Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 23. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков

Форма проведения- семинарское занятие

Цель: ознакомление с основными принципами российской системы здравоохранения

Вопросы:

1. Модели организации здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения.

2. Контроль за состоянием здоровья детей и подростков.

Литература: 1, 2, 29, 33.

Занятие 11*

Тема 19. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний

Форма проведения- семинарское занятие

Цель: рассмотрение патологических состояний наиболее часто встречающихся у учащихся.

Вопросы:

1. Нарушение осанки. Причины, клинические проявления. Профилактика нарушений осанки.

2. Сколиозы. Определение, классификация, реабилитация больных, страдающих сколиозом.

3. Основные заболевания глаза, связанные с нарушением рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм). Причины развития, предвестники, принципы лечения и меры профилактики.

Литература: 2, 29.

Примечание. *- для студентов факультета социальной педагогики.

 

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

Подготовка к написанию реферата начинается с подбора литературы и составления библиографического списка. Затем собранный материал изучается и составляется план (содержание) реферата, который согласуется с преподавателем. После этого в соответствии с планом пишется основной текст реферата, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ.

Содержание реферата должно полностью раскрывать изучаемую проблему и показывать ее противоречивые стороны. В нем должны быть отражены мнения и взгляды на решение этой проблемы разных ученых. Автор реферата должен обобщить и сделать вывод о том, какое мнение в настоящее время является основным.



В разделе «Заключение» автор высказывает свое мнение по изучаемой проблеме.

Темы рефератов

1. Профилактика стресса. Способы антистрессовой защиты.

2. Физическая культура и ее оздоровительное значение.

3. Двигательная активность в различные периоды жизни человека.

4. Соблюдение физиологической основы режима труда и отдыха для сохранения здоровья.

5. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

6. Проблема формирования здорового образа жизни на различных этапах жизнедеятельности человека.

7. Философские, нравственные, этические аспекты здорового образа жизни.

8. Культура, творчество, здоровье.

9. Возрастные аспекты здоровья.

10. Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования.

11. Закаливание - составляющая здорового образа жизни.

12. Питание современного человека. Проблема, связанная с дефицитом витаминов в рационе и пути ее решения.

13. Питание современного человека. Проблема, связанная с избыточным потреблением жиров животного происхождения. Пути ее решения.

14. Пища как источник токсических и биологически активных веществ.

15. Проблема женского и семейного алкоголизма.

16. Проблема подросткового алкоголизма.

17. Алкоголизм как социальная проблема.

18. Наркомания как социальная проблема.

19. Влияние табакокурения на здоровье.

20. ВИЧ (СПИД)-медико-социальные аспекты.

21. Действие алкоголя на плод. Алкогольный синдром плода.

22. Пищевые отравления и их профилактика.

23. Значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.

24. Альтернативные представления в питании человека (вегетарианство, раздельное питание).

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высш. шк. ─ 2-е изд., перераб. ─ М.: Академический Проект, 2004. ─ 560 с. ─ ("Gaudeamus'').

2. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.

3. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. ─ М.: Академия, 2001. - 320 с.

Дополнительный

4. Азбука СПИДА / Под ред. М. Адлер, П. Мортимер, П. Беверли. ─М.: Мир, 1991. ─ 69 с.

5. Андреева Л.С., Френзель А.А. Неотложная доврачебная помощь в терапии и хирургии. ─ Ростов н / Д: Феникс, 1999. ─ 320 с.

6. Воловская М.Л. Эпидемиология с основами инфекционных болезней.- М.:Медицина, 1989. ─367 с.

7. Воробьёв Р.И. Питание и здоровье. ─ М.: Медицина, 1990. ─ 160 с.

8. Галинская Л.А., Романовский В.Е. Первая помощь в ожидании врача. ─ Ростов н / Д.: Феникс, 2000. ─ 192 с.

9. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний. ─ М.: Просвещение, 1991. ─ 112 с.

