Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 4. Умение карабкаться на предметы

 

Ребенок полюбит лазить. Он увидит, что можно сделать и куда забраться, пользуясь этим умением. Он уже будет ползать, но ходить самостоятель­но пока не сможет, поэтому лазание станет для него средством для путешествий и исследования окружающего мира. Следить за малышом нуж­но очень внимательно, поскольку он еще не в состоянии судить о том, что опасно, что нет. На этой стадии его задача — научиться безопасным способам лазания.

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения лазить

1. Карабкается по ступенькам вверх, преодолевая один марш лестницы;

2. самостоятельно слезает с софы;

3. слезает по ступенькам, преодолевая один марш лестницы;

4. залезает на другие предметы и слезает с них.

Умениями слезать с софы и карабкаться вверх по ступенькам ребенок может заниматься одновременно, но учиться слезать по ступенькам не стоит до тех пор, пока он не овладеет всеми остальными навыками, связанными с умением лазить.

Умение карабкаться по ступенькам вверх

На предыдущей стадии ребенок учился забираться на площадку лестни­цы со второй ступеньки от верха. Затем он станет повторять усвоенную последовательность движений, карабкаясь наверх по всему лестнично­му маршу. По мере развития внимания и двигательных способностей малыша вы можете постепенно увеличивать количество ступенек. Прак­тикуясь, он придет к тому, что станет карабкаться по ступенькам автома­тически и станет планировать, как ему одолеть целый марш. Когда он научится забираться по лестнице на один марш, не подвергая себя опас­ности, и будет успешно справляться с этим раз за разом, эту задачу мож­но считать выполненной.



Ребенок, в принципе, может выработать свой способ, с помощью ко­торого он будет забираться по ступенькам. К примеру, вместо того чтобы вставать на оба колена, он может вставать на одно или вообще не становиться на колени, а карабкаться по ступенькам по-медвежьи. Позвольте ему пользоваться своим способом, если только он безопасен.

Вам лучше всего становиться позади малыша на колени. В этом положении вы сможете наклоняться вперед, чтобы передвигать игрушку, и затем возвращаться в исходную позицию и при необходимости помогать ребенку Вы сможете также удерживать малыша от попыток сесть на ступеньку.

Умение слезать с софы

Для того чтобы самостоятельно слезть с софы, ребенку нужно сделать следующее (рис. 5.16, 5.17, 5.18 и 5.19): I

1. повернуться на живот;

2. наклонить туловище к поверхности софы и начать со­скальзывать вниз, контролируя скорость соскальзывания с по­мощью рук;

3. скользить вниз до тех пор, пока ступни не коснутся пола.

 

Когда малыш познакомится с этими шагами, ему нужно бу­дет научиться выполнять их самостоятельно, не подвергая себя опасности. Если он сидит на софе, а вы кладете игрушку на пол и говорите: «Слезай!» — как он станет действовать? Слезет ли с софы, воспользовавшись безопасным способом, или так сильно захочет игрушку, что без раздумий полезет за ней головой вниз? Даже когда он начнет самостоятельно слезать с софы безопасным способом, вам все-таки нужно следить за ним, потому что он может забыть, как действовать правильно, и пытаться слезть головой вперед. Отрабатывая безопасный способ, малыш, в конце концов, будет автоматически пользоваться только им.

Когда ребенок научится уверенно слезать с софы, поупражняйтесь с другими предметами, например, со стулом или с кроватью. Страхуйте его до тех пор, пока он не освоит это умение полностью. Упражняйтесь с разными поверхностями, чтобы ребенок научился слезать с чего угодно.

Умение слезать по ступенькам

Слезать по ступенькам дети учатся несколькими месяцами позже того, как стали карабкаться вверх. Сначала малышу надо научиться самостоя­тельно слезать с софы и забираться по ступенькам вверх на один лест­ничный марш. Возможно, он попытается спуститься с лестницы на жи­воте, помня, как он слезал с софы. Слезать по ступенькам труднее, так как тут невозможно все время смотреть туда, куда движешься, не рискуя потерять равновесие. Пока малыш спускается, ему приходится смотреть перед собой и лишь изредка оборачиваться, чтобы бросить взгляд вниз. Ему нужно сосредоточить все свое внимание на том, чтобы спуститься по всем ступенькам, и только потом, когда он достигнет основания лестни­цы, он, наконец, сможет сесть и поиграть.

