Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Умение перемещать свое тело по кругу, лежа на животе и перебирая руками

Ø Тянется в сторону к игрушке, расположенной на уровне плеча.

Ø Делает одно движение, позволяющее ему переместиться на небольшой угол.

Ø Перемещает свое тело, лежа на животе, описывая дугу в 180°.

Ø Перемещает свое тело, лежа на животе, описывая полную окружность (360°).

Умение сидеть

С поддержкой выше талии:

Ø сидит, держась за планку или перекладину игрушечного гимнастическо­го комплекса;

Ø сидит, опираясь на развивающий центр, который лежит у него на коле­нях;

Ø сидит, держась за большие пальцы ваших рук;

Ø сидит и тянется к игрушкам, подвешенным с помощью игрушечного гимнастического комплекса;

Ø сидит с поддержкой на высоком стульчике.

С поддержкой на уровне бедер / ягодиц:

Ø сидит, опираясь на развивающий центр, который лежит у него на коле­нях;

Ø сидит и тянется к игрушкам, подвешенным с помощью игрушечного гимнастического комплекса;

Ø сидит, прислонясь спиной к софе, держит корпус прямо и опирается на развивающий центр;

Ø возвращается в исходное положение при наклоне в сторону, если его поддерживают за бедра;

Ø возвращается в исходное положение при наклоне назад, если его поддер­живают за бедра;

Ø сидит в течение 10—15 секунд, опираясь обеими руками на верхнюю часть ног;

Ø удерживается в сидячем положении в течение 2—3 минут, опираясь обеи­ми руками на верхнюю часть ног;

Ø сидит, не опираясь, в течение 3-5 минут.

Переход в положение сидя

Ø Одной рукой подтягивается, чтобы сесть, когда его переводят из положе­ния лежа на спине в положение лежа на боку.

Выход из положения сидя

Ø Переходит в положение лежа на животе, после того как его руки помещают на пол с одной стороны от него.



Умение стоять на четвереньках

Ø Стоит с поддержкой на четвереньках, опираясь руками на диванную подушку, в течение 20—30 секунд.

Ø Удерживается на четвереньках в течение 20—30 секунд.

Умение стоять на коленях с поддержкой

Ø Стоя на коленях с поддержкой, удерживает колени вместе. Стоит на коленях с поддержкой. Поднимает и опускает ягодицы.

Ø Сотрудничает с взрослым при переходе из положения стоя на коленях в положение сидя.

Умение сидеть на скамеечке, согнув ноги в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°

Ø Сидит на скамеечке высотой 5—8 см в течение 30—60 секунд.

Ø Удерживается в положении сидя в течение 1—2 минут, когда ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°.

Ø Удерживается в положении сидя с прямой спиной в течение 5 минут, когда ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°.

Умение стоять с поддержкой

Ø Подтягивается и встает из положения сидя, когда ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°.

Ø Сгибает ноги в коленях, чтобы из положения стоя опуститься на скамью и сесть так, чтобы ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°.

Ø Стоит, держась за большие пальцы ваших рук, в течение 1—5 минут.


Глава 4

Стадия четвертая. Ползает, передвигается на четвереньках, лазит, садится и выходит из положения сидя, подтягивается, чтобы встать на ножки, и стоит

На этой стадии ваш малыш сразу научится делать много разных вещей. Новые навыки позволят ему стать более независимым и начать самосто­ятельно исследовать окружающую среду. У вас появится повод отметить его достижения: первую удачную попытку поползти, самостоятельно сесть, подтянуться и встать.

Какой следующий навык выберет ребенок, зависит от его темпера­мента, мотивации и силы мышц. Если у него есть сильная мотивация, чтобы сесть, он найдет способ это сделать. «Созерцателю» понравится подолгу сидеть и играть, «деятелю» — ползать. Малыш, имеющий силь­ные руки и ноги, встанет на четвереньки и научится передвигаться таким образом. А когда он захочет принять вертикальное положение, то будет подтягиваться и учиться вставать.

На четвертой стадии ребенок развивает следующие двигательные навыки:

1. ползает;

2. встает на четвереньки;

3. передвигается на четвереньках;

4. лазит;

5. садится;

6. выходит из положения сидя;

7. подтягивается, чтобы встать на колени;

8. подтягивается, чтобы встать на ножки;

9. садится на пол из положения стоя; 10. стоит, держасьза опору.

