Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Соотношение властей в обществе.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения, публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы), и личном (частном, приватном), в малых группах. На всех этих уровнях власть институционализируется, оформляется в иерархиях специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления, органов власти). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества, государственного строя, и т.д.) разделяться на две формы: легальные, официальные, формализованные структуры и нелегализованные, неформальные, неофициальные (влиятельные лица и группы, приближенные властвующей особы, группы давления, лидеры кланов и т.п.). Последняя форма может стать и теневой, подпольной,

1) Консенсус (от лат. Consensus – согласие, единодушие) – разработка и принятие решение участниками на основе добровольных компромиссов.

 

2) Харизматический лидер – об-но - пол-кий деятель, опирающийся на слепую веру, наделенный чертами пророка и проповедника.

 

 

принимать мафиозный, противоправный характер. Чем более выражен процесс институционализации власти, тем более развиты разнообразные формы ее внешнего материализованного выражения: учреждения, организации, устная и печатная продукция власти - документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы. Совокупность всех этих уровней и форм власти образует общую структуру, которая получает пирамидальное строение. В ее основании – общество в целом, ближе к основанию – господствующие силы (классы, партии, и т.п., либо просто группы единомышленников) определяющие политику и формирующие власть-правительство, президент, парламент, либо руководство меньших рангов.



В истории власти борьба вокруг нее сосредотачивалась на проблеме ее политической ориентации. Лишь в ХVII в. политико – философская мысль пришла к идее такой ее структурной реорганизации, которая должна была ее демократизировать, подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на объективный механизм ее организации и функционирования, чем на добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. ХVII в) с делением власти на законодательную, ведающую международными отношениями, т.е. по функциональному признаку, а не по соображениям престижа, приоритета какой-либо из них. В последствии Монтескье уже в ХVIIв. Создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную (парламент, местные органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения, исполнительные учреждения на местах-префектуры и т.п.) и судебную (конституционный и верховный суды, судебная система, органы надзора и т.п.). В этой схеме недоставало еще одного субъекта высшей власти, который мог бы выступать координатором и арбитром в их конфликтах. Поэтому схема Монтескье обычно дополняется центральной легитимирующей фигурой-власть монарха, президента или руководство правящей партии (особенно в странах с однопартийной системой). Роль их различна- от чисто номинальной до решающей (при деспотически правящем монархе или диктаторе, президентском правлении, берущем на себя исполнительные и законодательные функции).

Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов власти. Демократизация власти и ее разделения связаны с действием ее социального контроля, критики и поддержки власти обществом, получившего для этого специальный инструмент-прессу, который в ХХ в. развился в так называемые средства массовой информации-«четвертую власть», реально действующую в условиях свободы слова.

Может быть предложена и иная классификация. В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.д. По широте распространения выделяется: мегоуровень-международные организации (ООН, НАТО, ОБСЕ), макроуровень-центральные органы государства, мезоуровень-организации (областные, районные), подчиненные центру; микроуровень-власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов (законодательная, исполнительная и судебная власти-демократическая, авторитарная, тоталитарная и т.д.

Наиболее содержательна классификация власти в обществе (в соответствии с ресурсами, на которых она основывается) на экономическую, социальную, политическую, принудительную и культурно – информационную.

Экономическая власть-это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, в условиях нормальной иерархии общественных отношений экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль обеспечивает контроль над средствами достижения всех других целей, в том числе и политических. В условиях революционных катаклизмов, в транзитных обществах, где не сформировались устойчивые отношения собственности и их субъекты, экономическая власть уступает «пальму первенства» власти политической. Однако следует всегда иметь в виду, что концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии-прямого политического правления небольшой группы богатеев.

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная-распределение позиций на социальной лестнице-статусов, должностей, льгот, привилегий. Аналогичную функцию по отношению к социальной власти выполняет и власть политическая, особенно в тех обществах, где она доминирует.

Культурно-информационная власть-это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информаций и средств их распределения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современных обществах из всех видов влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используется как при подготовке каких-то политических или экономических решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, формирования имиджа политических лидеров и, в конечном счете, именно с помощью культурно-информационной власти-достижение ее легитимности, даже тогда, когда эта легитимность по своей сути ложна.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. При этом принудительную власть не следует ставлять с политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства-важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью (отношения между рабом и рабовладельцем, между деспотом и главой семьи и членами семейства).

Ключевое место в типологии власти занимает политическая власть. И это вполне понятно, поскольку большинство людей именно с данным типом власти связывает властные отношения в обществе и именно к этому типу власти предъявляются наиболее строгие критерии, связанные как с институционализацией, так и с легитимностью власти. Следует сразу оговориться, что понятия «политическая» и «государственная» власть, хотя и близкие, но отнюдь нетождественные. Государственная власть- форма общественной власти, которая опирается на специальные аппарат принуждения и распространяется на все население; она представляет собой концентрированное выражение, ядро политической власти.

Политическая власть- специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Функции политической власти обозначены ее определением: это формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д., управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений и в конечном счете – создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от государств (автаркического) общества, присущей данному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и др. политических характеристик общества.

В соответствии с возложенными на политическую власть функциями она должна обладать и строго определенными чертами:

1) наличие особого аппарата управления и принуждения и легальность использования силы в пределах государства; 2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процессы и во все сферы жизни общества; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, как правило, политическая власть апеллирует ко всем гражданам; 4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 5) многообразие ресурсов, в отличие от всех других видов власти политическая власть использует все виды властных ресурсов.

Основные принципы функционирования политической власти: легитимность, действенность, реальность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытность.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый – кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту, доступа к СМИ и получение образования; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей между государством, партиями и группами интересов, а также государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере- плюрализм СМИ и других источников знания и информации.

Вопросы к теме

1) Назовите важнейшие подходы к определению власти.

2) Перечислите основные свойства власти.

3) Назовите основные типы субъектов власти.

4) Что означает легитимность власти?

5) Каковы основные типы легитимности власти?

6) Назовите основные факторы легитимизации власти.

7) Для чего необходимо разделение властей в обществе.

8) Назовите основные формы разделения властей в обществе.

9) Какие виды входят в классификацию власти в обществе в соответствии с ресурсами?

 

 

Рекомендуемая литература

 

1) Антология мировой политической мысли. В 5 томах. 2007.

2) Монтескье Ш. О духе законов. // Избр. произв.М., 1995.

3) Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н., Доброхотов Л.Н., Тоцкий В.П. Политология. Курс лекций. М.,2007.

4) Белов Г.А. Политология. Уч. пособие. М.,1997.

5) Политология. Курс лекций. / Под. ред. М.Н. Марченко. М.,1997.

6) Политология. Уч. пособие. / Под. ред. А.Н. Нысанбаева. Алматы, 1998.

7) Байдельдинов Л.А. Основы политологии. Алматы, 2000.

8) Алехин В. Власть как общественное влияние // Социально-политические науки. 1991. №2.

9) Болл Т. Власть // Полис. 1993. №5.

10) Боллестрем К.Г. Власть и мораль (основные проблемы политической этики) // Философские науки. 1991. №8.

11) Вебер М. Харизматическое господство // Социс. 1988. №5.

12) Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной властив условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. ;7.

13) Ильин В. Власть // Вестник Московского университета. Серия 12. 1992. №3,4.

14) Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политические науки. 1991. №1.

15) Славный Б. Проблема власти: новое измерение // Полис. 1992. №5.

16) Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. №1.

 

 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.