 

Спуститься по ступенькам ребенок может одним из трех способов:

1. соскользнуть на животе;

2. слезть, ставя на ступеньки ладони и колени или ладони и ступни;

3. сесть на одну ступеньку и «бухнуться» попкой на следующую.

Сначала научите его самому легкому способу: соскальзывать вниз на животе. Позже, когда ему захочется спускаться самостоятельно, он начнет пользоваться одним из двух оставшихся способов.

Для того чтобы соскользнуть по ступенькам на животе, ребенку нужно:

1. оттолкнуться руками, чтобы сдвинуть тело вниз;

2. наклонить голову и туловище над ступеньками, чтобы сохранять равновесие и контролировать скорость;

3. воспользоваться ступнями, чтобы остановиться на следующей ступеньке.

Ребенок может предпочесть другой способ — спускаться по ступенькам, ставя на них руки и колени или руки и ступни. Для этого он наклонит корпус над ступенькой; руки будут на ступеньке, чтобы придавать телу устойчивость; затем каждое его колено или каждая ступня съедет на следующую ступеньку. Когда оба колена или обе ступни примут устойчивое положение на следующей ступеньке, малыш переставит ладони на ступеньку ниже, и тогда они окажутся на одну ступеньку выше коленей. Для того чтобы спуститься, ребенок должен будет повторять последовательно эти движения столько раз, сколько нужно (рис. 5.20, 5.21 и 5.22).

Способ, когда ребенок садится на верхнюю ступеньку и "плюхается» на следующую, используется обычно более высокими детьми. Если ваш малыш небольшого роста, то «падать» на следующую ступеньку ему будет страшно. Пока его ягодицы не коснутся ступеньки, он будет чувствовать, что не в состоянии контролировать свое положение. Когда он подрастет, туловище и ноги у него вытянутся, и тогда во время «падения» ему будет легче сохранять равновесие и контролировать свои движения. Для того чтобы воспользоваться этим способом, ребенок должен сесть на ступеньку и продвинуть ягодицы вперед, к краю ступеньки. При этом ему придется еще больше согнуть ноги в коленных суставах. Затем он подвинет ступни и спустит их на ступеньку ниже, после чего опять согнет ноги в коленях, чтобы ягодицы соскользнули со ступеньки, на которой они находились, и «плюхнулись» на следующую ступеньку (рис. 5.23). Для удержания равновесия ребенку необходимо сидеть, выпрямив туловище. В противном случае он может упасть с лестницы.

Начинайте с 3—4 ступенек, а потом постепенно увеличивайте количество ступенек, с которых ваш малыш будет спускаться. Помогая ребенку будьте терпеливы. Ему ведь нужно научиться спускаться осторожно, потом внимательно повторять и повторять необходимые шаги до тех пор, пока он не достигнет основания лестницы. Для того чтобы выполняя все движения аккуратно, малыш должен иметь достаточно сильную мотивацию и решимость. Практикуйтесь вместе, пока ребенок не убедит вас, что готов проделать все самостоятельно и одним и тем же способом.

Располагайтесь позади него — либо сидя, либо стоя на коленях. По­буждайте ребенка удерживать внимание на спуске и старайтесь сделать это занятие для него интересным, например, меняйте скорость, с кото­рой вы стаскиваете его вниз. Не следует позволять ему играть на ступень­ках или участвовать в разговоре; удерживайте его внимание на спуске до самого конца, а потом разрешите поиграть с игрушкой.

Умение залезать на другие предметы

Вы будете гордиться точными движениями своего ребенка, его умением хорошо лазить. Вы порадуетесь, видя, как он исследует окружающую среду, как он активен, и убедитесь, что он может добраться туда, куда хо­чет. Но при всем этом вам станет гораздо труднее уследить за ним. Так, например, Майклу захотелось достать печенье из банки, которая стояла на кухонном столе. Он заметил, что дверца посудо­моечной машины открыта и вскарабкался на нее, чтобы дотя­нуться до банки с печеньем. Здесь-то его, запустившего руку в банку, мама и нашла!

Когда вы обнаружите, что у вашего малыша появилось же­лание лазить, подумайте о том, как предоставить ему возмож­ность полазить, не подвергаясь опасности. Поищите в магази­нах гимнастические комплексы для двух- или трехлетних детей.

В зависимости от размеров вашего дома, держите их внутри или снаружи. Выбирая горки, начните с тех, на которые можно взобраться по 3-4 ступенькам. Убедитесь, что площадка наверху достаточно велика для того, чтобы ребенок, прежде чем съехать вниз, смог сам, не подвергая себя опасности, схватиться за нее, а потом сесть (рис. 5.24).

