Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 11. Как стать настоящим педагогом?

Одна из особенностей педагогической деятельности заключается в том, что для нее не являются необходимыми сложные средства труда. Поэтому существует мнение, что управлять экскаватором или самолетом должен профессионал, а обучать и воспитывать ребенка может каждый. Однако простота внешних средств педагогической деятельности связана со сложностью средств внутренних. Как было показано выше (см. §2.8), необходимое условие продуктивности педагогической деятельности – это мировоззрение, личностные качества педагога и его профессиональная компетентность. Формирование таких характеристик – сложный и длительный процесс. Просто обучение и накопление опыта профессиональной деятельности не обеспечат его успешности. Для самоуправления процессом профессионального становления необходимо представлять образ компетентного педагога и понимать механизмы формирования желаемых характеристик.

Проблема. Каким должен быть компетентный педагог? Каковы условия его профессионального становления?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, начнем с профессиональной компетентности педагога в сопоставлении с другими характеристиками (качествами) профессионала.

Некоторые из этих качеств можно назвать простыми или первичными, затрагивающими отдельные стороны профессионала (профессиональные знания и умения, профессионально важные качества), другие являются интегральными (профессиональная готовность, компетентность, мастерство). Планируя подготовку педагога чаще всего мы идем от знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Однако при ориентации на компетентность в центр необходимо поместить личностно-профессиональные качества человека, который будет хотеть и уметь решать такие задачи, используя не только знания, но и весь личностный потенциал. Для подготовки человека знающего достаточно обращения лишь к сфере его опыта (знаний, умений и навыков), а становление человека компетентного, способного в разных условиях принимать эффективные решения в профессиональной сфере, кроме этого, предполагает развитие соответствующих личностных образований – профессионального самосознания, внутренних мотивов профессиональной деятельности, потребности в достижениях и других[72].



Профессиональная компетентность – это комплексная характеристика человека, отражающая проявления личности, ее познавательного, делового, творческого потенциала в профессиональной деятельности и обеспечивающая ее эффективность. Только компетентный специалист может достичь мастерства. Но это произойдет, когда он не только освоит опыт профессии, но и привнесет в нее свою индивидуальность, обогатив этот опыт. Необходимым условием достижения такого уровня является интеграция профессии в жизнедеятельность субъекта, наполнение ее личностным смыслом, реализация всего личностного потенциала в ней. Здесь уже не только человек подстраивается под профессию, «вбирает» ее, но и изменяет ее под себя, творчески преобразуя и совершенствуя способы деятельности, выполняя ее на новом, объективно более высоком уровне.

Одним из необходимых условий профессионально-педагогической компетентности являются общепедагогические, методические, предметные знания и умения педагога, причем характеризующиеся достаточным уровнем обобщенности, дающем возможность их переноса в разные условия, на иные ситуации. Глубину и прочность профессиональных знаний обеспечивает их личностная значимость, взаимосвязь с мотивами и целями педагогической деятельности.

Также компетентный педагог характеризуется способностями и личностными качествами, позволяющими ему строить эффективное общение и взаимодействие с людьми. Сюда относятся интеллектуальные, коммуникативные, эмпатийные способности, тактичность, терпимость, любовь к детям, готовность принимать, поддерживать и защищать их, гражданская ответственность, высокая культура и нравственность, доброжелательность, эмоциональная стабильность.

Еще одна характеристика компетентного педагога – это наличие выработанной (осознанной) педагогической позиции. Опыт целостного системного видения образования, характеризующий компетентность учителя, предполагает существование «матрицы», которая позволяет представлять педагогический процесс в определенном ракурсе, «отделять благо от зла», определять целесообразность своих действий. В качестве такой «матрицы» выступает жизненная философия – представления о Мире, человеке, его развитии и производная от нее профессиональная позиция педагога – устойчивая система представлений о сущности образования и педагогической деятельности, а также совокупность эмоционально-ценностных отношений к ученикам, преподаваемому предмету, себе, другим людям. С позиции изложенных представлений об образовании и педагогической деятельности (см. §§1.7, 2.8) компетентный педагог разделяет гуманистические воззрения на человека, образование и педагогическую деятельность, а также является носителем тех духовно-нравственных ценностей, к которым стремится приобщить учеников. А поскольку компетентность также предполагает глубокую личностную заинтересованность в данном виде деятельности, к перечисленным характеристикам можно добавить любовь к детям, наличие «установки на человекосозидание» (И.А. Колес­никова).

