Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общие типы организации производства

 

Тип производства — это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей машиностроительного производства, обусловленная его специализацией, типом и постоянством номенклатуры изделий, а также формой движения изделий по рабочим местам.

Выделяют следующие типы производств:

  • единичное (проектное);
  • серийное;
  • массовое.

Единичное производство — представляет собой форму организации производства, при которой различные виды продукции изготавливаются в одном или нескольких экземплярах (штучный выпуск).

Основные особенности единичного производства заключаются в том, что программа завода состоит обычно из большой номенклатуры изделий различного назначения, выпуск каждого изделия запланирован в ограниченных количествах.

Каждая единица конечной продукции уникальна по конструкции, выполняемым задачам и другим важным признакам.

Производственный процесс изготовления продукции носит прерывный характер. На выпуск каждой единицы продукции затрачивается относительно продолжительное время. На предприятиях применяется универсальное оборудование, сборочные процессы характеризуются значительной долей ручных работ, персонал обладает универсальными навыками.

Серийное производство — это форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями) с установленной регулярностью выпуска.

Серийное производство — наиболее распространенный тип производства.

Характеризуется постоянством выпуска довольно большой номенклатуры изделий. Выпуск изделий в больших или относительно больших количествах позволяет проводить значительную унификацию выпускаемых изделий и технологических процессов, изготовлять стандартные или нормализованные детали, входящие в конструктивные ряды, большими партиями, что уменьшает их себестоимость.



Серийный тип производства характерен для станкостроения, производства проката черных металлов и т.п.

Организация труда в серийном производстве отличается высокой специализацией. За каждым рабочим местом закрепляется выполнение нескольких определенных деталеопераций. Это дает рабочему хорошо освоить инструмент, приспособления и весь процесс обработки, приобрести навыки и усовершенствовать приемы обработки. Особенности серийного производства обуславливают экономическую целесообразность выпуска продукции по циклически повторяющемуся графику.

Подтипы серийного производства:

  • мелкосерийное;
  • серийное;
  • крупносерийное.

Мелкосерийное тяготеет к единичному, а крупносерийное — к массовому. Это деление носит условный характер. Например, в соответствии с классификацией, предложенной Вудворд выделяются единичное и мелкосерийное производство (Unit Production), массовое (Mass Production) и непрерывное (Process Production).

Производство мелкосерийное является переходным от единичного к серийному. Выпуск изделий может осуществляться малыми партиями.

В настоящее время в машиностроении одним из конкурентных факторов стала способность фирмы изготовлять уникальное, зачастую повышенной сложности оборудование малой партией по спецзаказу покупателей.

Внедрение компьютеризации позволяет повысить гибкость производства и внести в мелкосерийное производство черты поточного производства. Например, появилась возможность изготовлять несколько типов изделий на одной поточной линии с затратой минимального количества времени для переналадки оборудования.

Крупносерийное производство является переходной формой к массовому производству.

В крупносерийном производстве выпуск изделий осуществляется крупными партиями в течение длительного периода. Обычно предприятия этого типа специализируются на выпуске отдельных изделий или комплектов по предметному типу.

Массовое производство — представляет собой форму организации производства, характеризующуюся постоянным выпуском строго ограниченной номенклатуры изделий, однородных по назначению, конструкции, технологическому типу, изготовляемых одновременно и параллельно.

Особенностью массового производства является изготовление однотипной продукции в больших объемах в течение длительного времени.

Важнейшей особенностью массового производства является ограничение номенклатуры выпускаемых изделий. Завод или цех выпускают одно-два наименования изделий. Это создает экономическую целесообразность широкого применения в конструкциях изделий унифицированных и взаимозаменяемых элементов.

Отдельные единицы выпускаемой продукции не отличаются друг от друга (могут быть только незначительные отличия в характеристиках и комплектации).

