал Папа Римский Иоанн Павел VI). Книги–«Сумерки цивилизации», «Знание и мудрость».

Основные идеи.

1) Выход из современного кризиса – в утверждении «теоцентрического гуманизма», «персоналистической демократии», христианизации всех областей духовной культуры, экуменическом сближении религий.

 

 

С. Дали «Искушение св. Антония»

2) Гуманизм – раскрытие всех возможностей человека, его первоначального величия. С античности гуманизму свойственно замыкание человека на себе. В изоляции от Бога человек теряет свою душу, что и приводит к появлению теорий отчаяния, абсурда.

 

 

Жак Маритен Этьен Жильсон

 

3) Духовное обновление цивилизации – через «интегральный гуманизм»: сочетание христианской веры с секулярными институтами, христианские идеалы – канон для социальной политики.

4) Фашизм и коммунизм искореняли свободу, а либерализм, поощряющий эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Социалистический гуманизм абсолютизирует коллективное начало, либеральный – индивидуальное. Интегральный же гуманизм – единство божественного и человеческого, индивидуального и коллективного.

5) Три основных принципа интегрального гуманизма: утверждение ценности личности, стремлении к общественному благу, направленность христианства к экуменическому сближению верующих. Цель – общество, в котором смогут полно раскрываться способности личности и будет воплощаться человеческая свобода.

«Каким бы великодушным ни был атеист, атеизм приводит к окаменению глубинных слоев субстанции любви».

«Мир есть закрытое поле, принадлежащее Богу по праву творения; дьяволу – по праву завоевания, в силу греха; Христу – по праву победы над первым завоевателем, по праву Страсти».

«Мы никогда не узнаем всего про мельчайшую травинку или рябь в стремительном потоке».

«Подлинное христианство испытывает отвращение к пессимизму, к инертности».

«Подлинный смысл теории Руссо состоит в том, что человек по природе свет, что он более чем добродетелен!»

«Счастливы те, у кого тоска пролилась прозрачной слезой».

«Я хорошо знаю, что подобен другим, я не лучше других и не более ценен; я лишь маленький завиток пены на гребне волны, уходящей в мгновение ока в безбрежность природы и человечества».

 

 

2. Э. Жильсон (1884 – 1978 гг.) написал более 60 книг и 600 статей, причём более 100 из них – после 74 лет. Книги– Бытие и сущность», «Христианство и философия»

Основные идеи.

Предшествующая философия рассматривала лишь сущности, а экзистенциализм – лишь существование. Томизм признаёт онтологическое существование, относящееся к сущности, как акт к потенции.

«Только Бог способен уберечь человека от тирании самого человека».

«Вера приходит к разуму как свет, наполняющий его радостью; именно в ней разум с этого момента черпает уверенность, которая помогает разрешить все вопросы».

«Существуют эпохи, когда в сознании людей происходят внезапные мутации».

«Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение».

6. Марксизм и неомарксизм (втор. пол. XIX – XX вв.) – созданное немецким философом К. Марксом (1818 – 1883 гг.) учение о материалистическом развитии мира (диалектический материализм) и общества (исторический материализм). Книга – «Капитал».

Основные идеи:

материалистическая диалектика – всеобщность развития (природы, общества и мышления);

– человек – совокупность общественных отношений;

– материалистическое понимание истории, важнейшая сфера общества – материальное производство (Ф. Энгельс: «труд создал из обезьяны человека»);

главное противоречие производства – между производительными силами и производственными отношениями,

движущая сила общества – классовая борьба;

способ перехода от одного общества к другому – социальная революция;

этапы развития общества – пять общественно-экономических формаций, отличающихся формой собственности на основные средства производства;


Карл Маркс

человек при капитализме отчуждён от своей сущности, необходимо его освобождение, цель истории – переход от капитализма («царства необходимости») к коммунизму («царству свободы»).

Неомарксизм – школа праксиса, фрейдомарксизм, Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас), идейные источники – марксизм, фрейдизм, гегельянство. Книги – Г. Маркузе«Эрос и цивилизация», «Одномерный человек».

Основные идеи:

пролетариат – больше не активная сила;

история капиталистического общества – процесс прогрессирующего сумасшествия разума;

принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу;

 

К. Малевич «Люди»

современное общество – монолитная бесклассовая тоталитарная Система, где революционная роль переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам;

современное общество – технократично, существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, популярной культуры, культа потребления;

критика тоталитаризма, авторитарной личности, стирания грани между приватным и публичным существованием;

в современном обществе – эрозия идеалов Просвещения дегуманизирующей технологической рациональностью.