Следующая необходимая характеристика компетентного педагога – стремление к творческой самореализации в профессиональной деятельности. Творческий подход к своей деятельности позволяет педагогу адаптировать научные модели к реальной ситуации, найти новые способы деятельности, реализовать в ней свои взгляды, способности, ценности, идеалы (см. проблему 10). В свою очередь реализация своего потенциала в профессиональной деятельности не представляется возможным без интереса и позитивного отношения педагога к себе, самопонимания, самопознания.

По мнению С.В. Беловой, профессия педагога предполагает «задание» – сделать себя счастливым[73]. Если принять гуманистическую мысль о том, что основная потребность человека заключается в реализации себя, своих возможностей и творческого потенциала, то непременной составляющей счастья, удовлетворенности жизнью можно считать самореализацию в профессиональной деятельности. Самореализация педагога сопряжена с развитием воспитанников в процессе взаимодействия с ними, с трансляцией им своих ценностей, с «производством вкладов» в их личностное становление. Однако на этом пути возникает много трудностей и противоречий. Устремленность к совершенству и сравнение реального ученика с идеалом ведет к акцентированию педагогом внимания на ошибках, недостатках, недочетах, тогда как известно, что не критика, а поддержка и положительные эмоции обусловливают эффективность воспитания. Принимая ответственность за результаты образования и безопасность детей, педагог ограничивает и регламентирует их действия, в то время как свобода и самостоятельность – важнейшие условия воспитания. Есть и другие проблемы: неадекватное отношение к собственным ошибкам может порождать внутренние конфликты; дети не всегда понимают целесообразность действий педагога; воспитательные результаты проявляются далеко не сразу и иногда далеки от ожидаемых. Все это может приводить к разочарованию педагога в собственной деятельности, к личностным кризисам и профессиональному «выгоранию». Однако следует понимать, что и временные разочарования, и кризисы – неизбежные составляющие любого развития, при этом залогом становления педагогического мастерства становится понимание педагогом себя и постоянная работа над собой.

Итак, профессионально-педагогическая компетентность предполагает наличие профессиональных знаний и умений, соответствующих способностей и личностных качеств, гуманистически-ориентированной педагогической позиции. Описание образа компетентного педагога позволяет перейти к вопросу об условиях его профессионального становления.

Безусловно, важнейшим условием профессионального становления является качественная педагогическая подготовка, способствующая освоению будущим педагогом накопленного систематизированного научного и практического опыта педагогической деятельности, глубокому пониманию сущности и механизмов образования, формированию обоснованной профессионально-педагогической позиции. Основой успешности такой подготовки является личностный потенциал студентов: активность, инициативность, ответственность, интеллектуальные и творческие способности, заинтересованность в приобретаемой профессии, нацеленность на саморазвитие.

Важно отметить, что настоящий педагог существует лишь в процессе развития себя самого и совершенствования профессиональной деятельности. Этому способствуют и постоянная новизна различных аспектов работы с детьми, и неизбежные противоречия, сопровождающие работу любого профессионала, и закономерности объективного мира, где отсутствие усилий по продвижению вперед ведет к деградации. Постоянное личностно-профессиональное развитие педагога есть еще и необходимое условие его профессиональной компетентности, поскольку потребность развития и работа над своим образованием – мощное звено, соединяющее учителя и ученика в их взаимодействии, открывающее возможность решить одну из главных задач педагогической деятельности – приобщить, увлечь ученика собственным развитием.

