Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Таможенными органами и ее особенности

В базовой модели управления таможенными органами (специ­альной модели управления - вариант 3) в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС России, РТУ, та­можни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможен­ной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информацион­ные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Со­гласованность (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и обеспечивает управление.

К субъектам управления таможенными органами относятся все эле­менты и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального та­моженного управления и ЦА ФТС России, осуществляющих процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.

Таким образом, для формирования и реализации управляющего воз­действия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.

В совокупности эти элементы - субъект управления, объект управле­ния и взаимосвязи между ними - образуют систему управления таможенными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рис. 24.

 

 

 

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управ­ление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический харак­тер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управления.



Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компо­нентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осу­ществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздейст­вие, которое может носить управляющий либо информационный ха­рактер.

 

Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышесто­ящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объ­екта управления.

В отличие от него информационное воздействие - это форма взаимосвя­зи несоподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления.

Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. оп­ределенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведе­ны к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативною, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме.

Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уров­ня обладает признаками, присущими системным образованиям, он явля­ется управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается таможенный орган.

Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социаль­ными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объ­ектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху».

Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнооб­разным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновремен­но является не только управляемой системой, но и системой управления, т. е. субъектом и объектом управления.

Так, по отношению к Правительству РФ ФТС России является управ­ляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление вхо­дящими в его структуру элементами.

Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную де­ятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает:

 

 

• специалистов, объединенных в органы управления;

• используемый комплекс методов управления;

• организационную и вычислительную технику;

• связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;

• документооборот, необходимый для выполнения функций, распреде­ленных между органами управления в интересах достижения целей, пос­тавленных перед таможенной системой.

Система управления таможенными органами обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управ­ленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отно­шениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.

Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осу­ществления которого обусловливается сложностью и спецификой реша­емых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мо­бильности и максимальной управляемости, и т. д.). Эффективной реали­зации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов.

Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловли­вает достаточно жесткую систему прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управля­ющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т. п. посту­пает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно спускаясь по ступеням иерархии управления.

Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможности их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управ­ления, согласованность деятельности многочисленных структурных под­разделений по решению возникающих задач.

Система обратных связей, по которой к субъектам управления посту­пает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной.

 

Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоя­тельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинте­ресованность субъекта управления любого уровня в максимально пол­ной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воз­действия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных свя­зей - это одно из проявлений демократичности в государственном уп­равлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений.

Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, пре­жде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела - участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т. д.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и фак­торы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.

С внешней средой таможенные органы также связаны каналами пря­мой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи они оказывают ин­формационное, а при необходимости в установленном законом порядке и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц.

Важными компонентами внешней среды функционирования таможен­ных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела.

Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты вне­шней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необхо­димая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придавать внешним управляющим воздействиям целенаправ­ленный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функциони­рования информационные и управляющие воздействия.

 

Управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях обще­ственной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, ко­торые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодейст­вуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и таможенной службе в целом как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.

Управление таможенными процессами и системами включает такие эта­пы, как:

1) получение и уяснение задачи;

2) сбор и обработка информации;

3) формирование гипотезы о состоянии таможенной системы на осно­ве данных информационного обеспечения таможенного органа, а также информации, полученной от вышестоящего звена управления;

4) выбор критерия общего плана действий;

5) определение общего плана действий (декомпозиция задач и ограничений по этапам функционирования);

6) определение конкретных плановых мероприятий и критериев их оценки;

7) определение и реализация управляющих воздействий.

 

 

Выводы


 

 

Под управлением будем понимать процесс формирования и ре­ализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Управление организациями принято рассматривать с позиции двух ос­новных подходов: кибернетического и синергетического, хотя в принци­пе они не противоречат друг другу. В кибернетическом подходе система управления представляется в виде совокупности управляющей и управ­ляемой подсистем. Синергетический подход основывается на учете ес­тественных факторов развития (саморазвития) организации. Субъект уп­равления в самоорганизующихся системах не значим.

Введенные базовые модели управления, в том числе и специальная модель управления таможенным делом, сформулированные законы (ак­сиомы) и принципы управления, представленные классификация методов

 

управления и параметры эволюции управленческих парадигм позволяют заключить следующее.

1. Управление таможенной системой осуществляется в пределах ти­повых моделей и на основе общих законов и принципов управления. В рамках кибернетического подхода специфика таможенной модели про­является в том, что она объединяет в себе модели, характерные и для со­циально-экономических, и для технических систем.

2. Представленные последовательность и характер эволюции мето­дов управления позволяют наблюдать этапы перехода от кибернетичес­ких к синергетическим методам, наиболее адекватным применительно к таможенным системам. Наблюдаемый переход от детерминированного к программно-целевому, и от программно-целевого к целостно-эволюци­онному методу не предполагает подчеркивание предыдущего этапа, а рас­крывает их качественное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена эволюцией внешних и внутренних факторов жизнедеятель­ности таможенных систем, механизмом обратных связей и возможностью изменения критериев в направлении: план → цель → видение.

