Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Форма государственного устройства

Территория каждого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административ­ного или политического значения с целью управления со­циально-экономическими процессами и взаимодействия с населением.

В науке конституционного права под формой государст­венного устройствапонимается способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, обусловливающий определенные взаимоотношения инсти­тутов всего государства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав состав­ляющих территорию государства частей. Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организова­на территория государства, из каких частей она состоит, ка­ково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и регионов.

Применительно к странам с многонациональным соста­вом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства ».

Различаются три формы государственной устройства: федерация (федеративное государство), унитарное госу­дарство, конфедерация.

Конфедерация— это такая форма союза государств, при которой государства сохраняют свой суверенитет прак­тически в неизменном виде. Она, как правило, является пе­реходной и временной формой, приводящей либо к распаду союза государств, либо к образованию новой федерации.

Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы.



Государство считается унитарным(целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными едини­цами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государствен­ности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики Крым).

Признаки унитарного государства: единая Конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая систе­ма.

Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управ­ления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны.

Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимае­мых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.

В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: децентрализованные, относительно децентра­лизованные и централизованные.

К числу первых относятся государства, в которых ре­гиональные органы формируются независимо от централь­ных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Децентрализованным унитарным государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (авто­номией). Относительно децентрализованные — государства с развитой административно-территориальной автономией (Испания, Италия, Португалия). К третьему типу относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение ре­гиональных органов центру осуществляется при посредст­ве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Ка­захстан, Нидерланды, Норвегия, Узбекистан).

В унитарном государстве не отрицается право населе­ния на местное самоуправление, однако центральная власть имеет право вторгаться в случае необходимости в компе­тенцию муниципальных органов.

Федерация— это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Составляющие федеративное государство государст­венные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собствен­ное административно-территориальное устройство.

В различных странах федеративное устройство неодно­родно, его особенности определяются историческими усло­виями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населе­ния. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации.

В настоящее время насчитывается более трех десятков федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (США, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Папуа — Новая Гвинея, Танзания и др.).

Современные федерации в большинстве случаев от уни­тарных государств отличаются более высоким уровнем со­циальной и национальной напряженности, связанным в не­малой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри феде­рации.

Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К первым признакам, которые являются обязательными, относятся:

— добровольность объединения государственных обра­зований в единое государство;

— единая территория государства, образованная в ре­зультате вхождения территорий субъектов федерации;

— симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;

— разграничение компетенции между союзом (центром) и его субъектами;

— наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее членов);

— существование самостоятельной системы органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов феде­рации;

— наличие единого федерального гражданства.

К признакам факультативного характера, т.е. необяза­тельно присущим федерации, но встречающимся на прак­тике в ряде государств, относятся:

— наличие собственной конституции субъекта федера­ции;

— существование самостоятельной судебной системы на этом регионально-субъектном уровне;

— возможность установления гражданства субъекта фе­дерации;

— асимметричный конституционный статус членов фе­дерации.

Государственные образования, составляющие федера­цию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом односторон­него выхода из союза, юридически лишены права самостоя­тельного участия в международных отношениях.

В случае нарушения союзной конституции или зако­нодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства).

В зависимости от роли национального (лингвистическо­го) фактора в определении структуры различаются федера­ции, организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Мексика, США), на национальной ос­нове (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия) и на смешанной национально-территориальной основе (Канада, Российская Федерация, Швейцария).

Принимая во внимание виды правовых актов, учреж­дающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «свер­ху», в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу», на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Тан­зания, Объединенные Арабские Эмираты). Тем не менее впоследствии положения договора обязательно закрепля­ются в федеральной конституции. Так, например, при вос­соединении Западной и Восточной Германии сначала был заключен договор, который обусловил изменения в Основ­ном законе страны 1949 г.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.