Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 5. Какие риски влечет информатизация образования?

Появившиеся в последние десятилетия информационные технологии, компьютерная техника и средства коммуникации изменили мир. Что происходит с человеком в новом технологическом мире? Каковы факторы, механизмы и особенности развития человека в новой информационной среде, методы и средства его эффективного обучения и воспитания? Как использовать появляющиеся новшества во благо развитию человека, а не во вред? Эти вопросы с различных позиций рассматриваются философами, психологами, социологами, педагогами. Последние концентрируют свое внимание на проблемах формирования информационной компетентности обучающихся, их подготовки к жизни в современном информационном мире; реализации идей непрерывного образования, создания дистанционных систем обучения; определения оптимальных способов включения компьютерной техники и информационных технологий в образовательный процесс; разработки учебных ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения на основе информационных технологий.

Внедрение компьютерной техники, новых информационных и коммуникационных технологий в образовательную среду можно рассматривать как необходимый и закономерный шаг в процессе общественного развития. Однако растущая технизация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека наряду с предоставлением больших возможностей, появлением многообразных средств связи и ростом качества жизни усиливает процессы отчуждения, равнодушия, унификации людей. А для образования человека необходимо прямо противоположное: единение, заинтересованность, понимание индивидуальности.



Проблема. Может ли компьютер заменить педагога? К чему ведет информатизация образования? Что изменяется в образовательной среде, активно использующей компьютерную технику и информационные технологии? Какие педагогические риски это порождает?

Как указывалось выше, за последнее десятилетие среда социализации молодого поколения существенно изменилась как в своих общих информационных и предметно-пространственных аспектах, так и в части целенаправленно создаваемого в образовательных организациях педагогического процесса. Наряду с имманентно присущими любой педагогической деятельности потенциальными рисками, изменения в образовательной среде могут порождать дополнительные риски. Под риском в широком смысле понимается возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов в процессе достижения поставленной цели. Предпримем попытку обратиться к информатизации образования с точки зрения порождаемых ею педагогических рисков[37]. Для этого рассмотрим понятие технизированной образовательной среды.

Необходимость введения данного понятия обусловлена стремлением адекватно описать новые аспекты педагогической реальности. Известно, что средство, включенное в ту или иную деятельность, может оказывать на нее существенное влияние, если оно замещает какие-либо функции и проявляет свои специфические, присущие только ему свойства. Применение информационных технологий и компьютерной техники в обучении предполагает перенос на них ряда традиционных функций педагога, а также использование технических средств как посредников во взаимодействии педагога и учащихся (электронные учебники, электронные дневники и др.). Применение технических средств также обусловливает увеличение доли используемых формализованных моделей и знаковых систем в учебном процессе. Все это ведет к тому, что образовательная среда приобретает другие возможности и ограничения в плане реализации целевых ориентиров образования, порождая новую педагогическую реальность.

Под образовательной средой будем понимать организованную систему условий, влияний и возможностей, преобразующихся в соответствии с потребностями и целями учащихся в факторы развития и саморазвития. Технизированной назовем такую образовательную среду, в которой обучающиеся преимущественно оперируют формализованными моделями и знаковыми системами, а освоение опыта в значительной части опосредовано техническими средствами обучения. Такая среда, с одной стороны, может обеспечивать возможности для продуктивного развития личности, а с другой – содержать условия, затормаживающие или деформирующие это развитие.

Так, например, результат применения новых информационных технологий наиболее ярко проявляется в «сжатии» социального времени, которое можно зафиксировать, соотнося количество интеллектуального продукта или объемы осознаваемых информационных обменов во всех сферах деятельности, производимых человеком до информатизации и после ее внедрения за одну и ту же единицу физического времени. Для осознанно развивающейся личности сжатие социального времени является мощным фактором развития, поскольку многократно интенсифицируется процесс принятия решений[38]. Но сжатие социального времени является одной из причин алгоритмизации деятельности, так как эвристическое управление ею в условиях временного дефицита доступно весьма немногим. Для большинства людей есть только один выход успевать за ходом социального времени – действовать в соответствии с оптимальными (по критерию своевременности) изученными алгоритмами поведения и принятия решений, то есть включиться в механистически организованные процессы, затормаживающие развитие.

Рассматривая технизированные образовательные среды с точки зрения возможностей и условий для развития личности необходимо отметить, что применение информационных технологий в образовательном процессе позволяет сокращать время на обучение и, соответственно, высвобождать для различных процессов, носящих интеллектуальный, творческий, социально-культурный характер, осуществление которых, в свою очередь, способствуют разностороннему развитию человека. Также технизированные образовательные среды, обладая большим (по сравнению с традиционными) многообразием, предоставляют особые возможности индивидуализации обучения, повышения управляющей роли и самостоятельности обучающегося в этом процессе. Кроме того, такие среды могут способствовать лучшему пониманию информационных процессов, формированию готовности к взаимодействию с компьютерной техникой и информационными системами, что создает условия для успешной профессиональной подготовки.

Также известно, что компьютерное программирование и оперирование моделями расширяет возможности развития абстрактного мышления учащихся, способностей к решению сложных логических и пространственных задач. С другой стороны, как отмечает А.И. Субетто, «с помощью компьютера можно развивать рациональный, формально-логический интеллект – инструмент для рационально-процедурной манипуляции вещами и людьми, но нельзя обрести интеллект как управление будущим, разум – как средство обнаружения истины и предвидения всех последствий тех или иных событий и собственных поступков»[39]. Существует и такое мнение психологов: когда сознание фиксируется на оперировании дегуманизированными знаковыми системами, не имеющими ценностного содержания, возникает деформация личности. Кроме того, в результате использования технических средств как посредников между учителем и учеником и между самими обучающимися, у последних уменьшается возможность накопления опыта социального взаимодействия, вследствие чего повышается вероятность возникновения феномена «социального дисбаланса», суть которого заключается в том, что высокий уровень общего интеллекта либо не связан, либо отрицательно коррелирует с социальной компетентностью и успешностью общения (то есть лицам с высоким интеллектом может быть характерна низкая компетентность в сфере общения).