10. Давиденкова Е.Ф., Бутомо И.В. Наследственность и здоровье человека. ─ Л.: Ленингр. о-во "Знание", 1985. ─ 32 с.

11. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.С. Кукушина.-М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. ─ 528 с.

12. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркомании у подростков: Учеб. пособие для вузов/ Д.Д. Еникеева – М.: Академия, 1999. – 282 с.

13. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: Учеб. для спец. пед. вузов. ─ М.: Высш. шк., 2001. ─ 256 с.

14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 246 с.

15. Ковалевский Е.И. Берегите зрение у детей. ─ М.: Медицина, 1976. ─ 56 с.

16. Колгушина А.Н. Закаливание. ─ М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. ─ 352 с.

17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Продукты и блюда в детском питании. ─ М.: Росагропромиздат, 1991. ─ 190 с.: ил.

18. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования для образовательных учреждений нач. проф. образования / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко. ─ 3-изд., стер. ─ М.: Академия, 2004. ─ 192 с.

19. Медико-биологические аспекты безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Сост. М.Л. Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина, А.А. Масалева, О.А. Суслина. Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2007. ─ 71 с.

20. Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 368 с.

21. Наследственные заболевания и медико – генетическое консультирование: Учеб. материалы. / Под ред. Г.С. Кор; Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2004. ─ 30 с.

22. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. ─ М: Медицина, 1985. ─ 295 с.

23. Покровский А.А. Беседы о питании. ─ М.: Экономика, 1986. ─ 366 с.

24. Практикум для медицинских сестер гражданской обороны: Учеб. пособие. / Под ред. И.В. Новикова ─ Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. ─ 400 с.

25. Профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков. Материалы в помощь социальному педагогу и психологу / Под ред. Л.И. Рябовой, Э. Н. Гарсия. ─ Пермь, 2002. ─ 64 с.

26. Пыцкий В.И. Аллергические заболевания. ─ М.: Медицина, 1991. ─ 366 с.

27. Сексуально-гигиеническое просвещение детей и подростков: Учеб. пособие: в 3 ч. / Сост. М.И. Коршенинникова и др, 1994.

28. Студеникин М.Я. Питание детей раннего возраста. ─ Л.: Медицина, 1991. ─ 174 с.

29. Танкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. ─ М.: Просвещение, 1993. ─ 320 с.

30. Таргонская Н.А. Азбука питания: Метод. рекомендации по организации и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях. ─ М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. ─ 144с.

31. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учеб. для студентов / Е.Е. Тен. ─ М.: Мастерство, 2002. ─ 25с.

32. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер / Под ред. А.Г. Сафонова ─ М.: Медицина, 1981. ─ 656 с.

33. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб-метод. пособие / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова.-М.: ВЛАДОС, 2002. ─ 192 с.

34. Фролов Л.А. Внутренние болезни: Учеб. пособие. ─ М.: Высш. шк.- 1990. ─ 93 с.

35. Хепфиев К. СПИД: медико – биологические и социальные аспекты болезни. ─ М.: Педагогика – Пресс, 1992.

36. Чумаков Б.Н. Валеология: Избр. лекции. ─ М.: Российское педагогическое агентство, 1997. ─ 245 с.

37. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания. ─ М.: Знание, 1984. ─ 64 с.

38. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя. ─ М.:Просвещение, 1985. ─ 128 с.

39. Шабанов. П.Д. и др. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб.: Лань, 2000. – 318 с.

40. Шевелев А.С. СПИД – загадка века. ─ М: Советская Россия, 1991. ─ 191с.

41. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учеб. для студентов мед. училищ и колледжей / В.Р. Кучма, В.И. Донцов, В.Н. Крутько и др.; Под ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова.-2-е изд., стер. ─ М.: Академия, 2002. ─ 400с.

 

7.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень необходимых средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:

- таблицы;

- реанимационный фантом;

- имитаторы ран;

- муляжи;

- транспортные шины;

- тонометры;

- ссылки на интернет - ресурсы.

