Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Реализация воспитания в образовательных организациях

В предыдущих параграфах воспитание было рассмотрено как особый процесс психологических изменений воспитанников и как процесс педагогического влияния на эти изменения. Теперь обратимся к воспитанию с точки зрения организации и управления этим процессом в образовательных организациях.

Поскольку общие цели воспитания весьма обширны, и достижение их в полной мере за ограниченный временной период не всегда возможно, каждой образовательной организацией, как правило, разрабатывается собственная концепция и программа воспитательной деятельности, где отражаются особенные приоритеты воспитания (миссия образовательной организации), признанные данным педагогическим коллективом в качестве ценностно-целевых ориентиров собственной деятельности. Для реализации концепции воспитания в образовательной организации назначается ответственный за воспитательную работу (заместитель директора, помощник руководителя и пр.), который осуществляет планирование и контроль воспитательной деятельности всей организации.

В дошкольных образовательных организациях воспитание детей – основной процесс, который осуществляется воспитателями и каждым членом педагогического коллектива. В школах, гимназиях, лицеях воспитательную работу, как правило, на уровне планирования и организации отделяют от обучения и возлагают на классного руководителя, который ведет учебные предметы в соответствии со своим профилем и одновременно в одном из классов – воспитательную работу. Классный руководитель на основе общешкольного плана формирует план воспитательной деятельности класса, организует ее, координирует; при этом взаимодействует не только с детьми, но и с их родителями и другими учителями, несет ответственность за воспитательный процесс. В некоторых школах практикуется освобожденное классное руководство (классный руководитель занимается только воспитательной работой). Зачастую в организации воспитания активное участие принимают социальные педагоги, ведущие кружки, секции, организующие массовые мероприятия, оказывающие детям социально-психологическую поддержку. В профессиональных образовательных организациях социально-воспитательную работу выполняют кураторы.



Базовым конструктом, описывающим организацию воспитательного процесса и выделяющим в нем относительно автономные «единицы», является форма воспитания. В отличие от метода, фиксирующего особенности воспитательного влияния педагога, форма воспитания отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся характером деятельности воспитанников и взаимосвязи всех участников процесса воспитания (педагогов, воспитанников, возможно, родителей и привлеченных лиц). К традиционным формам воспитательной деятельности относят индивидуальные и групповые беседы, коллективные творческие дела, кружки, олимпиады, конкурсы, походы, «трудовые десанты», экскурсии, игры, встречи с интересными людьми, массовые праздники и др.

Одной из распространенных форм воспитательной работы, предполагающей творческо-практическую деятельность учащихся, являются массовые праздники. Они могут охватывать от класса учащихся до всей школы. Под массовым праздником понимается форма воспитательной работы, включающая спектр различных мероприятий, связанных единым замыслом и тематикой: конкурсы творческих работ (сочинений, стенгазет и пр.) или художественной самодеятельности, выставки, коллективные дела, встречи с известными людьми, вечера отдыха и т.д. Такие праздники отличает особая непринужденная, творческая, позитивно окрашенная психологическая атмосфера. Они позволяют эффективно, в увлекательной форме решать задачи, связанные с расширением кругозора, формированием отношений, с развитием личности, ее творческих способностей, повышением сплоченности воспитательного коллектива. Одна из важных функций массовых праздников – предоставление воспитанникам возможности проявления себя, личностной самореализации. Умелое вовлечение воспитанников не только в участие, но и в разработку сценария и организацию мероприятия позволяет сделать его подготовку коллективным творческим делом. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, чем само мероприятие. При подготовке массового мероприятия не должно быть «мелочей», не заслуживающих внимания педагога. Следует учесть необходимость специального оформления помещения, подбора музыки для психологического настроя и другие факторы успешности мероприятия. Предметом особой заботы педагога при подготовке и проведении мероприятия должны быть интересы, мотивы, ценности детей, актуализируемые и развиваемые в предлагаемой деятельности.