В технизированных образовательных средах меньшее время отводится непосредственному педагогическому взаимодействию, обладающему уникальными возможностями личностного воздействия людей друг на друга и производства преобразований не только в познавательной, но и в эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сферах. Педагог «заряжает» учащихся интересом к миру вообще и к миру знания, в частности. В непосредственном педагогическом взаимодействии происходит транслирование жизненной позиции учителя, отношения к ученику и изучаемым объектам; ценностных и эмоциональных характеристик, а также установок и поведенческих моделей.

Непосредственное педагогическое взаимодействие включает в себя целостный процесс реального общения, в котором содержится три стороны: коммуникативная, состоящая в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивная, заключающаяся в организации взаимодействия между ними; перцептивная, включающая процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Вследствие использования технических средств как посредников в процессе общения происходит акцентирование на передаче информации и существенно урезаются две его другие стороны, что не может не сказаться негативно на личностном развитии человека. И речь идет не только о коммуникативных способностях[40], но и о том, что в процессе восприятия, понимания другого человека и взаимодействия с ним, ребенок накапливает опыт познания людей и самого себя, развивает навыки самопонимания и самовыражения, что является важнейшим фактором личностного развития.

Еще одна проблема – мотивация познавательной деятельности. Дело в том, что без наблюдающей и ободряющей аудитории прочная мотивация формируется с большим трудом, поскольку ослабевает эмоциональный компонент обучения вследствие дефицита непосредственного общения, недостатка зрительных образов и языка телодвижений. Здесь важно понимать, что использование в обучении информационных систем, обладающих множеством эмоционально привлекательных средств (например, мультимедийных приложений) повышает интерес учащихся и мотивацию непосредственных учебных действий. А вот для формирования более устойчивых перспективно побуждающих мотивов, основанных на понимании значимости знания, необходим социальный контекст, усиливающий стремление к достижениям, позволяющий понять себя, выстроить образ своего будущего.

В связи с последним утверждением следует упомянуть о том, что ряд исследователей рассматривают применение компьютерных технологий в образовательном процессе как вторжение во внутренний мир обучающегося, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенционального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире[41]. Этот фактор риска связан с определенной изоляцией пользователя компьютера от целостного восприятия окружающего мира, в связи с чем со временем появляется устойчивое стремление к постоянному пребыванию в понятном и легко управляемом виртуальном мире, где проблема принятия решений в плане ответственности за последствия практически отсутствует, и где человек может проявить свою индивидуальность, не боясь внешних ограничений.

Таким образом, технизированная образовательная среда в одном случае обеспечивает дополнительные условия для развития обучающихся, а в другом – оказывает на них негативное влияние. Определяющим фактором того, что это будет – позитивное или негативное влияние, является уровень личностного развития учеников, их способность управлять своей жизнью. Наличие осознанных жизненных целей, направленность на их достижение, развитые умения саморегуляции позволяют человеку эффективно использовать предоставляемые средой возможности во благо собственному развитию.

Таким образом, чем ниже уровень личностного развития обучающихся в технизированной образовательной среде, тем выше педагогические риски, то есть вероятность отклонения результатов от цели образования. А если учесть, что эта цель связана с личностным развитием, то получается своего рода «замкнутый круг». Поэтому погружение в технизированную среду детей младшего школьного и даже подросткового возраста ставит под угрозу их благополучное развитие. Безусловно, это не исключает использования компьютерной техники и информационных технологий для решения конкретных образовательных задач. Однако наряду с этим требуется усиленное внимание к личностному становлению учащихся: обогащению их представлений о себе, развитию рефлексивности, ответственности, самостоятельности в учении и других видах деятельности, повышению уровня осмысленности (включая целеполагание и планирование) учебной деятельности и жизни в целом.

Учитывая особенности взаимодействия человека с техникой, в образовательной среде, активно использующей информационные технологии, необходимо предусмотреть такие условия, которые позволяли бы «уравновешивать», «выравнивать» развитие ребенка. Например, чаще отдавать предпочтение групповым формам учебной работы, предполагающим взаимодействие между учащимися, шире использовать разнообразные формы и методы обучения, способствующие их творческому самовыражению, расширению интересов в сфере межличностного общения, самопознания и познания других людей. Образовательная среда должна обладать многообразием, и информационные технологии позволяют его обеспечить. Но, безусловно, нельзя допускать, чтобы они наделялись самоценностью, а восприятие их как средства трансформировалось в представление их как цели. Нередко наблюдаемое в практике увлечение информатизацией сопряжено с усилением внимания к вопросам «как обучать?» в ущерб ответам на вопросы «ради чего?» и «чему?». Следует помнить, что залог успешной реализации образовательных целей – постоянное соотнесение характера образовательного процесса, педагогических действий, учебной деятельности и ее результатов с ценностными приоритетами, образовательными целями и задачами.

Вывод. Внедрение компьютерной техники и информационных технологий в образование изменяет образовательную среду: в ней уменьшается межличностное взаимодействие, сужается процесс общения, актуализируется рационально-логическая сфера человека в ущерб эмоциональной, интуитивной, передаваемый опыт ограничивается знаниями, умениями, навыками и почти не включает в себя ценностные отношения. Все это может привести к затруднениям и деформациям личностного становления обучающихся, их социального развития. Педагогическим рискам технизированных образовательных сред можно противопоставить многообразие видов деятельности учащихся и профессионализм педагогов, способствующих личностному развитию детей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.