Вот что об этом пишет известный педагог Ш.А. Амонашвили: «Я давно убедился, что хотя нет такой педагогики, которая способна разрешить все задачи, все конфликты, нет педагогики, которая сделает своих подопечных миленькими, воспитуемыми и обучаемыми, да еще и талантливыми, творческими, – нет всего этого, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открыть эту педагогику. На этом пути нам придется постоянно заботиться о том, чтобы очеловечивать среду общения, утверждать личность в ребенке, помогать ему взрослеть и довести свои задатки до полного совершенства; нам надо будет не просто любить детей, а уметь жить их жизнью, жить вместе с ними. В этом направлении мы и должны заодно воспитывать самих себя как жителей, воспитателей, педагогов, формировать в себе мастера высокого класса, овладевать искусством исполнения педагогических процессов»[74].

Основные характеристики компетентности недоступны для прямого их формирования извне, например, со стороны вузовских преподавателей или школьной администрации. Невозможно в обход человека развить его личностные качества, «вложить» в будущего педагога те или иные ценности, сформировать за него отношения и смыслы. Для этого, прежде всего, необходима его собственная работа. Поэтому важнейшим условием профессионального становления педагога является его саморазвитие– целенаправленная деятельность по преодолению жизненных противоречий и преобразованию самого себя, предполагающая наличие активной жизненной позиции, осмысленных жизненных целей и стремления к расширению собственных возможностей. Саморазвитие осуществляется во взаимодействиях с собой, предметным миром и другими людьми. Взаимодействие с миром позволяет человеку не только актуализировать, реализовать накопленный потенциал, но и приобрести новый опыт решения проблем, расширить свои возможности, получить эмоциональную поддержку. Взаимодействие с собой – это внутренний диалог, форма существования сознания, направленного на самого себя. Оно предполагает «встраивание» нового опыта в собственную картину мира, рефлексию, принятие и осмысление собственного опыта с позиции «Я-идеального» (личностного и профессионального), обогащение представлений о себе в мире и о мире в себе.

Для тех, кто хочет стать педагогом-профессионалом, очень важно накопление и осмысление следующих элементов опыта:

– опыта самопознания, самопонимания, предполагающего формирование, рефлексию и развитие образа себя самого;

– опыта самоопределения – нахождения и осознания смыслов своей деятельности, производства ответственных и осознанных жизненных выборов;

– опыта автономности и самостоятельности, проявляющегося в свободе самовыражения, в отсутствии конформистской зависимости от мнения окружающих;

– опыта самоконтроля и самоуправления, реализации возможности быть руководителем самого себя;

– опыта доброжелательного взаимодействия с другими людьми, бескорыстной помощи и поддержки, опыта полагания себя в форме личностных вкладов в других людях.

Вывод. Компетентный педагог характеризуется наличием профессиональных знаний и умений, коммуникативных способностей, гуманистически ориентированной педагогической позиции, стремления к человекосозиданию, творчеству, саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности. Становление педагога предполагает единство профессиональной подготовки и личностного развития. Основным условием формирования мастерства педагога является постоянная работа над собой и совершенствованием профессиональной деятельности.

Резюме по второй главе

В этой главе педагогика представлена как специальная наука об образовании, изучающая сущность, закономерности, принципы, способы осуществления образования как процесса целенаправленного формирования опыта человека, его психического, личностного и духовного развития. Историю развития педагогического знания можно вести от появления первых педагогических суждений и зарождения педагогических идей в русле философских учений. Однако начало формирования педагогики как собственно науки связано с появлением теорий, основанных на педагогической практике и эксперименте. Пройдя более чем трехсотлетний путь развития, современная педагогика представляет собой самостоятельную науку, вырабатывающую знание об образовательной реальности, что позволяет ей эффективно реализовать фундаментальную и конструктивно-технологическую функции.

Пониманию особенностей педагогики как науки способствует анализ ее взаимосвязей и особенностей при сопоставлении, во-первых, со стихийно-эмпирическим познанием и житейским опытом, во-вторых, с другими науками, в-третьих, с педагогической практикой. Представим его результаты последовательно.