Если в вашем доме нет никаких ступенек, поискать гимнастические комплексы особенно важно. Можно также обратиться к друзьям, у которых есть лесенки, с просьбой разрешить вашему малышу попрактиковаться у них. На данной стадии очень важно упражняться в этом умении. Чтобы овладеть им, ребенку необходимо много практиковаться.

Советы по организации и проведению занятий

Освоение навыков, связанных с умением лазить, делится на четыре фазы:

1. отработка необходимых движений и использование их в правиль­ной последовательности;

2. умение управлять телом, чтобы безопасно перемещаться из одного места в другое;

3. способность планировать то, куда лезть дальше;

4. постоянная забота о безопасности.

Вы увидите, что малыш проходит эти четыре фазы при овладении каж­дым из вышеупомянутых навыков. Вначале вам нужно будет поддержи­вать его, а позже, когда наступят фазы 2—4, поддержку можно ослабить.

Для того чтобы создать у ребенка мотивацию полезть туда, куда вы счи­таете нужным, пользуйтесь игрушками.Размещайте игрушки так, как ука­зано в упражнениях 11—13.

Когда ребенок на лестнице, побуждайте его двигаться непрерывно и не терять темпа.Если он будет двигаться медленно и останавливаться, что­бы поиграть, он попытается снова сесть на ступеньку и упадет назад, если вы не подхватите его. Ваша задача — помочь ему научиться караб­каться вверх и вниз по лестнице, не останавливаясь, если уж он на ней оказался. Малыш сможет сесть и поиграть, когда доберется до верхней площадки или основания лестницы.

Помните, ваша роль заключается в том, чтобы создавать у него моти­вацию для карабканья вверх и вниз по ступенькам, помогать движениям его головы, рук и ног (если надо) и следить за его безопасностью.

По возможности занимайтесь на коротких лестничных маршах.Ребен­ку легче научиться карабкаться вверх и вниз по ступенькам, если до пло­щадки 6-7 ступенек, а не 12-13.

Если ваш малыш небольшого роста, то работать над умением слезать с софы или другого предмета мебели начинайте с более низких предметов, а потом увеличивайте высоту, если он готов с этим смириться.Такому ребен­ку нужно дольше соскальзывать, пока его ножки не коснутся пола. Он может испугаться, и тогда вам трудно будет проводить занятия. Когда он подрастет, он сможет забираться на более высокие предметы, например, на софу с подушками.

Когда ребенок учится карабкаться по ступенькам, старайтесь покры­вать их ковром.Малыш будет чувствовать себя комфортнее, и, даже если он ударится головой, у него не будет больших неприятностей. Если в ва­шем распоряжении есть только деревянная лестница, передвигайте по ней ребенка медленно и особенно внимательно следите за тем, чтобы он не стукался головой. Когда его навыки сформируются, он уже будет пред­видеть, какое движение головой нужно сделать, чтобы не стукнуться ею.

Темперамент

Если ваш малыш «созерцатель»,он полезет по ступенькам вверх при на­личии мотивации. Вам придется побуждать его не прекращать движение, так как он легко предпочтет остановиться, сесть и поиграть. В целом такие дети более осторожны, но следить за ними нужно непременно, особенно если они пытаются присесть, вместо того чтобы продолжить движение. Когда малыш учится слезать с софы или спускаться по ступенькам, он поначалу боится и стремится делать это медленно и осторожно. Старайтесь держать его в движении и побуждайте концентрировать внимание на том, чтобы достичь основания лестницы.

Если ребенок «деятель», он полюбит карабкаться по ступенькам вверх и вниз. Он будет находить удовольствие в том, чтобы двигаться быстро. Вам придется внимательно следить за ним, так как он может не придавать значения осторожности. Когда малыш будет слезать с того или иного предмета мебели, ему понравится соскальзывать с него. Он с удовольствием будет соскальзывать со ступенек, когда освоится с соответствующими движениями.

Упражнение 11. Слезает с софы

1. Посадите ребенка на софу, не убирая с нее подушек. Пусть он сидит, опираясь спиной на подушку спинки. При этом у него достаточно места для того, чтобы повернуться на живот, прежде чем соскользнуть на пол.

2. На пол примерно в метре от софы положите игрушку так, чтобы малыш мог хорошо видеть ее.