Предыдущая стадия развития ребенка была фундаментом для освое­ния всех этих навыков. Он научился правильно выполнять движения, для того чтобы сесть с поддержкой и с поддержкой же выйти из положе­ния сидя, встать на четвереньки или на колени и постоять с поддержкой. Прежде вы предлагали ему попробовать новый вид деятельности; теперь ему решать, что делать.

Если у него есть мотивация для того, чтобы освоить нечто новое, поз­вольте ему это сделать самостоятельно. Просто помогите ему воспользо­ваться для этого правильными движениями.

Самое главное на четвертой стадии

Не следует ожидать, что на этой стадии ребенок будет усваивать навыки в строгой определенном порядке.Порядок определяется, главным образом, тем, что ему самому интересно делить. Мне это ясно показала Кэйси. Она научилась сидеть на полу, и я начала побуждать ее отрабатывать умение ползать на животе. Каждый раз, когда мы занимались, Кэйси казалась очень сонной и усталой. Но однажды, после того как она потренировалась в умении сидеть на скамеечке, согнув ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом (положение «сидя 90/90»), я предложила ей подтянуться и встать из этого положения. Она была в восторге! Она подтягивалась, вставала, стояла, держась за край ящика для игрушек, садилась снова, а затем вновь и вновь повторяла все эти действия в той же последовательности. Она показывала мне, чего ей хочется и была полна энергии.

Сначала надо сосредоточиться на более легких навыках, а именно: выходить из положения сидя, подтягиваться, чтобы встать из положения «сидя 90/90», ползать, становиться на колени из положения сидя, стоять с поддержкой и садиться на скамеечку из положения стоя.

Позже начинайте работать над более трудными навыками, а именно: становиться на четвереньки, садиться, передвигаться на четвереньках, становиться на колени из положения стоя на четвереньках и вставать из этого же положения.Эти умения осваиваются с большим трудом. Учиться карабкаться наш малыш будет после того, как научится ползать или передвигаться на четвереньках.

Занимайтесь отработкой необходимых навыков тогда, когда ребенку это интересно и он старается изо всех сил, а не тогда, когда он теряет интерес и сотрудничает с вами лишь отчасти.Чаще всего дети способны отдавать каждому навыку немного времени и повторить движения, которыми вы занимаетесь, 2 -3 раза. Если вы замечаете, что малышу больше неинтересно это делать, помогите ему сменить положение или займитесь чем-нибудь другим.

Тренируйтесь в течение 5-10 минут, после чего устраивайте перерыв, чтобы малыш мог поиграть сам. Не обязательно отводить на занятие целый час. На данной стадииможно переключать внимание ребенка на другие занятия или игру. Можно «схитрить" ипостараться вплести свой план в план ребенка.

Если малышу не нравится какое-то положение, делайте так, чтобы он оставался в нем недолго, и используйте самые действенные стимулы.Если он все равно не хочет сотрудничать с вами, отложите работу над трудно дающимся навыком па пару дней. Никогда не форсируйте овладение тем или иным навыком. Если часто заставлять ребенка делать то, что ему не нравится, он просто возненавидит это. Есть множество других навыков, над которыми тоже нужно работать, так что займитесь ими, пока малыш не проявит готовность делать то, чему он пока сопротивляется. Варьируйте ритм занятий.Чередуйте статичные позы, например, положение стоя на коленях или на ногах, с динамичными упражнениями, например, переходом из одного положения в другое, выходом из того или иного положения, ползанием и карабканьем. Большинство детей с синдромом Дауна сначала начинают ползать, потом уже передвигаются на четвереньках. Некоторые детишки так недолго ползают, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, что родители едва успевают заметить это.

Ползание

Вначале определимся с терминами. В профессиональном понимании «ползание» и «передвижение на четвереньках» различаются.

Ползать— значит двигаться вперед на животе, отталкиваясь предпле­чьями и ногами.

Передвигаться на четверенькахзначит двигаться вперед на руках и коленях, при этом живот должен быть приподнят над полом.

О готовности вашего ребенка ползать может свидетельствовать то, что он умеет перемещать свое тело на 360°, лежа на животе и перебирая руками. После этого первой его задачей станет проползти вперед примерно 25 см.

