Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Демократический политический режим: понятие, признаки, виды

Политический режим— это система методов, способов исредств осуществления политической (государственной) Власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

Демократический режим.Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

Основные характеристики демократического режима:

• принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

• существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

• осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

• широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

• провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

• гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.



Прямая демократияпозволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

— позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К ее недостаткам часто относят:

— отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

— сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

Представительная демократияпозволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

— дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

Ее недостатками являются:

— возможность развития бюрократии и коррупции;

— отрыв избранных представителей от народа;

— принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

Тоталитаризм и фашизм

Тоталитарный режим.Термин «тоталитаризм» означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот в начале XX в. идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле (1875-1944). В 1925 г. данное поня­тие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883—1945). С 20-х гг. XX в. начался период становления и укрепления антидемократического тоталитарного строя на Апеннинском полуострове.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфи­ку. Вместе с тем можно отметить и общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть-тоталитарный режим характеризуется абсолютным контро­лем государства над всеми областями общественной жизни» полным подчинением человека политической власти и гос­подствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политическо­го режима:

• государство стремится к глобальному господств над всеми сферами общественной жизни, к всеохваты­вающей власти;

• общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна­нии формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

• монопольный государственный контроль над эконо­микой, средствами массовой информации, культурой, ре­лигией и т.д., вплоть до личной жизни;

• государственная власть формируется бюрократи­ческим способом, по закрытым каналам, окружена «орео­лом тайны» и недоступна для контроля со стороны граж­дан;

• доминирующим методом управления становится на­силие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на ле­гальную деятельность оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декла­ративный, формальный характер, отсутствуют четкие гаран­тии их реализации; фактически устраняется плюрализм:

• централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; полная бесконтрольность репрессивных государственных органов.

При тоталитарном режиме не могут развиваться инсти­туты гражданского общества, частная жизнь граждан нахо­дится под жесточайшим контролем государства, сто орга­нов, спецслужб, чиновников. Особой разновидностью тоталитарного режима высту­пает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Гер­мании утвердился в 1933 г., его целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая. Способствовали распространению фашисткой идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризу­ется воинственным антидемократизмом, антипарламента­ризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Всё в го­сударстве, ничто — вне государства, ничего — против го­сударства», — утверждал Б. Муссолини, один из основопо­ложников фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоре­тически «обосновывает» необходимость установления то­талитаризма. Вместо либерально-демократической концеп­ции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Отличительной чертой фашизма является социальная демагогия, которая становится государственной идеологией.

Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коа­лиции во Второй мировой войне.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.