Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 17. Какие предметы должен изучать ученик средней школы?

Общее образование должно подготовить детей к жизни в современном мире, к дальнейшему продолжению образования, к выбору профессии. Однако мир становится все сложнее: накапливаются огромные «пласты» знания, развиваются технологии, человек выполняет все больше разнообразных функций. К традиционным учебным предметам постоянно добавляются новые. Уже привычной стала экологическая подготовка и обучение безопасности жизнедеятельности. В учебные планы и программы вводятся вопросы экономики, права, психологии, полового просвещения, учебные предметы религиозной направленности. Ученые аргументировано и убедительно доказывают их необходимость. Но поскольку продолжительность общего образования – величина относительно постоянная, а нагрузка школьников уже достигла своих пределов, то любые новые предметы «теснят» традиционные. Все чаще учителями и родителями проявляется недовольство в связи с тем, что очень мало часов выделяется на изучение базовых предметов: математики (особенно геометрии), литературы, русского языка. А ведь это при том, что усложняются учебные программы и повышаются требования к учащимся на итоговой аттестации.

Другие представители общественности, наоборот, сетуют на то, что школьники изучают много материала, который никогда в жизни не пригодится: иррациональные, логарифмические, тригонометрические уравнения, строение паукообразных, задачи по ядерной физике и др. Наряду с этим, знания и умения, необходимые для эффективного общения, профессионального самоопределения, творческой деятельности, остаются за рамками школьной программы.

Проблема. Что же должно лежать в основе определения перечня предметов и их содержания? Какие предметы и насколько глубоко должны изучать ученики средней школы?



Данная проблема относится к вопросам содержания обучения (см. §4.4), формирования учебного плана и учебных программ предметов. Разработка содержания обучения осуществляется на нескольких уровнях. Первым и самым главным является федеральный уровень, на котором разрабатываются государственные образовательные стандарты (см. §1.8). Именно стандарты начального, основного общего, среднего (полного) общего образования определяют обязательную для всех российских школ часть образовательной программы (федеральный компонент), в частности, основные учебные предметы или предметные области и их содержание.

Как указывалось выше, содержание непосредственно связано с целями обучения и производно именно от них. Поэтому на вопрос «чему учить?» невозможно ответить без рассмотрения того, «ради чего учить?». Цели являются основой для отбора учебных предметов, установления их объема и требований к результатам обучения. В современных образовательных стандартах целевые ориентациипреимущественно связаны с формированием мировоззрения, приобретением опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания, личностным развитием ученика, подготовкой к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Реализация целей осуществляется и в обучении, и во внеурочной деятельности. Соответственно, образовательные стандарты устанавливают требования не только к предметным и метапредметным («сквозным», общепредметным), но и к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Поскольку нас интересуют именно учебные предметы, обратимся к их целям и содержанию. Рассмотрим не каждый предмет в отдельности, а их совокупность в рамках основных предметных областей, акцентировав внимание на целевых ориентирах как ожидаемых результатах освоения предметов к окончанию средней школы.

К предметной области филологии и иностранных языков относятся следующие обязательные предметы: «Русский язык» (2–9 класс), «Литературное чтение» (1–4 класс), «Литература» (5–9 класс), «Иностранный язык» (2–11 класс), «Русский язык и литература» (10–11 класс). Также в учебный план могут входить такие предметы, как «Чистописание», «Риторика», «Родной (нерусский) язык», «Родной (нерусский) язык и литература», «Второй иностранный язык» и др. Именно эти предметы реализуют языковую подготовку: от элементарной грамотности, умений понимать, читать, писать до способности свободно общаться, выражать свои мысли в устной речи и письменном тексте.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования изучение предметных областей «Филология» и «Иностранные языки» должно обеспечить:

– сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

– способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

– свободное использование словарного запаса;

– сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

– сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

– сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Предметная область «Математика и информатика» включает следующие обязательные для изучения школьниками учебные предметы: «Математика», «Информатика и информационные технологии», «Алгебра», «Геометрия», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (10–11 класс). Эти предметы способствуют интеллектуальному развитию учащихся, формируют систему математических знаний, навыков работы с информацией, логических и алгоритмических умений, необходимых для применения в практической деятельности и изучения смежных дисциплин.

Согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

– сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;

– сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

– сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

– сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

– сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

– сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

– принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.

Естествознание как предметная область направлена на формирование естественнонаучной картины мира и включает следующие учебные предметы: «Природоведение», «Окружающий мир», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Естествознание», «Экология», «Астрономия». Большинство из них относятся к обязательным. Такие как «Природоведение» и «Естествознание», являясь интегрированными, могут предварять, завершать или заменять изучение частных естественнонаучных предметов.