Детей с синдромом Дауна нередко бывает трудно обучить ползать, от­того что силы их рук не хватает, чтобы подтянуть вперед по полу вес сво­его тела. Ноги могут быть достаточно сильными для того, чтобы помочь оттолкнуться, но, если руки (предплечья) слишком слабы и малыш не сможет с их помощью подтянуться, он не продвинется вперед. В таком случае малышу нужно дать время укрепить мышцы рук с помощью дру­гих упражнений, а потом, когда его руки станут сильнее и у него появит­ся стимул, он поползет вперед. Пока этого не произошло, он сможет доставать игрушки, передвигаясь по-другому: комбинируя повороты с живота на спину и со спины на живот с перемещением своего тела по кругу на животе, перебирая руками.

Для того чтобы научиться ползать, ребенок выработает свой способ двигаться вперед, который наилучшим образом подойдет к размеру его тела и силе рук. Ваша роль на этом этапе, в основном, заключается в том, чтобы поместить перед ним игрушку, «без которой он не может», чуть-чуть дальше пределов его досягаемости. Если игрушка слишком далеко, малыш и не попытается ничего сделать. Если же она от него достаточно близко, он постарается достать ее. Вы удивитесь, насколько далеко он сможет тянуться, не перемещая при этом тело вперед! Наблюдайте за ним и ждите, сделает ли он попытку продвинуться вперед. Если сделает, вознаградите его этой игрушкой. Если он полон желания дотянуться до нее, но не делает руками никаких движений, помогите ему: побудите его ухватиться за ваши большие пальцы и потяните его вперед, к игрушке. Упражняясь вновь и вновь, малыш сам попробует подтягиваться на руках, что позволит ему продвигаться вперед.

Если как-нибудь помогать ребенку (например, тянуть его вперед, когда он держится за ваши пальцы, или упереть его стопу так, чтобы он смог толкать себя вперед), то это может привести к зависимости ребенка от вас. Кроме того, в таких условиях его мышцы не развиваются, а без этого он не начнет ползать самостоятельно. Такую помощь можно ока­зывать в самом начале просто для того, чтобы малыш не слишком разочаровывался в своих возможностях, но, в конце концов, ему нужно научиться ползать самостоятельно.

Поначалу он не координирует свои движения. Малыш может ползти одним из четырех перечисленных ниже способов. Картина, которую вы увидите, будет отличаться от того, что вы подразумеваете под словом «ползание», но со временем движения ребенка разовьются, и он будет ползать нормально. Вам следует знать, что представляют собой эти четы­ре способа, и тогда вы сумеете распознать их как первые попытки малыша поползти и одобрить их.

Вот эти способы:

1. «тянется и перекатывается»;

2. двигается вперед, подтягиваясь на обоих локтях одновременно;

3. двигается вперед, подтягиваясь то на одном, то на другом локте;

4. встает на ладони и колени, после чего падает вперед.

Первый способ представляет собой следующее: ребенок тянется впе­ред одной рукой и перекатывается на бок через эту руку, затем тянется дру­гой рукой и перекатывается на другой бок. С помощью этих движений он продвигается вперед настолько, чтобы достать игрушку. Когда он тянет руку вперед, она вытягивается на максимально, возможное расстояние; если он не может достать ею игрушку, он тянет вперед другую руку (рис. 4.1,4.2).

Если малыш выбирает способ передвижения, предполагающий подтягивание на локтях, ему нужно ставить свои локти впереди плеч и подтягиваться вперед на обоих локтях одновременно либо то на одном, то в другом локте. Когда он подтягивается на обоих локтях, он тянет свое тело вперед без помощи ног.

Если ребенок подтягивается по очереди то на одном, то на друга локте, он сначала наклоняет тело в одну сторону и подтягивается на этом локте, а затем наклоняет тело в другую сторону и тянется вперед с помощью другого локтя (рис. 4.3). Пользуясь этим способом, ребенок переносит вес тела с одной стороны на другую. Когда малыш будет готов пользоваться движениями ног, он сделает это.

Если у вашего малыша сильные руки и он начинает передвигаться на четвереньках, то он найдет способ достать игрушку (рис. 4.4 и 4.5). Он встанет на четвереньки, чтобы это сделать, обнаружит, что не в состоя­нии подвинуть руки и ноги, чтобы переместиться вперед, и поэтому про сто бросится вперед и плюхнется на живот.