3. Встаньте на колени и опуститесь на пятки рядом с игрушкой. Такое положение позволит вам при необходимости помогать ребенку, но все же вы будете достаточно далеко для того, чтобы он мог до вас дотянуться или устремиться вперед в надежде, что вы его подхватите.

4. Скажите: «Слезай!» — и посмотрите, попытается ли ребенок слезть с софы, чтобы добраться до игрушки.

5. Его задача — повернуться на живот и скользить вниз, пока ступни не коснутся пола. После этого он сможет обернуться и взять игрушку.

6. Если малыш пытается слезть, не повернувшись на живот, скажите ему: «Повернись!» — или произнесите какие-нибудь еще знакомые ему слова. Если он не пытается повернуться даже после вашей подсказки, помогите ему. После этого он сумеет сползти с софы сам.

7. Продолжайте отрабатывать это упражнение, пока ребенок не научит­ся делать все необходимые шаги автоматически, осторожно и постоянно

8. Побудите ребенка попрактиковаться с использованием других предметов мебели: кровати, самых разных стульев, имеющихся в доме.

Упражнение 12. Карабкается вверх по ступенькам, преодолевая один лестничный марш

1. Поместите ребенка на лестницу так, чтобы его ладони лежали на второй от верха ступеньке, а колени стояли на третьей от верха ступеньке.

2. Положите игрушку на площадку лестницы так, чтобы ее легко можно было увидеть, но нельзя было достать.

3. Встаньте на колени на четвертую от верха ступеньку.

4. Посмотрите, попытается ли малыш приблизиться к игрушке. Для достижения цели ему придется сделать следующие шаги:

а. встать на ножки, сменив сначала положение одной ноги, потом второй;

б. переставить одну за другой ладони на первую ступеньку;

в. поставить сначала одно, потом второе колено на вторую ступеньку;

г. повторить шаги «а», «б» и «в», чтобы забраться на площадку.

5. При необходимости помогайте ребенку перемещать руки или ноги. Примите меры к тому, чтобы его ступни не скользили. Если он пытается сесть, побудите его продолжить движение вперед, не позволяя садиться. Следите за безопасностью малыша.

6. Когда ребенок научится забираться на площадку с третьей от нее ступеньки, поместите его на четвертую от верха ступеньку. Постепенно увеличивайте число ступенек, которые нужно преодолеть, чтобы до­браться до площадки.

7. Продолжайте заниматься, пока малыш не научится преодолевать весь лестничный марш.

8. Отрабатывайте это умение до тех пор, пока ребенок не станет вы­полнять все необходимые действия автоматически, из раза в раз, не подвергая себя при этом опасности.

Упражнение 13. Слезает по ступенькам

1. Поместите ребенка на лестницу на живот так, чтобы его локти на­ходились на четвертой снизу ступеньке, а колени — на третьей.

2. Положите на пол у основания лестницы игрушку.

3. Сами расположитесь на коленях на второй снизу ступеньке.

4. Помогите ребенку слезть по ступенькам, проделав следующие шаги:

а. придержите лодыжки малыша в положении, когда пальцы его ног «смотрят» вниз, и распрямите его колени;

б. скажите: «Слезай!» — и потяните его лодыжки вниз в сторону второй ступеньки так, чтобы его пальчики коснулись ступеньки;

в. когда малыш будет соскальзывать вниз, он поднимет голову и передвинет руки так, чтобы поставить локти на следующую ступеньку;

г. повторяйте шаги «а», «б» и «в», пока ступни малыша не окажутся на полу у основания лестницы; затем отпустите его, дайте ему посидеть и поиграть.

5. Когда ребенок лучше познакомится с этими движениями, поместите его на четвертую снизу ступеньку и посмотрите, слезет ли он с ле­сенки сам. Если нет, помогите в том, в чем надо.

6. Когда он научится самостоятельно спускаться с четвертой ступеньки, поместите его на пятую. Постепенно увеличивайте число ступенек, которые малыш должен проползти.

7. Работайте над умением спускаться со всего лестничного марша.

8. Продолжайте заниматься до тех пор, пока ребенок не научится сле­зать по ступенькам автоматически, из раза в раз, не подвергая себя при этом опасности.

9. Понаблюдайте за тем, какой способ он использует: второй или третий (см. стр. 96).

Раздел 5. Ходьба

В начале этой стадии ребенок начнет ходить, держась за ваши руки, а к концу ее научится ходить самостоятельно. Для этого ему нужно развить мышцы живота и ног. Важно уметь сохранять равновесие и быть вынос­ливым. Но все же главный залог успеха — это наличие мотивации к ходь­бе. Если у ребенка есть стимул сделать шаг и еще шаг, вы поможете ему овладеть всеми навыками, из которых состоит умение ходить.

