Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Становление и развитие политической мысли Казахстана.

Политические идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к седой древности.

История развития политической мысли Казахстана в полном объеме ещё не изучена. На сегодняшний день известен лишь ряд политических идей отдельных персоналий философов, общественных деятелей, идеи которых дошли до нас и донесли размышления, искания и опыт решении сложных политических вопросов многих поколений казахского народа.

Особенности сложной политической и общественной жизни оказали влияние на самосознание казахского народа. Казахский (тюркский народ) жил общинами, которая сложилась под влиянием военного и кочевого быта самого народа. В его мировосприятии постепенно складывались идея правителя как мудрого воспитателя народа и государства, как благодеятеля и защитника своего народа, как справедливого отца подданных. Такой правитель должен был уметь искусно сочетать милосердие, поощрение, справедливость и наказание. Он олицетворял собой единство храброго воина, судьи и жреца. Сама эта само персонификации имела онтологическое основание, отражая структуру протоказахской общины, которая сложилась под влиянием военного и кочевого быта самого народа. Для такой общины была характерна прочная социальная связь родоплеменной и военной организаций, которую возглавлял хан.

Умный, храбрый, сильный, справедливый воин, судья и жрец – хан и его военно-аристократическое окружение – это один полюс политического союза, а другим полюсом был народ, который должен был подчиняться воле хана и не нарушать законы, нормы, традиции, установленные в общине. Таким образом, строгий закон, система норм и предписаний, дополненные системой наказания, в основном были предназначены для народа. Взаимоотношения между людьми общины, племени, рода регулировались нравственными принципами, которые носили обязательный характер для всех- быть отзывчивыми, добрыми, справедливыми, человечными и терпимыми. Эти и другие общечеловеческие качества были жизненным кредо для человека «Великой степи».



Разделение на беков и на простой народ - наиболее характерная разграничительная линия социальной оппозиций тюркской общины, где верховенство принадлежало беку (хану), от которого зависело настоящее и будущее его народа. Таким образом, политическая жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану.

Эта идея наиболее ярко нашла свое отражение в работе Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билик» («Благодатное знание»), который жил в XI веке во времена расцвета караханидов. На его взгляды оказали влияние такие известные мыслители Востока как аль-Фараби, Ибн Сина, аль - Жаухари, Бируни, и другие. Его работа «Кутадгу билик» была написана на тюркском языке и представляет собой энциклопедию тех времен. Её по праву можно назвать обширным трудом, посвященным политике, обоснованию мусульманской идеологии и её защите, с одной стороны, а с другой, она иллюстрируется богатым материалом, посвященным проблемам философии, этики, эстетики, а также ранним верованиям народов, населявших его историческую родину.

Большое место в сочинении Юсуф Баласагуни отводит вопросам, способам и методам управления государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Основу государства, по мнению мыслителя, составляет «союз» народа, богатства и армии. В народ входят − богатые, середняки и бедные, а над ними стоит власть бека. Задача и цель власти бека состоит в подчинении бедняков середнякам, а середняков - богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека была направлена на умение направлять и руководить тремя категориями людей: первые – сильные и мужественные: вторые – мудрые и почитаемые (ученые, мыслители); третьи – исполнители. Бек должен знать мотивы, потребности и интересы, которыми руководствуют люди в своём поведении. Быть проницательным и умным в распознании категорий людей – одна из добродетелей хана.

По мнению философа, хан должен обращать внимание на различное социальное и имущественное положение, нравственность и мудрость каждой группы, сословия. Умение к каждому сословию найти способ управления и руководить ими – цель хана.

В основе искусства управления государством лежит три долга, исполнение которых обязательны для бека (хана): первое - «блюст чистоту серебра»; второе - «дай людям закон справедливый»; третий - «пути под охраной . Кроме того, правитель должен требовать исполнения своих прав, которые проявляются в «почитании твоих повелений, не должать перед казной», «платить все в положенный срок» и почитать друзей твоих и враждовать «с твоими .

В своей работе Баласагуни дает наброски идеальной формы политического строя. Человек живет в строго иерархическом обществе, его место, роль предопределяются сословным положением, сословными функциями. Он живет в мире, который регулируется предписанием «должное и не должное», предписанием, завещанным предками, нарушение которого рассматривается, как нарушение божественной воли.

Абсолютным императивом (принципом) политического строя, по мнению мыслителя, является строгое подчинение народа воле хана и признание его полновластия.

По мнению Баласагуни, хан должен соблюдать и создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства. Баласагуни считал, что если государство будет возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. «Справедливость – подчеркивает он, - это необходимое нравственное качество главы государство. А это значит, что следует действовать на законном основании».

По мнению философа, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково.

Итак, социально-политические взгляды Баласагуни характеризуются своей конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодально-крепостнические отношения и политическую надстройку общества. В своей поэме автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях, изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам.

Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари. В своей работе «Дивану лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий), написанный в 1072-1083 годы, он дает не только описание тюркских родов и племен, их языка, обычаев, но и политической жизни и истории тюркских народов. Он акцентирует внимание не только на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни, но и на их позитивной роли в регуляции и установлении политических отношений между тюркскими племенами и родами. А также он упоминает о храбрости, мужественности, преданности родине, патриотизме как таких нравственных началах, которые должны целенаправленно работать на дело укрепления государственности.

 

1. См.: Баласагуни Ю. Благодотное знание. М., 1990.с.456

2. Там же, С.456-45

 

Большое значение он придает развитию и упрочению государственного языка, сохранение его чистоты, и, более того, как механизма управления в государственных .

Большое внимание роли нравственного начала во взаимоотношениях не "только между людьми, но и народами, государствами уделяет в своем дастане «Подарок истины» (Акиқат сыйы) Ахмет Йугинаки (XIIв). Будучи суфием, он считает, что адаб (совершенный человек) играет важную роль в построении современного .

В отличие от своих предшественников, Утемиш-хаджи ибн Мадлан Мухаммад Дости (ХVIв) в своей работе «Чингиз-наме» дает фактологический материал о политической жизни Дешт-и- Кыпчака XIV в., который отмечает сложную иерархию в системе государства − подчинения, характерную для политического строя Дешт-и-Кыпчака, где политическое старшинство принадлежало Золотой Орде. Он также обращает внимание на то, что казахское государство представляет собой сложную систему объединения военно-аристократической организации, родоплеменных объединений (улус), семейных кланов (объединение нескольких семей − кибиток) и т.д. Каждое объединение возглавлялось ханами, султанами, батырами, которые были в подчинении у хана Старшей .

Ибн-Рузбихан (XIV в) в своей работе «Записки бухарского гостя» отмечает, что нормы обычая и права, распространенные по всей территории Казахстана XVI века хорошо вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли. Так, по его свидетельству верховная власть в ханстве принадлежала потомкам чингизидов.

Каждый улус возглавляется султаном, который осуществляет правление и военную власть над своим улусом, но его власть определялась принадлежностью к совместно правящего ханством действующему роду и только тогда такая власть имела территориальное и политическое значение. Для казахского ханство характерно была сложная иерархия родов и племён, а также сложная «стратификация» по имущественному положению, степенью привилегий рода и племени, ранжирование положения отдельного индивида. Ранжированность распространялось на жузы, роды и племена, на каждого индивида.

Особое место занимали бии, их влияние определялось древностью происхождения и старшинством возглавляемого рода. В пределах подвластного рода бии, обладал судебной, административной и военной властью, придавая ему политический статус в системе .

 

2. Дальнейшая эволюция политической мысли в Казахстане. Законы Тауке хана. «Жеті Жарғы» - важнейший политико-правовой документ.

Для нашей страны в выборе собственного пути развития политической мысли большое значение имеет учет исторического опыта и соблюдение исторической преемности политической и культурной истории казахского народа.

Как мы знаем, в 1465-1466 годы было образовано Казахское ханство, у истоков его стояли султаны Керей и Джанибек. Специфика и особенность возникновения казахского ханства, а также формирование казахского этноса не только совпали в историческом времени, но и, более того, оказались тесно переплетены между собой. Конечно же, формирования казахского народа началось задолго до возникновения

 

 

1 См.: Махмут Кашгари. Түбі бір түркі тілі. Алматы, 1993.

2 См.: Иугінаки А. Ақиқат сыйы. Алматы, 1995.

3 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. А-ама, 1992.

4 Ибн-рузбихан. Записки Бухарского гостя. М., 1974

 

 

казахского ханства. Но, народ был раздроблен и вход в состав различных государственных образований, в силу чего процесс национальной самоидентификации был существенным образом задержан. С момента появления Казахского ханства осуществляется добровольное присоединение к нему казахских народов. Этот процесс ускорился в конце XV века в связи с уходом узбеков-шайбанидов в Среднюю Азию, и с того момента население Дешт-и-Кыпчака стало социально-этническом плане однородно казахским.

Наиболее крупными и видными правителями периода формирования и упрочнения Казахского ханства были: Касым хан (1511-1521), Хак-назар хан (1538-1380), Тауекел хан (1582-1598) и Есим хан (1598-1628), Тауке хан (1680-1718). Под их руководством шел процесс консолидации казахских народов в единую государственную и этническую общность. Казахское ханство в начале своего существования занимало территорию Западного Семиречья долины рек Чу и Талас, объединяя как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана, казахские роды и племена, так и местные. Постепенно в его состав вошли территории трех казахских жузов.

В Казахской степи сформировалась своеобразная кочевая демократия, базировавшаяся на номадном способе производства. Свободолюбивый образ жизни кочевников оказал сильное влияние на институционализацию структуры политической системы.

В силу того, что кочевниками трудно было управлять на бескрайних степных просторах, власть ханов никогда не была столь сильной, как оседло-земледельческих цивилизациях.

При усилении гнета либо конфликте с властителями род или племя всегда имели возможность откочевать.