7.3. Методические указания студентам

При подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Основы медицинских знаний» необходимо знать и выполнять следующие условия:

1. Семинарские и практические занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану в виде собеседования и выполнения практических заданий.

2. Подготовка к семинарскому и практическому занятиям заключается в изучении литературы, которая обозначена в библиографическом списке, повторении некоторых вопросов других дисциплин (анатомии, физиологии, гигиены), изученных ранее и имеющих отношение к теме семинарского или практического занятия.

3. При проведении семинара или практического занятия студенты должны: ответить на вопросы, обозначенные в плане занятия, отработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

4. Работа студента на семинарском и практическом занятии оценивается по пятибалльной шкале.

5. При изучении дисциплины учитывается самостоятельная работа студента, предусмотренная учебным планом, которая должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и стимулировать к применению теоретических знаний на практике.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Человек и окружающая среда. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям
Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание. Личная гигиена и ее влияние на здоровье Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Неотложные состояния в клинике заболеваний органов дыхания. Уход за тяжелобольными Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики. Профилактика школьного травматизма Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика. Профилактика детских инфекций в организованных детских коллективах Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.  
Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников. Роль учителя и значение организации учебного процесса в профилактике этих заболеваний. Профилактика миопии, нарушений осанки и сколиоза. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Значение наследственности в развитии некоторых физических и психических нарушений у детей и подростков. Медико-педагогическая коррекция нервно-психических нарушений у больных с наследственными заболеваниями. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Профилактика болезней, передающихся половым путем Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.
Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание рефератов.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, решение ситуационных задач и т.д.

Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)

1. Пожилая женщина, страдающая гипертонической болезнью, стала невольной участницей скандала в очереди. В этот день была сильная оттепель, и она с утра ощутила ухудшение самочувствия. Придя из магазина, легла, поскольку появилась очень сильная головная боль, тошнота, головокружение, боли в сердце, перед глазами замелькали «темные мушки». Объективно: пульс напряженный, твердый, АД 220/130мм рт.ст. Какое острое состояние развилось? Первая помощь. Профилактика.

 

2. Учитель русского языка, заменяя заболевшего коллегу, месяц работал с большой нагрузкой, не досыпал по ночам. Постепенно он стал ощущать к концу дня сильное утомление, слабость, рассеянность внимания, головную боль, головокружение и тошноту. Обратился в медпункт, где ему измерили АД. Оно оказалось 170/110мм рт. ст. О каком заболевании идет речь? Что предпринять? Профилактика.

 

3. Мужчина 56 лет очень спешил, боясь опоздать на электричку, и вдруг почувствовал сильную боль давящего характера за грудиной. Боль иррадиировала в левую руку, под лопатку слева и продолжалась несколько минут. О каком заболевании надо думать? Какое состояние развилось? Первая помощь.

 

4. Пожилой учитель в ответ на грубость старшеклассника внезапно побледнел, зашатался, схватился за грудь. На лице отразились страх и страдание. Известно, что он периодически принимал под язык какие-то маленькие таблетки. О каком заболевании идет речь? Опишите симптомы острого состояния. Первая помощь.

 

5. Пожилой человек, получив известие о внезапной смерти близкого, ощутил чрезвычайно сильные, раздирающего характера боли, охватывающие всю грудную клетку. Он начал метаться от боли и страха, затем вдруг побледнел, открылась рвота, и он упал. Пульс и дыхание отсутствуют. О каком заболевании идет речь? Что за состояние развилось? Первая помощь.

 

6. После экзамена школьника испугало ощущение частых и сильных сокращений сердца, сопровождающихся болями колющего характера, слегка «отдающих» под левую лопатку. При этом артериальное давление, пульс и размеры сердца в пределах нормы. Выберите предположительный диагноз и меры помощи:

-приступ стенокардии;

-инфаркт миокарда;

-боли невротического характера из-за переутомления;

-вызвать «Скорую помощь»;

-немедленно госпитализировать;

-заниматься реанимацией;

-не волноваться, дать настойку валерианы (пустырника) в теплой воде, уложить ребенка спать;

-контролировать соблюдение режима труда и отдыха, длительность сна.