Продолжая упражняться, малыш в какой-то момент начнет пользоваться ногами. Поначалу его ноги могут быть расположены следующим образом: колени вывернуты наружу и широко разведены, а стопы плотно прижаты друг к другу. При этом малыш продвигается вперед, подтягиваясь на обоих локтях одновременно. Если же он пользуется способом «тянется и перекатывается» или подтягивается то на од ном локте, то на другом, тогда он переносит вес с одной стороны тела на другую, и при этом од на его нога сгибается, а другая разгибается. При таком движении он учится отталкиваться стопой согнутой ноги.

Труднее всего проползти первые 30—60 см. Когда ребенок выберет подходящий для себя способ, он будет совершенствоваться в нем и сможет ползать на большие расстояния. Его способ ползать, возможно, отличается от того, которому бы вы его стали обучать. Вот почему так важно, чтобы он сам понял, как он хочет двигаться вперед, а потом смог бы это сделать.

После того как ребенок каким-то определенным способом научится продвигаться вперед, выполняя соответствующие движения 3—5 раз под­ряд, можно постепенно увеличивать дистанцию. Поместите игрушку пе­ред ним на расстоянии примерно 30 см и посмотрите, станет ли он само­стоятельно двигаться вперед, чтобы дотронуться до нее. Когда малыш научится легко добираться до игрушки, поместите ее на расстоянии 60 см от него. Продолжайте увеличивать расстояние, пока не дойдете до 1,5—3 м. Когда малыш научится проползать расстояние в 3 м, он сможет ползать по всей комнате, а потом и по всему дому.

Советы по организации и проведению занятий

Для того чтобы побудить ребенка ползать, нужно воспользоваться самым сильным стимулом. Например, это могут быть брат или сестра, блестящие часы, помпон, журнал с фотографиями детей, пульт управления телевизором, книжка, башня из кубиков, которую можно опрокинуть, радиоприемник с кнопками, музыкальная или говорящая игрушка, включающаяся с помощью кнопки, или новая игрушка, которую малыш еще никогда не видел. Здесь необходим самый привлекательный для него предмет, чтобы он начал двигаться вперед, как бы он при этом ни распоряжался своим телом. Ребенок должен думать только о том, чтобы достать игрушку, и стараться продвинуться вперед с помощью каких угодно движений. Экспериментируя с различными типами движений, он разработает свой способ ползания. Я занималась с десятимесячным Менди, который по темпераменту относился к «созерцателям». Он мог поползти, только если у него была очень сильная мотивация. Мама Менди обнаружила, что, если вынуть из клетки длиннохвостого попугая, ко­торый у них жил, и посадить его на пол перед мальчиком, он сделает все, чтобы подтянуть себя вперед и достать попугая.

Помните, что способность ползать зависит от размеров ребенка. Если он мал, ему легче подтянуть руками тело вперед; если ребенок крупный, его руки должны быть сильнее, чтобы он мог преуспеть в ползании.

Когда малыш впервые поползет удобным для себя способом, поэкспери­ментируйте с покрытием, чтобы увидеть, какая поверхность лучше всего подходит для выбранного им способа. Попробуйте виниловое покрытие, кафель, паркет из твердой древесины, а также разные типы ковров. Винил и дерево образуют скользкую поверхность, на которой, может быть, легче двигаться вперед. Если у вас ковер с длинным ворсом, малыш сможет цепляться за ворс, но по ковру с более коротким ворсом ребенку легче передвигаться.

Части тела ребенка, которые будут «ехать» по поверхности, лучше спрятать под одеждой.Те части тела, на которых он подтягивается или ко­торыми отталкивается, стоит оставить без одежды. К примеру, рубашка скороткими рукавами удобна потому, что голыми локтями легче упереть­ся и тянуть себя, а длинные штанишки помогут ногам легче скользить по полу

Не тренируйтесь подолгу. Выбирайте для занятий такое время, когда малыш больше всего оживлен и активен.Пользуйтесь самыми сильными стимулами. В самом начале этой стадии, когда ребенок только-только начнет ползать, он может очень уставать и терять мотивацию, выдержи­вая всего 2—3 попытки. Для того чтобы мышцы рук стали достаточно сильными для этого умения, требуется время. Если он переворачивается на спинку, это может означать, что с него хватит. Позже, когда у него опять появится стимул и он захочет повторить упражнение, вы можете попробовать еще раз.