1. Научный и житейский педагогический опыт имеют общие элементы, поскольку именно в житейском опыте находятся истоки педагогики. Однако педагогическая наука в отличие от стихийно-эмпирического познания использует методы научного исследования (анализ, моделирование, наблюдение, эксперимент и др.), позволяющие получать обобщенное достоверное педагогическое знание. В отличие от житейского опыта научные знания рациональны и осознанны. Их накопление и передача возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизируются в специальных формах (понятиях, закономерностях, принципах, моделях, технологиях, теориях), отражающих наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научно-педагогическое знание систематизировано. И саму педагогику можно представить в виде системы взаимодействующих научных дисциплин, организованных в группы: общую педагогику, частные дидактики, возрастную педагогику, специальную педагогику, профессиональную педагогику, социальную педагогику.

Особенностью научно-педагогического знания является то, что оно неотъемлемо от культуры, ценностно насыщено, зависит от исследовательской позиции, методов и процедур исследования. Значительное место в его составе занимают нормативные положения – принципы, призванные регулировать практическую педагогическую деятельность. Несмотря на то, что педагогическое знание отличается от знания, полученного в точных науках, оно отвечает идеалам научного познания и, в отличие от житейского, позволяет решать многообразные педагогические проблемы.

2. Рассматривая педагогику в системе наук, ее относят к человекознанию, к социально-гуманитарным отраслям науки. С другими науками педагогику объединяют различные типы межнаучных связей. Базисом педагогических концепций служат, в первую очередь, философские и психологические теории. Философия позволяет предвидеть и учитывать тенденции развития общества, понимать сущность и предназначение человека. Именно на основе такого понимания формируются представления о сущности образования, его функциях и целях. Психология, изучая факторы, механизмы и особенности возрастного развития и личностного становления человека, характеристики и механизмы развития познавательных способностей, процессы освоения опыта и т.п., помогает педагогике найти эффективные способы организации процессов обучения и воспитания. Тем не менее, педагогика – самостоятельная наука, поскольку, во-первых, в изучении образования имеет собственный предмет, не сводимый к предметам других наук, во-вторых, реализует фундаментальную функцию – строит собственные теоретические модели образования, позволяющие совершенствовать практику.

3. Развитие научно-педагогического знания неразрывно связано с развитием практики образования. Педагогическая практика решает задачи обучения и воспитания, а наука изучает явления образовательной реальности, описывает факты и причинно-следственные связи процесса образования, вскрывает его закономерности; анализирует, обобщает, интерпретирует передовой педагогический опыт; исследует и описывает состояние процесса образования, строит новые модели образования.

Взаимосвязь между наукой и практикой является двунаправленной. Практика является первоосновой становления педагогической науки, источником запроса к ней, данных для постановки научных проблем, а также накопленного практического опыта. Именно в практике наукой проверяются закономерности, оцениваются построенные модели образования. Осуществляя теоретический анализ практики, устанавливая закономерности, наука разрабатывает новые модели и проекты педагогических систем, которые внедряются в практику и способствуют ее совершенствованию.

Основным звеном-посредником между педагогической наукой и практикой выступает педагогическая деятельность. Высокопродуктивная педагогическая деятельность основана как на научных моделях и технологиях, так и на личности самого педагога: его ценностях саморазвития и самореализации в профессии, гуманистическом мировоззрении, личностном и творческом потенциале.

Базовыми категориями педагогики являются образование, обучение, воспитание, педагогический процесс. Образование как процесс включает две составляющих: воспитание и обучение. Обучение ставит в центр элементы познавательного опыта ученика и в первую очередь решает задачи организации усвоения знаний, умений и навыков, а воспитание направлено на формирование определенных качеств, отношений, мировоззрения, ценностей человека. В следующих главах эти составляющие рассмотрены более детально.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте педагогику как науку. Есть ли особенности реализуемых ею функций по сравнению с другими науками?

2. Существует мнение, что объектом педагогики является человек. Попытайтесь в этом объекте выделить предмет педагогики. С предметом какой науки он совпадет? Каков объект и предмет педагогической науки?

3. В чем заключаются различия между стихийно-эмпирическим и научным познанием образовательной реальности? В чем вы видите сложности проведения педагогического исследования?