Следует отметить, что использование форм воспитания отнюдь не означает реализации воспитательных задач. Как было показано выше, само по себе участие детей в деятельности может и не обладать воспитательным эффектом. Важно обеспечить личностную включенность ребенка, развивающие условия, духовно-нравственный и социальный контекст развития (см. §3.4, 3.5). В противном случае может получиться так, что в школе, использующей большой спектр разных форм воспитания, мероприятий много, а реального воспитания личности не происходит.

Кроме этого, важно понимать, что воспитание происходит не только во время мероприятий. Ребенок живет непрерывно, постоянно накапливает опыт, на который влияют окружающие люди, обстановка, весь жизненный контекст. Поэтому современные модели организации воспитания в образовательных организациях (воспитательная система, воспитательная среда) предполагают учет и управление всеми факторами, способными оказать воспитательное влияние.

Воспитательная среда образовательной организации – это система условий и возможностей, преобразующихся в соответствии с потребностями и целями воспитанников в процессе их внешней и внутренней деятельности в факторы их воспитания, личностного становления, духовно-нравственного развития. Какие факторы среды при целенаправленном педагогическом управлении могут стать педагогическими условиями воспитания? Для ответа на этот вопрос выделим в среде социальную и предметную составляющие и рассмотрим их последовательно.

Известно, что воспитательная среда имеет социальную сущность. Ведь воспитание осуществляется в первую очередь в процессах взаимодействия между людьми, а его базисом является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников воспитательного процесса. Именно личностная встреча воспитателя и воспитанника, вхождение в систему отношений закладывают начало среды воспитания. Социальная составляющая воспитательной среды может быть рассмотрена в отношенческих и поведенческих аспектах.

Качество воспитательной среды в первую очередь создается особенностями отношений, связывающих субъектов процесса воспитания. Этот аспект воспитательной среды включает, во-первых, отношения между педагогами и воспитанниками, во-вторых, отношения между детьми и, в-третьих, отношения между педагогами в педагогическом коллективе.

Может показаться, что взаимоотношения в педагогическом коллективе не являются воспитательным фактором, и потому не относятся к воспитательной среде. Однако это не так. Конечно, определяющую роль в воспитании играют детско-взрослые отношения, но незначимых отношений и мелочей в воспитании нет. Ведь то, как взаимодействуют друг с другом педагоги, для детей является одним из образцов общения людей. Отношения толерантности, доброжелательности, взаимопомощи, ориентация на общие цели позволяют создать педагогический коллектив, способный комплексно и эффективно решать педагогические задачи. А кроме того, такие отношения, формируя благоприятный психологический климат в коллективе, способствуют саморазвитию, самореализации, субъективной удовлетворенности педагогов, что также позитивно отражается на процессах взаимодействия с детьми.

Основой создаваемых и поддерживаемых в воспитательной среде отношений должна быть ценность человека, его развития и духовно-нравственного восхождения. Для того чтобы и воспитанники, и воспитатели могли развиваться и самореализоваться, их должно сопровождать чувство общего благополучия, уважения и принятия другими, психологической безопасности, то есть защищенности в данном коллективе от различного рода оскорблений, психологического насилия, посягательств на свою честь и достоинство. На основе такого рода отношений, а также общих целей и ценностей в воспитательной среде формируются детские и детско-взрослые общности, составляющие ядро воспитательной среды. Совместное бытие, обладающее значимостью для всех участников, благоприятный психологический климат, ценностно-ориентационное единство в отношениях, включенность воспитанников в разные виды деятельности и события, становящиеся событиями их жизни – все это и конституирует воспитательный потенциал среды.

Социальные свойства среды задают не только отношения, но и «рамку», внутри которой разворачивается поведение и деятельность личности. Воспитательная среда, с одной стороны регламентирует и поставляет поведенческие образцы и тем самым научает воспитанника определенному поведению, с другой – востребует его активность, создает возможности для «пробы себя» в разных сферах и, поддерживая культуросообразные проявления, способствует как формированию поведения, так и развитию личности.