Для изделий характерна высокая стандартизация и унификация их узлов и деталей. Массовое производство характеризуется высокой степенью комплексной механизации и автоматизации технологических процессов. Массовый тип производства типичен для автомобильных заводов, заводов сельскохозяйственных машин, предприятий обувной промышленности и др.

 

Характеристика типов производств

Фактор

Единичное

Серийное

Массовое

Номенклатура

Неограниченная

Ограничена сериями

Одно или несколько изделий

Повторяемость выпуска

Не повторяется

Периодически повторяется

Постоянно повторяется

Применяемое оборудование

Универсальное

Универсальное, частично специаль.

В основном специальное

Расположение оборудования

Групповое

Групповое и цепное

Цепное

Разработка технологического процесса

Укрупненный метод (на изделие, на узел)

Подетальная

Подетально-пооперационная

Применяемый инструмент

Универсальный, в значительной степени специальный

Универсальный и специальный

Преимущественно специальный

Закрепление деталей и операций за станками

Специально не закреплены

Определенные детали и операции закреплены за станками

На каждом станке выполняется одна и та же операция над одной деталью

Квалификация рабочих

Высокая

Средняя

В основном не высокая, но имеются рабочие высокой квалификац. (наладчики, инструментальщики)

Взаимозаменяемость

Пригонка

Неполная

Полная

Себестоимость

единицы изделия

Высокая

Средняя

Низкая

 

Производство и рынок

 

В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.

  • Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
  • Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".

Условия возникновения рынка.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

  • Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами).
  • Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.
  • Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

При рассмотрении состава рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Типы и виды рынков.

Существует несколько типов рынка, и каждый предприниматель должен знать, на каком рынке он действует, поскольку от этого будет зависеть его предпринимательская стратегия. Мы рассмотрим четыре типа рынка, с которыми будем сталкиваться в течение всего нашего курса:

1. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Он характеризуется следующими признаками:

a. Большое количество продавцов продукции;

b. Однородность продукции;

c. Неспособность продавца влиять на цену своей продукции;

Все эти признаки связаны между собой. Если одну и ту же продукцию продают многие, то между ними возникает конкуренция. Стоит одному из производителей поднять цену на свой товар, как покупатели тут же обращаются к другому производителю, у которого точно такой же продукт. Поэтому ни один продавец на этом рынке не может назначить цену, отличную от той, которая установилась на рынке. (вспомните о равновесной цене на рынке). Вспомните рынок цветов, шоколада, семечек или хлеба на рынках твоего города. Они продают свой товар, не зная, что торгуют на рынке совершенной конкуренции. Примерами мировых рынков могут быть цены на зерно или нефть.

2. Рынок монополистической конкуренции. Его характерные черты:

a. Большое количество продавцов продукции;

b. Дифференциация продукта;

c. Способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции;

Наиболее важным понятием здесь является дифференциация продукта, т.е. придание продукту таких свойств. Которые выгодно отличат его от продуктов конкурентов. Это может быть: качество, упаковка, условия продажи, гарантийное обслуживание, месторасположение точки продажи и т.д.

Продавец поднимает цену именно за эти качества продукта. Предположим один и тот же товар стоит по разному в дневное и ночное время, товар. Упакованный в обычную дешевую упаковку и этот же товар, упакованный в оригинальную упаковку (например, с именем того. Кому предназначен товар). Так. В последнее время стало модным дарить кружки, майки, календари с именами и фотографиями заказчика.

3. Олигополистический рынок. Слово «олигополия» означает «немного продавцов»:

a. Продавцов продукции немного (10-20 фирм);

b. Товар либо однороден либо дифференцирован;

c. Цены устанавливает лидер на этом рынке – наиболее крупная и сильная фирма;

Очень опасно ввязываться в ценовую конкуренции и пытаться победить конкурентов путем снижения цены, когда продавцов на рынке немного. В конечном итоге это приведет к разорению многих фирм и существенному ослаблению выживших. Поэтому на олигополистическом рынке фирмы внимательно следят друг за другом и стараются не вступать в открытую конкурентную борьбу. Олигополия может быть основана, как на дифференциации продукции (например, рынок автомобилей). так и на однородности продукции (например, производство стали, алюминия и других металлов.). Главной отличительной чертой олигополистического рынка является стратегическое поведение каждой фирмы.

