Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 1. Делает ли образование нас образованными?

С тех пор, когда образование было уделом немногих, считается что образованный – это человек, получивший образование у учителя или в каком-либо образовательном учреждении. Однако в настоящее время отмечается отсутствие прямой связи между образованием и образованностью людей и сообществ. Наш житейский опыт также подсказывает, что далеко не каждого человека, закончившего школу или даже высшее учебное заведение и имеющего соответствующий документ, можно считать высокообразованным. Такие документы имеют многие, но образованы все по-разному.

Проблема. Так ли хорош опыт, получаемый в системе образования? Что такое образованный человек? Как становятся образованными? И какова роль образования в этом процессе?

Наиболее узкий взгляд на образованность рассматривает человека как носителя большого объема знаний, начитанного, «энциклопедичного». Традиционные для «репродуктивно-педагогической цивилизации» представления об основной функции образовательных учреждений – дать обучающемуся научные знания (см. §1.2) – постепенно сменяются на более широкую позицию. Академик А.М. Новиков указывает, что образование – это развитие жизненного опыта человека, а образованность в постиндустриальном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить[20]. «Образоваться – значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой»[21], – пишет философ В.М. Розин.

Вот как отвечает на вопрос об образованности академик В.А. Садовни­чий: «Я думаю, что само по себе обладание знаниями – это еще не есть образованность, и это не есть еще признак человека культурного. Потому что обладать знаниями – это, в общем, что-то знать, а быть образованным – это все-таки быть воспитанным. Воспитанным, конечно, на знаниях, но обязательно со своеобразной генетической памятью: что было в прошлом, и что вы можете сделать для будущего. Поэтому образованность – это целый комплекс. Он включает в себя высокую внутреннюю культуру, скромность, я так полагаю. Я бы даже сказал, образованность – это не только признак человека, который учился много. Иногда образованность – это признак просто талантливого человека, знающего свое ремесло, свое дело, и очень порядочного и культурного».



Не случайно народная мудрость гласит: «Образованность – это то, что остается в человеке, когда все выученное забудется». Образованный – это человек с развитыми общими способностями, человек, у которого сформированы картина мира и самосознание, нравственные принципы, ценностные ориентации и личностные качества, обеспечивающие цельность внутреннего мира и гармоничные отношения с миром внешним. Образование, в первую очередь, – это построение и развитие человеком собственного образа окружающего мира и образа своего «Я», понимание своего места, своей роли в этом мире, а поэтому центром образованности можно считать мировоззрение человека.

Мировоззрение – это система взглядов личности на себя и мир и обусловленных ею убеждений, идеалов, принципов, ценностных ориентаций и жизненной позиции. Мировоззренческий взгляд представляет собой определенную основанную на знании и уверенности в его истинности точку зрения на человека и сущность важнейших явлений природы и общества.

Важной функцией мировоззрения является его влияние на выбор и организацию деятельности познания и преобразования мира в соответствии с личными представлениями, убеждениями, отношениями человека к миру и самому себе. Кроме того, мировоззрение выполняет функцию ориентировки в самом себе, организации деятельности по «самосозиданию», осознанному построению своего внутреннего мира (идеалов, образа «Я»). Мировоззрение одновременно связано с различными подструктурами личности – со знаниями и умениями их применять к решению различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни, с направленностью личности – с ее отношениями, мотивами, идеалами.

Ученые подчеркивают, что мировоззрение носит субъективный характер и формируется в процессе внутренней деятельности по интериоризации (усвоению) представлений о мире, накопленных в опыте человечества и преломляющихся в жизни индивида. Мировоззрение не может быть определено только через науку, так как для человека наука слабо связана с бытием как таковым. И вообще само по себе знание не становится автоматически элементом мировоззрения, пока личность не выразит свое отношение к нему, не сделает его «своим». Чтобы включиться в систему мировоззрения, взгляды и представления должны обрести эмоциональную окраску и превратиться в прочное убеждение. Иначе говоря, представления и взгляды становятся мировоззрением тогда, когда они связаны с жизненным опытом, образом жизни человека.

Например, в школе ребенка учат справедливости, бережному отношению к младшим, а дома родители не только постоянно бранят и повышают голос, но и позволяют себе унизить ребенка, толкнуть, дать ему «затрещину». Очевидно, что в данном случае рациональные объяснения на тему «как нужно поступать с другими, младшими по возрасту» противоречат восприятию ребенком действий родителей и его эмоциональным переживаниям. Вероятно, в таком случае у ребенка сформируется убеждение в том, что если человек сильнее других, то он может обижать кого угодно, особенно зависящих от него людей. И сколько бы такому ребенку не рассказывали, что мир добр и справедлив, поверить в это он сможет, если убедится на собственном опыте, и только тогда это станет элементом его мировоззрения.

Итак, мировоззрение, являющееся центром образованности, формируется в процессе накопления интегрального опыта: знаниевого и практического, научного и житейского, рационального и эмоционального, опыта действий и отношений. Каковы возможности образовательных систем в формировании такого опыта? В таблице 3 приведена сравнительная характеристика процессов стихийного, житейского (в ходе социализации) и целенаправленного (в ходе образования) накопления опыта человеком.