Например, к воспитательным факторам можно отнести преобладающие формы приветствия при встрече, принятые интонации в общении педагогов и воспитанников, возможности обращения к педагогу с вопросом или пожеланием вне урока или мероприятия, типичные способы разрешения конфликтных ситуаций и многое другое. Если эти формы поведения дают ребенку возможность почувствовать себя значимым, нужным, то он будет ценить их и стараться им следовать. Если ребенок не просто должен выполнять принятые нормы, но и понимает зачем это нужно, может сам выбирать способы поведения, совершенствуя их и самого себя, это формирует культуру свободы и ответственности. Если же среда демонстрирует равнодушное, негативное или даже враждебное отношение к ребенку, то у него не возникнет чувства принадлежности к ней, и образцы поведения будут воспроизводиться только формально, в присутствии наблюдателей.

Таким образом, поведенческий аспект воспитательной среды определяется ее характеристиками, позволяющими транслировать социально приемлемые формы поведения, формировать культуросообразные способы предметной деятельности, задавать характер взаимодействия между людьми, а также деятельностное проявление и способы самореализации воспитанников. К таким характеристикам могут быть отнесены:

· реализуемые правила внутреннего распорядка, правила личной и общественной безопасности;

· традиции данной образовательной организации в части фактически принятой и реализуемой культуры поведения педагогов, воспитанников, административно-управленческого и технического персонала образовательной организации, норм взаимодействия между ними;

· круг людей, с которыми воспитаннику реально приходится взаимодействовать и спектр позиций (участника, исполнителя, инициатора, руководителя, наставника и др.), которые он при этом может занимать;

· возможные свободы субъектов воспитательного процесса: в выборе деятельности, в проявлении инициативы, в преобразовании каких-либо условий среды, во влиянии на управление воспитательным процессом.

С точки зрения личностного развития весьма продуктивным является выделение специальных сфер или аспектов деятельности, функционирование которых обеспечивается в большой мере самими воспитанниками: они сами (возможно, при поддержке педагогов) создают нормы и правила, сами организуют и корректируют деятельность, принимают решения и воплощают их в жизнь. Например, это может быть создание инициативной группы по подготовке к празднованию Дня победы, организация школьного дискуссионного клуба или участие в школьном самоуправлении. Важно, чтобы воспитанники проявляли инициативу, расширяли «каталог» деятельностей и собственных позиций, могли проявить себя, реализовать собственные цели и ценности. Кроме того, разновозрастные объединения воспитанников способствуют эффективной трансляции социального опыта, опыта управления собой и другими, опыта принятия решений и ответственности.

Вторая составляющая воспитательной среды – предметная. Каждой образовательной организации характерен свой собственный облик: от архитектурных особенностей здания до оборудования кабинетов и эстетического оформления помещений. В психолого-педагогических исследованиях показано, что и архитектура здания, и вся предметно-пространственная среда оказывает познавательное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, психотерапевтическое воздействие на ребенка. Доказано, что школьники и учителя оценивают школу положительно, если ее объемно-планировочное, пластическое и цветовое решения отличают три особенности: во-первых, школьное здание должно удовлетворять потребностям человека; во-вторых, поддерживать чувство свободы, обеспечивать ощущение заботы, внимательного отношения; в-третьих, вызывать ощущение теплоты и приветливости[85].

Предметную составляющую воспитательной среды школы можно охарактеризовать тремя основными взаимосвязанными параметрами.

Во-первых, это архитектура школьного здания. Степень открытости – закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, возможность перемещений в них учащихся, легкость пространственной трансформации классной обстановки при возникшей необходимости – все это влияет на ощущение человеком своей роли и своих возможностей.

Будет ли ребенок чувствовать себя активным субъектом деятельности или только исполнителем педагогических требований зависит, в том числе и от того, есть ли пространство для проявления двигательной или творческой активности, есть ли у него доступ к необходимым помещениям или предметам, есть ли у него возможности изменить свое пространственное расположение и т.п. Так, например, в школе свободного воспитания известного итальянского педагога Марии Монтессори, нацеленной на развитие активности, инициативы, свободного выбора, для детей были специально сделаны легкие столики и стульчики, которые они могли ставить там, где им удобно, а помещения были просторными и комфортными как для перемещения детей, так и для выбора места расположения: на ковре, за столом, в том или ином месте классной комнаты.

