Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 4. Как влияет школа на здоровье детей?

Для многих людей совершенно очевидно, что качество образования определяется не только усвоенными знаниями и умениями, но и тем, каковы физические и психические ресурсы, затраченные на приобретение этих знаний. Вопросы здоровья российское педагогическое сообщество поднимает с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья детей в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с ним ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в процессе обучения несет образовательная организация.

Однако медицинская статистика показывает, что за время учебы здоровье школьников ухудшается в 4–5 раз. В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста серьезное место занимают нервно-психические дисфункции (38%), нарушение осанки (37%) и близорукость (30%), то есть так называемые школьные формы патологии. За время дальнейшего обучения 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза). Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска. При этом большая часть болезней является следствием образа жизни и напрямую связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.



Проблема. В чем же причины такого положения дел? Какие факторы школьной среды оказывают негативное влияние на здоровье ребенка? Как сделать образование здоровьесберегающим?

Известно, что болезнь – явление многофакторное. Здесь оказывают влияние и генетические факторы, и экологическая среда, и эпидемиологическая ситуация. Но основные причины медицина связывает с образом жизни человека: питанием, двигательной активностью, санитарно-гигиенической культурой, вредными привычками. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется таким факторам школьной среды, как горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания, медицинский контроль за здоровьем школьников.

Одним из факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, является снижение двигательной активности. Это связано со следующими обстоятельствами[29].

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников – в среднем 50,5 часов, тогда как продолжительность рабочей недели у взрослого человека составляет 41 час.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). Большинство детей ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома – перед телевизором и компьютером.

В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Безусловно, управление гигиеническими факторами школьной среды, организация питания и физической активности, повышение медицинского контроля за здоровьем школьников являются необходимыми способами профилактики заболеваемости. Кроме этого важен учет психофизиологических особенностей детей: их роста и телосложения при проектировании школьной мебели и ее расстановки в классе; возможностей произвольного внимания при определении длительности уроков или одного вида деятельности в нем и пр.

Однако посмотрим на проблему шире. Ведь достаточно часто соматическое нездоровье определяется психологическими факторами. Нередко в школе, особенно в выпускных классах, проявляется потребительское отношение педагогов (и даже родителей) к здоровью обучающихся – его приносят в жертву учебным достижениям. Школьные перегрузки – одна из причин и нервно-психических нарушений, и повышенной подверженности детей вирусным инфекциям. Перегрузка возникает при несоответствии объема, содержания, трудности учебной деятельности временным условиям и психологическим возможностям ребенка. Многие педагоги в связи с этим предлагают пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста. Однако перегрузка возникает как в условиях завышенных учебных требований, так и в том случае, если учебная деятельность лежит вне интересов и мотивов ребенка.

«Врачи не раз отмечали распространение детской нервозности и связанных с ней осложнений, – пишет Ш.А. Амонашвили. – Однако они это приписывают в основном перегрузке учеников уроками и учебными заданиями и потому выдвигают требования о сокращении количества уроков на каждый день, о введении ежедневных уроков физкультуры, игр на чистом воздухе, об упрощении программ и учебников, об улучшении условий учебной работы в классе и т.п. Эти требования заслуживают того, чтобы отнестись к ним крайне внимательно и ответственно. Но давайте разберемся глубже. Ребенок может заболеть не только от того, что он перегружен – приходится каждый день работать по 6-8 часов над решением разных учебных задач, заучиванием текстов, но и от того, что постоянно переживает принуждение в педагогическом процессе. В домашних заданиях, в выполнении которых он не видит жизненного смысла, над ним довлеет опять-таки чувство принуждения. Дети «отбывают» обучение и в школе, и дома. Чувство принуждения есть, по моему убеждению, главная болезнь, источником которой является авторитарный педагогический процесс. На фоне этой болезни могут возникнуть и нервозность, и «недостаточность» познавательной активности. Симптомы этих болезней трудно установить, а результаты порой переходят в неизлечимые дурные черты характера, порой же имеют трагический исход. Всем этим психологическим отклонениям сопутствуют отклонения и в физическом здоровье ребенка»[30].

Снижение мотивации учения – серьезный психологический фактор риска, влияющий на здоровье ребенка. На желании многих детей учиться в школе отрицательно сказывается существующая практика подготовки к школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены дошкольной учебой, что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…»[31].

Когда учебная деятельность опирается не на естественные потребности ребенка (стремление познавать мир, быть взрослым, проявлять свою личность, переживать успех и гордость собой, быть значимым для других), а на долженствование и внешние мотивы (отметки, наказания, поощрения), не происходит полного включения в деятельность, реализации в ней собственных смыслов, личностного и творческого потенциала, а значит, целостного развития ребенка. Учение «вне интереса» – это исключение из духовной жизни ребенка высоких смыслов жизни, врожденного познавательного механизма, игнорирование эмоциональной и мотивационной сфер, а также «систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости тягучести течения времени»[32].

