Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Типология политических партий

Типы политических партий зависят от характера политической ориентации, способа выражения и представления ч частного интереса той или иной социальной группы как всеобщего интереса. Их можно классифицировать по ряду критериев.

По социально-политической сущностипартии делятся:

• на революционные',

• реформаторские (выступающие за смену полити­ческого курса путем реформирования);

• консервативные (от лат. conservator — охранитель). Они выступают за сохранение традиционного порядка, ори­ентированы на ограничение социальной и экономической деятельности государства;

• социал-демократические (отстаивающие интересы на­емных работников и менее обеспеченных слоев населения, защищающие государственные социальные программы);

• экстремистские (призывающие к незаконным мето­дам борьбы);

• конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий);

• национальные (выражающие на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы, как правило, ставящие задачу обеспечения ее при­оритета в государстве или конкретном регионе).

По месту и роли партий в политической системеони делятся:

• на государственные (партия формирует государст­венную систему власти и управления). Им, как правило, свойственны антидемократические традиции;

• авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и поль­зующиеся его поддержкой);

• парламентские (прошедшие на выборах в высший представительный (законодательный) орган государствен­ной власти, преодолевшие избирательный барьер и сфор­мировавшие депутатские фракции (группы));



• легальные (функционирующие в соответствии с конституцией и законодательством);

• нелегальные (существующие и действующие в нару­шение законов государства и в силу этого подвергающиеся преследованиям).

Между двумя первыми группами партий зачастую труд­но провести четкую грань.

По месту партий в политическом спектре обществараз­личают:

• правые и центристские (в развитых странах они до­минируют);

• левые и левоцентристские]

• праворадикальные.

По организационной структуревыделяются партии:

• централизованные (организационно оформленные, для которых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взно­сов или регулярной финансово-материальной помощи);

• децентрализованные (организационно неоформлен­ныепартии, существующие в основном на добровольные пожертвования);

• кадровые (отличающиеся немногочисленностью и ор­ганизационной рыхлостью; главная их задача — рекрути­ровать в свои ряды референтных лиц, способных привлечь поддержку большого числа избирателей из различных со­циальных слоев независимо от идеологических взглядов). Это, как правило, европейские партии консервативной на­правленности;

• массовые (обеспечивающие большую членскую массу, стремящиеся увеличить число членов, упрочить связи, кре­пить организационные структуры; идеология использует­ся для широкой политической мобилизации; как правило, члены партии не только платят партийные взносы, но и ак­тивно участвуют в партийных делах). Это главным образом партии коммунистической, социалистической и социал-де­мократической направленности;

• с формально определенными принципами членства]

• со свободным членством.

По виду партийного правления (руководства)эти объ­единения подразделяют: на партии с коллективным руко­водством] коллективного руководства с отчетливо выра­женным верховенством лидера] закрепляющие личностное (харизматическое) руководство. Редко встречаются партии с консенсуальным правлением.

По представительству в центральных органах госу­дарственной властии участию в осуществлении официаль­ной политики различаются правящие партии и оппозицион­ные. Типичный пример: если в США Белый дом занимают республиканцы (правящая партия)), то в оппозиции нахо­дятся демократы.

Также выделяют партии проблемные,которые вызваны и подчиняют свою программу и деятельность решению какой-либо крупной политической или социальной задачи, требующей безотлагательного решения (экологи — «зеле­ные», партии мира, земельной реформы)

По масштабу деятельностипартии классифицируют на общенациональные и региональные. Примечательно, что последние активно действуют в таких развитых странах, как Бельгия, Италия, Япония.

Мировая практика знает несколько способов создания политических партий.В зависимости от этого зарубежные страны можно подразделить на три группы.

1.Государства, где порядок образования партий не уре­гулирован правом. Организация политических партий трак­туется как частное дело граждан и осуществляется на осно­ве свободы объединения. В Швейцарии, Австралии, Канаде, Новой Зеландии нет специальных законов о партиях, на них распространяются общие конституционные нормы и поло­жения законов о союзах, в соответствии с которыми любая группа граждан вправе создавать свои партии, если их цели и задачи не противоречат основам конституционного строя государства. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой.

При этом законы о союзах могут детальнейшим образом регулировать партийную жизнь, осуществление партиями функций на федеральном и муниципальном уровнях: про­цедуры и правила избрания делегатов на партийные съезды, сроки и порядок их проведения, вопросы ведения партией избирательной кампании.

2. Государства, законодательство которых не требует формальной регистрации политических партий в каком-либо государственном органе. Вместе с тем согласно националь­ным законодательным предписаниям организация приобре­тает статус партии лишь после представления в компетент­ные органы определенных документов (ФРГ, Австрия).

3. Государства, в правовых актах которых предусмотре­на обязательная регистрация партий. Полномочиями по их регистрации наделяются различные государственные орга­ны, чаще всего ведомства юстиции или внутренних дел.