Следующий параметр предметной составляющей воспитательной среды – это материальные условия жизни и учебы, наличие предметных средств разных видов деятельности. Обустройство учебных кабинетов, вспомогательных помещений школы, школьного двора, спортплощадок в определенной мере стимулирует то или иное поведение детей, способствует формированию их увлечений, их отношения к образованию и к самому себе.

Так, например, комфортабельная столовая, где дети могут не только перекусить, но и пообщаться с друзьями, оборудованный аудио- и видеотехникой актовый зал, укомплектованная художественной литературой и журналами библиотека с уютным читальным залом позволяют детям в рамках школы реализовать свои потребности, интересы, увлечения, что повышает ее значимость. Наличие удобного гардероба и туалетных комнат с зеркалами способствует привлечению внимания воспитанников к своему внешнему виду, актуализации чувства собственного достоинства, возможно, и повышению их уверенности в себе.

Третий параметр предметной составляющей воспитательной среды – эстетическая организация жизненного пространства воспитанников: оформление и чистота помещений, привлекательность интерьера, внешний вид всех участников процесса воспитания (костюмы директора школы, педагогов, технических работников и самих воспитанников). Все это создает чувство комфорта или дискомфорта, влияет на формирование отношения к образовательной организации, а возможно, и к образованию в целом. Позитивную воспитательную роль играет создание предметов интерьера самими детьми. Значение имеет и знаково-эстетическое наполнение пространства: результаты и достижения школьников, символы образовательной организации (герб, логотип и др.), средства наглядности, призывы, идеи, выраженные в визуальной форме и являющиеся частью оформления помещений.

Воспитательные функции предметной составляющей среды заключаются в том, что она, во-первых, обеспечивает средства и тем самым определяет особенности деятельности и возможности ее субъектов, а во-вторых, задает определенный психологический фон, транслирует отношение к образовательной организации, позиции субъектов воспитательного процесса.

Безусловно, управление факторами предметной среды – это не прямое воспитательное воздействие, гарантирующее результат. Это лишь создание условий, которые вместе с другими условиями задают направленность воспитательного процесса. Следует подчеркнуть, что у предметной составляющей воспитательной среды появляются особые воспитательные возможности, когда она тесно взаимосвязана с социальной, когда одежда воспитанников, оформление помещений, плакаты на стенах, средства деятельности являются предметом заботы воспитанников, несут на себе отпечаток взаимодействия, отношений, собственного творческого вклада, достигнутых успехов и т.п.

Помимо понятия воспитательной среды, в педагогике часто используется еще один конструкт, позволяющий целостно описать воспитание в образовательной организации. Это понятие воспитательной системы, под которой понимается выделенный из окружающей среды и связанный с конкретной образовательной организацией комплекс взаимодействующих компонентов, объединенных определенной воспитательной целью. Известные исследователи проблем воспитания В.И. Караковский, Л.И. Но­викова, Н.Л. Селиванова выделяют следующие компоненты воспитательной системы[86]:

· цели, выраженные в исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· педагоги и воспитанники как коллективный субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в детско-взрослую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Основная идея воспитательной среды и воспитательной системы общая. Ученые опираются на то, что воспитательным фактором является сама школьная среда, формируемая, в первую очередь, деятельностью и отношениями между людьми. Объединение всех субъектов и факторов воспитания в систему с собственными управленческими механизмами позволяет обеспечить целостность и непрерывность воспитательного процесса, осуществлять опосредованные воспитательные влияния, как развивающие детско-взрослую общность, так и охватывающие каждого ребенка.

В управлении воспитательным процессом в образовательной организации немаловажную роль играет диагностика его результатов. Именно на основании оценки результатов можно говорить о степени решения воспитательных задач, проводить коррекцию воспитательной деятельности, определять направления совершенствования воспитательной среды.