Конец XV – начало XVI вв. – время возвышения Казахского ханства, связанное с именем хана Касыма (1511-1521гг.).

В последней третьи XV-XVI вв. высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Маслихат решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания. Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. В XV-XVI вв. Казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций.

При хане существовал совет биев – совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциации общин.

Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была община, в силу специфики кочевого хозяйство принимавшая форму коллектива кровных родственников.

В начале XVI века при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның Қасқа жолы» («Светлый путь Касым хана). Он включал в себя пять основных разделов:

1)Имущественный закон;

2)Уголовный закон;

3)Военный закон;

4)Посольский обычай;

5)Закон общественности (жұртшылық).

Описанная политическая система оказалось неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI века, когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом.

Политическая система казахов в XVII веке состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.

Термином «государство» обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими основными чертами:

1) отношением власти и подчинения;

2) наличием юридического порядка;

3) использованием насилия политической элитой;

4) относительным постоянством;

5) наличием постоянных институтов власти.

Составными элементами государства являются территория, население и власть.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной генеалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов.

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти — авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов – торе.

Наибольшего расцвета Казахское ханство достигло при Тауке хане (1680-1718гг.), который вошел в историю казахского народа как один из законодателей, реформаторов и устроителей основ всех сфер жизнедеятельности традиционного казахского общества.

Для изучения общественного строя любого общества первостепенное значение имеют законодательные памятники, фиксирующие сложившимся в обществе отношения. В истории казахского права ханского периода XV-XIХ вв. известно только один законодательный памятник − «Жеті Жарғы» («Семь Установлений») хана Тауке. Разработан был этот свод законов при участии известнейших биев в начале XVIII века. При создании «Жеті Жарғы» несомненно, важным и даже определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существовавщие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив при этом лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знаты, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.

Тауке хан действительно был одним из первых казахских законодателей, свод законов говорит о достаточно высоком уровне право-сознания казахского общества. Согласно современной терминологии, здесь нашли отражение право на жизнь, брачное, земельное, военное, судебное, имущественное право, т.е. в основном личные (гражданские) и экономические права.

Важным показателем наличия политических прав у казахов является институт выборности ханов, или, если быть точнее, юридическая процедура легализации власти торе-чингизидов, уже признанных общественным в качестве лидеров. Власть ханов не передавалось по наследству, а имела выборный характер.

Существенную роль в Степи играл институт бийства, в котором главным ресурсом власти биев был авторитет, но не сила государственного принуждения. Этот институт выполнял функции судебной и, частично, административной власти.

Можно сказать, что бии выполняли функции вертикальной и горизонтальной регуляции жизнедеятельности социума. Под первой понимается согласование интересов властных структур, родоплеменной верхушки и различных социальных слоёв населения (политическая функция); под второй – решение гражданских, имущественных, территориальных и иных споров между родами и племени с другой (социально-правовая функция). О силе традиции и развитости правосознания в Казахской степи говорит следующий факт: султан Барак, убивший Абулхаир хана, был судим биями. В данном случае можно сказать, что здесь реализован один из важнейших принципов правового государство: не существует лиц, которые выключены из правового поля, ибо все равны перед законом.

После смерти (1718г.) Тауке хана вновь обострились феодальные усобицы, в результате которых Казахстан стал политически раздробленной страной. Все это привело к тому, что постепенно Казахское ханство перестало существовать как единое государство,и к 20-году XVIII века, в каждом жузе появились свои ханы. Распад единого Казахского ханство усилил агрессивные посягательства извне. Самым опасным и серьёзным врагом для казахского народа, начиная с первого десятилетие XVIII в., была Джунгария.

Казахский народ, несмотря на отсутствие внутреннего согласия и единства в верхах, смог сплотится и начать народную войну. Одно из крупнейших сражений казахского ополчения произошло близ озеро Балхаш в 1730 году, которое вошло в отечественную историю под названием Аныракайской битвы.

Но после этой битвы произошло раскол Казахского ханства, вследствие которого Младший и Средний жузы принимают российское подданство. После разгрома Китаем (1758 г.) Джунгарии Старший жуз в конце XVIII в. попадает под власть среднеазиатских ханов. А впоследствии, в 60-е годы XIX в., был присоединён к России вместе со средней Азией.

Царская Россия в 20-40-х годах XIX века ликвидировала ханскую власть в казахских жузах и установила верховенство российской администрации.

Казахский народ на протяжении всего периода российской колонизации вел национально-освободительную борьбу за свою независимость и свободу (1783-1797, 1836-1838, 1837-1847, 1916гг.).

История Казахстана и его народа этого периода нельзя оценивать в рамках черно-белой логики. В условиях царизма, как метрополия, так и колонии были органически слита в единый административно-экономический комплекс. Этим и определяется то, что русские переселенцы и коренные казахи развивали хозяйственные и культурные связи, которые переросли в дружбу между этими народами. С этого момента судьбы казахского и русского народов оказались тесно переплетены на древней казахской земле.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.