Для того чтобы сделать шаг, ребенок должен перенести вес тела на од­ну ногу так, чтобы другая нога была свободна и могла двигаться. Поначалу его руки нужно поддерживать. Это поможет ему сохранять равновесие, когда он делает шаг. Шагая с поддержкой, ребенок научится пользоваться мышцами живота таким образом, чтобы переносить вес тела на одну ногу и получать возможность шагать.

Ходьба с поддержкой за обе ручки

Малыш будет готов к ходьбе с поддержкой за обе ручки, после того как научится передвигаться вдоль предметов мебели и сохранять равновесие в положении стоя, держась одной рукой. Для того чтобы проверить, сможет ли он сделать шаг, встаньте к нему лицом, побудите ухватиться за ваши большие пальцы и шагнуть к вам. Если ребенок не сможет передвинуть ножки, имея такую поддержку, помогите ему наклониться сначала одну, потом в другую сторону так, чтобы затем он смог сделать шаг той ногой, с которой вес тела снят.

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения ходить

Для того чтобы научиться ходить самостоятельно, ребенку необходимо отработать умения, которые перечислены ниже.

Они стоят в том порядке, в каком обычно формируются:

1. ходит с поддержкой за обе ручки;

2. ходит, держась за игрушку-каталку;

3. шагает, делая выпад вперед (1-3 шага);

4. ходит с поддержкой за одну ручку;

5. шагает самостоятельно, проходя от 2-3 шагов до 4,5 м;

6. ходит по дому (по ровной поверхности);

7. ходит по двору (по неровной поверхности).

Для того чтобы научить малыша ходить с поддержкой за обе ручки правильно, вам нужно:

1. побудить его ухватиться за большие пальцы ваших рук;

2. расположить его руки так, чтобы локти были согнуты, а кисти находились перед грудью на уровне плеч или ниже.

Держась за ваши большие пальцы, ребенок учится самостоятельно сохранять равновесие. Если же его держите вы, то у него нет нужды самому удерживать равновесие, и он станет зависимым от вас.

Для того чтобы малыш смог воспользоваться мышцами живота для сохранения равновесия, его кисти должны находиться на уровне плеч или ниже. Если они будут выше уровня плеч, то он выгнет спину, и тогда его живот выпятится. В таком положении он не сможет пользоваться мышцами живота и, если захочет удержать равновесие, будет вынужден рассчитывать на вас.

Лучше всего учить ребенка ходить, расположившись перед ним так, чтобы он держался за ваши пальцы и шагал к вам (рис. 5.25). Находясь перед ним, вы следите за его движениями и помогаете удерживать равновесие при наклонах вперед и назад. Когда малыш преодолевает расстояние от 90 см до 3 м. и более, встаньте лицом к нему и, когда он приближается к вам, отступайте назад.

Если у малыша не возникает желания шагнуть вперед, когда вы встаете перед ним, попробуйте встать сзади него. Возможно, мотивация шагнуть окажется сильнее, если он будет видеть, куда идет, или увидит впереди желанную игрушку. В этом случае вам необходимо правильно поддерживать его руки и склоняться над ребенком таким образом, чтобы помогать удерживать равновесие при попытке шагнуть вперед, а не наклонять его к себе назад.

Упражнение 14. Ходьба с поддержкой за обе ручки

1. Для того чтобы помочь ребенку сделать первые шаги при поддержке за обе ручки, сделайте следующее:

а. посадите его на скамеечку лицом к себе;

б. сядьте на пол примерно в 90 см от него;

в. побудите его подтянуться и встать, держась за большие пальцы ваших рук, затем — ухватиться за ваши большие пальцы и шагнуть к вам;

г. когда он приблизится к вам, похвалите его и бурно выразите свою радость: обнимите его, поаплодируйте или возьмите его за запястья и помогите ему похлопать в ладоши;

д. д. второй вариант: поставив малыша лицом к себе, а спиной — к стене или софе, побудите его ухватиться за большие пальцы ваших рук и шагнуть к вам.