К одному из важнейших психологических факторов риска также можно отнести стрессовый характер педагогических воздействий, порождаемых оценочной дисциплинарной системой, а также властные, авторитарные взаимоотношения учителя с учеником, предполагающие доминирование педагога, диктат, акцентирование внимания на ошибках и недостатках, требованиях и замечаниях. Эмоционально-отвергающий, унижающий ребенка стиль педагогического взаимодействия в начальной школе помимо постоянных переживаний ребенка ведет к снижению учебной мотивации, нежеланию ходить в школу, непринятию себя. Следствием становится нарушение формирования базового доверия к миру, личностные и эмоциональные нарушения, приводящие к заболеваниям психосоматического происхождения. В средней школе, особенно в период подросткового кризиса, у одних детей авторитаризм педагогов может вызывать протесты, бунтарство, отклоняющиеся формы поведения, у других (послушных) учеников он может порождать конформные (соглашательские, подчиняющиеся) стили поведения, способствовать формированию синдрома «выученной беспомощности». Все это влечет за собой психологический дискомфорт ребенка, внутриличностные конфликты, неадекватную самооценку, что в дальнейшем является источником психосоматических заболеваний.

Здесь нужно понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. А ведь ощущение благополучия зависит не только от биологических функций организма, но и от субъективного мира личности: доверия к себе и другим, чувства принадлежности, социальной поддержки. Кроме того, здоровье имеет уровневый характер: помимо физического и психического здоровья, характеризующих организм и психику человека с точки зрения нормального функционирования человека как биологического вида, выделяют психологическое и духовно-нравственное здоровье[33]. Так, психологическое здоровье традиционно рассматривается как совокупность характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В его основе – внутренняя гармония, целостность личности. Суть духовно-нравственного здоровья – в соответствии индивидуальной траектории развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям. Два последних, более высоких уровня, «надстраиваясь» над предыдущими, используют их в качестве своей основы и, в свою очередь, оказывают влияние на физическое и психическое здоровье, обогащая (или снижая) их потенциал. Так, известно, что человек, уверенный в себе, имеющий осознанные жизненные цели, увлеченный своим делом, более устойчив перед стрессами, менее подвержен вирусным инфекциям и другим заболеваниям.

С позиции профессора Г.К. Зайцева, систему образования можно считать здоровьесберегающей в том случае, если она на каждом этапе созревания обеспечивает реализацию базовых потребностей человека, что создает условия для наиболее полного развития его способностей, познания собственной уникальности, безошибочного самоопределения в жизни и непроизвольного формирования в процессе самоактуализации основных компонентов здоровья[34].

Доктор медицинских наук, академик В.Ф. Базарный, много лет изучавший учебный процесс с точки зрения здоровья детей, делает вывод о том, что этот процесс, имея формально-рассудочную, вербальную основу, не способствует здоровью, поскольку строится[35]: 1) на условно сигнальных, формально-логических принципах, отрешающих и отчуждающих мир чувств детей от животворного реализма; 2) на инструктивно-принудитель­ных принципах, подавляющих и закрепощающих волю и творческую инициативу детей и формирующих изначальное рабство в духе; 3) в условиях отрешенного от жизни замкнутого сенсорно обедненного кабинетного пространства; 4) на расчленяющем целостный план сознания узкоспециализированном предметном «урокодательстве»; 5) на основе глубокого чувственного и психомоторного подавления, закрепощения, вытекающего из «сидяче-слушающего» положения, жизни «в уме» и по книгам.

«Из базового учебного плана, – пишет В.Ф. Базарный, – фактически исключено все то, что возвысило нас в эволюции и сделало цельной нравственной, творческой и физически зрелой личностью: художественное и конструктивное рукотворчество. Исключена основа раскрепощения духовных потенциалов личности – технология чувственного восприятия и осознания мира, технология универсальной, одухотворенной в чувствах дидактики – технология искусства»[36]. Такая школа ориентирована против природы ребенка, против свободного развития личности, целостности ее сознания, а значит, против физического, психического, психологического, духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, рассматривая школу не просто как среду, которая не способствует возникновению заболеваний, а как здоровьеукрепляющую среду, необходимо ориентироваться на то, насколько она соответствует природе ребенка, способствует удовлетворению его потребностей, обеспечивает психологическую комфортность и возможность для самореализации. Учитывая, что сам человек, его образ жизни и мировоззрение существенным образом влияют на здоровье, школа также должна решать задачу формирования культуры здоровья, помощи учащимся в осознании собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его обеспечения.

Вывод.При ориентации образования на здоровье ребенка необходимо не только обеспечить выполнение в образовательной организации санитарно-гигиенических и психофизиологических требований, учитывающих состояние предметно-пространственной среды, нагрузку учащихся, организацию питания, режима труда и отдыха, физической активности, наличие медицинского контроля за здоровьем школьников, но и создать в образовательной организации педагогические и социально-психологичес­кие условия, соответствующие естественной природе человека (гуманные, нравственные взаимоотношения, разнообразная личностно значимая деятельность), способствующие удовлетворению детьми социальных и духовных потребностей, их личностному развитию и самореализации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.