4. Охарактеризуйте процесс становления педагогической науки. Как он связан с развитием образования (практики воспитания и обучения детей)?

5. Каковы движущие силы развития педагогики как науки? Соотнесите их с движущими силами развития образования.

6. Подготовьте сообщение о педагогических идеях одного из известных педагогов прошлого. Подумайте над следующими вопросами. Что не устраивало ученого-педагога в традиционном образовании? Частью каких идей ученого были его взгляды на образование? Как повлияла социокультурная ситуация на содержание его педагогической теории? Какие идеи вам ближе всего?

7. Перечислите источники научно-педагогического знания. Какова роль каждого из них в становлении педагогики как науки?

8. Для чего наука создает и использует специальные формы знания? Каковы особенности научно-педагогического знания по сравнению с житейским и по сравнению со знанием в точных науках?

9. Почему житейский педагогический опыт субъекта невозможно эффективно передавать другим, а зачастую, и нецелесообразно это делать?

10. В чем отличие научного понятия от житейского?

11. В чем отличие педагогического принципа от закономерности? Как они взаимосвязаны?

12. В чем особенность такой формы научно-педагогического знания, как модель? Какие модели строятся в педагогике?

13. Что такое педагогическая технология? Как вы думаете, почему некоторые ученые считают нецелесообразным использовать в педагогике понятие технологии?

14. Почему теория считается наиболее зрелой формой научного знания? Какие элементы включает в себя педагогическая теория?

15. Какие подходы к трактовке термина «образование» существуют в педагогике?

16. Выделите общее и особенное в понятиях обучения и воспитания.

17. Может ли быть один и тот же процесс (например, краеведческая экскурсия с целью обогащения знаний учащихся о флоре и фауне родного края) описан как педагогическая технология, как педагогический процесс, как модель педагогической деятельности? Одинаковы ли будут эти описания?

18. Чем понятие педагогического процесса отличается от понятий образования, воспитания, обучения? Что между ними общего?

19. Каковы этапы и внутренняя логика педагогического процесса?

20. Для чего необходима дифференциация внутри науки? Назовите известные вам научно-педагогические дисциплины. Какую роль выполняет общая педагогика?

21. Представьте внутреннюю структуру педагогики в форме схемы, отразив в ней а) группы научных дисциплин, б) дисциплины и в) их предметы исследования.

22. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?

23. Может ли педагогика обойтись без философии и психологии? Можно ли считать ее приложением к этим наукам? Почему?

24. Выделите признаки сравнения и отразите сравнительный анализ педагогической науки и практики в форме таблицы.

25. Для чего нужна наука педагогика образовательной практике и педагогам-практикам? Какую роль выполняет практика по отношению к науке? Вносит ли вклад в науку педагог-практик, создающий и реализующий на высоком уровне мастерства авторскую педагогическую систему?

26. Какие функции реализует педагог в процессе профессиональной деятельности? Представьте ответ в форме таблицы с тремя колонками: 1) этап деятельности педагога; 2) функции; 3) краткая характеристика функций. Как в этих функциях может находить отражение его личность?

27. Отечественный философ образования Б.С. Гершунский пишет: «В теории на живой опыт надет намордник. Поэтому для учителя важна не только теория, но и сила живого примера, реального опыта во всем его многообразии. Опыт стилизированный, обращенный в теорию уже не может достучаться до творческих источников личности. Для этого нужен опыт непричесанный, безграничный и безмерный». Как Вы понимаете это высказывание? Почему научная теория по сравнению с живым опытом, реальной педагогикой является более узкой, «причесанной»?

28. В чем заключается отличие высокопродуктивной педагогической деятельности от других? Почему каждый педагог, выполняющий свою деятельность на высокопродуктивном уровне, как правило, создает авторскую систему? Возможно ли в этом случае заимствование модели педагогической деятельности у более опытных коллег?

29. Представьте поэтапно путь педагога от выбора профессии к мастерству.

30. Сопоставьте современные тенденции развития общества, тенденции развития образования и тенденции развития педагогики как науки. Какие общие линии вы можете обозначить?