На сегодняшний день весьма актуальна задача формирования у учеников средней и старшей школы целостного представления о природе и человеке как важном компоненте природы и как существе, воздействующем на природу. Современные тенденции в образовании связаны с конструированием и введением интегрированных курсов, основой которых выступают: естественнонаучная деятельность, которая достаточно универсальна во всех природоведческих изысканиях; реальные природные объекты (например, дерево является объектом для биолога, химика, физика); фундаментальные естественнонаучные знания, то есть понятия, проблемы, идеи, теории, которые являются основополагающими для любой естественной науки или практики.

Согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

– сформированность основ целостной научной картины мира;

– формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

– создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

– сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

– сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Предметная область обществознанияявляетсянаиболее дискуссионной. Она объединяет такие учебные предметы, как «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «География», «Россия в мире». В средней школе обязательно изучаются «История» и «Обществознание», содержащее разделы экономики и права. «География» (в части изучения географических особенностей природы, путей сохранения и рационального использования окружающей среды) может относиться к естественнонаучным предметам, а в части изучения населения и хозяйства разных территорий (в старшей школе) – к обществознанию. «Россия в мире» – это учебный предмет, предусмотренный для изучения старшеклассниками в случае его выбора при условии обучения по профилю, не связанному с обществознанием.

Согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

– сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

– понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

– сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

– формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

– сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

– владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

К области обществознания могут относиться и гуманитарные предметы, значимые в плане формирования мировоззрения и ценностей учащихся. После долгих прений и проведенного в 19-ти регионах России эксперимента для изучения школьниками в 4–5 классах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним, на формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он включает шесть блоков: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Учащиеся (или их родители) выбирают для изучения один из них.

Несмотря на то, что предметная область обществознания постоянно расширяется, в содержании обучения имеется существенный пробел, связанный с недостатком знаний о человеке, его индивидуально-личностных особенностях, эмоциональном мире, ценностно-смысловой сфере, а также о взаимодействии с другими людьми.

Психология как учебный предмет не является обязательным для изучения и может вводиться в учебный план по инициативе школы и учеников. Школьная администрация, как правило, идет на это неохотно, поскольку приоритетом считаются предметы, по которым выпускники сдают единый государственный экзамен. Однако основная миссия школы связана с личностным становлением ученика, важную роль в котором играют знания о внутреннем мире человека, помогающие понять себя, увидеть свою индивидуальность, прояснить свои проблемы, разобраться в жизненных трудностях и противоречиях. Без адекватных представлений человека о самом себе невозможно успешно решать задачи жизненного самоопределения и выбора профессии, проектировать дальнейшую образовательную траекторию, саморазвиваться, выстраивать продуктивные взаимоотношения с другими людьми. Именно психологические знания – знания о собственно человеческом в человеке, о его внутреннем мире, помогают выстраивать реалистичные образы самого себя, других людей, собственного жизненного пути, активизируют процессы самопознания и саморазвития. И это ставит психологию как учебный предмет на особое место. Ни один другой предмет не имеет такого личностно-развивающего потенциала.

Учебный предмет «Физическая культура» направлен на развитие основных физических качеств и способностей ребенка, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультуре и спортивной деятельности.

Ряд учебных предметов, таких как «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности», хотя и не включенных в единую предметную область, можно объединить на общей целевой основе, связанной с формированием здорового и безопасного (для себя, общества и природы) образа жизни, с воспитанием чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. Их необходимость обусловлена тем, что рост потребностей человечества, его технико-технологической мощи и ограниченные возможности планеты приводят к существенным изменениям в окружающей среде, чреватым глобальными проблемами, катастрофами, авариями, усилением опасных факторов жизнедеятельности. Кроме того, развитие цивилизации ведет к искажению природосообразного образа жизни человека, различным психологическим проблемам, соматическим заболеваниям. Очевидно, что образование, заботящееся о будущем человека и человечества в целом, не может остаться в стороне. Возрастающая значимость соответствующих учебных предметов способствует увеличению их удельного веса и введению в учебные планы и программы не только на всех уровнях общего образования, но и в высшей школе.

Изучение учебных предметов «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» к окончанию средней школы должно обеспечить (требования ФГОС среднего (полного) общего образования):

– сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесооборазного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

– знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

– владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;

– умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Еще одной важной предметной областью является «Искусство». В отличие от других предметов, она направлена не столько на рационально-логическое осмысление реальности, сколько на актуализацию нравственно-эстетических чувств, воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетического вкуса, развитие образного мышления и воображения, способности к творческому самовыражению. Эта предметная область реализуется преимущественно в начальной и средней школе и включает такие предметы, как «Изобразительное искусство (Рисование)», «Музыка (Пение)», «Мировая художественная культура».

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

– развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

– воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

– освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

– овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

– формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Учебный предмет «Технология»имеет практическую направленность на формирование основных навыков для разных видов трудовой деятельности, на воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных организаций, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Согласно требованиям ГОС основного общего образования изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

– развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

– воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Проведенный обзор показывает, что содержание обучения отбирается таким образом, чтобы обеспечить формирование мировоззрения и базовой культуры учащихся. И с этой точки зрения перечисленные предметы представляют собой организованную систему и являются необходимыми.

