Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Политическая мысль Казахстана начала ХХ века. Политические идеи А. Бокейханова, М. Чокаева, М. Дулатова и др.

 

Новый этап развитие казахской государственности начался в 1917 году. Политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немного- численным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой процент население составляло казачество. Казахи в большинстве поддерживали партию «Алаш» и мусульманские политические организации.

К этому моменту и происходит размежевание в политически активной части казахского общество. Ядро казахской либерально-демократической интеллигенции в лице

А. Букейханова, А. Байтурсунова, М. Дулатова, М. Чокаева и другие видели судьбу своего народа в культурно-национальной автономии. А левые силы Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов, Т. Бокин и другие вступили в ряды большевистской партии.

Представители либерально-демократического течения 20-25 августа 1917г. выдвинули идею формирования национально-территориальной автономии.

Среди отечественных мыслителей этого периода следует особо выделить политические идеи А. Букейханова, М. Чокаева, М. Дулатова и др.

Букейханов Алихан Нурмухамедович (1866-1937) – видный государственный деятель, ученый-экономист и публицист, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института. Будучи студентом, активно занимался политической деятельностью, принимал участие в студенческих «беспорядках». После окончания института возвратился в Омск, где преподавал в лесотехническом училище и занимался научной работой. Является одним из авторов многотомного труда «Россия. Полное географическое описание нашего края».

В 1910—1914 годах пишет ряд научных статей в «Новом энциклопедическом словаре», в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» (составитель А. И. Костелянский) статью «Казахи». Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало создание и издание газеты «Қазақ», в чем приняли участие наряду с А. Букейхановым А. Байтурсынов и М. Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом «Қыр баласы» («Сын степей», «Степняк») он опубликовал в газете «Қазақ» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель». В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая − важный элемент политической программы Букейханова.



Возникшее в России после 1905 года Массонская организация, как и буржуазные партии, в которых она имела влияние, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А. Н. Букейханов считал, что именно через массонство ему удается достичь своих целей: а именно вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающий в себя собственный парламент, самоуправление, те право на управления финансами и наличие собственного законодательства, и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова – идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все свои силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда», и в конечном счёте поплатившись за это собственной жизнью.

Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) – великий поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсуновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Костанайской области.

Политический характер имели многие его литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 году в городе Уфе был опубликован сборник стихов М. Дулатова «Ояң, қазақ!». Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалась внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды». Мыслящие люди, и в их числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынула по воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX века.

В 1916 году он, а также. А. Байтурсынов и А. Букейханов выступил против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакып был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.

Дулатов участвовал в разработке программных документов партии «Алаш» и правительства «Алаш Орды» совместно с А. Байтурсыновым, в которых по сути дела отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства; равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме» он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам», Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом... Рано или поздно, истина восторжествует».

Другим видным казахским политическим деятелем был Мустафа Чокаев (190-1941). Он успешно окончил русскую гимназию в Ташкенте, а позднее - юридический факультет Петербургского университета. М.Чокаев выступал как представитель древней и богатейшей культуры и истории народов Центральной Азии. Помимо этого он был знатоком русской литературы, блестяще владел многими иностранными языками.

Он являлся единственным представителем народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной думы, где сыграл решающую роль в принятии Думой решения о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Позднее возглавлял комиссию по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании.

Он был одним из инициаторов создания в Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но Временное правительство выступило против идеи самоопределения народов Туркестана. В марте 1917 г. возглавил Мусульманский центр , созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте.

М.Чокаев является автором ряда политических работ, известных на Западе. Основной труд «Туркестан под властью Советов» (1928 г.). Находясь в эмиграции, М.Чокаев организовывал и участвовал в издании ряда журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. Печатал свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры о Центральной Азии во многих зарубежных изданиях.

В 1940 г. был арестован нацистами, две недели находился в Компьенском концлагере под Парижем, затем фашисты пытались привлечь его к формированию «Туркестанского легиона». Умер при не до конца выясненных обстоятельствах. По одной из версий, в одном из лагерей он заболел, и 27 декабря 1941 г. скончался.

Советский режим способствовал объединению казахских областей, так 26 августа 1920 г. в составе РСФСР была образована Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР). Полностью проблема казахской автономии была разрешена в 1924-1925 гг., когда в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии завершается процесс воссоединения всех казахских земель в состав КАССР, и тогда же восстанавливается историческое имя народа-казах, а государственное образование переименовывается из Киргизской в Казахскую АССР. Это означило, что казахский народ через 15 лет восстанавливает свое территориальное единство и государственность, а вместе с тем и свое историческое название. В 1936 г. республика приобрела статус союзной, но в рамках унитарного Союзного государства союзная по своему статусу республика не обладала реальной самостоятельностью, которая, будучи юридически обозначена, практически оставалась фиктивной.

Итогом развития казахской государственности в советский период (192-1990 гг.) стало вступления Казахстана на путь современной цивилизации. Но это вступление было куплено ценой огромных потерь (голод 1921-1922 гг., ужасающие последствия голощекинского «малого Октября» в 1931-1934 гг., когда почти половина народа погибла или была вынуждена покинуть свою Родину). Но, несмотря на все это, казахский народ выстоял, и на сегодняшний день его численность оставляет более 50% населения нашей страны.

В начале 90-х гг. ХХ в. нард Казахстана взял в свои собственные руки историческую судьбу своей страны как субъект и основатель суверенного государства и гарант возрождения национальной культуры и духовности.

 

Вопросы к теме

1. Назовите основные вехи (периоды) становление политической мысли в Казахстане

2. Назовите основные вопросы политических учений средневековых мыслителей мусульманского востока

3. Назовите политические идеи Ю. Баласагуни

4. Что является абсолютным императивном политического строя по Баласагуни?

5. Назовите политические взгляды А. Кунанбаева

6. Назовите основного законодательного памятника ханского периода XV-XIXвв.

7. Назовите социально-политическое воззрение Ч. Валиханова и Ы. Алтынсарина

8. Назовите основных просветителей Казахстана XIX века

9. Назовите основных казахских политических лидеров начала ХХ века.

Рекомендуемая литература

1. Баласагуни Ю. Благодатное знание. А., 1990

2. Йугнаки А. Ақиқат сыйы. Алматы, 1995.

3. М. Қашғари. Түбі бір түркі тілі. Алматы, 1993.

4. Ибн-Рузбихан. Записки бухарского гостя. М., 1974.

5. Антология мировой политической мысли. В 5 томах – 2007.

6. Политология. Учебник. Под ред. А. Н. Нысанбаева. Алматы, 1998.

7. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трёх тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

8. Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана: учеб. пособие. Астана, 2003.

9. Кан Г. В. История Казахстана. Учебник. Алматы, 2005.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.