Традиционно воспитательные результаты образовательной организации оцениваются по частоте участия воспитанников в конкурсах и олимпиадах, по числу выпускников, поступивших в вузы, по числу нарушений дисциплины, противоправных и асоциальных проявлений учащихся и т.п. Но разве в полной мере отражают эти данные степень личностной зрелости, сформированность нравственных ценностей, опыта самопознания, мотивации саморазвития? Очевидно, что необходимо использовать и другие критерии.

Диагностика как процесс определения результативности какого-либо процесса состоит из операций выявления требуемого результата, измерения его величины и присвоения ему некоторой оценки. Таким образом, в процессе диагностики результатов воспитания перед педагогами оказываются три проблемы: выявление того, что подлежит оценке (объект контроля), измерение этого качества (признака, свойства) и обозначение в форме оценочного суждения степени соответствия этого качества ожидаемому, желаемому уровню.

Результаты воспитания имеют «внутренний» характер – это изменения в опыте человека, личностных качествах, самосознании, отношениях, ценностях. Для того чтобы выявить эти результаты, необходимо «овнешнить» их, то есть организовать такие виды деятельности воспитанников, которые достаточно полно и однозначно свидетельствовали бы о приобретенном опыте и личностных «приращениях». Очевидно, что объективно сделать это достаточно трудно, а в отношении ряда внутренних изменений, вообще невозможно. Поэтому в диагностике результатов воспитания большую роль играют субъективные оценки участников воспитательного процесса, их экспертное мнение.

Проблема измерения требуемого свойства предполагает его сравнение с некоторым эталоном. Для этого необходимы соответствующие измеряемым признакам эталоны и критерии, дифференцирующие степени соответствия результата эталону. Вероятно, в качестве источников эталонов могут быть рассмотрены цели воспитания. Но тогда их следует представить диагностично, то есть так, чтобы можно было соотнести их с внешне наблюдаемыми результатами воспитания.

Таким образом, диагностика воспитательных результатов предполагает, во-первых, диагностичность поставленных целей, во-вторых, использование разнообразных способов контроля, в-третьих, значительный удельный вес экспертных оценок, субъективного мнения педагогов, родителей и самих воспитанников.

Воспитание ребенка в семье

Семья относится к ведущим факторам социализации. Психологами показано, что еще до школы складываются основы характера ребенка, базовые элементы его самосознания и мироощущения, а основное влияние на эти процессы оказывают те люди, с которыми малыш наиболее часто общается. Таким образом, семья играет в воспитании важнейшую роль. Эта роль определяется тем, что, во-первых, именно близкие люди обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка. Способы и качество этого процесса определяют как его психофизиологическое развитие, так и базовые чувства доверия к людям и к миру в целом. Во-вторых, постоянно окружающие ребенка люди (как родители, так и бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие дети в многодетных семьях) являются носителями социального опыта и культурных ценностей, которые транслируются ребенку. При этом в семье в силу эмоциональной близости ее членов, частого и длительного взаимодействия, начиная с самого раннего возраста ребенка, эта трансляция происходит значительно эффективнее, чем в образовательной организации. В-третьих, в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, формируется определенное отношение к ребенку, его позиция и в целом социальная среда воспитания и развития личности. Культивирование ценностного отношения к каждому члену семьи, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, наличие общих целей и совместной деятельности, создание условий для инициативы, самостоятельности, творческой самореализации, формирование личной ответственности за происходящее превращают семью в личностно-развивающую среду.

Среди факторов, влияющих на воспитание ребенка в семье, можно выделить три основных, тесно взаимосвязанных между собой:

· личностные качества матери и отца, а также других близких родственников, их отношение к самим себе (наиболее важно, в какой мере они сами ощущают себя личностями и стремятся к развитию, совершенствованию);

· отношения родителей между собой, удовлетворенность друг другом во всех видах внутрисемейных отношений;

· стиль семейного воспитания.

