Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспитание как формирование готовности к саморазвитию

Поскольку сам растущий человек является значимым фактором собственного развития, «строителем» себя самого, необходимо включение его не только в производство частных смыслов, отношений к отдельным сторонам реальности, но и в осмысление и организацию собственной жизни, а также в управление процессом собственного развития.

Если рассматривать развитие личности поэтапно, то можно выделить две ступени. На первой ребенок приобретает возможность опосредованного поведения, то есть научается управлять собой и своим поведением на основе соподчинения мотивов. На второй ступени личностного развития человек приобретает возможности управлять своей жизнью на основе осознанных жизненных целей, направлять себя на их достижение. Здесь он способен занимать позицию «над потоком жизни», исполнять роль управляющей инстанции. Осознание и выстраивание собственных идеалов и жизненных перспектив способствует пониманию необходимости развития собственных качеств, что формирует потребность в саморазвитии и стимулирует активность в данном направлении. Таким образом, личностная зрелость связана со способностью управлять как своим поведением, так и собственной жизнью, и развитием самого себя.

В возрастной психологии показано, что старший подростковый (14–15 лет) и ранний юношеский возраст (16–18 лет) являются сензитивными (благоприятными) периодами для перехода ко второй ступени личностного развития, для начала «строительства» себя и своей жизни в соответствии с собственными взглядами на свое место в мире. Психологическое содержание развития личности в этот период раскрывается как осмысление себя, осознание своего места и роли в различных системах, поиск жизненных смыслов, определение жизненных перспектив. Основой и результатом такого развития является формирующееся самосознание, а базовым механизмом – самоопределение.



Самоопределение – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции, обусловленный осознанием и интеграцией социокультурных значений, внешних требований и условий, с одной стороны, и внутренних ресурсов, намерений, интересов, с другой. В результате самоопределения формируются личностные смыслы тех или иных объектов и явлений реальности и в целом избирательное отношение к миру (выделение важных объектов, сторон жизни, перспектив) и самому себе.

Традиционно выделяют два взаимосвязанных плана самоопределения: личностный – поиск ценностно-смысловых ориентиров жизни и профессиональный – выбор профессии, поиск смыслов профессиональной деятельности. Однако как механизм самоопределение присутствует во всех актах понимания и наделения личностным смыслом объектов или явлений. В процессе самоопределения та или иная сторона внешней действительности связывается субъектом с собственной деятельностью, собственными смыслами, целями, намерениями, с представлением о себе, а значит, приобретает личностный смысл. Формирующаяся позиция, отношения закрепляются и утверждаются в актах выбора, в деятельности, в общении с другими людьми. Здесь также происходит столкновение с иными аспектами реальности, получение нового опыта, позволяющего использовать его в качестве нового контекста осмысления себя и реальности для выявления других смыслов. Соотнесение старых и новых смыслов снова актуализирует самоопределение, что приводит к упорядочиванию отношений с миром на новом уровне осмысления себя и реальности. Таким образом, самоопределение – перманентный процесс, проходящий через всю жизнь человека, связанный с изменениями в ценностно-смысловой сфере личности, позволяющий ей сформировать непротиворечивую целостную картину мира, достичь личностной зрелости и постоянно развиваться.

Развитие человека, самоопределение невозможно без рефлексии. Рефлексия – это уникальная человеческая способность произвольно манипулировать образами в поле сознания и направлять луч осознания на определенные аспекты внешней ситуации, на изучение содержания собственного сознания, на собственные качества и свойства, мотивы деятельности, отношения к действительности. Рефлексия позволяет человеку не просто осознавать, но и мысленно преобразовывать ситуацию, себя самого, свою деятельность, решать «задачи на смысл», разрешать внутренние конфликты в смысловой сфере, осуществлять критическую переоценку ценностей.

Рефлексивные механизмы характерны каждому человеку, но в разной степени. Поэтому рефлексивность также рассматривают как качество субъекта, определяющее его способность к осознанию собственных свойств, склонность к анализу происходящего, прошлого, будущего и себя в нем. Рефлексивному человеку приходится часто задавать себе вопросы: какова сложившаяся ситуация? Хотел бы я ее изменить? Что важно для меня? Как я должен себя вести? Почему я это сделал? Правильно ли я поступил? Почему меня не устраивают результаты? Чего бы мне хотелось добиться? Для чего мне это нужно? Каковы мои дальнейшие планы? Что будет, если …? В психологических исследованиях показано, что низкий уровень рефлексивности не позволяет человеку эффективно и целенаправленно управлять своей жизнью. Однако следует отметить, что и очень высокая рефлексивность также не очень благоприятна для личностного развития, поскольку приводит к долгим раздумьям, «застреванию», препятствует активному включению в деятельность.