4. Рынок абсолютной монополии.

a. Один продавец;

b. Отсутствие конкуренции: один производитель, предлагающий уникальный, единственный в своем роде товар;

c. Отсутствует свободный вход других производителей товара на рынок из-за наличия барьеров;

d. Господствующее положение позволяет монополисту диктовать цену;

Таким образом, в основе названий рыночных форм слова, которые с греческого переводятся как:

«monos» - один. «oligos» - несколько, «poly» - много, «poleo» - продаю, «oposoneyn» - покупаю.

 

 

Продавцы

 

Покупатели

 

много

 

несколько

 

один

Много

Полиполия

Монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Несколько

Олигопсония (олигополия спроса)

Двусторонняя олигополия

Ограниченная монополия

один

Монопсония (монопсония спроса)

Ограниченная монопсония

Двусторонняя монополия

 

Конкуренция и монополия

 

Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию.

1. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. с. конкуренты доплачивали покупателям за то, что те брали у них товар).

Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

2. Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления, эстетические свойства. В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышленный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio — отделение) договоры между некоторыми конкурентами и т. д.

3. Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара.

Чистая монополия

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией.

Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.

Модель монополии основана на ряде допущений:

• продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;

• отсутствует свободный вход на рынок;

• совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.

Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.

Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.

Чистый монополист — это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем.

Монополист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монополиста имеет восходящий характер. Поэтому монополист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого количества.

Власть монополии — способность единственного покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает:

Можно выделить следующие типы монополий:

естественная монополия — монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует одна, а не несколько конкурирующих фирм;

случайная монополия — возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта. Носит временный характер;

искусственная монополия — возникает в результате ограничений на выпуск данного вида продукции со стороны государства.

Выделяют 3 вида ценовой дискриминации:

• каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект;

• цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров;

• разным покупателям продукция реализуется по разным ценам.

Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т. е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким количеством времени он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.

При помощи ценовой дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.

Ценовая дискриминация может быть выгодна и продавцам, и покупателям. Продавцы увеличивают таким образом свои доходы, а многие потребители, не имевшие бы возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также становятся покупателями.

Продавец может реализовывать одну и ту же жидкость, например, разлив ее в разные емкости с этикетками, допустим, «Шанель № 5» и «Тройной одеколон», разумеется, по разным ценам. В данном случае ценовая дискриминация будет основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.

Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одежкой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому —дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет.

 

Деньги и банковская система

 

- Что такое деньги?

- Зачем людям нужны деньги? Можно ли обходиться вообще без денег?

- Какой исторический путь прошли деньги, прежде чем превратились в современные кредитные карточки и записи на банковских счетах?

10.1.Сущность и происхождение денег.

Деньги в своем развитии прошли длительную историю. Давным–давно обмана продуктами труда между людьми не существовало и, следовательно, не было денег. Наши далекие предки жили стадами, занимались охотой, рыболовством, собирательством и все, что удавалось добыть, потребляли совместно: никто никому ничего не продавал. Такое хозяйство называлось натуральным, и при существовании такого хозяйства между различными хозяйственными единицами не было обмена продуктами.

Давай рассмотрим простой пример. Живут три человека. Каждый из них добывает себе сам все необходимые продукты: рыбу, мясо, хлеб. Им незачем меняться продуктами, так как каждый из них может добыть все необходимые продукты себе сам. Так могло продолжаться долго. Но потом люди заметили, что у одного получается лучше удить рыбу, у другого добывать на охоте мясо. А у третьего получаются небывалые высокие урожаи хлеба. И приходит мысль: а зачем каждому заниматься всеми тремя занятиями сразу, когда можно делать что-то одно, а остальное выменивать у соседа. Так появляется разделение труда, а вместе с ним обмен продуктами. Это приводит еще и к повышению производительности труда. Первоначально обмен товаров осуществлялся без помощи денег. Т.е. один товар менялся на другой.