Образовательные стандарты общего образования включают не только федеральный компонент, устанавливающий цели и обязательный минимум содержания обучения, но и еще два компонента: региональный (национально-региональный), который устанавливается субъектом Российской Федерации (областью, краем) и компонент образовательной организации. Эти два компонента позволяют расширять объем изучаемых школьниками предметов и/или вводить в учебный план дополнительные предметы с учетом особенностей региона, миссии школы, желания учащихся и их родителей.

Каков должен быть объем конкретного учебного предмета? Он связан с установленным содержанием и требованиями к результатам. Количество часов учебной работы учащихся по освоению конкретной единицы содержания обучения – величина, зависящая от многих факторов. Конечно, первый из них – сложность и объем осваиваемого учебного материала, а также субъективная трудность, то есть его отдаленность от опыта учащихся по знаниям, умениям и интересам (см. проблему 16). Но не только. Также значение имеет уровень познавательных способностей и общеучебных умений учащихся. Не менее важными являются используемые формы, методы и средства обучения. Среди родителей и учителей бытует миф о том, что чем больше уроков, например, биологии, в неделю, тем шире, глубже, прочнее будут знания учащихся по этому предмету. Однако зависимость здесь далеко не такая прямая, что подтверждается различной результативностью обучения у разных учителей, работающих по одним учебным программам.

Смогут ли все ученики усвоить необходимый материал в отведенное время? Как правило, установленные часы для изучения предмета достаточны для освоения «средним» учащимся обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования с использованием традиционных методов обучения. Но следует отметить, что цели учебных предметов включают не только знания и умения. Как указывалось выше (см. §4.4), формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам и явлениям предполагает личностную ориентацию обучения, использование дискуссионных, проблемных, игровых, проектных и др. методов обучения. В отличие от объяснительно-иллюстратив­ных, эти методы требуют значительно больше аудиторного времени. В силу того, что способности учащихся весьма различны, также необходима индивидуализация обучения: использование разных по уровню и типу заданий, проведение дополнительных занятий, индивидуальных консультаций и пр.

Здесь встает еще один принципиальный вопрос. Должны ли все школьники изучать одни и те же предметы с одинаковой глубиной? Вероятно, различие способностей, интересов и дальнейших образовательных и профессиональных планов учащихся требует дифференциации содержания обучения. Наиболее широко она осуществляется при реализации профильного обучения в старшей школе (10–11 классы). Для этого составляются учебные планы разных профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального). При этом план каждого профиля предусматривает обязательное изучение предметов трех групп: во-первых, общих для всех профилей (они могут изучаться на базовом или на углубленном уровне), во-вторых, учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, в-третьих, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору. Изучение предметов на базовом уровне ориентировано на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, на углубленном уровне – на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Учащемуся предоставляется возможность не только выбора профиля обучения, но и формирования индивидуального учебного плана. Безусловно, школьник должен быть подготовлен к осознанному выбору профиля, чему служит предпрофильная подготовка, реализующаяся в 9-м классе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, формирование учебных планов образовательной организации, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из обязательных предметных областей (табл. 7).

Таблица 7

Обязательные предметные области, изучаемые в старшей школе
(10–11 классы)

Предметная область Учебные предметы Могут изучаться на уровне
базовом углубленном
Филология Русский язык и литература да да
Родной (нерусский) язык и литература да да
Иностранные языки Иностранный язык да да
Второй иностранный язык да да
Общественные науки История да да
География да да
Экономика да да
Право да да
Обществознание да нет
Россия в мире да нет
Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия да да
Информатика да да
Естественные науки Физика да да
Химия да да
Биология да да
Естествознание да нет
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура да нет
Экология да нет
Основы безопасности жизнедеятельности да нет

 

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Дизайн», «История родного края», «Экология края») в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. В том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов.

Вывод.Выбор предметов для изучения школьниками определяется необходимостью формирования мировоззрения учащихся, базовой культуры и опыта, обеспечивающего успешность разнообразных видов деятельности, дальнейшего профессионального выбора, образования и самообразования. Инвариантная (общая для всех учащихся Российской Федерации) часть образовательной программы опирается на систему филологических, математических, естественнонаучных, социальных, технико-технологических и др. знаний об объективном мире и базовых умений в нем действовать. Вариативная часть определяется региональными особенностями, миссией школы, целями, общекультурными и профессиональными интересами самих учащихся. Каждая образовательная организация имеет возможность разрабатывать учебные планы с учетом пожеланий школьников (их родителей). Обсуждая необходимость тех или иных учебных предметов, следует помнить о взаимосвязях цель – содержание – методы – результаты. Результаты обучения во многом зависят не только от того, какие предметы и в каком объеме изучают учащиеся, но и от того, какие задачи ставит учитель, какие методы обучения используются, каково отношение учеников к учебной деятельности и к учебному материалу, каковы их возможности в проявлении интеллектуальной инициативы, в формировании собственной позиции, в творческом и личностном самовыражении.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.