Следует особо подчеркнуть, что рефлексия, самоопределение потому и обладают богатыми личностно развивающими возможностями, поскольку связаны не только с производством отношений к внешней действительности, но и с изменениями в самосознании личности. Самосознание характеризуется выделением человеком себя из объективного мира, осознанием и оценкой собственного «Я», себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Образ самого себя всегда эмоционально «окрашивается» человеком, формируя самоотношение и самооценку. Ребенок не просто знает кто он, какие у него есть качества, но и хороший он или плохой. Первоначально самоотношение формируется под влиянием оценок близких людей, в дальнейшем специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме. Постепенно формируясь, самоотношение оказывает влияние на все проявления человека.

Психологами доказано, что позитивное самоотношение и достаточный уровень самоуважения взаимосвязаны с самостоятельностью и чувством собственного достоинства, со способностью преодолевать свои недостатки, со стремлением утверждать себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, усилий. Частыми следствиями негативного отношения к себе являются закрытость, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты, частые внутриличностные конфликты, ожидание равнодушного или негативного отношения со стороны других людей, недоверчивое и неодобрительное отношение к ним, стремление утвердить себя за счет окружающих, болезненные реакции на критику и замечания социального окружения.

Начиная с подросткового возраста именно самосознание в единстве представлений о самом себе, самоотношения и самооценки опосредует личностное развитие человека. Так, заниженная самооценка подростка приводит к его неуверенности в себе, неспособности ставить адекватные собственным возможностям цели, реализовать их в своих действиях. Она стимулирует конформное (зависимое) поведение, что в подростковом возрасте может приводить к девиантным (отклоняющимся от нормы) проявлениям. Неадекватно завышенная самооценка также препятствует личностному развитию, поскольку если образ себя близок к образу-идеалу, то нет необходимости куда-то стремиться в своем развитии. Оптимальным вариантом в плане личностного развития считается адекватная и несколько завышенная самооценка, которая стимулирует человека на то, чтобы проявлять свои лучшие качества и возможные ресурсы в поведении. Для того чтобы человек мог эффективно развиваться, он должен позитивно относиться к себе, чувствовать свое достоинство, верить в свои силы.

Таким образом, самоопределение – это не просто выбор из альтернатив, это – выявление смысла своих действий, жизни, смысла «Я», конструирование себя, своей системы ценностей и жизненных перспектив. Личностное и профессиональное самоопределение в части внутренних актов, продуцирующих изменения в самосознании и ведущих к повышению осмысленности жизни – основной механизм развития и саморазвития личности. Важным в этом процессе является познание себя и построение перспективы будущего.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана следующими причинами[83]. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней – очередной шаг в его развитии.

Кроме осуществления самопознания, осмысление собственного биографического, жизненного опыта ипостроение перспективы будущего открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора целей и путей, служит условием ее саморазвития. Известно, что совокупность представлений субъекта о будущем, размышление о нем и планирование своей жизни способны оказывать сильное мотивационное влияние, активизировать и регулировать поведение человека. Когда личность принимает ответственность за свою жизнь, имеет достаточно осмысленные жизненные цели, направлена на достижения и реализацию собственного потенциала, она становится субъектом саморазвития, то есть берет на себя управление собственным развитием.

Саморазвитие – это целенаправленная внутренняя и внешняя активность человека по изменению себя в соответствии с собственным идеалом и возможностью реализации жизненных целей. Внешняя активность проявляется в организации развивающих условий жизнедеятельности (образовании, посещении кружков, секций, познавательных увлечениях, участии в разнообразных видах деятельности, конструировании бытовой среды и пр.), внутренняя – в расширении самосознания. Чем более глубоко человек познает самого себя, тем более адекватные представления о своем дальнейшем жизненном пути формируются у него, тем более эффективно он осуществляет свои жизненные планы, в том числе по саморазвитию.

Таким образом, готовность воспитанника к саморазвитию определяется личностной зрелостью и предполагает:

· развитую рефлексивность, способности к самопознанию и самоопределению;

· принятие ответственности за свою жизнь, внутренний локус контроля, то есть восприятие себя как причины происходящего;

· осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие выстроенной в сознании перспективы будущего;

· позитивное самоотношение, адекватную самооценку, наличие «зазора» между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

С точки зрения формирования готовности воспитанника к саморазвитию объектом педагогического управления должно быть взаимодействие воспитанника с предметным миром, с другими людьми, с самим собой. Управление предметной деятельностью воспитанника должно способствовать приобретению им нового опыта, расширению своих возможностей, актуализации, реализации накопленного потенциала, своих целей и ценностей. Педагогическое управление взаимодействием воспитанника с собой должно способствовать эффективному осмыслению им нового опыта, «встраиванию» его в собственную картину мира, рефлексии, осмыслению себя самого, своей роли, возможностей, намерений, смыслов в конкретной деятельности и жизни в целом. Педагогическое управление взаимодействием воспитанника с людьми должно обеспечивать кроме опыта коммуникации, получение эмоциональной поддержки, ощущение успеха, принятие и признание окружающих. Осуществляться такое управление должно на основе косвенных способов педагогического влияния: путем создания воспитательной среды, с помощью педагогической поддержки и сопровождения (см. §3.2).