Темперамент

Если ваш ребенок «деятель», ему понравится ползать. Он будет стремить­ся проползти столько, сколько сможет. Если же ваш малыш «созерцатель»,он научится ползать тогда, когда ему это покажется полезным. По­сле этого вы даже подумаете, что когда-то ошиблись и ваш ребенок вовсе не «созерцатель», а «деятель», так как уровень его активности возрастет. Однако есть вероятность, что некоторые особенности «созерцателя», например, осторожность, вернутся снова, когда он будет учиться ходить.

Упражнение 1. Ползание на животе

1. Положите ребенка на пол на животик и перед ним немного дальше пределов его досягаемости поместите игрушку.

2. Посмотрите, попытается ли он продвинуться вперед, чтобы до­стать игрушку.

3. Периодически возвращайтесь к этой ситуации, проверяя, готов ли ребенок двинуться вперед. Когда он будет готов к этому, то сделает рука­ми и телом какие-то движения.

4. Если ребенок не может продвинуться вперед, но интересуется иг­рушкой и хочет придвинуться к ней, побудите его ухватиться за ваши пальцы и подтянуться к ней.

5. Попробуйте позаниматься на полу с разными видами покрытия — виниловым, ковровым того или иного типа и т.п. Попробуйте для этого упражнения одеть и раздеть ребенка. Посмотрите, какой вариант облегчает ему задачу.

6. Малыш начнет всего с одного «шажка» вперед. Продолжайте отра­батывать его, пока он не убедится, что в состоянии делать этот «шаг», и не овладеет своим способом ползания. После этого отодвиньте игрушку подальше, чтобы ему для достижения цели нужно было сделать два «ша­га». Постепенно увеличивайте расстояние до 60 см, 1,5 м и 3 м. Когда он научится проползать 3 м, он будет ползать по всей комнате или из ком­наты в комнату.

Умение вставать на четвереньки

На предыдущей стадии ваш малыш отрабатывал умение стоять на четве­реньках с поддержкой. Он научился опираться на руки, а согнутые коле­ни держать вместе. Теперь он, наверно, иногда встает на четвереньки сам. Если этого не происходит, продолжайте побуждать его ненадолго принимать эту позу, пока он не научится это делать сам. Его задача — на­учиться вставать на четвереньки.

Детям с синдромом Дауна трудно овладеть этим умением по несколь­ким причинам: из-за слабых рук, из-за того, что часто они держат ноги широко разведенными, и из-за слабых мышц живота. Раньше или позже каждый из них все-таки научится этому, но то, когда это произойдет, за­висит от темперамента и силы рук, ног и живота. Некоторым детям нра­вится лежать на животе, они учатся ползать, а передвижение на четве­реньках оставляют «на потом». Другие дети могут вставать на четверень­ки и играть в этом положении, раскачиваясь вперед-назад.

Когда ваш ребенок научится вставать на четвереньки, он освоит мно­го других навыков. Положение стоя на четвереньках — ключевая поза, из которой малыш учится садиться, передвигаться на четвереньках, вста­вать на колени и на ножки. Если он не научится вставать на четвереньки вовремя, ему придется учиться принимать все перечисленные выше по­ложения другими способами.

Положение стоя на четвереньках дает ребенку возможность пользо­ваться более эффективными способами перехода из одного положения в другое. Он сможет перемещаться из одного места в другое. Он будет пе­реходить из положения сидя в положение стоя на четвереньках, доби­раться на четвереньках до дивана или стола, подтягиваться, чтобы встать на колени, а потом подтягиваться, чтобы встать на ножки. Если он не в состоянии вставать на четвереньки, ему придется из положения сидя ло­житься на живот, на животе доползать до дивана, из положения лежа на животе садиться, сидя подтягиваться и вставать на колени, а затем под­тягиваться и вставать.

Советы по организации и проведению занятий

Чтобы малыш захотел научиться стоять на четвереньках, пользуйтесь самыми разными игрушками.Выбирая игрушки, руководствуйтесь его интересами. Важнее всего хорошо продумать, куда положить игрушку. Если, к примеру, положить ее на невысокий табурет или на нижнюю сту­пеньку лестницы, то это побудит ребенка остаться на четвереньках и поиграть с ней.

