Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема1.Введение в курс истории. Цивилизационные особенности Древнего мира.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет

Министерства финансов Российской Федерации»

 

Кафедра философии

 

Учебно-методический комплекс

Курс по дисциплине

«ИСТОРИЯ»\

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Торговое дело 100700

МОСКВА

Содержание

Цели и задачи курса

2.Учебно-тематический план

Программа курса

Литература

Темы семинарских занятий

Учебно-методические рекомендации

Подготовка презентационных материалов

Итоговая аттестация

Семестр Трудоем-кость., кр. Общий объем курса, час. Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаборат. работы, час. СРС, час. Форма(ы) итог. контроля, экз./зач./ КР/КП
  ЭКЗАМЕН

В основу методологического подхода к содержанию учебного курса по дисциплине “история” для бакалавров положен принцип сравнительного анализа параллельных и пересекающихся исторических и культурных процессов в России, в cтранах Евроатлантического мира и в странах Востока. В качестве теоретического инструмента в программе используются наиболее важные элементы концепций, связанных с цивилизационным подходом к исследованию исторических процессов – устройство власти, экономический порядок или уклад, роль идеологий и религий, способность к изменениям и реформам, динамика исторического процесса и т.д. Программа в основном ограничивается прикладными задачами, позволяющими избежать чрезмерного теоретизирования и абсолютизации культурно-исторических, экономических или хронологических критериев и классификаций известных цивилизационных концепций. Вместе с тем использование цивилизационного подхода в общем виде дает студентам возможность:



1.Понять общие и особенные характеристики исторического процесса в истории и современной жизни: 1)в России; 2)в других отдельных странах; 3)в исторической судьбе больших этнических и культурных групп и сообществ.

2.Обьяснить и понять исторические и культурные причины разности исторического времени в разных точках земного шара, в сообществах “Запад”, “Восток” и в России.

1.Цели и задачи курса:

- сформировать у студентов научное представление о единстве мирового исторического процесса и историческом месте, которое занимает в нём российское общество и государство;

- обеспечить изучение основных современных научно-исторических, философских оценок, общих закономерностей и, главное, особенностей исторического пути России в связи с цивилизационными характеристиками исторического процесса современного мира, с историей отдельных стран, континентов, сообществ;

-сформировать ряд навыков и, в определённой мере, историческое чувство и воображение, позволяющие понимать и диагностировать цивилизационные признаки в жизни разных стран, включая Россию.

 

1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

-знать учебный материал, содержательную сторону исторических событий, исторические факты, причинно-следственные связи, значение и роль в них исторических условий, исторических личностей, народов;

 

-уметь анализировать исторический материал, используя основные методы исторического исследования и систематизации;

 

-демонстрировать способностьразвивать и грамотно излагатьконцептуальные идеи и научные положения в области исторических знаний; конспектировать и анализировать научную литературу; грамотно, научным языком формулировать собственные взгляды и исторические оценки в устной и, в том числе, в публичной форме; вести дискуссии на исторические темы и участвовать в них; разрабатывать наглядные материалы и тематические презентации; самостоятельно находить и ставить наиболее острые, важные или недостаточно изученные вопросы и исторические проблемы, а также включать механизмы поиска возможных методов и путей решения этих проблем; обращать теоретические наблюдения и выводы в практические рекомендации.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История как наука и учебный предмет в программе подго-товки экономистов и других специалистов выполняет важную междисциплинарную функцию, соединяя экономические, политические, философские и культурологические знания студентов. История, в соответствии со структурой основных образовательных программ бакалавриата входит в гуманитарный цикл. Вместе с другими дисциплинами гуманитарного цикла является важнейшей в формировании ряда общекультурных компетенций.

Студент, прошедший курс обучения:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

Способен понимать и систематизировать мировоззренческие, соци-ально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3)

Способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, наблюдаемые в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

2. Учебно-тематический план.
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
лекции семинары всего
Введение в курс истории. Цивилизационные особенности Древнего мира.
Запад, Восток и Московская Русь в Средневековую эпоху (IV-XV/XVI вв.)
Россия и Европа в предпромышленную эпоху (в поиске новых путей, реформ и революций). XVI/XVII-XVIIIвв. Противоречивость исторического пути России: опыт реформаторства и бюрократическо-крепостнического порядка (XVIII в.)
Раннеиндустриальная эпоха: Европа, США, Россия, Восток (XIX в.) Попытки цивилизационного самоопределения России (начало XX в.). Эпоха войн и революций
Россия и Запад в эпоху войн, революций и индустриальной трансформации (XIX/XX в.)
Европа и Советская тоталитарная система: испытание коммунизмом и нацизмом (1917-1945 гг.)
СССР, Запад и Восток. Межцивилизационные конфликты: экономическая, технологическая и политическая конкуренция в мире (вторая половина XXв.) Россия на пути к демократии и обновлению (XX-начало XXI вв.)
  Итого

3.Программа дисциплины «История»

Тема1.Введение в курс истории. Цивилизационные особенности Древнего мира.

Предмет истории как науки. Цель и задачи изучения истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы, источники исторических исследований. Методология исторического познания. Основные теоретические концепции истории. Научное и практическое значение. Цивилизационный, формационный и другие подходы в истории. Многообразие, единство и направленность исторического процесса. Цивилизация и культура – историко-философский аспект. Относительность и прикладной характер исторических концепций.

Истоки и основные типы цивилизации в древности: от первобытной истории к Древнему Востоку. Восточная цивилизация. Хозяйство и феодализм на Востоке. Особенности социально-экономической и политической эволюции общества на Востоке.

Западный (евроатлантический) тип цивилизации: Древний Восток, Древняя Греция, Античный Рим, Средневековая Европа. Особенности социально-экономической и политической эволюции общества на Западе.

Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе. Этногенез восточных славян. Роль восточного, античного, византийского и европейского наследия в цивилизационном развитии древнерусского общества. Особенности формирования и развития древнерусской государственности. Киевская Русь между Востоком и Западом (IX – XIVвв.). Причины распада Киевской Руси (проблема цивилизационной «двойственности»). Особенности периода феодальной раздробленности в Европе и Киевской Руси. Золотая Орда, ее влияние на Русь и ее историю. Русские князья, их роль, влияние, политическая ориентация. Исторические концепции и взгляды на взаимоотношения Руси и Орды.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.