Обоснуйте свой выбор.

 

7. В день резкого изменения погоды учитель, страдающий гипертонической болезнью, ощущал с утра головную боль и тошноту. Конфликтная ситуация с учеником вызвала резкое усиление головной боли, появилось головокружение, перед глазами замелькали «темные мушки», онемение левых конечностей. Объективно: пульс твердый, напряженный, АД 220/130мм рт.ст. Движения в левых конечностях отсутствуют. Какое состояние развилось? Первая помощь и профилактика.

 

8. У мужчины, выкуривающего ежедневно больше 1 пачки сигарет, осенью ухудшилось самочувствие: температура 37,6˚С, беспокоит упорный кашель с отделением небольшого количества вязкой, трудно-отделяемой гнойной мокроты. О каком заболевании можно думать? Укажите принципы лечения.

9. На фоне насморка, «осиплости» голоса, сухого кашля у школьника поднялась температура до 38,4˚С, появилась одышка, кашель стал влажный. Объективно: в легких слева притупление перкуторного звука и в этих же участках влажные хрипы. Количество лейкоцитов 12 тыс. в 1 куб.мм, СОЭ ускорена. При рентгеноскопии слева участки затемнения разной интенсивности. О каком заболевании можно думать? Укажите принципы лечения.

 

10. У девочки, часто пропускавшей занятия из-за заболеваний дыхательной системы, во время работы с древесным лаком появилась сильная одышка с затрудненным выдохом. Дыхание стало свистящим, сопровождалось жужжащими, трескучими, слышными на расстоянии хрипами, наблюдается цианоз лица. Какое острое состояние развилось? Первая помощь.

 

11. Сильно переохладившись после лыжного пробега, вечером мальчик 12 лет почувствовал недомогание и головную боль, не мог делать уроки. Затем появился потрясающий озноб, сухой кашель, сопровождавшийся колющими болями в грудной клетке справа. Вскоре температура поднялась до 40˚С, число дыханий 35 в мин. На второй день стала отходить и «ржавая» мокрота. Возможно, о каком заболевании идет речь? Профилактика данного заболевания.

 

12. Двухлетний ребенок, болеющий гриппом (температура 39,7˚С, резкая слабость, головные и мышечные боли, светобоязнь), вечером вдруг стал задыхаться. Вдох затруднен, сопровождается втягиванием межреберных промежутков, надключичных областей. Ребенок испуган, мечется, наблюдается цианоз лица, шейные вены набухшие, голос сиплый. О чем надо думать? Первая помощь. Чем опасно такое состояние?

 

13. Мальчик пришел в школу больной: температура 37,5˚С, упорный кашель с небольшим количеством вязкой, трудно отделяемой мокроты. В школе пахло краской. На уроке у него вдруг развился приступ мучительного кашля и одышки с затрудненным выдохом. Дыхание стало свистящим, слышны жужжащие и трескучие хрипы. Мальчик испуган, наблюдается цианоз лица, шейные вены набухшие. В прошлом несколько раз была крапивница. О каком приступе идет речь? Первая помощь.

 

14. У ребенка 3 лет повысилась температура до 37,8˚С, небольшой насморк, на коже лица, груди, спины, на конечностях появилась сыпь в виде мелких пузырьков с прозрачным содержимым, несколько пузырьков расположено на волосистой части головы. В зеве - умеренная гиперемия. Возможно, о каком заболевании идет речь? Обоснуйте. Какие карантинные мероприятия необходимы в очаге инфекции? Дайте советы по уходу за больным.