3. Целостно-эволюционный метод применительно к таможенным организациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции управления. Метод является интегративным и, несомненно, станет опре­деляющим в теории и практике управления таможенными организациями в ближайшей перспективе.

4. Концепция «субъект - объект управления» в теории управления постепенно уступает место другой концепции - самоорганизации. Ки­бернетическая модель остается хорошей методической парадигмой на первых этапах формирования знаний об управлении. Другими словами, кибернетический подход в теории и практике управления уступает место синергетическому подходу. Именно такому типу подхода - когнитивному и будет уделяться основное внимание в данной дисциплине в дальней­шем.

Общая схема управления таможенными процессами и системами включает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обра­ботку информации; формирование гипотезы о состоянии таможенной системы; выбор критерия общего плана действий; определение общего плана действий; определение плановых мероприятий; определение и ре­ализацию управляющих воздействий. Все приведенные этапы являются характерными для процедуры управления таможенными процессами и системами.

 

 

Контрольные вопросы


 

 

1. Раскройте содержание кибернетического и синергетического под­ходов к управлению, сравните их.

2. Какие основные законы (аксиомы) характеризуют управление ЭСЭТТ-системами?

3. Раскройте базовые модели управления ЭСЭТТ-системами и дайте им характеристику.

4. Классифицируйте методы управления, определите последователь­ность и суть эволюции управленческих парадигм.

5. Дайте развернутую характеристику базовой модели управления та­моженными органами. Сравните ее с типовыми кибернетическими моде­лями.

6. Определите последовательность процесса управления таможенной системой.

 

 

Методологические

Подходы к управлению

Таможенным делом

 

Сущность и содержание главного методологического принципа управления. Методологические подходы к решению проблем управ­ления. Сущность процессного, системного и ситуационного подхо­дов. Краткая характеристика модели бизнес-процесса, методоло­гических процедур системного и ситуационного подходов.

 

 

Вопросы

 

5.1. Главный методологический принцип управления.

5.2. Методологические подходы к решению проблем управления.

5.3. Процессный подход.

5.4. Системный подход.

5.5. Ситуационный подход.

5.6. Целостно-эволюционный подход.

Выводы.

Контрольные вопросы.

 

Рекомендуемая литература

1. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело,

2005.

2. Виханский О. С., Наумов Л. И. Менеджмент: учебник. - М.:

Экономистъ, 2006.

3. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА,

2006.

4. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализа­ции социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.

5. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии управ­ления. - М.: РИО РТА, 2003.

6. Беляцкий Н. П. Интеллектуальная техника менеджера: учебное пособие. - М.: Но­вое знание, 2001.

 

Главный методологический

Принцип управления

Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, органи­зация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного орга­на), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - все и всегда это объект управления.

Поэтому прежде чем начать изучение менеджмента, необходимо сна­чала усвоить, что такое таможенная система и почему ею нужно управ­лять.

Существуют различные трактовки термина «таможенная система». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упо­рядочению всех элементов таможенной организации во времени и про­странстве. Такое истолкование близко к понятию «организовывать».

Во многих других случаях таможенная система рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В ней соче­таются многообразные связи (физические, технологические, экономичес­кие, правовые) и человеческие отношения.

Не менее важен взгляд на таможенную систему как на группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения об­щей цели[25] или целей.

Таможенная система как объект управления представляет собой це­лостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с вне­шним окружением. Для нее характерна структурируемость и целенаправ­ленность функционирования и развития.

Для того чтобы таможенная система могла добиться своих целей, ее функции и задачи должны быть скоординированы посредством вертикаль­ного разделения труда. Поэтому существенным направлением деятель­ности таможенных органов является управление. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой деятельности таможенных органов, которая в той или иной степени нуждается в координации.

Исторически сложилось так, что управленческая наука базировалась на использовании концепций и методов, разработанных для других дисцип­лин. Более того, в процессе развития происходило взаимное дополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. С одной стороны, естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические

 

осно­вы современною менеджмента. С другой стороны, теория и практика ме­неджмента в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Приведем главный методологический принцип исследования и подго­товки управленческого решения в таможенных органах России (как и в лю­бой организации): таможенную систему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с други­ми системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у организации, их возможные последствия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия ре­шения должен быть систематизирован и технологичен.

Возможность реализации такого принципа в полной мере зависит от выбираемого методологического подхода к исследованию или созданию организации. Выбор методологии инвариантен и носит ситуационный ха­рактер.


 

Методологические подходы






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.