Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и классификация рынков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОРЕНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра коммерции и маркетинга

 

Л.И.Демченко

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

 

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям

080301 Коммерция (торговое дело)

080507 Менеджмент организации

080502 Экономика и управление на предприятии (торговли)

 

 

ОРЕНБУРГ 2010

Л.И.Демченко

_______________________________________________________________________

 

 

Рынок потребительских

товаров

 

ОРЕНБУРГ

 

ББК

Д 31

 

Рецензенты: Лазарева О.С., канд.экон.наук, доцент, зав.кафедрой «Экономики и управления на предприятии (торговли) Оренбургского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ»;

Боброва В.В., канд.экон.наук, доцент кафедры «Мировая экономика» ГОУ ВПО «ОГУ»

 

 

Демченко Л.И.

Д 31 Рынок потребительских товаров: учебное пособие / Л.И. Демченко.- Оренбург:

 

В учебном пособии определено содержание понятия «рынок», приведены классификации рынков, рассмотрены основные направления исследования товарных рынков. В пособии обобщены мнения российских и зарубежных авторов по проблеме изучения рынков потребительских товаров. Рассмотрены основы организации оптовой и розничной торговли.

Пособие предназначено для студентов полного и ускоренного курсов обучения очного и заочного отделений, изучающих дисциплины: «Организация предпринимательской деятельности»; «Организация коммерческой деятельности», «Основы коммерческой деятельности».



 

ББК

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие и классификация рынков
Основные направления рыночных исследований
Изучение товара
Определение емкости рынка
Анализ конъюнктуры товарных рынков
Сегментация рынка и анализ деятельности потребителей
Анализ деятельности конкурентов
Основные формы и методы сбыта товаров
Основы организации оптовой торговли
Основы организации розничной торговли в рыночных условиях
  Использованная и рекомендуемая литература

 

Понятие и классификация рынков

В современных условиях рыночных отношений, периодически повторяющихся экономических спадов и подъемов в развитии экономик стран и регионов, повышения уровня насыщения потребительского рынка товарами отечественного и импортного производства, развития неценовой конкуренции на большинстве товарных рынков все более актуальной становится проблема изучения его состояния и тенденций развития.

Современный рынок – многогранное явление со сложной структурой, подчиняющейся закону спроса и предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, определяющих состояние рынка, темпы и основные пропорции его развития.

Понятие «рынок» может быть определено в широком и узком смысле слова.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.

Для формирования и развития рыночной экономики необходимы определенные условия:

1. наличие соответствующего уровня развития отношений собственности и равноправие всех его видов.

2. Недопустимость административного вмешательства государственных органов управления в хозяйственную деятельность и предпринимательство независимо от форм собственности.

3. Обязательное наличие конкуренции между субъектами рынка, стимулирующей деловую активность.

4. Рыночное ценообразование должно исходить из соотношения спроса и предложения. Государственный контроль допустим в ограниченной сфере товаров и услуг.

5. Демонополизация экономики. Различают естественные и искусственные монополии.

6. Наличие надлежащей инфраструктуры рынка, обеспечивающей взаимодействие между субъектами рыночных отношений (предприятия оптовой и розничной торговли, товарные и фондовые биржи, валютные биржи, коммерческие банки, системы информированного обеспечения и т.д.).

7. Правовое обеспечение рыночных отношений.

8. Распространение рыночных отношений во все сферы хозяйствования.

Современные рынки изменяются невероятно быстро под влиянием следующих основных тенденций:

· возрастание значения социально-психологических факторов, влияющих на потребительское поведение, прежде всего качество товара, его ценность, степень удовлетворения потребителей. Потребители совершают покупки, руководствуясь такими социальными и психологическими мотивами, как удобство, стиль, характеристики, сервис, статус. Современный покупатель все большее внимание обращает на социальную значимость и эстетическую ценность продукта.

· Повышение качества отношений с потребителями. Грамотные продавцы уделяют особое внимание созданию «пожизненных» покупателей, переносят акцент на построение устойчивых и длительных отношений с покупателями.

· Управление бизнес-процессами осуществляют команды специалистов, в которые входят сотрудники из различных служб компании.