 

15. Ребенок 3 лет, посещающий детский комбинат, заболел три дня назад. Его беспокоит сильный кашель, насморк, слезотечение, температура тела 38˚С. При осмотре: состояние средней тяжести, светобоязнь, конъюнктивит, в зеве - гиперемия слизистой оболочки, на слизистой щёк напротив малых коренных зубов - мелкие белые высыпания, на мягком нёбе - энантема. Дыхание жесткое, тоны сердца учащены. Предположительно, какое заболевание развилось у ребенка? Обоснуйте. Какие карантинные мероприятия необходимы в очаге инфекции?

 

16. Ребенок 6 лет болен 2-й день. Беспокоит боль при жевании, повороте головы, открывании рта, чувство жара. При осмотре: температура 38˚С, с обеих сторон вокруг ушных раковин припухлость, болезненная при пальпации. Ребенок посещает детский комбинат, где уже были случаи подобного заболевания. Предположительно, какое заболевание развилось? Обоснуйте. Какие карантинные мероприятия необходимы в очаге инфекции? Дайте рекомендации по питанию.

 

17. Во время осмотра у ребенка 3 лет Вы наблюдали приступ кашля: приступ начался кашлевыми толчками, следующими друг за другом, затем наступил глубокий затрудненный вдох и вновь ребенок закашлялся, покраснел, а затем посинел. Приступ длился долго, закончился рвотой. О каком заболевании идет речь? Обоснуйте. Окажите помощь при спазматическом кашле. Какие карантинные мероприятия необходимы в очаге инфекции?

 

18. У студентки, съевшей в столовой котлету с неприятным привкусом, через несколько часов появились боли в эпигастральной области, тошнота и повторяющаяся рвота. Объективно: при пальпации болезненность в подложечной области, язык сухой, с белым налетом, температура 37,5˚С. Какое заболевание развилось? Первая помощь?

 

19. Подросток 16 лет жалуется на боли в животе. Болен в течение 2 лет. Боли возникают до еды или через 1-1,5 часа после еды, интенсивные, стихающие после приема пищи, периодически возникает изжога. Объективно: состояние удовлетворительное, питание несколько снижено, кожа бледная, сухая. Органы грудной клетки без особенностей. При пальпации живота определяется болезненность в области эпигастрия. О какой патологии следует думать? Обоснуйте.

 

20. У больного язвенной болезнью внезапно резко ухудшилось самочувствие: на фоне сильных болей в эпигастральной области появилась нарастающая слабость, головная боль и головокружение, рвота цвета кофейной гущи с примесью крови, стул дегтеобразный. Объективно: кожные покровы бледные с липким потом, пульс слабый 120 уд. в мин, АД 85/55 мм рт.ст. Какое состояние развилось? Первая помощь. Можно ли поить и кормить больного?

 

21. После обильной еды у пожилой женщины с ожирением II степени появились острые боли в правом подреберье. Они имели коликообразный, временами режущий характер, иррадиировали вправо в плечо и под лопатку, усиливались при поколачивании по ребрам справа. Появились тошнота и рвота, температура субфебрильная – 37,4˚С. О каком заболевании идет речь? Первая помощь.

 

22. Девочке 8 лет. Её мать рассказала, что 3 месяца назад ребенок перенес эпидемический паротит в тяжелой форме. Через некоторое время после болезни мать заметила, что девочка стала много пить жидкости (до 5 л в сутки), часто и обильно мочится. Несмотря на хороший аппетит, похудела, последние 10 дней стала вялой, жалуется на головные боли. О каком заболевании можно думать? Обоснуйте. Консультация, какого специалиста необходима ребенку? Угроза развития какого осложнения имеется у ребенка?

 

23. Старшеклассница в течение месяца резко похудела, ощущала жажду, на всех переменах пила воду и мочилась. К врачу не обращалась. С утра была очень вялой, сонливой и на уроке потеряла сознание. У девочки редкое, шумное дыхание с запахом ацетона. Какое острое состояние развилось? Первая помощь?