Не заставляйте малыша пользоваться положением стоя на четверень­ках или оставаться в этом положении, если он противится этому.Если ему это не нравится, попробуйте побудить его принять положение стоя на коленях с поддержкой (глава 3, упражнение 15). Если он терпимо относится к использованию положения стоя на четвереньках для игры (глава 3, упражнение 13), используйте его до тех пор, пока ребенок не будет готов встать на четвереньки с вашей помощью (глава 3, упражнение 14). Если руки ребенка слишком слабы, что не позволяет ему удержаться в положении стоя на чет­вереньках, поработайте над укреплением мышц с помощью таких поз, как стоя на четвереньках с поддержкой, стоя на коленях с поддержкой. Поде­лайте для этого следующие упражнения: переход из положения сидя в по­ложение лежа на животе, ползание на животе, подтягивание, чтобы встать на ноги, и нахождение в положении стоя с поддержкой. Если малыш может ползать на животе и не пользуется положением стоя на четвереньках, учи­те его лазить, о чем рассказано в этой главе дальше.

Если ваш ребенок «деятель», ему понравится экспериментировать с возможностью отталкиваться руками и ногами в положении лежа на животе.

Он попытается приподняться, отталкиваясь руками и ступнями, а затем попробует согнуть ноги в коленях. Он также может приподняться на коленях, а потом оттолкнуться руками. Обнаружив, что можно принять положение стоя на четвереньках, он полюбит качаться в нем взад и вперед. Если же ваш ребенок «созерцатель», он воспользуется положением стоя на четвереньках в тех случаях, когда оно ему будет полезно. Он станет использовать его для того, чтобы сесть или придвинуться к дивану, чтобы подтянуться, встать на колени и на ноги. Но в любом случае — «деятель» ваш малыш или «созерцатель» — для того, чтобы стоять на четвереньках, ему необходимо иметь достаточно сильные руки, ноги и живот.

Передвижение на четвереньках

Цель занятий — в том, чтобы ребенок научился передвигаться на четвереньках на расстояние не меньше 3 м. Это учит его сохранять равновесие посредством работы мышц живота, сгибать ноги в коленях и передвигать их, не расставляя широко. Освоение этих движений подготавливает к умению ходить. В частности, это поможет ему научиться сгибать колени при ходьбе, держась за руку. Пока ребенок не научится передвигаться на четвереньках, он, вероятно, будет ходить с поддержкой, выпрямив и жестко зафиксировав ноги в коленных суставах.

Когда малыш становится на четвереньки и раскачивается, это еще не значит, что он готов двигаться вперед, он просто укрепляет мышцы и развивает умение сохранять равновесие, необходимое для того, чтобы суметь удержаться в этом положении и совершать движения вперед и назад относительно устойчивой опоры. Для передвижения на четвереньках требуются более сложные скоординированные движения, нужно уметь переносить вес и сохранять равновесие, когда он перемещает вперед руки или ноги. Дети овладевают искусством передвижения на четвереньках в разные сроки, в зависимости от того, когда они становятся достаточно сильными для этого и имеют мотивацию. Вообще дети начинают ходить на четвереньках раньше, если у них сильные ноги и руки. Если малыш научится ходить на четвереньках раньше, чем ползать на животе, то в данный период это станет его главным способом перемещения по дому. Если у него слабые руки, то он может раньше научиться ползать на животе и, укрепляя мышцы рук, готовить себя к ходьбе на четвереньках. Когда ребенок поймет, что подтянуться и встать на ножки будет легче, если на четвереньках добраться до соответствующего предмета мебели и именно из этого положения опереться и встать, то у него появится стимул научиться передвигаться на четвереньках.

Когда ваш малыш попытается продвинуться вперед на руках и коленях, его первые движения будут медленными и нескоординированными. Чтобы сохранить равновесие, он будет экспериментировать: передвигать на небольшое расстояние только руку или ногу (рис. 4.6) Сначала его колени будут разведены, и расстояние между ними будет больше ширины бедер. Со временем малыш станет быстро и эффективно передвигаться на четвереньках, перемещая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. Вы удивитесь, с какой скоростью он сможет перемещаться. Вам придется гоняться за ним!