Таблица 3

Сравнительная характеристика процессов стихийного и
целенаправленного накопления опыта человеком

Признаки сравнения Стихийное накопление опыта Традиционное образование
Характеристика процесса познания Естественный, «вплетенный» в деятельность субъекта, направляемый жизненными задачами и познавательной мотивацией, включающий рациональные и эмоциональные аспекты (представления, образы, окрашенные эмоциями) Искусственно организованный, управляемый извне, опирающийся на рациональные стороны познания, стимулируемый как познавательными, так и внешними по отношению к познанию мотивами (долгом, отметкой, поощрением)
Методы приобретения опыта Путем проб и ошибок, выдвижения и проверки гипотез, самоопределения к явлениям действительности Путем запоминания, освоения уже выработанного кем-то опыта
Длительность освоения опыта Весьма длительный процесс Относительно быстрый процесс, поскольку опыт дается в готовом виде
Интегральность приобретаемого опыта Взаимосвязь, зачастую неразделимость знаний, умений, убеждений, впечатлений, переживаний, отношений к объектам (явлениям, деятельности, самому себе), собственных качеств, формирующихся и развивающихся в процессе деятельности и познания Чаще всего разрозненность элементов опыта: знания без заинтересованного отношения к ним и умений их применять в жизни; представления без интенции следовать им в реальной деятельности; предметный, «знаниевый» опыт, зачастую не оказывающий влияния на мировоззрение личности
Личностная значимость опыта Высокая, поскольку связана с жизненными задачами, что обеспечивает личностную включенность в деятельность и в познание Низкая, поскольку необходимость его приобретения не всегда осознается учащимся
Качества усвоенных знаний Несистематизированные, разрозненные, но прочные, конкретные, связанные с определенными реальными объектами, предметами и ситуациями Обобщенные, систематизированные, абстрактные, связанные с классами идеальных объектов и группами явлений
Практическая применимость полученных знаний и умений Легко применимы в тех же (где и приобретались), типовых ситуациях; однако из-за частного характера трудно переносимы на другие ситуации Требуют «разворачивания», «достраивания» в ходе использования в практической деятельности

 

Как видно из таблицы 3, традиционное образование существенно деформирует естественный процесс познания, поскольку ребенок не всегда заинтересован в том знании, которое ему предлагает педагог, что обусловливает внешнюю мотивацию (он учится для того, чтобы получить положительную оценку, чтобы не ругали родители, потому что так принято). Получаемые знания не всегда выходят на уровень понимания, поскольку они достаточно абстрактны и зачастую не связаны с жизненным опытом ребенка, не окрашены личностным смыслом, не «прожиты», не используются в практике. Причинами такого положения дел являются, во-первых, опора не на опыт ребенка, не на его жизненные проблемы, а на научное знание, сконцентрированное в рациональных моделях разных аспектов реальности и порождающее предметное структурирование содержания образования, во-вторых, массовый, групповой, единый характер образования, где формируемые знания и умения одинаковы для всех, определяются государством, школой, педагогом, и почти не зависят от самих учащихся (подробнее см. проблему 16). Различие естественного процесса познания реальности и искусственного в ходе образования приводит к тому, что большой объем, казалось бы, усвоенных школьником знаний, не «встраивается» в мировоззрение, не оказывает на него существенного влияния и потому «вымывается» со временем из опыта и не дает «прирост» образованности.

В настоящее время учеными и практиками предлагается множество подходов, позволяющих формировать у ребенка более целостный опыт, в котором интегрированы жизненные задачи, эмоционально-ценностные отношения к объектам мира и самому себе, знания, умения действовать по образцу и творчески, а также опыт самоопределения, опыт быть личностью, предполагающий способность делать осознанный и ответственный выбор, понимая его последствия, ставить цели и направлять себя на их достижение (см. §4.3). Однако следует отметить, что формирование мировоззрения и развитие ребенка как субъекта познания происходит не только и не столько в специально организованных процессах, но и в самой жизненной практике, в процессах самостоятельной личностно значимой деятельности.

Известно, что лучшим учебником является сама жизнь. Например, если сравнить изучение географии на уроках и в процессе путешествий, то каждый знает, что во втором случае полученный опыт является более целостным, личностно значимым, а знания более прочными и действенными. Конечно, учитель может сформировать знания о какой-либо стране, столице, населении, особенностях ее географического положения, политического строя и экономики всего за несколько учебных часов, а для путешествия понадобится несколько дней. Но если человек побывал в изучаемой стране, в ее природных уголках, побродил по улицам столицы, посетил музеи, осмотрел достопримечательности, послушал экскурсовода, то его рациональные, фактические знания об этой стране обогащаются образами и эмоциями, полученными от восприятия культуры народа, истории страны, современного состояния природной и социальной среды, формируя более целостный опыт, мировоззренческие взгляды. Безусловно, в образовании можно предусмотреть комплексное изучение стран и народов (например, объединив темы из географии, истории, обществознания), но обеспечить эмоциональную насыщенность и личностную включенность в той же мере, как в реальной жизни, вряд ли удастся.

Вывод. Становление образованности предполагает получение знания и его «проживание» в жизненном опыте. Образование, являясь искусственной системой по передаче концентрированного, «свернутого», «рафинированного» опыта, обладает ограниченными возможностями в формировании мировоззрения, а следовательно, и образованности человека. Для того чтобы расширить эти возможности, необходимо в центр поместить субъективный опыт ребенка, обеспечить личностную включенность учащихся в учебно-познавательную деятельность, ее ориентацию на целостное решение жизненных проблем.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.