2. Для того чтобы помочь ребенку пройти расстояние в 1-4,5 м, сделайте следующее:

а. посадите его на скамеечку лицом к себе;

б. сядьте на пол примерно в 90 см от него;

в. побудите малыша подтянуться и встать, взявшись за ваши пальцы;

г. проследите, чтобы его руки были согнуты в локтях, а кисти находились перед грудью на уровне плеч или ниже;

д. решите, какое расстояние должен пройти ребенок, и на этом расстоянии поместите игрушку или любой другой предмет, который ему по-настоящему нравится;

е. отступите назад и побудите малыша шагнуть вперед, к игрушке; когда он дойдет до нее, похвалите его, похлопайте в ладоши и всячески проявите свою радость;

ж. ребенок может стартовать и из положения стоя спиной к стене или софе, лицом к вам: побудите его ухватиться за большие пальцы ваших рук и пройдите шаги «г», «д» и «е»;

з. по мере готовности малыша увеличивайте расстояние с 3—5 шагов до 1,5—3 м; конечной целью может стать прохождение расстояния в 6 и более метров;

и. если у вашего малыша не возникает желания шагнуть вперед, когда вы встаете перед ним, встаньте сзади него, склонившись над ним, чтобы помочь ему удерживать равновесие при попытке шагнуть вперед.

Умение ходить, держась за игрушку-каталку

Когда ваш малыш научится хорошо ходить с поддержкой за обе ручки, можно ходить, держась за игрушку-каталку. Ему нужно понять, как дер­жаться за нее. Выполняя это упражнение, ребенок учится держаться за ручку каталки, удерживать равновесие и шагать (рис. 5.26).

Выберите такую игрушку, которая нравилась бы малышу и подходила для данного упражнения. Игрушка-каталка должна:

1. быть устойчивой, чтобы не переворачиваться легко;

2. иметь поперечную перекладину или край, за который можно держаться

3. быть подходящей высоты;

4. иметь достаточно широкое основание, чтобы ребенок мог поставить ноги между ее колесиков.

 

Примерами могут служить разного рода широкие низкие тележки с длинной ручкой, рамки на колесах и т.д. Следует иметь в виду что тележки, использующиеся в магазинах, не подходят, так как легко переворачиваются.

Упражняйтесь в ходьбе с игрушкой, которую можно толкать перед собой на ковре. Если вы попытаетесь заниматься этим на кафельном полу, на полу с виниловым покрытием или на паркете из твердой древесины, колесики игрушки будут скользить и ерзать во всех направлениях и малыш не почувствует себя устойчиво и комфортно. На поверхности с ковровым покрытием он сможет толкать игрушку только вперед.

Когда ваш ребенок только начинает учиться ходить с игрушкой каталкой, он наклоняет тело вперед. Все свои силы он направляет на то, чтобы ухватиться и сделать шаг; он не знает, как выпрямить тело и удержать равновесие. Вам нужно взяться за игрушку и толкать ее вперед, контролируя ее скорость и положение относительно тела ребенка. Игрушка должна двигаться впереди ребенка и в то же время оставаться рядом с ним, чтобы он мог сделать шаг. Следите также за тем, чтобы игрушка не уезжала от него слишком далеко, так как в этом случае он почувствует себя менее устойчиво и слишком сильно наклонится вперед. Упражняясь малыш учится держать тело вертикально. Можно попробовать отпустить игрушку, чтобы ребенок попытался толкать ее самостоятельно, удерживая при этом равновесие.

Не стоит нагружать игрушку (если это тележка) всякими предметам в попытке сделать ее более устойчивой. Дополнительный вес заставит малыша наклониться вперед к тележке, чтобы толкнуть ее, а это положение помешает ему научиться сохранять равновесие.

Когда навыки ребенка позволят ему быть более самостоятельным, он научится подтягиваться и вставать на ножки, держась за игрушку-катал­ку, сначала с вашей помощью, потом без нее. Тогда он сможет пользо­ваться ею, когда захочет, а не только тогда, когда ему помогают. Он на­учится управлять игрушкой, огибать предметы мебели и освобождать ее, если она застрянет.

Упражнение 15. Ходит, держась за игрушку-каталку

1. Выберите игрушку которая нравится вашему малышу. Поставьте ее на ковер.

2. Поставьте ребенка рядом с ней и помогите ему положить руки на ручку каталки. Уберите свои руки и убедитесь, что он продолжает дер­жаться за ручку. Скажите ему: «Держись!»

3. Поместите свои руки на переднюю часть игрушки, чтобы придать ей устойчивость, и медленно везите ее вперед. Ваша задача — удерживать игрушку в устойчивом состоянии, двигать ее вперед с нужной скоростью и следить за тем, чтобы она находилась перед ребенком на правильном расстоянии от него. Его задача — держаться за ручку игрушки-каталки и шагать вперед.