Принято считать, что процесс воспитания ребенка начинается с включением его в систему отношений, то есть с его рождения. Однако не меньшее влияние на формирующуюся личность оказывают отношения, складывающиеся между супругамив первые годы существования семьи, даже еще до рождения ребенка.

Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие уважения, взаимного доверия, внимания и заботы, психологической поддержки и защиты. Самыми существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость систем ценностей, нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Систематические ссоры между родителями препятствуют удовлетворению одной из важнейших потребностей ребенка – потребности в безопасности, что приводит к развитию у него неуравновешенности, недоверия к миру. Кроме того, ребенок очень чувствителен к настроению окружающих его людей. Поэтому можно сказать, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителем самого себя, с достижения взаимопонимания с супругой (супругом), с построения гармоничных, открытых, теплых взаимоотношений в семье.

Стиль семейного воспитания – взаимосвязанная совокупность проявлений индивидуальных особенностей и характера взаимоотношений в общении и взаимодействии родителей с ребенком. Стиль воспитания характеризуется теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, мерой требовательности и отзывчивости, степенью заботы и опеки, особенностью позиции ребенка во внутрисемейных отношениях (отражающей его права, обязанности, возможности), мерой самостоятельности ребенка и внешнего управления со стороны родителей.

Наиболее благоприятен для личностного развития стиль воспитания, сочетающий безусловное принятие ребенка, уважение его права на принятие решений, чуткость и отзывчивость к потребностям и интересам с требовательностью в принципиальных вопросах (см. проблему 14). Важно, чтобы в части этих важных вопросов позиции родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании, были согласованными. Крайне неблагоприятна ситуация постоянного конфликта взрослых, неопределенности правил и требований, резких изменений в отношении к ребенку, его правам и возможностям. Неблагоприятен и стиль воспитания, сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Он с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и к девиантному (отклоняющемуся) поведению.

Со стилем семейного воспитания неразрывно связаны не только формирующиеся черты характера ребенка, но и его психическое здоровье. Так, например, выделены стили неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов у детей. Один из них характеризуется непринятием, эмоциональным отвержением ребенка (осознаваемым или неосознаваемым), присутствием жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязыванием ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей. Отсутствие эмоциональной близости, принятия, понимания нарушает базовое чувство доверия к миру, ведет к психическим нарушениям. Выделяют также эгоцентрический стиль, предполагающий чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни», беспрекословное удовлетворение всех прихотей ребенка. Он ведет к созданию «легкого» мира, в котором не формируются личностные механизмы выбора и принятия решений, не развиваются волевые ресурсы, ресурсы саморегуляции и стрессоустойчивости.

Таким образом, результат воспитания зависит от характера общения и отношения к ребенку. Однако это не означает, что воспитание происходит как бы само по себе, и родителям не нужно ставить конкретные воспитательные задачи. Психофизическое, возрастно-психологическое развитие ребенка, становление его личности, ценностно-смысловой, эмоциональной, познавательной сфер нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами процесса развития человека. Поэтому в воспитании необходимо учитывать целостность ребенка и механизмы его естественного становления. В связи с этим на каждом этапе возрастного развития появляются особые воспитательные задачи. Решение этих задач также осуществляется в процессе общения и совместной деятельности, однако значимость некоторых аспектов требует обратить на них особое внимание.

В первый год жизни ребенка зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Развитие младенца определяется удовлетворением биологических потребностей и непосредственно-эмоциональным общением со взрослым. Все процессы познания окружающего мира и взаимодействия с ним реализуются в отношениях с матерью и с ее помощью. Вместе со взрослым ребенок осваивает назначение предметов, способы действий с ними. В младенческом возрасте формируется чувство привязанности к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Близкое общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом возрасте закладываются и основы речевых навыков. Несмотря на то, что ребенок сам не говорит, он понимает интонацию и часто повторяющиеся языковые конструкции.