 

24. Старшеклассница, страдающая сахарным диабетом, сделав в школе очередную инъекцию инсулина, не успела поесть. Вскоре почувствовала нарастающую слабость, головокружение, острое чувство голода, мышечное дрожание (тремор), покрылась холодным потом. Какое состояние развилось? Первая помощь?

 

25. Мальчика 8 лет беспокоят боли в коленных суставах, одышка при умеренной физической нагрузке. Объективно: мальчик спокойный, добродушный, кожные покровы чистые, без полос растяжения. Вес превышает возрастную норму на 50%, отложение жира равномерное. Какое заболевание развилось? Укажите форму, степень тяжести, принципы лечения и меры профилактики данного заболевания.

 

26. На лабораторной работе по химии девочка вдруг почувствовала сильный кожный зуд, слезотечение, лицо покраснело и стало отекать. На видимых участках кожи появились красные пятна и папулы разной величины с зудом. О каком заболевании идет речь? Опишите действия учителя.

 

27. В одной из групп детского сада ощущается запах краски, применяемой в ремонте соседнего помещения. У ребенка появился отек век, зуд, затрудненное дыхание. Какое состояние развилось? Первая медицинская помощь?

 

28. У мальчика 12 лет на тыльной стороне левого запястья две недели назад появилось зудящее пятно. Объективно: мальчик избыточного веса, страдает аллергией на ряд пищевых продуктов. Поверхность зудящего элемента увлажнена, покрыта чешуйками и корочками, вокруг следы расчесов. О каком заболевании идет речь? Обоснуйте свое мнение. Профилактика.

 

29. У девушки 23 лет по утрам стали отекать веки, потом все лицо, руки. Она обратила внимание на помутнение и уменьшение количества мочи, на появление болей в правой поясничной области, усиливающихся при поколачивании. На медосмотре АД 140/90 мм рт. ст., после чего была сразу госпитализирована. О патологии какой системы органов идет речь? Укажите заболевание данной системы, его симптомы, а также факторы, способствующие его развитию и меры профилактики.

 

30. Поздней осенью на сельскохозяйственных работах школьники ели, сидя на земле. Вскоре после этого у девочки появились неприятные ощущения и чувство рези в области мочеиспускательного канала. К вечеру мочеиспускание участилось и сопровождалось режущими болями в конце. Мочи мало, она мутная с резким запахом. Температура тела нормальная. О каком заболевании можно думать? Принципы лечения. Профилактика.

 

31. Пожилой мужчина мечется из-за внезапно появившихся сильных болей коликообразного характера в области поясницы слева. Боли иррадиируют на внутреннюю поверхность бедра и в паховую область слева, мочеиспускание учащено. При обследовании симптом Пастернацкого резко положителен. Какого характера колика развилась? Первая помощь?

 

32. На контрольной работе, проходившей в непроветриваемом классе, школьник 10 лет почувствовал головокружение, чувство дурноты, туман перед глазами, онемение губ, кончиков пальцев, побледнел, потерял сознание и упал, обмякая, на парту. Судорог не было, спустя 1-2 минуты пришел в себя, чувствовал себя удовлетворительно, беспокоила общая слабость. Какое состояние развилось? Первая медицинская помощь?

 

33. На уроке русского языка во время написания диктанта школьник внезапно замер, прекратил писать, взгляд застеклен, устремлен вдаль. Контакту не доступен. Приступ продолжался 6 с. Не упал, судорог не было. Выход из этого состояния мгновенный, сознание восстановилось, и мальчик продолжил прерванную деятельность. О припадке не помнит. Какое состояние развилось?

 

34. На улице больной К. 25 лет внезапно потерял сознание, упал, ударившись головой об асфальт. Развились тонические, затем клонические судороги. Наблюдалась пена изо рта, непроизвольное мочеиспускание. Приступ продолжался 2 минуты, затем сознание восстановилось, но больной был сонлив, жаловался на боли в виске. О случившемся не помнит. Какое состояние развилось? Первая медицинская помощь.