 

 

Рисунок 1. Прямой продуктообмен.

 

 

Владелец товара В

Владелец товара А

 

Владелец товара С

 


 

При таком обмене деньги людям были не нужны. Но если владельцу А нужен был товар В, а владельцу В не нужен был А но нужен был товар С, то владелец А должен был поменять свой товар на товар С, и лишь затем поменять его на товар В. Действительно, такой обмен был не очень удобный, тем более, что постепенно количество товара увеличивалось.

То есть самой ранней формой торговли был бартер – обмен одного товара на другой без использования денег.

Нужен был такой товар, который возьмут в обмен на любой товар. Так возникли деньги.

Роль денег в разные времена и у разных народов выполняли совершенно разные предметы. Например, в качестве денег использовался скот. Интересно, что латинское слово «пекуния» (монета) произошло от «пекус» (скот). Иногда в качестве денег использовали не сам скот, а только часть от него: шкуры, меха. Такие деньги имели хождение в Древней Руси.

Кроме скота, роль денег часто выполняли продукты питания: чай, какао-бобы, рис, кукуруза и пр.

Когда люди научились обрабатывать металлы, появились металлические деньги. Они были самыми разнообразными по форме и сплавам. Но в итоге эта роль перешла к так называемым благородным металлам: золоту и серебру. Золото и серебро выгодно отличались по сравнению с другими металлами:

Во-первых, эти металлы редко встречаются в природе, что бы их добыть требуется затратить много труда и времени;

во-вторых, оно долго храниться, не меняя своих свойств, не окисляясь, не ржавея, не испаряясь;

в-третьих, они обладают свойством однородности. Два разных кусках практически ничем не отличаются друг от друга, кроме веса;

в-четвертых, золото и серебро легко делятся, не теряя при этом своей ценности.

Таким образом, деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся из общей массы товаров и выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Первоначально золото и серебро обращалось в слитках, и каждый раз при покупке или продаже, его надо было взвешивать. Но затем, сначала отдельные торговцы, после и правители государств, стали выпускать монеты – куски золота или серебра определенного веса и формы, на которых ставили свой штамп.

Само слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы), так как в храме Юноны располагался монетный двор, поэтому продукцию этого двора стали называть монетами.

Денежные единицы любой страны делятся на более мелкие деньги – разменную монету. Впервые десятичную денежную систему ввели в России.

1 тенге = 100 тиын

1 доллар = 100 центов

1 рубль = 100 копеек и т.д.

С появлением денег появились фальшивомонетчики и алхимики.

Свойства денег

Стабильность. Стоимость денег должна быть более или менее одинаковой и сегодня, и завтра.

Портативность. Современные деньги должны быть достаточно малы и легки, что бы люди могли носить их с собой. Например, деньги в форме шара или кирпича были бы непрактичны.

Долговечность. Выбранный материал должен быть достаточно прочным, иметь значительную продолжительность жизни. По этой причине многие страны используют бумагу высокого качества.

Однородность. Деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость. Было бы не правильно, если бы купюра в сто тенге стоила бы больше, чем монета такого же достоинства.

Делимость. Важное достоинство денег перед бартером состоит в том. Что деньги можно разделить на части. Другими словами купюру в 200 тенге без труда можно разделить на части, тогда как размен цыпленка практически не возможен.

Отличимость. Деньги должно быть трудно подделать, они должны быть легко узнаваемы. Качество бумаги и другие защитные элементы делают подделку денег очень затруднительной.

 

Функции денег.

Деньги также можно охарактеризовать и по функциям, которые они выполняют.

 

10.2. Бумажные деньги и инфляция.

 

Это интересно!






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.