Рекомендуемая литература

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 6–100.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 208 с.

Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. и асп. педвузов. – Москва, Волгоград: Перемена, 2002. – 163 с.

Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – С. 63–133.


ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ

Самое действенное и плодотворное воспитание – такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри.

П.П. Блонский

Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее.

Л.Н. Толстой

В педагогике термин «воспитание» используется в разных смыслах (см. §2.4). В данном пособии воспитание представлено как одна из сторон процесса образования или педагогического процесса. Воспитание – это основной, ключевой элемент и образования, и социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для жизни в обществе правил, норм, ценностей. Именно воспитание способствует становлению в ребенке личности, формированию способности управлять собой и своей жизнью.

Воспитание – очень сложный процесс. В нем участвуют не только семья и школа, но и косвенно – различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т.д. В педагогике существует множество концепций воспитания – теоретических описаний этого процесса и его различных аспектов. Для того чтобы показать всю проблематику и не упустить целостность воспитательного процесса, сначала обзорно представим многообразие целей и содержания воспитания (то есть ответы на вопрос: что необходимо воспитывать в человеке?), затем рассмотрим различные подходы к осуществлению этого процесса (то есть ответы на вопрос: как воспитывать?). И только после этого обратимся к более детальному рассмотрению воспитания в его гранях, определяемых важнейшими задачами личностного развития. Это позволит нам разобраться одновременно и в сущности конкретных психологических изменений воспитанника, и во внешней стороне воспитания – целенаправленной педагогической деятельности по управлению этими психологическими изменениями.

3.1. Цели и содержание воспитания

Поскольку дать единое и полное определение воспитания не представляется возможным, вначале обозначим общие признаки воспитания как одной из сторон процесса образования. Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный, где цель – это образ воспитанного человека. Во-вторых, в этом процессе активно участвуют два или более субъектов, один из которых – воспитатель – управляет этим процессом, другой – воспитанник – тот, чьи психологические характеристики рассматриваются как предмет воспитания и результат этого процесса. В-третьих, воспитание можно представить с внутренней и внешней сторон. С внутренней стороны оно предполагает психологические изменения в человеке (воспитаннике) – усвоение норм поведения, формирование отношений к себе, другим людям, миру, становление личностных механизмов регуляции деятельности и т.п. Описание этих желаемых изменений составляет содержание воспитания. С внешней стороны воспитание рассматривают как воспитательную деятельность – целенаправленное влияние на формирование психологических образований, создание условий для преобразования человека, поддержка его развития и пр.

Процессуальный аспект воспитания (как воспитывать?) будет рассмотрен в §3.2, а сейчас обратимся к целям и содержанию воспитания, то есть попытаемся ответить на вопросы, каким должен быть воспитанный человек и что необходимо в нем воспитывать.

Проблема определения цели воспитания уходит своими корнями в представления о сущности человека, его месте во Вселенной и роли в обществе. Каковы потенциальные возможности человека? Что ему дано от рождения, а что формируется прижизненно? Какие качества нужны людям, чтобы выполнять свои социальные функции, быть успешными, счастливыми? Что важнее: полезность для социума или самореализация человека? Эти и другие вопросы волнуют педагогов при постановке воспитательных целей и обосновании содержания воспитательного процесса.

Как правило, именно путем фиксации цели и содержания воспитания даются определения данного процесса. Приведем несколько примеров.

В педагогической энциклопедии, выпущенной в 1927 году под редакцией А.Г. Калашникова дано следующее определение: «воспитательный процесс в социальном смысле состоит в том, чтобы из слоев населения, пополняющих живую силу общества, из детей, подростков и необученных взрослых создать полезных членов данного общества, полезных с точки зрения интересов всего общества или отдельных его групп». Классическим для советской педагогики является понимание воспитания как «планомерного, целенаправленного воздействия на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желаемые воспитателю» (М.И. Калинин) или как «целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» (Н.И. Болдырев).