Некоторые дети сначала учатся передвигаться, поставив одну ногу на колено, а другую на ступню, но позже начинают передвигаться на коле­нях. Если ваш малыш настойчиво пользуется первым способом, вам вме­сте с вашим физическим терапевтом нужно проверить положение ног ребенка, когда он стоит: не выворачиваются ли наружу его коленные сус­тавы и ступни, когда он ими пользуется. Вообще это нетипично, но, если вы все-таки обнаружите такую особенность, этой проблемой нужно бу­дет заняться, когда придет время учить малыша стоять. Ребенку не по­нравится, если вы попытаетесь изменить его способ передвижения на четвереньках; это только разочарует и огорчит его.

Некоторые дети проявляют большую изобретательность в поисках возможности передвигаться по дому. Сэм, например, перемещался по комнате задом наперед, сидя на полу и отталкиваясь руками. Мелисса, сидя на полу и упираясь ступнями, подтягивала себя вперед. Джордан мог передвигаться по полу, вставая на четвереньки из положения сидя, потом снова садился и так далее, пока боком не добирался до того места, которое ему было нужно. Каким бы способом ваш малыш ни учился пе­редвигаться, это прекрасно! Когда он будет готов, он научится ходить на четвереньках, а пока вмешательства в свои действия он не потерпит.

Советы по организации и проведению занятий

Помещайте игрушку достаточно близко, чтобы у ребенка был стимул добраться до нее.Кроме того, она должна быть на уровне его глаз, тогда ему нужно будет встать на четвереньки, чтобы увидеть ее. Если игрушка окажется слишком далеко на полу, малыш автоматически поползет к ней на животе.

Не стремитесь побудить ребенка пойти на четвереньках раньше времени.Если ваш малыш не начнет передвигаться на четвереньках на этой стадии, он сделает это на следующей. Возможно, он отлично ползает на животе или изобрел другой способ передвижения и не хочет пока сменить его.

Для того чтобы предупредить разведение ног малыша в стороны и обеспечить меньшую площадь опоры, не обязательно использовать фиксирующую повязку.Ребенок научится держать ноги вместе, если вы занимаетесь отработкой следующих умений:

1. стоять на четвереньках с поддержкой;

2. стоять на коленях с поддержкой;

3. сидеть на скамеечке, согнув ноги в тазобедренных и коленных сус­тавах под углом 90°;

4. садиться и выходить из положения сидя;

5. стоять с поддержкой.

Темперамент

Ребенок научится передвигаться на четвереньках независимо от типа своего темперамента. Он овладеет этим навыком, когда будет готов, имея мотивацию и достаточно сильные руки и ноги. Когда он сможет передви­гаться на четвереньках, вы начнете рассказывать, какой активный у вас малыш. Даже если раньше вы говорили, что он «созерцатель», теперь вам может показаться, что он, наоборот, «деятель».

Но если он все-таки действительно «созерцатель», вы заметите, как вернутся характерные для этого типа темперамента черты, когда он начнет учиться ходить.

 

Упражнение 2. Передвижение на четвереньках

1. Положите малыша на животик на пол. Поместите его на расстоянии 60 см от той поверхности, на которую вы положите игрушку. Это может быть низкий табурет или софа, с которой убраны подушки.

2. Проверьте, поползет ли ребенок к игрушке на четвереньках. Побудите его направиться к ней. Если он не сможет, помогите ему. Если он не пытается добраться до игрушки на четвереньках, передвиньте его поближе и посмотрите, сделает ли он эту попытку.

3. Когда ваш ребенок научится успешно преодолевать на четвереньках дистанцию в 60 см, начните постепенно увеличивать расстояние до игрушки: сначала до 90 см, а потом и больше — настолько, насколько он выдержит.

4. Если малыш не желает передвигаться больше чем на 60 см, поло жите игрушку на этом расстоянии и призовите его добраться до нее Пусть он немного поиграет с ней, после чего снова отодвиньте игруна от него на 60 см.

5. Отрабатывайте умение передвигаться на четвереньках, пока малыш не научится перемещаться по всей комнате и по всему дому.

Лазание

На той стадии, о которой мы говорим, начинает формироваться умение лазить — забираться на диван, вскарабкиваться на несколько ступенек вверх и слезать вниз. Сначала ребенок овладевает умением забираться на верх, а позже — слезать. Ваша цель сейчас — научить малыша забираться а диван, вскарабкиваться на 2-3 ступеньки и слезать с дивана с поддержка Для того чтобы успешно залезть наверх, ребенок воспользуется всем своим телом. Ему нужно подтягиваться с помощью рук или опираться рука ми, отталкиваться ногами и пускать в ход мышцы живота, чтобы продвинуться вперед.