· Компаниям все чаще приходится отказываться от устойчивых стереотипов относительно поведения потребителей, адаптироваться к культурам новых стран. Реализуется один из принципов современной рыночной стратегии: мыслить глобально, но действовать и планировать локально.

· Создание стратегических альянсов и сетей. Все больше времени высшие менеджеры компаний уделяют созданию стратегических альянсов и маркетинговых сетей – основе конкурентных преимуществ фирм-участников.

· Онлайновый бизнес в корне меняет менталитет и психологию потребителя, помещая его в виртуальную среду. Применяя новейшие технологии в области баз данных, компании все увереннее используют прямые продажи, в меньшей степени полагаясь на оптовых и розничных посредников.

· Опережающее развитие сферы услуг. Во всех развитых странах мира происходит быстрое сокращение числа занятых в производственных отраслях и рост занятых в сфере услуг.

· Роль высокотехнологичных отраслей. При общей тенденции сокращения доли промышленного производства в валовой продукции растет число высокотехнологичных компаний, значительно отличающихся от традиционных. Такие компании являются одним из основных источников экономического роста.

В структуре потребностей происходит смещение акцентов в сторону увеличения доли социальных, духовных и творческих потребностей.[12]

Для функционирования рынка требуется, прежде всего, реализация многообразных форм собственности и создание рыночной инфраструктуры.

Рынок рассматривается, как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте.

Основными элементами рынка являются:

- субъекты (покупатели, продавцы, поставщики, посредники и др.),

- объекты (товары, услуги, платежные средства и др.);

- отношения (обмен, конкуренция и др.);

- среда (экономическая, социально-культурная, природная и др.).

Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара, услуги или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков.

1. В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя. Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превышает предложение. При этом для продавца сбыт не требует особых усилий; в условиях дефицита практически любые товары будут реализованы. Для рынка покупателя характерно превышение предложения над имеющимся спросом. В такой ситуации условия диктует уже не продавец, а покупатель. Продавец в условиях конкуренции вынужден предпринимать значительные усилия для реализации товаров.

2. С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) анализ рынка проводится в рамках внутреннего, внешнего, регионального, местного рынков. При исследовании необходимо учитывать наряду с региональными особенностями состояние внутреннего совокупного рынка.

3. Товарные рынки могут различаться по характеру конечного использования товара: рынки товаров потребительского назначения (ТПН); рынки товаров производственного назначения. Специфика исследования рынков ТПН связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей и большое внимание уделяется изучению поведения потребителей, вкусов, желаний.

4. Классификация рынка может проводиться по способностям товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей: рынок товаров для фотолюбителей; туристов; охотников и т.д.

5. Различные типы товарных рынков могут быть выделены по срокам использования товаров: товары длительного пользования, среднего срока, краткосрочные. Особое внимание уделяется изучению эффективность методов сбыта и распределения отдельных товаров. [8]

6. В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми. Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей для личного (семейного, домашнего) использования. Этот рынок крайне неоднороден: покупки на нем совершают покупатели, различающиеся по величине доходов, уровню потребления, социальному статусу, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. Поэтому предприятию следует определить целевой сегмент потребителей, коммерческая работа с которым наиболее целесообразна с экономической точки зрения.

Оптовый рынок или рынок предприятий – это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения.

7. В зависимости от уровня конкуренции выделяют 4 типа рынков:

Рынок чистой конкуренции состоит из множеств продавцов и покупа­телей схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель идти продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершавших сделки не по единой рыночной цене, а в широком их диапазоне. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, отличающиеся друг от друга качеством свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на рынок».

- При чистой монополии на рынке доминирует всего один продавец (его доля на рынке превышает 50%). Это может быть государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая монополия [22].

 

 

Контрольные вопросы:

1. Определите понятие рынок с разных точек зрения.

2. Перечислите основные условия, необходимые для развития рыночной экономики.

3. Назовите основные тенденции развития современных рынков товаров и услуг.

4. Какие признаки могут быть использованы при классификации товарных рынков?

5. Приведите примеры товарных рынков, для которых характерна добросовестная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая и монополистическая ситуации?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.