Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

схему развития западной философии

Античность

досократики: космоцентризм, человек – часть космоса (микрокосм)

натурфилософия, поиск первоначал мира

начиная с Сократа – антропоцентризм

Сократ: человек познает самого себя

Эпикур: свобода и счастье человека

Диоген: аскетизм

Платон, Аристотель: гражданин – государство

заложены идеи гуманизма

Средневековье

теоцентризм, Бог центр мироздания

человек тварное существо

зло произошло от собственной воли человека

человек - промежуточное существо между животным и Богом

человек раздвоен: тело бренно, душа бессмертна

смысл жизни познание себя

патристика (Августин Блаженный)

схоластика (Фома Аквинский)

Возрождение

антропоцентризм, человек предмет культа

оптимистический гуманизм вера в силы человека

человек творец своей судьбы

человек на одной ступени с Богом

человек красив, деятелен, свободен

Новое время

человек сложная машина

человек порождение природы

человек разумен

человек с помощью знаний революционным образом меняет мир, насилие над историей

Паскаль: трагический гуманизм

 

Немецкая классическая философия
Кант: «вещь в себе», «вещь для нас», «категорический императив»

Гегель, панлогизм: история – проявление Мирового духа

Фейербах: антропологический материализм

Ницше: «сверхчеловек», «Бог умер»

Марксизм:человек – совокупность общественных отношений, труд – основа существования человека

 

Русская философия

Панморализм, православная направленность

обращённость к душе человека

не заинтересованность в подчинении окружающему миру

главная проблема – усовершенствование человека



цель – поиск правды и справедливости

 

Современная философия

экзистенциализм: проблема выживания в абсурдном мире

«существование опережает сущность»

философия психоанализа: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»

постмодернизм: мир – «текст», который можно
по разному интерпретировать, «смерть субъекта»

 

Нарисуйте свою модель мира

Уточните

1) Имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением?

2) Из каких частей состоит мир? как эти части взаимодействуют друг с другом?

3) Какое место занимает в мире человек? зачем он, какую роль играет?

4) Как, с Вашей точки зрения, возник мир?

5) В каком направлении, по Вашему, он развивается?

Джим Уоррен «Портрет»

Напишите портрет современного человека

Уточните

1) Он больше биологичен или социален, материален или духовен?

2) Целостен или «расколот»?

3) Какова система его ценностей?

4) Каковы его сильные и слабые стороны?

5) Из каких противоречий он состоит?

6) Чем он отличается от человека, жившего в прошлые эпохи?

7) Дайте своё определение человека, он – «машина желаний», «недоношенное животное», «венец творения» или…?

Что я извлёк из курса философии?

1……………………………………………………………………………….

2……………………………………………………………………………….

Так зачем же я живу?

Сформулируйте свойответ.

1. Для любви и творчества (условием для чего является свобода) – в этом сошлись Н. А. Бердяев и Э. Фромм.

2. «Сеять разумное, доброе, вечное» (Н. А. Некрасов).

3. Христианство: для «стяжания духа святого».

4. Христианская философия: для богосотворчества (смотри на то, что делает Бог, и помогай Ему делать то же: Красоту, Истину, Добро, Мир, Любовь…).

5. Смысл жизни в самой жизни.

6. Смысла жизни нет, человек привносит его сам (Ж.-П. Сартр).

7. Для удовольствия (гедонизм).

8. Иван Ильин: «Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть».

9…………………………………………………………………….

Для итоговой самопроверки выполните тестовые задания

на интернет-тренажёре www.i-exam.ru

найдите свою специальность – выберите философию – введите ключ 208865tt351

Вопросы к экзамену по философии

 

1. Предмет философии, её функции, части, основной вопрос, возникновение.

2. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

3. Индийская философия (на примере буддизма).

4. Китайская философия: конфуцианство, даосизм.

5. Школы античной философии: Милетская, Элейская, пифагорейцы, атомисты, софисты, стоики, скептики, эпикурейцы, киники.

6. Античная философия: Платон, Аристотель.

7. Философия средневековья: патристика. Августин Блаженный.

8. Философия средневековья: схоластика. Ф. Аквинский.

9. Философия эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, социал-утопическое направление.

10. Философия эпохи Возрождения: Н. Кузанский Н. Коперник, П. Мирандола, Л. Валла, Петрарка, Данте, Т. Мор, Н.Макиавелли, Т. Кампанелла.

11. Философия Нового времени: эмпиризм. Ф. Бэкон.

12. Философия Нового времени: рационализм. Р. Декарт.

13. Философия Нового времени: субъективный идеализм Дж. Беркли

14. Философия Нового времени: учение о субстанции Б. Спинозы.

15. Философия Нового времени: сенсуализм Дж. Локка.

16. Философия Нового времени: монадология Г.В. Лейбница.

17. Философия эпохи Просвещения: французский материализм, энциклопедисты.

18. Классическая немецкая философия: «критическая философия» И. Канта.

19. Классическая немецкая философия: субъективный идеализм И. Фихте.

20. Классическая немецкая философия: панлогизм Г. В. Ф. Гегеля.

21. Классическая немецкая философия: материализм Л. Фейербаха.

22. Иррационализм: пессимизм А. Шопенгауэра.

23. Иррационализм: «философия жизни» Ф. Ницше.

24. Философия марксизма: диалектический материализм, исторический материализм.

25. Особенности русской философии, славянофилы и западники.

26. «Философия всеединства» В. Соловьева.

27. Философии «общего дела» Н. Фёдорова.

28. Христианский персонализм Н. Бердяева.

29. Философия XXв.: экзистенциализм.

30. Философская антропология ХХ в.

31. Философия XXв.: психоанализ.

32. Философия XXв.: позитивизм.

33. Философия XXв.: прагматизм.

34. Философия XXв.: феноменология.

35. Философия XXв.: неотомизм.

36. Философия XXв.: постмодернизм.

37. Философская онтология: проблема бытия, его формы и виды.

38. Проблема развития и самоорганизации. Диалектика и синергетика.

39. Категория материи, ее атрибуты: пространство, время, движение, системность.

40. Категория сознания, его признаки, структура и функции. Сознание и язык.

41. Гносеология. Концепции истины. Виды истины и её критерии.

42. Уровни познания: чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное (понятие, суждение и умозаключение).

43. Методология: философские и общенаучные методы исследования.

44. Философия науки и техники. Особенности научного знания. Проблема демаркации науки и не-науки. Этапы развития науки.

45. Философская антропология. Человек как единство биологического и социального, души и тела.

46. Концепции антропосоциогенеза.

47. Аксиология. Виды ценностей. Проблема добра и зла. Общечеловеческие ценности.

48. Социальная философия. Концепции о происхождении общества. Общество и природа. Общество как система.

49. Концепции исторического развития.

50. Культура и цивилизация, глобальные проблемы человечества.

 

На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две основные линии философии: идеализм и материализм.

 

Учебное издание

 

Казаков Евгений Фёдорович

 

Философия

 

Редактор З. А. Кунашева

 

Тираж 100 экз. Заказ №

__________________________________________________________

 

Кемеровский государственный университет

650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6

 

Отпечатано в издательстве «Стивес»

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.