 

 

7. Фрейдизм и неофрейдизм (философия психоанализа) – теория,созданная австрийским психологом З. Фрейдом(1856 – 1939 гг.), стремящаяся объяснить различных явлений культуры и социальной жизни с помощью учения о бессознательном. Книги «Психология бессознательного», «Я и Оно».

 


Зигмунд Фрейд

Основные идеи.

1) Новая антропологическая революция, разворачивающая внимание от внешнего к внутреннему миру человека, где происходят не менее важные, сложные, полутаинственные, интригующие, события (Р. Шекспир: «Я повернул зрачок вовнутрь своей души»).

2) Если ранее психическое сводилось к сознанию, то теперь осуществляется редукция сознания к бессознательному («все душевные процессы по существу –бессознательные», биологические, вся культура рассматривается под этим углом зрения («биологизаторский подход»).

3) Человеком движутдва главных влечения: Либидо (к жизни, любви), Танатос (к смерти, разрушению, агрессии), вместе образующие «принцип удовольствия (наслаждения)».

.

4) Важнейшие элементы психики:

«Оно» («Ид») глубокий слой бессознательных безличных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения («детское» начало, «я хочу»);

«Я» («Эго») – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; стремящийся привести в соответствие друг с другом принцип удовольствия и принцип реальности («взрослое начало», «я могу», «мне надо»);

 

«Сверх-Я»(«Супер-эго») – интериоризированная индивидом культура (установки общества), действующая также в виде бессознательной установки, «принцип реальности» (внутриличностная совесть, моральная цензура, социальность внутри сознания,строгий отец», «родительское начало», «я должен»).

5) Функционирование психики. Между принципом удовольствия и принципом реальности – напряжение (противоречие), если последний требует слишком многого, то возникает невроз (невротические культуры). Способом разрешения этого противоречия является сублимация – переброска психической энергии с неосуществимой цели на осуществимую, конструктивную. Вытеснение – механизм психической защиты, заключающийся в удалении (забвении, но не стирании) из сознания в бессознательное того, что не хочется, неприятно помнить. Эдипов комплекс – бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола (обуславливающее, в дальнейшем, поиск партнёра, похожего на него) и двойственные чувства к родителю своего пола.

«Анатомия – это судьба».

«Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить».

«Человек, бывший любимцем своей матери, через всю жизнь проносит чувство победителя».

«Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти».

«Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальчиков».

«Бессознательное не знает слова «нет», оно может только желать».

 

 

 

В. Куш «Взгляд»

 

«Наше странное время, когда прогресс идет в ногу с варварством».
«В ходе развития культуры из сексуального было извлечено столько божественного и святого, что оскудевший остаток стал презираться».

«В сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное».

«Чтобы не заболеть нам необходимо начать любить».

 

 

Карл Юнг (1875 – 1961 гг.) – швейцарскийпсихолог, основоположник «аналитической психологии». Книги – «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы».

Основные идеи.

1) Наряду с личным бессознательным (открытым З. Фрейдом) существует коллективное бессознательное – результат коллективной жизни людей, рода.

2) Проявлением коллективного бессознательного в психике человека являются архетипы («обобщения бесчисленных типовых опытов ряда поколений… психические осадки бесчисленных переживаний»), закрепляющиеся в психике человека исторически, передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Карл Юнг Эрих Фромм

3) Общечеловеческие первообразы (архетипы): мать-земля, герой, мудрый старец, «Тень» (образ всего низменного, антисоциального в человеке; разрушительная, агрессивная интенция, таящаяся в глубинах души, способная проявиться в действиях, или скрываться под маской); «Персона» (ширма, маска, используемая человеком, чтобы скрыть истинное «Я»); «Анима» (женское начало в мужчине), «Анимус» мужское начало в женщине), они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины; «Самость» (архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного, и принципом их объединения).

Джим Уоррен «Сон»

«Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным».

«Невроз – страдание души от бессмысленности и бесцельности жизни».

«Нужно адаптироваться не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру».

«Покажите мне психически здорового человека, и я вам его вылечу».

«Человек – это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; или же стать большим, чем человек…»

«– Верите ли вы в Бога?

– Я не верю, я знаю».

Э. Фромм(1900 – 1980 гг.) – немецко-американский основоположник фрейдо-марксизма, представитель Франкфуртской школы. Книги«Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви».