Малыш будет готов учиться лазить, после того как научится ползать а животе или передвигаться на четвереньках, независимо от того, какой из этих двух навыков он усвоит первым. Если он ползает, но не становится на четвереньки или не может на них передвигаться, лазание поможет ему научиться движениям, нужным для того, чтобы встать на четвереньки и передвигаться.

Из-за того, что у ребенка ножки короткие, ему трудно залезать на софу. Можно уменьшить высоту софы, убрав с нее подушки. Без подушек поверхность софы будет вровень с бедрами малыша, и на такую высоту он сумеет залезть. Поначалу облегчите ему задачу. Положите подушку, которую вы сняли, перед софой и побудите малыша встать на нее (рис. 4.7). Когда он научится забираться на софу с такой подставочкой, уберите подушку, поставьте ребенка на пол и помогите ему залезть на софу из такого положения.

Одновременно с этим ваш ребенок может начать учиться карабкаться по ступенькам наверх.

Когда он только начнет забираться на софу или лесенку, его колени будут широко разведены и вывернуты наружу, а отталкиваться он будет ступнями. Со временем он научится располагать колени прямее и пользоваться меньшей площадью опоры. Такое положение ног вырабатывается также во время передвижения на четвереньках и подъеме по ступенькам.

Затем научите малыша слезать с софы с поддержкой (рис. 4.8). Вначале придется помочь ему проделать все необходимые шаги, пока он не запомнит их сам. Малыш привык двигаться прямо к тому, что он видит или хочет достать. Поэтому на первых порах у него воз­никнет желание спускаться вниз головой вперед, так как он увидит что-то, что захочет достать, и станет дви­гаться прямо к этому предмету. Его нужно научить сна­чала поворачиваться на живот, а затем соскальзывать вниз до тех пор, пока ноги не коснутся пола. Это при­ведет его в замешательство, так как в этот момент он не будет видеть того предмета, который хочет взять, и то­го места, куда хочет добраться. Ребенка надо научить не бросаться сразу за тем, что ему хочется, а планировать, как можно слезть с софы безопасно. Повторяйте все шаги до тех пор, пока малыш не усвоит их и не сделает сам.

Помогая ребенку учиться карабкаться по ступенькам вверх, при необходимости передвигайте его руки и ноги и следите за обеспечением безопас­ности.Когда он не захочет лезть дальше или хочет отдохнуть, вы замети­те, что он пытается сесть на ступеньку, но не знает, как сделать это, не подвергая себя опасности. Чтобы сесть, он попробует отвести попку на­зад, но, если вас не будет рядом, упадет.

Лучше всего учить ребенка карабкаться по ступенькам, начиная с одной — верхней — ступеньки. Хорошо залезть на площадку и поиграть в безопас­ности, когда доберешься до игрушки. Если же восхождение начинается с пола, то через 2—3 ступеньки малыш уже захочет посидеть и поиграть. При этом он не знает, как сесть.

По возможности пользуйтесь ступеньками, покрытыми ковром.Они приятнее и не такие скользкие, как деревянные. Такие ступеньки безо­паснее в том случае, если малыш стукнется о них головой. Если вам не удается покрыть лесенку ковром, следите за малышом внимательнейшим образом, чтобы он не стукнулся головой о край следующей ступеньки.

Упражнение 3. Залезает на софу без подушек(рис. 4.9)

1. Уберите подушки с сиденья софы, чтобы оно оказалось на одном уровне с бедрами малыша или между его талией и бе­драми.

2. Положите подушку с сиденья на пол перед софой и ос­тавьте там.

3. Поставьте ребенка на эту подушку лицом к софе. На сидение положите игрушку и побудите малыша залезть на софу и достать игрушку.

4. Если игрушка привлекла его настолько, что он хочет забраться и достать ее, но не знает, как это сделать, помогите ему: согните одну его ногу в колене, поднимите его и помести­те на сидение. Подержите это его колено и подождите, пока он пустит в ход руки и другую ногу, чтобы взобраться на сидение,

5. После того как он залезет на софу, побудите его поси­деть и поиграть там с игрушкой. Если нужно, помогите ему сесть.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.