Основные воспитательные задачи при взаимодействии с ребенком младенческого возраста заключаются в том, чтобы обеспечить ребенку чувство близости, комфорта, безопасности, чему способствует внимание к его потребностям, частое общение с ним, ласка, трансляция позитивных эмоций. Важно понимать, что если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Многие психологи полагают, что формируемое в этом возрасте чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), человек проносит через всю жизнь.

Воспитание ребенка в раннем детском возрасте (1–3 года) также очень важно для его дальнейшего психического развития и личностного становления. За первые три года человек проходит половину пути своего психического развития, проделывает 90% работы по усвоению языка. На этом этапе развитие обеспечивается, в первую очередь, общением со взрослыми и предметной деятельностью – игрой, представляющей собой манипулирование предметами.

Чувственно-двигательная активность ребенка является главным фактором совершенствования не только моторики, но и умственной деятельности детей. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами, в дальнейшем становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. К трем годам у детей складываются зачатки самосознания, формируется самоотношение, развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание. Вместе с примером это является основным методом воспитания ребенка раннего возраста.

Как указывалось выше, развитие личности ребенка находит свое выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. В психологии показано, что в самостоятельный мотив превращается то действие (предмет, цель), которое длительно и стойко насыщалось положительными эмоциями. Изменения в мотивационной сфере приводят к тому, что ребенок с какого-либо момента сам начинает получать удовольствие, когда он поступает «правильно». Если общение со взрослым идет безрадостно, приносит огорчение, если ребенка балуют или вознаграждают за все его «верные» действия, то новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит[87].

Воспитательные задачи на данном этапе предполагают обеспечение ребенку безопасного пространства и разнообразия предметов для активной деятельности: перемещения, манипулирования, получения зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Важную роль играет общение с ребенком, речевая стимуляция, совместная с ним игровая деятельность, а также эмоционально позитивная поддержка социально одобряемых действий. Необходимо учитывать, что дети раннего возраста еще достаточно сильно зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать близость отца и матери. Также важно отметить, что все виды деятельности, по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым.

В дошкольном возрасте (3–7 лет) ведущей деятельностью (то есть определяющей основные новообразования – результаты развития) становится сюжетно-ролевая игра. У ребенка возникают новые социальные мотивы – заниматься общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью.

Основными задачами семейного воспитания в дошкольный период являются:

· формирование социально-значимых мотивов поведения, совершенствование его произвольности – возможности волевого управления со стороны ребенка;

· формирование уверенности ребенка в своих силах, мотивации достижения успеха и потребности в поиске, определяющие дальнейшее развитие способности активно действовать, преодолевать трудности и противостоять неблагоприятным факторам,

· задачи умственного воспитания, определяющие готовность к школьному обучению и познавательное развитие.

Развитие произвольности поведения и формирование социально-значимых мотивов поведения происходит как в сюжетно-ролевых играх со сверстниками, так и во взаимодействии со взрослыми.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Однако установление взаимоотношений со сверстниками идет трудно. В этом процессе требуется управлять своими эмоциями. А у дошкольника, как правило, еще не сформированы умения, позволяющие понимать эмоции других и регулировать свои эмоциональные проявления. Таким образом, отдельной задачей родителей на этом этапе должно стать воспитание эмоций и их саморегуляции, развитие умений выражать свои чувства, проговаривать их, чтобы быть понятым. Важную роль в формировании новых мотивов также играет выполнение ребенком несложных домашних обязанностей, действия по самообслуживанию, совместное обсуждение проблем, помощь другим членам семьи. Все это рождает у ребенка чувство своей полезности, значимости, причастности, удовлетворения собой.

Мотивация достижения успеха (или ее противоположность – мотивация избегания неудачи) формируется у ребенка с 2–3-летнего возраста и зависит от степени принятия ребенка, психологической поддержки, оказываемой родителями. Немаловажным является и возможность ребенка влиять на то, что с ним происходит. Формирование мотивации избегания неудачи связано с завышенными требованиями, частой критикой, недооценкой результатов деятельности ребенка.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.