Ограничением многопартийности в демократических странах является конституционный запрет деятельности партий, использующих насильственные методы борьбы за власть (партии фашистского, милитаристского типа, программы которых направлены на свержение легитим­ной власти, упразднение конституции). Ко всем партиям предъявляется требование соблюдать конституцию, зако­ны и демократический режии внутрипартийной жизни. В международных документах последнего Бремени прямо и недвусмысленно установлено, что партии не должнь{ сли­паться с государством.

Партийные системы и их виды

В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий складывается партийная система. Выбор партий­ной системы обусловлен уровнем политической и Право­вой культуры граждан, историческими традициями, этни­ческим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партий­ных систем являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассо­циациях) и политических партиях конкретной страну.

Партийная система— это система взаимоотношении политических партий между собой, с государством, с дру­гими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется ко­личеством партий, которые Существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система,сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятель­ность ее подчинена следующим правилам:

— в обществе идет легальная борьба за класть;

— власть осуществляет партия или группа партий, ко­торые обеспечивают себе поддержку парламентского боль­шинства;

- постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте;

- между политическими объединениями внутри Партий­ной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus — согласие, единодушие) относительно соблюде­ния ранее установленных «правил игры».

В XX веке в результате кризиса демократических и авто­ритарных систем управления возникла социалистическая партийная система,характеризующаяся следующими пара­метрами:

— действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций — «демократических», «союзнических» при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии);

— правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привиле­гированном положении.

Авторитарная партийная системасуществует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не пар­тия, которая играет отнюдь не главную роль в процессе осуществления власти и принятии решений. При этом до­пускается существование других партий.

Другая типология партийных систем основана на коли­чественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпар­тийная система, однопартийная система.

При классической многопартийной системев изби­рательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий, и все они могут при­нимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов обычно создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители из чис­ла наиболее влиятельных трех-четырех или даже пяти пар­тий. Некоторые влиятельные партии не участвуют в фор­мировании правительства, представляя собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики (Бразилия с 1979 г. по настоящее время).

Выделяют многопартийные системы с одной домини­рующей партией, когда в парламенте преобладает одна пар­тия, формирующая правительство. Другие существующие в стране партии выступают как сотрудничающие или оп­позиционные. Многопартийная система с одной домини­рующей партией не предполагает законодательного закре­пления монопольного господства доминирующей партии. Такую разновидность многопартийной системы зачастую называют «латиноамериканской моделью» из-за длитель­ного ее использования в странах Центральной и Южной Америки. Наиболее показательный пример — Мексика, где президентом на протяжении 70 лет (с 1930 г. по 2000 г.) регулярно избирался представитель Институционно-рево­люционной партии. И только в 2000 г. на президентских выборах смог победить кандидат от Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Случаи таких систем не редки и в других частях света: Италия со второй половины 40-х гг. \Х в. до 1963 г., где господствующей была Христианско-де­мократическая партия; Япония, где с середины 50-х гг. XX в.1 части стоит Либерально-демократическая партия; Шве­ция, где практически без перерывов с 1932 г. правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия.

Система фиксированного законом числа партийимеет (местов ряде развивающихся стран, где разрешается деятельностьтолько тех партий, которые упомянуты в зако­не (например, двухпартийность в ряде государств Тропи­ческой Африки). В последней трети XX в. цель подобной Системы— обеспечить приоритет сложившейся партийно-критической элите, а также рационализировать работу Парламентаи правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Своеобразие двухпартийной системысостоит в том, чтопри наличии множества партий реально претендуют навласть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппо­зиции, критикует ее, после чего в результате выборов они .юстоянно меняются местами. Мелкие партии могут иметь небольшое представительство в парламенте, выдвигать кан­дидатов в мэры городов и региональные органы власти (Ве­ликобритания). Тогда как в США только Республиканская и Демократическая партии были представлены в конгрессе за его более чем 200-летнюю историю.

Применение двухпартийной системы обеспечивает глав­ным образом стабильность власти и очень высокую степень управляемости всеми процессами. При многопартийной системе органам власти приходится считаться с необходи­мостью согласования политических и экономических ин­тересов многих активных политических акторов и групп. Кроме того, многопартийная система также предполагает необходимость учета интересов контрэлиты и населения в равной степени.

Однопартийные системыхарактерны для стран с неде­мократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, факти­чески государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в конституции ведущей роли одной партии (Куба на пер­вом этапе социалистического развития, КНР, КНДР), т.е. недопустимостью реальной оппозиции.

В двух десятках зарубежных стран легальные полити­ческие партии отсутствуют — это преимущественно раз­вивающиеся афро-азиатские государства (например, Сау­довская Аравия, Бруней).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.