 

35. 3-летний ребенок в ответ на любой отказ родителей в выполнении требований падал на пол, колотил руками, ногами и головой по полу, кричал до тех пор, пока его требование не исполняли. Синяков и ссадин при этом не оставалось, пена изо рта не появлялась. Укажите вызывающие и предрасполагающие факторы развития этого состояния, принципы лечения и профилактики, а также рекомендации родителям в таких ситуациях.

 

36. Мальчик 13 лет страдает умственной отсталостью до степени дебильности. Учится в специальной школе для умственно отсталых и слепых детей. Злопамятен, эгоцентричен, мстителен. Снижение памяти и внимания затрудняет процессы обучения и воспитания. На лице в области лба и щеки справа имеется ангиома ярко красного цвета (в виде "пылающего пятна"). Страдает периодическими судорожными припадками. Отмечается снижение зрения на оба глаза. Известно, что мать здорова. У отца на лице имеется ангиома. Однако припадков, снижения интеллекта и зрения у него не отмечается. О каком заболевании идет речь? Определить тип наследования.

 

37. Девочке 10 лет. Оба родителя здоровы. Известно, что на 1-м году жизни часто срыгивала, плохо спала, отмечалось повышенное двигательное беспокойство, от больной исходил специфический "мышиный" запах. Объективно: дефект пигментации (светлые волосы, светлая радужная оболочка), параличи конечностей, судорожные припадки. Умственная отсталость достигает степени имбецильности. Не учится. Речь бедна, аграмматична. Навыки опрятности и самообслуживания формируются с трудом. Девочка не стремится к общению с родителями, детьми, резка, боязлива, раздражительна, склонна к аффектам гнева. О каком заболевании идет речь? Определить тип наследования.

 

38. Мальчику 15 лет. Возраст матери при рождении ребенка 37 лет. Умственная отсталость до степени имбецильности. Не учится. Отмечается монголоидный разрез глаз, широкая плоская переносица, эпикант (третье веко), складчатость языка, скошенный затылок, двусторонняя поперечная борозда ладоней, низкий рост волос, короткопалость, пороки развития сердца, почек. Мальчик привязан к близким, послушный, ласковый, однако настроение неустойчивое, со вспышками агрессивности. Какое заболевание у мальчика? Составить кариотип.

 

39. Девочка 16 лет, родители здоровы. Учится в массовой школе. Рост 135 см, пропорции тела нормальные, низко расположенные уши, короткая шея, крыловидная складка на шее. Задержка полового развития: гипоплазия молочных желез, матка уменьшена в размерах, аменорея, пороки сердца. Девочка трудолюбива, услужлива. Интерес к противоположному полу снижен. Какое заболевание можно предположить? Составить кариотип.

 

40. Женщине 30 лет. Рост - 195 см. Мужской тип телосложения. Непропорционально длинные руки, ноги, ожирение, пороки сердца, искривление позвоночника, широкая переносица, высокое твердое небо, очень жесткие волосы. Интеллект сохранен. Хорошие спортивные данные. О каком заболевании можно думать? Составить кариотип.

 

41. Мужчина 28 лет. Родители здоровы. Снижение интеллекта до степени дебильности. Рост - 200 см, астеничен, с узкой грудной клеткой, непропорционально длинные руки, ноги, гинекомастия (развитие молочных желез у мужчин), отложение жира по женскому типу, евнухоидизм, бесплодие. Периодически приступы реактивного психоза (неадекватность поведения, озлобленность, агрессивность). О каком заболевании можно думать? Составить кариотип.

 

42. Определить тип наследования и риск рождения больного ребенка в следующих ситуациях:

АА + АА

АА + Аа →

АА + аа →

Аа + Аа →

Аа + аа →

при условии, что "А" - доминантный патологический ген, "а" - рецессивный ген.

 

43. Определить тип наследования и риск рождения больного ребенка в следующих ситуациях:

аа + аа

аа + Аа

аа + АА →

Аа + Аа

АА + Аа

при условии, что "а" - рецессивный патологический ген, а "А" - нормальный доминантный ген.

