Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные элементы и функции политической системы. Типологизации политических систем.

 

Главные элементы политической системы, по определению С.Хантингтона это: а)культура т.е. ценности поведение, мифы, верования; б) структура т.е. формальные организации, посредством которых общество принимает властные решения, такие как законодательство , исполнительная власть, бюрократия ,политические партий; в) Группы т.е. социальные и экономические образование ; г) лидерство т.е индивиды в политических институтах и группы , которые больше других влияют на распределение ценностей; д) политика т.е. правительственная деятельность, влияющая на распределение благ и наказаний внутри общества. Каждый элемент, в свою очередь, есть совокупность различных элементов. Политическая культура, например, может включать множество субкультур; политические структуры-представляют множество институтов и процедур.

Важным элементом современных политических систем являются средства массовой информации, информационные системы в целом. Сегодня они не просто информируют граждан о политических мнениях и процессах, выполняя важнейшую роль в системе политической социализаций, но и помогают обществу контролировать деятельность субъектов политики, корректировать ее с помощью выявления и определения общественного мнения и т.п

Нормативную подсистему образуют правовые и моральные нормы, а также этические и иные ориентиры и ценности, регулирующие и во многом определяющие политическую жизнь.

Роль приводных ремней, цементирующего фактора системы взаимосвязей всех структурных элементов политической системы играют политические отношения. Их основные типы и разновидности, в том числе отношения сотрудничества и соперничества (конкуренции), позволяют создать тот баланс интересов, сил, взаимодействий, который выступает как некий конечный, результирующий вектор развития, определяющий общее состояние, сам характер политической сферы общества, господствующий в нем политический климат.



Составные элементы политической системы и вся она в целом выполняют крайне необходимые для общества и многообразные функции. В их числе: определение основных ориентиров, цели и задач общественного в целом и политического в частности развития способов, путей, средств и методов их достижения, мобилизация и организация деятельности людей и всего общества ради претворения в жизнь искомых ориентиров и целей, выяснение, выражение и согласование существующих в обществе устремлений и интересов, выработка механизма распределения и использования имеющихся в обществе ценностей, определения норм и правил социально-политического поведения людей, обеспечение индивидуальной и коллективной, внутренней и внешней безопасности, политическая социализация и т.д. В частности, эти функции разделяют на внутренние и внешние. В числе внутренних функций – регулирование хозяйственно - экономической деятельности, социальных отношений, культурно – воспитательное развитие, обеспечение индивидуальной и коллективной безопасности, поддержание общественного правопорядка и дисциплины и т.д. Среди внешних функций – представление и защита национальных, государственных интересов, координация и развитие сотрудничества с другими странами и народами, в том числе в решении различных региональных и глобальных проблем и т.д.

Политическая система общества включает в себя важнейшего структурного компонента, прежде всего, совокупность политических институтов, т.е. организаций, учреждений, предназначенных для целенаправленного объединения и упорядочения поведения, деятельности людей в системе политической власти. Благодаря институционализации политическая система отличается необходимой устойчивостью и стабильностью, оперативностью и эффективностью реализации публичной власти.

Политические системы различных стран неодинаковы, однако те или иные группы стран имеют схожие черты, по которым их можно систематизировать. Политические системы могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от уровня экономического развития страны, степени развитости форм политической жизни, типа общества, типа политической культуры, характера, взаимодействия со средой и другим.

Многообразие политических систем предопределяет и их различные типологии. В качестве оснований и критериев для типологизации политических систем могут выступать формационные,

цивилизационные различия, содержание и формы управления, ориентации систем их цели. Сторонники различения политических систем на основе общественно – экономических формаций выделяют рабовладельческие, феодальные, буржуазные (капиталистические), коммунистические политические системы. По цивилизационным характеристикам выделяют системы англо– американского типа, континентально – европейские и др. По типу политического режима различают демократические, авторитарные, тоталитарные политические системы.

Современные подходы к типологии политических систем чаще всего исходят или из глобализации и универсализации мира, или из его дифференциации, обособления отдельных его частей и областей.

Сторонники трактовки глобализации западная, в первую очередь североамериканская концепция политической эволюции мира в свете процессов глобализации обычно связывает ее с распространением западных ценностей, институтов, моделей, в том числе, естественно, и с экспансией западной модели демократии как универсальной и единственно перспективной политической парадигмы.

Сторонники концепции дифференциации, фрагментации мира делают акцент на различия в развитии, в том числе политическом, обусловленных (связанных) социально – экономической, технико – технологической, экономико – географической, цивилизацией мира. Нередки также попытки совместить те или иные аспекты обоих основных подходов (концепции) в попытках осмысления происходящего ныне в политическом развитии нашей планеты.

Среди связанных с процессами глобализации и дифференциации мира последствий для политического развития стран и народов надо отметить определенные ослабление прежнего значения и качества систем национальных политических суверенитетов, межгосударственных барьеров и границ, усиление значения в мировой политике всего, что связано с региональным развитием, и обусловленное с этим существенное увеличение количество влиятельных субъектов, действующих лиц на мировой арене и т.д.

Среди особенно действующих лиц современной как национальной, так и мировой политической системы всё большую роль играют региональные власти, которые в разных формах все активнее стремятся выйти на международный уровень, интегрироваться в международные структуры на нравах полноправных членов, минуя центральное правительство своих стран. Можно говорить, что в современном мире государственно – центрическая модель власти переживает не лучшую пору. Правда, она все еще сохраняется, ибо сохраняются границы, а количество государств даже возрастает, в том числе и за счет претензии ряда регионов на статус суверенной страны. Но все же прежнее традиционное понимание государственного суверенитета, основанное на противодействии возможностям и попыткам внешних обстоятельств и действующих лиц влиять на внутреннюю политику, очевидно переживает кризис.

Современная мировая политическая система многообразно связано с формированием и развитием международных и наднациональных политических структур. Многие из них так или иначе обусловлены в первую очередь существованием и развитием (эволюцией) ООН и ее специализированных организации. Немалую роль в умножении таких структур сыграли играют многочисленные региональные политические объединения, начиная с таких, как Организация американских государств, Организация африканского единства и заканчивается такими, как Евросоюз, СНГ, ШОС и т.д.

В последние десятилетия именно ряд региональных объединений особенно интенсивно стимулирует создание и развитие наднациональных политических институтов. В рамках того же Евросоюза, например, давно созданы и активно функционируют Европарламент, Евро правительство (Европейская комиссия), советы министров самого разного направления и т.д. В рамках ее активно формируется единое политическое пространство, подкрепляемое едиными пространствами правового, экономического, культурного, социального порядка, в том числе и путем обеспечения свободного передвижения граждан, рабочей силы, капиталов, товаров и т.д.

Нельзя не отметить, что мировая (глобальная) политическая система даже в ее нынешнем виде оказывает серьезное позитивное влияние как на международную политику, так и на развитие конкретных национальных государств и обществ. Во многом благодаря ее ресурсам и возможностям создается благоприятные условия для решения, казалось бы, тупиковых, застарелых международных конфликтов, ряда важнейших глобальных проблем современности, в том числе связанных с экологией, экономическими отношениями, борьба с нищетой, голодом, опасными болезнями.

Отмечая расширение и углубление мировой политической системы, надо осознать, что до создание мирового правительства и все планетного парламента пока еще далеко, но реальность чего-то подобного в относительно обозримом будущем вполне вероятна.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.