Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Еще об отборе правителей и их воспитании

Политико-правовые идеи раннего коммунизма в работе Т. Кампанеллы «Город солнца».

7.

 

Список вопросов для самоподготовки.

1. Возможно ли идеальное государство и идеальное правление, и каким образом, по мнению автора?

2. Что такое идеальное правление?

3. Какие критерии выдвигаются автором в качестве доказательства?

4. За что критикуются другие формы правления? Какие аргументы автор приводит в качестве доказательства?

5. Должно ли существовать ограничение власти со стороны народа, и что может выступать в качестве подобной границы?

6. Что является основой для создания того или иного государственного устройства или политики - дар свыше, Божье установление, общественный договор, необходимость?

7. Как автор относится к проблеме собственности?

8. А к проблеме рабства?

9. Представьте свои доказательства для поддержания позиции автора, даже если вы с ней не совсем согласны. Сформулируйте собственную оценку авторского мнения.

 

Ход семинара

1. Доклад-сообщение.

2. Ответы на вопросы по теме доклада членов группы и автора доклада.

3. После знакомства со всеми авторами, каждый член группы индивидуально определяет авторство по карточке с цитатами.

4. Таблица «Идеальное государство» заполняется индивидуально по желанию (максимальная оценка – 5 баллов)

 

 

Идеальное государство

  Платон Аристотель Макиавелли Гоббс Локк Мор Кампанелла
Происхождение государства              
Цель государства              
Форма правления              
Законы и правосудие              
Кто осуществляет власть              
Сословия              
Рабство              
Равенство людей              
Положение женщин              
Частная собственность              
Знаменитые высказывания              
               

 



ТЕКСТЫ

Содержание

1. Платон

2. Аристотель

3. Ф. Аквинский

4. Н. Макиавелли

5. Т.Гоббс

6. Дж. Локк

7. Т. Мор

8. Т. Кампанелла

Платон

(428 или 427 — 348 или 347 гг. до н. э.)

Платон — великий древнегреческий философ. Отец его происхо­дил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода афин­ского законодателя Солона. Платон учился у философов Кратила и Сократа. Совершил путешествия в Южную Италию (388 г. до н. э.) и дважды на Сицилию (366-365 и 361 гг. до н. э.) в г. Сиракузы.

В Сиракузах по соглашению с тираном Дионисием Младшим пы­тался воплотить в жизнь свою теорию идеального государства, но потерпел неудачу и был продан Дионисием в рабство. Афиняне со­брали значительные средства, которых хватило не только на выкуп Платона из рабства, но и на основание в роще Академа (пригород Афин) учебного заведения, получившего название Академия и про­существовавшего девятьсот лет.

Основные политические сочинения: диалоги «Государство», «За­коны», «Политик», «Фрасимах» (первоначальный вариант первой книги «Государства»).

Политика, по мнению Платона, неразрывно связана с этикой. Сле­довательно, и общественная мораль совмещена с политической дея­тельностью, но последняя неизбежно ведет к нарушению нравствен­ных норм и деградации государства. Наилучшим государственным устройством Платон считал идеальное государство, образ которого существует в другом — неземном, идеальном мире.

Задачей философов-правителей и является «припоминание» это­го образа (идеи), который их души до земного воплощения наблюда­ли в мире идей.

Реально существующие формы правления Платон подразделял на правильные, т. е. справедливые, — монархия, аристократия и не­правильные — тимократия (власть военных), олигархия (власть бо­гачей), демократия (власть народных низов) и тирания (власть узур­патора). При этом демократический процесс и демократические про­цедуры (выборы, коллегиальность руководства, главенство законов, а не людей) присущи всем правильным формам правления. Худшим правлением Платон считал тиранию.

Государство1 Книга седьмая

Символ пещеры2

<...> Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея бла­га — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — при­чина всего правильного и прекрасного. В области видимого она по­рождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее дол­жен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. <...>

Созерцание божественных вещей (справедливости самой по себе) и вещей человеческих

<...> А удивительно разве, по-твоему, если кто-нибудь, перейдя от божественных созерцаний к человеческому убожеству, выглядит не­важно и кажется крайне смешным? Зрение еще не привыкло, а меж­ду тем, прежде чем он привыкнет к окружающему мраку, его застав­ляют выступать на суде или еще где-нибудь и сражаться но поводу теней справедливости или изображений, отбрасывающих эти тени, так что приходится спорить о них в том духе, как это воспринимают люди, никогда не видавшие самое справедливость. <...>

Роль этого искусства3 в управлении государством

<...> — Раз мы — основатели государства, нашим делом будет за­ставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше назвали самым высоким, т. е. умению видеть благо и совершать к нему восхождение; но когда, высоко поднявшись, они в достаточной мере его узрят, мы не позволим им того, что в наше время им разрешается.

— Что ты имеешь в виду?

— Мы не позволим им оставаться там, па вершине, из нежелания спуститься снова к тем узникам1, и худо ли бедно ли они должны бу­дут разделить с ними труды их и почести. <...>

<...> Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, по благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, что­бы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они во­обще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им воз­можность уклоняться, куда кто хочет, по чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства. <..

<...> Тогда государство будет у нас с вами устроено уже наяву, а не во сне, как это происходит сейчас в большинстве государств, где идут междоусобные войны и призрачные сражения за власть, — буд­то это какое-то великое благо. По правде же дело обстоит вот как: где всего менее стремятся к власти те, кому предстоит править, там госу­дарство управляется лучше всего и распри отсутствуют полностью; совсем иначе бывает в государстве, где правящие настроены проти­воположным образом. <...>

Еще об отборе правителей и их воспитании

— Помнишь, каких правителей мы отобрали, когда раньше гово­рили об их выборе?

— Как не помнить!

— Вообще-то считай, что нужно выбирать указанные тогда нату­ры, т. е. отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыски­вать не только людей благородных и строгого права, по и облада­ющих также свойствами, подходящими для такого воспитания.

— Кто же это, по-твоему?

— У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к на­укам и быстрая сообразительность. Ведь души робеют перед могуще­ством наук гораздо больше, чем перед гимнастическими упражнениями: эта трудность ближе касается души, она — ее особенность, ко­торую душа не разделяет с телом.

— Это верно.

— Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твер­дого и во всех отношениях трудолюбивого. Иначе какая ему, но-твоему, охота переносить телесные тягости, и в довершение всего еще столько учиться и упражняться?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.