Основные идеи.

1) Свобода главная ценность, ступени движения к ней: стремление освободиться от жёсткой природной зависимости,от давления деспотического государства, устремлённость к экономической свободе, к освобождению «от Бога», к освобождению от прошлого.

2) Свобода «от» и свобода «для». Человеческая история, большей частью – стремление к «свободе от», и потеря из виду «свободы для»; «свобода от» предстала как самоцель, а не как условие к обретению «свободы для», путь закрыл собой цель; в результате, возникло ощущение тупиковости, «конца истории»: если свобода («от») – это высшая и конечная цель и если эта цель достигнута, то более стремится не к чему (см.: Ф. Фукуяма «Конец истории»).

3) Важнейшее противоречие «свобода-безопасность». Чем больше свободы, тем меньше чувство безопасности (отделившись от природы, Бога, прошлого, человек потерял защиту с их стороны, оказавшись один на один с миром, злом, смертью, несправедливостью...).

 

Тим О`Брайн «Свобода»

4) Способы разрешения противоречия«свобода-безопасность»:

негативные: волюнтаризм (обретение своей свободы за счёт лишения свободы других), деструкция (самоутверждение за счёт агрессии по отношению к другому), конформизм (принятие мнения большинства, за счёт потери своей индивидуальности);

позитивные: «возвращение к корням» (Богу, природе, прошлому), любовь и творчество (невозможные без свободы и раскрытия индивидуальности).

5) Противоречие «свобода-ответственность»: человек – такое хитрое существо, что к свободе он стремится, а от ответственности (неотделимой от свободы) бежит.

6) Разрешение противоречия через «бегство от свободы». Современный человек готов распроститься с частью своей свободы, лишь бы снять с себя груз ответственности; начинается «обратное движение» к Богу, природе, прошлому, сильному государству…

7) Современный человек – «личность рыночного типа», живущий по принципу не «быть», а «иметь» (владеть, обладать, всё мерящий деньгами, оценивающий успешность жизни счётом в банке и карьерой).

 

8. Прагматизм(от греч. прагма – «дело, действие») – возникшее в США (кон. XIX – нач. XX вв.) позитивистское учение,базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Представители Ч. Пирс(1839 – 1914 гг.), книга «Начала прагматизма», У. Джеймс(1842 – 1910 гг.), книга «Воля к вере», Д. Дьюи (1859 – 1952 гг.), книга «Психология и педагогика мышления».

Основные идеи.

1) Сущность человека – деятельность по адаптации к условиям жизни (мышление – средство приспособления к среде).


Чарлс Пирс Огюст Конт

2) Философия – практическая наука, цель которой – помочь человеку двигаться к поставленной цели и достигать её.

3) Мерилом истинности является не соответствие знания объекту, а выгода, полезность этого знания для субъекта, успех на практике. Истинность доказывается полезностью идеи для конкретного человека в течение длительного времени. Ложь может быть полезной, а значит – «истинной».

 

 

С. Дали «Венера с выдвигающимися ящичками»

4) Познание – не «зеркало» реальности, а инструмент взаимодействия с ней. Понимание – «извлечение пользы», умение «справляться с объектом», способ держать ситуацию под контролем. «Понимание объекта состоит в совокупности знаний о его практических приложениях».

 

 

«Инструментализм» – направление прагматизма (созданное Д. Дьюи), рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом.

«Утилитаризм» (от лат. utilitas «польза, выгода») – этическая теория, согласно которой моральная ценность поступка определяется его полезностью.

 

5) Поведение человека детерминировано верой (готовностью действовать определённым образом) и привычкой (устойчивой верой). Чтобы изменить общество, надо изменить привычки.

6) Вера в Бога полезна, так как дарит оптимизм, позитивное и уверенное отношение к жизни, «моральные каникулы», надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей, столь дорогих человеку.Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.

7) Основные блага – здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ.

8) Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведёт к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами).

9) Цель воспитания – формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства.

10) Основание конформизма: сказать «да» легче, чем сказать «нет» (принцип экономии мышления – «Бритва Оккама»).

 

Э. Йоханссон «Улитка»

 

 

9. Позитивизм (от лат. positivus – положительный) возникшее во Франции в XIX в.учение, считающее единственным источником истинного знания совокупные данные точных и естественных наук, и отрицающее познавательную ценность метафизических проблем.Основоположник – О. Конт(1798 – 1857 гг.). Книга – «Курс позитивной философии».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.