 

44. Отец страдает дальтонизмом, мать здорова. Определить вероятность рождения детей, страдающих дальтонизмом, как мальчиков, так и девочек.

 

45. Больной И., 22 года. Жалобы на длительные гнойные выделения из мочеиспускательного канала, кровь в моче и усиление боли в конце мочеиспускания. За последние 2 дня отмечалось повышение температуры тела до 38˚С, боли в области мошонки. Месяц назад была случайная половая связь, к врачу не обращался. Укажите и обоснуйте предварительный диагноз, перечислите возможные осложнения, меры личной и общественной профилактики.

 

46. Больной В., 32 года. Доставлен на медицинское освидетельствование как лицо без определенных занятий. При осмотре: на головке полового члена в области крайней плоти обнаружена безболезненная язвочка, около 1 см, плотная на ощупь с блестящей поверхностью. Резко увеличены паховые лимфоузлы. Со слов больного язвочка появилась около трех недель назад, не беспокоила. Укажите предварительный диагноз. Какие дополнительные анализы необходимо сделать? Личная и общественная профилактика.

 

47. На приеме к врачу-терапевту обратился больной С., 34 лет, с жалобами на повышение температуры тела до 37,5ºС в течение 2 месяцев, слабость, снижение работоспособности и аппетита, потливость, особенно по ночам. За последний год похудел примерно на 7кг. С. не женат, бисексуал. При обследовании выявлено увеличение паховых, шейных и подмышечных лимфатических узлов. Укажите и обоснуйте предположительный диагноз. Какие анализы необходимо сделать для подтверждения диагноза? В чем заключается личная и общественная профилактика заболевания?

 

48. В КИЗ обратилась больная М. со следующими жалобами: температура 37,6ºС, тошнота, рвота, боль в животе, жидкий стул до 8 раз в сутки. Стул зловонный, обильный, цвета болотной тины. Из анамнеза: двое суток назад больная пообедала на работе. Ела курицу, которая показалась ей не прожаренной. Укажите предварительный диагноз. В чем заключается причина заболевания и какие профилактические мероприятия следовало проводить?

 

49. Больная В. обратилась к участковому терапевту, которая поставила диагноз: грипп. Вечером этого же дня Х. заметила, что у нее потемнела моча и обесцветился кал. Объективно печень увеличена, выходит из-под края реберной дуги на 2 см. При обследовании HBS- антиген в крови не обнаружен. Укажите предварительный диагноз. В чем заключаются профилактические мероприятия?

 

50. Больной Денис, 10 лет, предъявляет жалобы на зуд, появляющийся в вечернее время в области межпальцевых промежутков и на сгибательных поверхностях кистей рук. Объективно на коже в указанных местах видны серые полоски, прямолинейные и изогнутые. Имеются следы расчесов. О каком заболевании идет речь, и в чем заключаются профилактические мероприятия?

 

51. У Бориса 6 лет, на волосистой части головы в области затылка обнаружено пятно округлой формы, диаметром 2,5 см. Волосы в области пятна обломаны, белого цвета, легко выдергиваются пинцетом. Наблюдается мелкопластинчатое шелушение кожи. Укажите предварительный диагноз и меры профилактики.

 

52. Больной К., 21 год. Жалобы на длительное, в течение 2,5 мес., повышение температуры, озноб или потливость, нарушение сна и аппетита, кашель, иногда кровохарканье. Объективно: приглушение перкуторного звука в подключичной области, при аускультации мелкие влажные хрипы. На рентгенограмме: не резко очерченные тени диаметром 2-2,5 см. Укажите предварительный диагноз и профилактические мероприятия.

 

53. У девочки, посещающей детский сад, появились боли в животе, беспокойно спит. Девочка жаловалась на сильный зуд, особенно ночью, в области анального отверстия и половых органов. В кале мат






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.