В трудах последних десятилетий под воспитанием подразумевается «процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности» (В.И. Гинецинский); «формирование потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения» (П. Симонов и П. Ершов).

В современной науке воспитание представлено как «культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности» (Е.В. Бондаревская).

Опираясь на выделенные выше образовательные парадигмы (см. §1.6), можно говорить о том, в авторитарной парадигме воспитание направлено преимущественно на поведение человека, в деятельностной – на его конкретные качества, в гуманистической – на личность, ее ценностно-смысловую сферу (см. таблицу 5).

Таблица 5

Цели и содержание воспитания в разных образовательных парадигмах

Параметры сравнения Авторитарная парадигма Деятельностная парадигма Гуманистическая парадигма
Целевой образ воспитанного человека Человек, умеющий правильно себя вести Ответственный, трудолюбивый, дисциплинированный, сознательный человек Человек, нашедший свое место в мире, активно реализующий и развивающий свой потенциал
Основной предмет воспитания Поведение, внешние проявления человека Качества личности, необходимые для успешного выполнения функций Личность, ее ценностно-смысловая сфера, субъектность как способность управлять своей жизнью
Содержание воспитания Нормы поведения Заданные качества, базовая культура Ценности, личностные качества, опыт «быть личностью»

Нашим базовым ориентиром является гуманистическая образовательная парадигма. В силу целостности образования, единства целей образования, воспитания и обучения, проведенный в главе 1 анализ функций, ценностей и целей образования, имеет прямое отношение и к воспитанию, как его важнейшей стороне. Цель воспитания может быть также обозначена через образ человека, обладающего совокупностью внутренних условий, способствующих достижению его собственных жизненных целей, продуктивной самореализации в различных сферах жизни на путях, несущих субъективное благополучие и ценных в социальном отношении (см. §1.7). Содержание воспитания есть конкретизация его цели, отражающая в данном случае какие качества и свойства личности составляют эти внутренние условия, что конкретно необходимо сформировать или развить в человеке для того, чтобы он смог успешно реализовать себя. К таким качествам относятся, во-первых, наличие у человека смысла жизни, системы жизненных ценностей, соотносящихся с вечными духовно-нравственными (добром, истиной, красотой) и гуманистическими (творчеством, самосовершенствованием, самореализацией) ориентирами; во-вторых, наличие опыта «быть личностью» (понимать себя, делать осознанный выбор, формировать и проявлять свою позицию) и качеств (активности, инициативности, целеустремленности, ответственности, рефлексивности, волевых ресурсов и др.), позволяющих реализовать собственные смыслы и ценности, достигать поставленные жизненные цели.

Содержание воспитания всегда взаимосвязано с культурой, поскольку объективно существующие ценности, нормы и другие элементы общественного сознания, принадлежащие культуре, в процессе освоения человеком становятся его субъективно-личностным достоянием, что позволяет ему развиваться. Таким образом, в процессе воспитания объективно существующая культура является источником становления воспитанного человека.

В обыденном сознании сам образ воспитанного человека зачастую ассоциируется с человеком культурным. Эти идеи развиваются и в науке. Например, в концепции академика Е.В. Бондаревской целью воспитания является человек культуры, который характеризуется как[75]:

– свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самодисциплиной, самостоятельная, отличающаяся независимостью суждений, сочетаемым с уважением к мнению других людей, способная к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющая принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществляющая свободный выбор своей жизнедеятельности, способов своего развития;

– гуманная личность, сочетающая любовь к людям, ко всему живому с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимающая ценность и неповторимость каждого человека, стремящаяся к миру, согласию, добрососедству, умеющая проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств;

– духовная личность, имеющая потребности в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, обладающая автономией внутреннего мира, стремящаяся к поиску смысла жизни, счастья, идеала;

– творческая личность, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, обладающая развитым чувством нового, стремлением к созиданию;

– практичная личность, владеющая основами экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знающая народные обычаи, бережно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, имеющая эстетический вкус и хорошие манеры, умеющая обустроить свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.

В данном подходе аккумулированы не только цели воспитания, но и его содержание, которое определяется характеристиками личности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.