4. Решите, какое расстояние нужно пройти малышу, и на этом рас­стоянии поместите то, что может послужить для него стимулом. Когда он пройдет эту дистанцию, похвалите его, похлопайте в ладоши и выразите свою радость.

5. Увеличьте расстояние, когда увидите, что малыш к этому готов. Начните с 3—5 шагов и постепенно увеличивайте дистанцию до 1,8—3,5 м. Вашей конечной целью должно стать расстояние в 7 и более метров.

6. Когда ребенок освоится с умением ходить, толкая перед собой игрушку, и у него появится мотивация делать это, побудите его вставать, ухватываясь за поперечную перекладину (ручку) игрушки. Придержи­вайте игрушку, чтобы она не уезжала. Позже научите его делать это само­стоятельно.

7. Когда малыш приспособится и приобретет опыт хождения с игруш­кой, которую можно толкать перед собой, ненадолго отпускайте игрушку, проверяя, получается ли у него управлять ею без вас. Начните с коротких дистанций. Например, отпустите игрушку, когда ребенок будет менее чем в метре от софы, так что, когда игрушка «врежется» в софу, он автомати­чески остановится. Увеличивайте это расстояние по мере готовности ре­бенка. Стремитесь научить его самостоятельно ходить по всей комнате.

8. После того как малыш научится хорошо ходить, без какой бы то ни было помощи с вашей стороны, толкая перед собой игрушку, научите его обходить предметы мебели. Когда он будет застревать, уткнувшись в один из них, говорите: «Поворачивай», — и кладите свою руку поверх его рук, помогая ему освободить игрушку из затора. Практикуясь, он научит­ся маневрировать совершенно самостоятельно.

Шаг - бросок вперед

Когда ваш ребенок овладел искусством ходить, толкая перед собой игрушку на колесиках, и к тому же научился стоять без поддержки в тече­ние небольшого промежутка времени, поупражняйтесь в «броске». Это умение наклоняться вперед, упираться в какую-нибудь устойчивую по­верхность, а затем делать пару шагов, чтобы встать у этой поверхности. Например, вы поддерживаете малыша в положении стоя и побуждаете его шагнуть к софе или другому человеку. Когда он решается сделать шаг, бросившись вперед, он обычно делает это из положения стоя с поддерж­кой и устремляется к другой опоре. Броски приучают его наклоняться или «падать» вперед и испытывать чувство риска, с которым вообще свя­заны шаги. Это готовит его к самостоятельным шагам.

Для начала выберите в качестве цели, к которой будет шагать ребенок, горизонтальную поверхность, скажем, поверхность софы. После того как он научится делать шаги, бросаясь к горизонтальной поверхности, начни­те упражняться с вертикальной поверхностью. Например, побуждайте малыша «подойти» к окну, чтобы выглянуть наружу, к холодильнику, что­бы поиграть с магнитиками, или к кому-то из членов семьи, вставшему на колени перед ним. Бросаясь к вертикальной поверхности и делая шаги, ребенок учится наклоняться вперед и сохранять равновесие в положении, когда его корпус находится под меньшим углом к вертикали. Это поможет ему сохранять равновесие при самостоятельной ходьбе.

Когда ваш малыш только начинает учиться шагать, бросаясь вперед, позаботьтесь о его безопасности и сделайте так, чтобы поверхность, к которой он устремляется, была мягкой. Если это стол или другая твердая поверхность, ребенок может упасть и удариться. Лучше всего, если такой поверхностью будет софа или мягкий стул. Не страшно, если ребенок наткнется на вас.

Отрабатывая это умение, не позволяйте ребенку хвататься за ваши руки. Если он устремляется к вам, держите руки по швам или похлопы­вайте ими по тому месту, куда вы хотите привлечь его. Например, если вы стоите на коленях, похлопывайте по животу; если вы сидите на полу, по­хлопывайте по верхней части груди. Это покажет малышу, во что нужно упереться руками. Если вы выставите руки вперед, чтобы он за них ухватился, он будет зависеть от вас, зная, что вы поймаете его и поможете удержать равновесие. Не забывайте, что ваша задача — научить ребенка падать, упираться руками и сохранять равновесие самостоятельно.

Упражнение 16.

1. Шагает, устремляясь к горизонтальной поверхности:

а. Поставьте ребенка примерно в 45 см от софы.

