Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления

Конституция США впервые в истории учредила пост вы­борного президента. В соответствии со ст. II Конституции президент является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. При этом должность премьер-министра не предусмотрена.

Конституционными нормами определен четырехлетний срок президентства. Президентом может быть избран урожденный гражданин США (т.е. уроженец этого государства), достигший 35-летнего возраста, проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Причем 12-я поправка гласит, что президент и вице-президент, из­бираемые одновременно, не могут быть жителями одного штата. Так, действующий глава государства Барак Обама — 44-й президент в американской истории — представляет штат Иллинойс, а вице-президент Джозеф Байден — штат Делавэр. 22-я поправка устанавливает, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков под­ряд.

Выборы главы государства проходят в четко определен­ный срок — в первый вторник после первого понедельни­ка ноября високосного года (в 1-й вторник ноября, кроме 1 ноября). При этом досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет ви­це-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Вступление в должность вновь избранного президента оп­ределено на 20 января следующего года и проходит в тор­жественной обстановке.

Президент избирается путем сложной системы косвен­ных выборов, при которой избиратели голосуют за колле­гию выборщиков, которая затем избирает главу государства. В коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов и сенаторов. Соответственно каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и конгрессменов. От федерального округа Колумбия избирается три выборщика. Всего долж­но быть избрано 538 выборщиков. Все выборщики от штата представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, за который и голосуют избиратели. На этом этапе победи­тель определяется на основе системы относительного боль­шинства. При голосовании выборщиков для победы канди­дата на пост президента требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов выборщиков, президента избирает палата представителей американского конгресса из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.



На последних президентских выборах (ноябрь 2008 г.) после длительного перерыва победил представитель Демократической партии Барак Обама — первый в амери­канской истории афроамериканский глава государства. Как лидер оппозиции к курсу правящих в тот период (январь 2001 — январь 2009 г.) республиканцев он одержал убеди­тельную победу. За него проголосовало 52,68% избирате­лей. Он победил в 29 штатах, в том числе таких крупных и экономически развитых, как Калифорния, Нью-Йорк, Иллинойс.

Глава государства неприкосновенен: его нельзя аресто­вать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с импичментом. По американскому законодательству им­пичмент представляет собой особую процедуру отстра­нения от должности президента, а также некоторых иных должностных лиц (министров, послов, федеральных судей). На военнослужащих и депутатов это положение не рас­пространяется. В американской конституционной практике было всего три случая применения этой сложной процеду­ры отрешения президента от должности, но ни одна из них не была доведена до конца (последний раз в 1998—1999 гг. в отношении Б. Клинтона). В 1974 г. Р. Никсон сам добро­вольно ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.

При анализе конституционного статуса президента США необходимо учитывать, что в основу федеральной государственной власти был положен принцип разделе­ния властей и механизм «сдержек» и «противовесов», це­лью которого было создание самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конститу­ционных федеральных органов. Вопросы организации ис­полнительной власти в Конституции получили лишь схе­матичное отражение. В США правовой статус президента и правительства (администрации) определен в Своде зако­нов США.

В соответствии с Конституцией президент обладает широким кругом полномочий', исполнение законов, назна­чение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представи­тельство государства во внешних отношениях, руководство внешней и внутренней политикой, издание указов и испол­нительных приказов. Он, будучи Верховным главнокоман­дующим, принимает решение об использовании Вооружен­ных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование. В сфере законотворческой дея­тельности серьезным инструментом давления президента на конгресс является право вето, которое могут преодолеть 2/3 голосов депутатов каждой из палат парламента.

В соответствии с 25-й поправкой к Конституции США президент досрочно прекращает свои полномочия в случае отстранения от должности, смерти, отставки и неспособ­ности осуществлять полномочия и обязанности по своей должности. Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента. Основаниями являются го­сударственная измена, коррупция или иное тяжкое престу­пление или проступок. При невозможности выполнения президентом своих обязанностей он может временно пере­дать власть второму лицу в государстве — вице-президен­ту. К ней (вышеназванной поправке) прибегали всего три­жды — по медицинским показаниям в 1985, 2002 и 2007 гг. (два последних раза при Дж. Буше).

Кабинет президента США состоит из министров (глав департаментов), которые согласно Конституции назнача­ются президентом «по совету и с согласия» сената Сенат должен одобрить назначения президента на высшие го­сударственные должности большинством в 2/3 голосов. Однако такой контроль со стороны сената не носит поли­тического характера — проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов, и не зависит от исхода вы­боров. Как показывает политическая практика США, от­казы в одобрении со стороны сената бывают чрезвычайно редко, даже в том случае, когда правительство формирует­ся одной партией, а большинство в парламенте принадле­жит другой.

Четкой структуры кабинет не имеет. При нем функцио­нирует несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и про­блемам окружающей среды, по внутренней и внешней тор­говле, по людским ресурсам. Председателем этих советов является президент. Однако в каждом из них есть свой вре­менный председатель, назначенный президентом, который и руководит работой. Советы разрабатывают основные на­правления политики и консультируют президента. 3 США большинство руководителей правительственных ведомств именуются секретарями. Наименование «государственный секретарь» служит для обозначения должности министра иностранных дел, а само ведомство внешних отношений именуется Государственным департаментом. В конце 2001 г. после трагических событий 11 сентября введена ответст­венная должность члена правительства — руководителя де­партамента внутренней безопасности.

Система судебной власти США

В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как фе­деральных судов, так и судов данного штата.

Конституция США заложила основы единой централи­зованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Вер­ховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того, в систему федераль­ных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесе­ния приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд).

Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (ок­ружные) суды осуществляют проверку решения районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда ад­министративных (квазисудебных) органов (например, На­ционального управления трудовых отношений).

Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции су­дьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Вер­ховного суда характерна письменная процедура рассмотре­ния дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свои дискреционные функции — право принимать к производству по собствен­ному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляцион­ной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более шта­тами, между Союзом и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты граж­данских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система членов Федерации чрезвычайно раз­нообразна, поскольку в каждом штате она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

• низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т.д.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела;

• суды первой инстанции (суды графств, округов, го­родские суды и др.) рассматривают подавляющее боль­шинство гражданских и уголовных дел;

• апелляционные суды осуществляют надзорную функ­цию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;

• высшие {верховные) суды, являющиеся высшей су­дебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрис­дикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке,

по семейным делам).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.