При этом следует помнить, что для продуктивного развития человека необходимо нахождение оптимальной меры между свободой, самоорганизацией, с одной стороны, и внешним управлением, с другой. В том случае, когда ребенок не способен делать осознанный выбор, предвидя его последствия, ставить цели и направлять себя на их достижение, кто-то другой (значимый взрослый) должен помочь ему в управлении жизнедеятельностью. При сложившихся ценностно-целевых ориентирах и внутренних механизмах самоорганизации развитие обеспечивается значительными внешними свободами. Для того чтобы человек развивался как личность, субъект жизни и саморазвития, необходимо постоянно повышать степень его свободы и ответственности, постепенно снимая внешнее управление. Это положение определяет организацию воспитательной среды. На первых этапах эта среда должна во многом регламентировать деятельность воспитанников, в дальнейшем все более расширяя возможности для выбора и достижения собственных целей. Чем шире возможности среды и больше условий для выбора и самоопределения, тем более востребуется самостоятельность, осмысленность действий, мотивов, ценностей, тем более осознанная и ответственная позиция в отношении собственного будущего формируется и реализуется воспитанником, тем более он становится субъектом саморазвития.

Таким образом, на основании понимания личности, механизмов и процессов ее становления можно выделить следующие основы создания воспитательной среды, направленной на формирование готовности к саморазвитию:

· обеспечение разнообразия среды, позволяющей удовлетворять потребности и интересы воспитанников, апробировать и утверждать их собственные позиции, ценности, смыслы;

· уважение и принятие воспитанника как самоценной личности, признание его права на самостоятельное построение жизненного пути;

· поддержка активности и автономности воспитанников, помощь в преодолении трудностей и в решении возникающих проблем;

· актуализация рефлексивной деятельности воспитанников, использование в качестве объектов осознания как элементы непосредственного опыта (представления, знания, умения, отношения), так и мотивы, основания своей деятельности вплоть до личностных ценностей;

· актуализация самоопределения в отношении собственного жизненного пути, построения перспективы будущего, собственного «Я идеального» в контексте духовно-нравственных ценностей;

· трансляция образцов личностной зрелости, нравственных выборов, направленности на саморазвитие через проявление педагогами собственной личностной позиции, целей, ценностей, приобщение воспитанников к опыту собственной личностной организации.

В целом можно сказать, что воспитание готовности к саморазвитию – это создание таких условий, в которых у подростка, юноши, девушки формируются следующие элементы опыта:

· опыт автономности и самостоятельности, что проявляется в принятии ответственных решений, в свободе самовыражения, в отсутствии конформистской зависимости от мнения окружающих;

· опыт самопознания, самопонимания и самоопределения, предполагающий рефлексию и развитие образа себя, формирование позитивного самоотношения, а также нахождение и осознание смыслов своей деятельности и жизни в целом;

· опыт самоконтроля и самоуправления, постановки целей, реализации принятых решений и возможности быть руководителем самого себя;

· опыт соотнесения своих идеалов с духовно-нравственными ценностями, опыт нравственных выборов;

· опыт самореализации, проявляющийся в утверждении своей позиции, своих ценностей и смыслов в деятельности и жизненных выборах, в созидании объектов материальной и духовной культуры, в преобразовании своей среды, во влиянии на других людей.

Для формирования такого опыта воспитателем могут использоваться ситуации, в которых осуществляется[84]:

– выбор, сделанный самим воспитанником, при условии его автономности в этом выборе и осознании ответственности за него;

– самостоятельная постановка цели, планирование своих действий и их реализация под контролем собственного сознания и воли;

– творческая реализация собственных идей;

– преодоление препятствия, требующего мобилизации и проявления своих лучших качеств;

– ощущение принятия другими, единства с ними, собственной значимости для других людей;

– признание достижений, переживание воспитанником успеха, гордости собой;

– столкновение мнений, позиций, возможность воспитанника работать над сопоставлением, интерпретацией контекстов;

– самооценка воспитанником своих достижений, принятие опыта неудачи, осознание недостаточности собственных ресурсов, желание развивать свой потенциал;

– открытость своих переживаний и мыслей перед другими людьми, ощущение эмоциональной поддержки;

– утверждение воспитанником своей позиции в дискуссии, в деятельности, во взаимодействии с другими.

Формирование готовности воспитанников к саморазвитию опирается, продолжает и усиливает процессы развития ценностно-смысловой сферы (см. §3.4), способствует дальнейшему, более глубокому осмыслению воспитанником различных сторон реальности и себя самого, развитию самосознания, построению в сознании перспективы будущего, осознанию жизненных целей и развитию личностных ресурсов для их достижения. Поэтому воспитание, нацеленное на формирование отношений и ценностей и на формирование готовности к саморазвитию, осуществляется в аналогичных педагогических условиях и ситуациях, опирается на единые принципы. Основное различие заключается в степени автономности и сфере ответственности воспитанника, которые возрастают по мере личностного развития, сформированности у него внутренних регуляторов поведения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.