б. Если он нуждается в поддержке, встаньте позади него на колени так, чтобы он мог прислониться к вашим бедрам. Стойте прямо, чтобы малыш также стоял прямо. Вы можете не становиться позади ребенка, а поставить там ящик для игрушек или какой-нибудь предмет мебели.

в. Положите на софу книжку или игрушку, которую он любит.

г. Побудите ребенка достать ее. Подождите, пока он наклонится вперед и обопрется о софу. Затем он шагнет к софе, чтобы добраться до игрушки. Похвалите его за то, что он
добрался до нее, похлопайте в ладоши и проявите свою радость (рис. 5.27и 5.28).

д. Не держите ручки или тело ребенка, а то он привыкнет рассчитывать на вашу поддержку, выполняя это упражнение.

е. Когда малыш станет хорошо выполнять вышеописанные шаги, поместите его на расстоянии примерно 60 см от софы и повторите шаги «б», «в», «г» и «д.».

ж. Попрактиковавшись, ребенок, возможно, научится делать шаг, прежде чем бросится вперед.

2. Шагает, устремляясь к вертикальной поверхности:

а. Поставьте малыша так, чтобы спиной он прислонялся к стене или какому-нибудь предмету мебели.

б. Встаньте перед ним на колени на расстоянии примерно 60 см.

в. На уровне глаз ребенка поместите игрушку. Можете положить ее в карман своих брюк или заткнуть за пояс.

г. Побудите его броситься и шагнуть к вам или к игрушке. Похлопайте себя по животу или бедрам и скажите: «Иди сюда!» Подождите, пока он наклонится вперед, обопрется руками о ваши бедра и шагнет к вам. Когда он прильнет к вам, похвалите его, похлопайте в ладоши и выкажите свою радость.

д. He держите ручки или тело ребенка, а то он привыкнет рассчитывать на вашу поддержку, выполняя это упражнение.

е. Попрактиковавшись, ребенок, возможно, научится делать шаг, прежде чем упереться в вас.

ж. Это упражнение выполняется и при участии двух взрослых. Оба должны встать на колени, держа корпус вертикально. Поставьте ребенка лицом к одному из них так, чтобы спиной он прислонялся к ногам другого. Тот, кто стоит к малышу лицом, побуждает его броситься к нему. Повторите шаги «в», «г», «д» и «е» (рис.5.29 и 5.30).

Ходьба с поддержкой за одну руку

Когда малыш научится хорошо ходить с поддержкой за обе ручки, попро­буйте отпустить одну из них. Сначала он будет сопротивляться вашим по­пыткам повести его за одну ручку, так как это положение будет восприни­маться им как неустойчивое. Он почувствует, что сохранять равновесие и делать шаг, когда его поддерживают за одну руку, гораздо труднее. Ему за­хочется взяться за другую вашу руку, и он потянется к ней.

Для того чтобы идти с поддержкой за одну руку, ребенку необходимо соблюдать баланс между обеими сторонами тела. Вообще, когда он делает шаг той ногой, которая находится со стороны поддержки, его может закружить, и он упадет.

Вам следует вводить этот новый навык постепенно, предлагая ребенку проходить короткие дистанции. Чередуйте два типа поддержки: за две ручки и за одну. Можно, например, отправиться в путь, держа его за обе ручки, но за 2—3 шага до конечного пункта од­ну ручку отпустить. Или, наоборот, побудить его пройти 2—3 шага с поддерж­кой за одну ручку а потом призвать его сделать шаг в сторону вашей другой ру­ки и дальше уже идти, держась за вас обеими руками.

Для формирования умения ходить с поддержкой за одну руку очень важно правильно расположиться вам обоим. Следуйте указаниям, приводимым в упражнении 17. Вам лучше всего расположиться лицом к ребенку, чтобы держать его за предплечье и кисть на уровне груди и по центру. Это обеспечит ему более удобную поддержку для того, чтобы он смог попытаться самостоятельно сохранить равновесие, когда делает шаг (рис. 5.31). Если же вы будете стоять сзади и смотреть в том же направлении что и он, вы будете вынуждены держать его руку сбоку от его тела. И ему труднее сохранять равновесие и шагать.

После того как малыш научится хорошо ходить с поддержкой за oдну руку, когда вы располагаетесь перед ним, усложните ему задачу и начните водить его за ручку, передвигаясь рядом с ним. Когда его способность сохранять равновесие при ходьбе с поддержкой за одну руку достаточно разовьется, вы сможете упражняться в преодолении более длинных расстояний.

Упражнение 17. Ходьба с поддержкой за одну руку






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.